Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:28, курсовая работа
Целью нашего исследования является нахождение методов решения социально-психологических конфликтов в системе «подросток-родитель». Одним из решений данной проблемы является рациональная организация свободного времени подрастающего поколения.
Проблема исследования: мнение подростков относительно их деятельности в свободное время.
Предмет исследования: подростки
Задача исследования: изучение мнения подростков относительно проведения их свободного времени в рамках социального исследования
Часто подростки попадают
под влияние различных девиантн
Эти подростки, неустанно ищущие приключений и сильных впечатлений, чаще всего хорошо физически развиты и испытывают сильную потребность в движении. Однако они не склонны обдумывать и планировать свои действия и поступки, живут одним днем.
В школе их положение плохое, поскольку они не испытывают интереса к учению и не отличаются усидчивостью. Отсутствие достижений и успехов в учении компенсируется демонстрацией независимости, грубостью, игнорированием общепринятых норм поведения. С учителями они держатся дерзко, вызывающе. Педагоги, разумеется, не довольны таким поведением и нередко в качестве наказания отстраняют их от всех интересных и увлекательных занятий, чтобы они не деморализировали других остальных учеников плохи примером.
Такие подростки не пользуются признанием ни у учителей, ни у родителей. В этой ситуации они начинают искать среду, где бы сними считались и попадают в девиантную группу. Там они получают поддержку и ощущение собственной значимости, находят убежище от «нудного мира» взрослых.
Есть такие группы, члены которых образуют сообщества по типу коммун: вместе живут, добывают алкоголь и наркотики, делятся пищей и обычно скромными, не всегда честно приобретенными деньгами.
Такие сообщества чаще всего занимают пустые бараки, развалины домов или здания, предназначенные для сноса. Там они устраивают свои притоны. Условия жизни в них противоречат представлениям о жилье человека.
Подростки, получающие поддержку в семье, ощущающие признание и одобрение в школе, в кружке по интересам, пользующиеся авторитетом в коллективе и имеющие возможность реализовать свои увлечения, в значительно меньшей степени подвержены опасному влиянию девиантных групп, алкоголя и наркотиков.
Чтобы предотвратить влияние опасных факторов на развитие подростков предлагаем привить у них культуру поведения своего свободного времени, вовлечь их в различные интересные социально значимые занятия (спорт, искусство, работа). Предлагаем программу мероприятий (интеллектуальных и спортивных), различные кружки по интересам, которые заинтересуют их и помогут в дальнейшем самосовершенствоваться.
1.3. Криминогенность семейного неблагополучия в подростковом периоде.
Недостатки семейного воспитания подробно анализируются в педагогической, психологической и юридической литературе. В целом они заключаются в невыполнении или ненадлежащем исполнении родителями обязанности «воспитывать своих детей, заботиться об их физическом развитии, обучении и подготовке к общественно полезной деятельности» (Конституция Р.Молдовы, глава II, ст. 48 (2)).Криминологический анализ дефектов семейного воспитания имеет специфическую задачу – установить, опираясь на педагогические и психологические данные, какие именно просчеты семьи и факторы семейного неблагополучия влекут не просто «плохое» поведение подростков, но крайнее его проявление – преступление.
З.В. Баёрюнас (36) провел сравнение семей подростков – правонарушителей и их ровесников – не правонарушителей, проживавших в одном микрорайоне, имевших одинаковое число детей в семье, близких по возрасту и месту учебы, а также ряд иных аналогичных характеристик. Он пришел к выводу, что характерными чертами семей, имеющих несовершеннолетних правонарушителей, являются следующие характеристики: такие семьи не ценят или мало ценят нравственные блага и качества; на первое место ставят материальные ценности; характеризуются конфликтами и ссорами; не имеют развитой потребности в самостоятельном приобретении педагогических знаний; в результате этого, а также низкого образования и культуры оказываются бессильными помочь детям правильно ориентироваться во множестве жизненных обстоятельств; стремятся регулировать поведение детей путем брани, упреков, наказания. Сделан вывод об отсутствии однозначной связи между материально – бытовыми условиями жизни семьи и правонарушения подростков.
К таким же выводам пришел В.М. Кормщиков (37), который провел интересное сопоставление семей, признанных неблагополучными независимо от того, совершили ли дети правонарушения, с семьями подростков – правонарушителей безотносительно к тому, признавались ли такие семьи неблагополучными и ставились ли на соответствующий учет в государственных органах. Оказалось, что преступное поведение не находится в непосредственной зависимости от самих по себе таких факторов, как образование, квалификация родителей, структурная полноценность семьи. Они приобретают значение в связи с социально-психологической атмосферой семьи, нравственными и правовыми взглядами, установками, ценностными ориентациями, поведением родителей и других старших членов семьи.
По данным В.М. Кормщикова, в семьях подростков – правонарушителей ссоры, скандалы происходили в 39% случаев, при ссорах дело доходило до драки в каждой четвертой семье, постоянная вражда между супругами наблюдалась в 12% семей и только в 24 % случаев были констатированы нормальные взаимоотношения.
По мнению румынских авторов с криминогенностью распавшихся семей связаны прежде всего конфликты существовавшие между супругами. Болгарские ученые о криминогенности нарушения структуры семьи также говорят в связи с тем, что «на этой базе могут сформироваться новые взаимоотношения, в которых осуществляется интенсивное негативное воздействие на личность подрастающего члена общества, чувствительно затрагиваются его интересы».
