Потребности и проблемы подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является нахождение методов решения социально-психологических конфликтов в системе «подросток-родитель». Одним из решений данной проблемы является рациональная организация свободного времени подрастающего поколения.
Проблема исследования: мнение подростков относительно их деятельности в свободное время.
Предмет исследования: подростки
Задача исследования: изучение мнения подростков относительно проведения их свободного времени в рамках социального исследования

Файлы: 1 файл

диплом - введение.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

Часто подростки попадают под влияние различных девиантных групп. Особенно подвержены этому влиянию подростки с повышенной возбудимостью, живые как ртуть. Они неугомонны, не способны сидеть долгое время на одном месте или сосредоточиться на каком-либо определенном занятии. Им свойственны частая смена воодушевления и уныния,  множество замыслов, ни одно из которых они не доводят до конца. Всерьез и глубоко они ничем не интересуются.

Эти подростки, неустанно  ищущие приключений и сильных  впечатлений, чаще всего хорошо физически  развиты и испытывают сильную  потребность в движении. Однако они не склонны обдумывать и планировать свои действия и поступки, живут одним днем.

В школе их положение  плохое, поскольку они не испытывают интереса к учению и не отличаются усидчивостью.  Отсутствие достижений и успехов в учении компенсируется демонстрацией независимости, грубостью, игнорированием общепринятых норм поведения. С учителями они держатся дерзко, вызывающе. Педагоги, разумеется, не довольны таким поведением и нередко в качестве наказания отстраняют их от всех интересных и увлекательных занятий, чтобы они не деморализировали других остальных учеников плохи примером.

Такие подростки не пользуются признанием ни у учителей,  ни у  родителей. В этой ситуации они начинают искать среду, где бы сними считались  и попадают в девиантную группу. Там они получают поддержку и ощущение собственной значимости, находят  убежище от «нудного мира» взрослых.

Есть такие группы, члены которых образуют сообщества по типу коммун: вместе живут, добывают алкоголь и наркотики, делятся пищей  и обычно скромными, не всегда честно приобретенными деньгами.

Такие сообщества чаще всего  занимают пустые бараки, развалины  домов или здания, предназначенные для сноса. Там они устраивают свои притоны. Условия жизни в них противоречат представлениям о жилье человека.

Подростки, получающие поддержку  в семье, ощущающие признание  и одобрение в школе, в кружке по интересам, пользующиеся авторитетом  в коллективе и имеющие возможность  реализовать свои увлечения, в значительно  меньшей степени подвержены опасному влиянию девиантных групп, алкоголя и наркотиков.

Чтобы предотвратить  влияние опасных факторов  на развитие подростков предлагаем привить  у них культуру поведения своего свободного времени, вовлечь их в  различные интересные социально  значимые занятия (спорт, искусство, работа). Предлагаем программу мероприятий (интеллектуальных и спортивных), различные кружки по интересам, которые заинтересуют их и помогут в дальнейшем самосовершенствоваться.

1.3. Криминогенность семейного неблагополучия в подростковом периоде.

Недостатки семейного воспитания подробно анализируются  в педагогической,  психологической и  юридической литературе. В целом они заключаются в невыполнении или ненадлежащем исполнении родителями обязанности  «воспитывать своих детей, заботиться об их физическом развитии, обучении и подготовке к общественно полезной деятельности» (Конституция Р.Молдовы, глава II, ст. 48 (2)).Криминологический анализ дефектов семейного воспитания имеет специфическую задачу – установить, опираясь на педагогические и психологические данные, какие именно просчеты семьи и факторы семейного неблагополучия влекут не просто «плохое» поведение подростков, но крайнее его проявление – преступление.

З.В. Баёрюнас (36)  провел сравнение семей подростков –  правонарушителей и их ровесников – не правонарушителей, проживавших в одном микрорайоне, имевших одинаковое число детей в семье, близких по возрасту и месту учебы, а также ряд иных аналогичных характеристик. Он пришел к выводу, что характерными чертами семей, имеющих несовершеннолетних правонарушителей, являются следующие характеристики: такие семьи не ценят или мало ценят нравственные блага и качества; на первое место ставят материальные ценности; характеризуются конфликтами и ссорами; не имеют развитой потребности в самостоятельном приобретении  педагогических знаний; в результате этого, а также низкого образования и культуры оказываются бессильными помочь детям правильно ориентироваться во множестве жизненных обстоятельств; стремятся регулировать поведение детей путем брани, упреков, наказания. Сделан вывод об отсутствии однозначной связи между материально – бытовыми условиями жизни семьи и правонарушения подростков.