Многие криминологи уделяют определенное внимание низкому образованию, уровню культуры и профессиональной подготовки родителей, но рассматривают такие явления во взаимодействии, связывают с ними большинство конфликтов. Польские авторы отмечают наличие плохих или даже очень плохих взаимоотношений между родителями правонарушителей в 30-60% исследованных случаев (в разных городах), причем часто они бывают связаны со злоупотреблением родителями, особенно отцами, спиртными напитками. Антагонизм и конфликты в семье, по мнению польских авторов, «вызывает у ребенка сильно переживаемое состояние фрустрации». Заметим, что криминогенность только такого явления при отсутствии других факторов приходилось наблюдать у совершивших преступления подростков, имевших родителей с высшим образованием и занимавших ответственные служебные положения. Злоупотребление родителями спиртными напитками нередко бывает связано с супружеской изменой, порождает разлад между ними и в ряде случае даже при отсутствии других негативных моментов способствует отчуждению подростка, сближение го с товарищескими группами, характеризующимися отрицательно.
Однако, в большинстве случаев, конфликты в семьях правонарушителей бывают следствием одновременно нескольких факторов семейного неблагополучия.
Нельзя не учитывать и педагогическую позицию семьи. Как считают румынские ученые, «разногласия между родителями относительно используемых каждым из них воспитательных средств способствует появлению неправильного поведения даже в семьях с налаженными отношениями между супругами».
Применение ошибочных методов воспитания, по мнению польских авторов, ведет к возникновению у ребенка чувства обиды, а также состояния стресса, переходящего в агрессию и сопротивление авторитету родителей. Между ребенком и родителями на этой основе часто возникают острые конфликты, растет чувство взаимной неприязни, в результате чего совершаются побеги из дома, кражи и т.п.
Криминологически значимые проблемы семьи имеют несколько аспектов.
Первый касается взаимодействия семьи с личностью в процессе формирования последней. В результате семья определяет потребности, интересы, установки и другие характеристики личности, способствующие или препятствующие её противоправному поведению.
Второй аспект связан
с взаимодействием личности и
семьи непосредственно в
Отмеченные дефекты семейной обстановки наблюдаются не только в семьях подростков, совершающих преступления и не всегда влекут такие тяжелые последствия.
Спецификой криминологически неблагополучных семей является то, что во-первых, там указанные дефекты являются преимущественно следствием виновного поведения родителей; во-вторых, существуют наряду с аморальными и противоправными взглядами, образцами поведения, восприятия которых способно само по себе, независимо от дефектов процессов воспитательного воздействия, порождать у подростка деформацию личности и поведения; недостатки семейного воспитания взаимодействуют с другими негативными факторами социальной среды.
Ненадлежащее исполнение родителями их обязанностей может носить как виновный, так и невиновный характер. Во втором случае имеются объективные трудности, возникшие без вины родителей, когда последние сами не в состоянии их преодолеть. Так возникает категория семей, о которых говорят, что они «не могут правильно воспитывать». Сейчас у нас редко встречаются подобные семьи. Если и констатируются объективные трудности в воспитании детей у одного из родителей подростков, совершающих преступления, то обычно в сочетании с виной этого или другого родителя. В большинстве случаев виновниками бывают отцы. Речь идет прежде всего о пьянстве, частой смене места работы, оставление семьи без материальной или иной поддержки, уклонении от уплаты алиментов, крайне аморальным поведением в семье и т.п., когда другой родитель зачастую не в состоянии противостоять пагубному влиянию на детей.
Единичны случаи, когда
родители не желают, но сознательно
допускают, что их сын или
дочь будут совершать
Такие родители не устанавливают необходимого контакта с государственными и общественными органами, занимающимися вопросами воспитания детей и охраны их прав, не заботятся о своевременном выявлении источников негативного воздействия на сына или дочь или сами, не умея нейтрализовать или устранить такое влияние, не применяют эффективных мер к тому, чтобы получить нужную помощь.
Если отец или мать, будучи своевременно обеспокоены судьбой ребенка, просят социальной помощи в преодолении негативного влияния другого члена семьи или иных лиц, пытаются восполнить недостаточный надзор за поведением сына или дочери, избирают эффективные средства воздействия на них, вероятность преступного поведения подростка в этом случае не идет ни в какое сравнение с той, которая существует в ситуации самонадеянности или небрежности родителей.
Многое зависит и от действенности помощи, оказываемой семье государственными органами и общественными организациями. Если в негативной семье ничего не меняется к лучшему и дети из неё не изымаются, наблюдается существенное усугубление их противоправного поведения.
Родительские семьи существенно влияют в дальнейшем на положение дел в собственных, создаваемых затем их детьми семьях. В частности негативные семьи не прививают навыков нормального поведения в них, установления прочных позитивных взаимоотношений между супругами.
Нередко женами деморализованных молодых людей становятся девушки из аналогичной среды, склонные к нарушениям норм морали и права, что довершает негативную деформацию поведения молодых супругов. В свою очередь уже дети таких лиц оказываются в очень неблагоприятных условиях семейного воспитания. Криминальные семьи в этом случае как бы воспроизводят себе подобных.
Семейное неблагополучие приводит к преступному поведению несовершеннолетних, как правило, только во взаимодействии с другими факторами.
Этим объясняется, почему
аналогичные неблагоприятные
Примерно 90% исследованных подростков, совершивших тяжкие насильственные преступления, находились в микросреде, отличавшейся нарушением норм морали и права как в семье так и в товарищеских группах; из них 60% в условиях полной криминогенной деформации семьи и товарищеских групп, которые характеризовались одновременным нарушением нравственных и правовых норм.
Информация о работе Потребности и проблемы подросткового возраста