К таким же выводам  пришел В.М. Кормщиков (37), который провел интересное сопоставление семей, признанных неблагополучными  независимо от того, совершили ли дети правонарушения, с семьями подростков – правонарушителей безотносительно к тому, признавались ли такие семьи неблагополучными и ставились ли на соответствующий учет в государственных органах. Оказалось, что преступное поведение не находится в непосредственной зависимости от самих по себе таких факторов, как образование, квалификация родителей, структурная полноценность семьи. Они приобретают значение в связи с социально-психологической атмосферой семьи, нравственными и правовыми взглядами, установками, ценностными ориентациями, поведением родителей и других старших членов семьи.

По данным В.М. Кормщикова,  в семьях подростков – правонарушителей ссоры, скандалы происходили в 39% случаев, при ссорах дело доходило до драки  в каждой четвертой семье, постоянная вражда между супругами наблюдалась в 12% семей и только в 24 % случаев были констатированы нормальные взаимоотношения.

По мнению румынских  авторов с криминогенностью  распавшихся  семей связаны прежде всего конфликты  существовавшие между супругами. Болгарские ученые о криминогенности нарушения структуры семьи также говорят в связи с тем, что «на этой базе могут сформироваться новые взаимоотношения, в которых осуществляется интенсивное негативное воздействие на личность подрастающего члена общества, чувствительно затрагиваются его интересы».

Многие криминологи  уделяют определенное внимание низкому образованию, уровню культуры и профессиональной подготовки родителей, но рассматривают такие явления во взаимодействии, связывают с ними большинство конфликтов. Польские авторы отмечают наличие плохих или даже очень плохих взаимоотношений между родителями правонарушителей в 30-60% исследованных случаев (в разных городах), причем часто они бывают связаны со злоупотреблением родителями, особенно отцами,  спиртными напитками. Антагонизм и конфликты в семье, по мнению польских авторов, «вызывает у ребенка сильно переживаемое состояние фрустрации».  Заметим, что криминогенность только такого явления при отсутствии других факторов приходилось наблюдать у совершивших преступления подростков, имевших родителей с высшим образованием и занимавших ответственные служебные положения. Злоупотребление родителями спиртными напитками нередко бывает связано с супружеской изменой, порождает разлад между ними и в ряде случае даже при отсутствии других негативных моментов способствует отчуждению подростка, сближение го с товарищескими группами, характеризующимися отрицательно.

Однако, в большинстве  случаев, конфликты в семьях правонарушителей бывают следствием одновременно нескольких факторов семейного неблагополучия.

Нельзя не учитывать  и педагогическую позицию семьи. Как считают румынские ученые, «разногласия между родителями относительно используемых каждым из них воспитательных средств способствует появлению неправильного поведения даже в семьях с налаженными отношениями между супругами».

Применение ошибочных  методов воспитания, по мнению польских авторов, ведет к возникновению  у ребенка чувства обиды, а  также состояния стресса, переходящего в агрессию и сопротивление авторитету родителей. Между ребенком и родителями на этой основе часто возникают острые конфликты, растет чувство  взаимной неприязни, в результате чего совершаются побеги из дома, кражи и т.п.

Криминологически значимые проблемы семьи имеют несколько аспектов.

Первый касается взаимодействия семьи с личностью в процессе формирования последней. В результате семья определяет потребности, интересы, установки и другие характеристики личности, способствующие или препятствующие её противоправному поведению.

Второй аспект связан с взаимодействием личности и  семьи непосредственно в ситуации совершения преступления и сразу  же после него.  Семья может, в  частности: участвовать в сокрытии следов преступления, стараться любыми путями помочь преступнику уйти от ответственности и т.п. либо служить фактором, препятствующим совершению преступления, помогать его разоблачению, занимать осуждающую и непримиримую позицию. При этом она оказывает воздействие на личность как целенаправленно в процессе воспитания, так и стихийно, всем своим образом жизни.

Отмеченные дефекты  семейной обстановки наблюдаются не только в семьях подростков, совершающих  преступления и не всегда влекут такие  тяжелые последствия.

Спецификой криминологически неблагополучных семей является то, что во-первых,  там указанные дефекты являются преимущественно следствием виновного поведения родителей; во-вторых, существуют наряду с аморальными и противоправными взглядами, образцами поведения, восприятия которых способно само по себе, независимо от дефектов процессов воспитательного воздействия, порождать у подростка деформацию личности и поведения; недостатки семейного воспитания взаимодействуют с другими негативными факторами социальной среды.

Ненадлежащее исполнение родителями их обязанностей может носить как виновный, так и невиновный характер. Во втором случае имеются объективные трудности, возникшие без вины родителей, когда последние сами не в состоянии их преодолеть. Так возникает категория семей, о которых говорят,  что они «не могут правильно воспитывать». Сейчас у нас редко встречаются подобные семьи. Если и констатируются объективные трудности в воспитании детей у одного из родителей подростков, совершающих преступления, то обычно в сочетании с виной этого или другого родителя. В большинстве случаев виновниками  бывают отцы. Речь идет прежде всего о пьянстве, частой смене места работы, оставление семьи без материальной или иной поддержки, уклонении от уплаты алиментов, крайне аморальным поведением в семье и т.п., когда другой родитель зачастую не в состоянии противостоять пагубному влиянию на детей.

 Единичны случаи, когда  родители не желают, но сознательно  допускают, что их сын или  дочь будут совершать преступления. Чаще наблюдается самонадеянность  или небрежность родителей. Именно  они проявляют себя в случаях, когда родители даже не знают, где находятся в позднее время их несовершеннолетние дети; встречаются с негативизмом подростков, их неверными суждениями, но не желают пополнить свои педагогические знания, а действуют «в лоб», с применением оскорбляющих достоинство ребенка средств, выясняют свои отношения при детях; внушают подросткам эгоистические и собственнические взгляды, полагая, что они сумеют удержаться в рамках требований закона, пусть даже при этом будут нарушать нормы морали; на глазах у детей ведут себя иначе, чем на словах.

Такие родители не устанавливают  необходимого контакта с государственными и общественными органами, занимающимися  вопросами воспитания детей и  охраны их прав, не заботятся о своевременном  выявлении источников негативного воздействия на сына или дочь или сами, не умея нейтрализовать или устранить такое влияние, не применяют эффективных мер к тому, чтобы получить нужную помощь.

Если отец или мать, будучи своевременно обеспокоены судьбой ребенка, просят социальной помощи в преодолении негативного влияния другого члена  семьи или иных лиц, пытаются восполнить недостаточный надзор за поведением сына или дочери, избирают эффективные средства воздействия на них, вероятность преступного поведения подростка  в этом случае не идет ни в какое сравнение с той, которая существует в ситуации самонадеянности или небрежности родителей.

Многое зависит и  от действенности помощи, оказываемой  семье государственными органами и  общественными организациями. Если в негативной семье ничего не меняется к лучшему и дети из неё не изымаются, наблюдается существенное усугубление их противоправного поведения.

Родительские семьи  существенно влияют в дальнейшем на положение дел в собственных, создаваемых затем их детьми семьях. В частности негативные семьи не прививают навыков нормального поведения в них,  установления прочных позитивных взаимоотношений между супругами.

Нередко женами деморализованных молодых людей становятся девушки  из аналогичной среды, склонные к  нарушениям норм морали и права, что довершает негативную деформацию поведения молодых супругов. В свою очередь уже дети таких лиц оказываются в очень неблагоприятных условиях семейного воспитания. Криминальные семьи в этом случае как бы воспроизводят себе подобных.

Семейное неблагополучие приводит к преступному поведению несовершеннолетних, как правило, только во взаимодействии с другими факторами.

Этим объясняется, почему аналогичные неблагоприятные условия  воспитания в разных семьях не однозначно  определяют поведение детей. В криминологических исследованиях важно не просто выявить семейное неблагополучие, но и устанавливать варианты социального взаимодействия, при которых оно дает преступное поведение.

Примерно 90% исследованных  подростков, совершивших тяжкие насильственные преступления, находились в микросреде, отличавшейся нарушением норм морали и права  как в семье так и в товарищеских группах; из них 60% в условиях полной криминогенной деформации семьи и товарищеских групп, которые характеризовались одновременным нарушением нравственных и правовых норм.

Информация о работе Потребности и проблемы подросткового возраста