Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 07:26, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Право социального обеспечения"
В докапиталистический
период основными социально-правовыми
формами материального
Исторически первым социальным явлением, попавшим в сферу государственного вмешательства в России, была бедность. На основании Указа Петра I 1712 г во всех губерниях создавались госпитали для увечных и престарелых, а трудоспособных нищих и бродяг подвергали наказаниям (били кнутами, посылали на каторгу, принуждали к "казенным работам" и т.п.) За "профессиональное нищенство" взимался штраф от 5 до 10 рублей.
Законодательство, регулировавшее государственное и общественное призрение при Екатерине II, основывалось на следующих принципах: полное осуждение и воспрещение добровольного нищенства; применение репрессивных мер к трудоспособным нищим; призрение нетрудоспособных нищих преимущественно в закрытых учреждениях (богадельни, странноприимные и сиротские дома, дома для умалишенных и пр.).
Обязанности по предоставлению пропитания и одежды нетрудоспособным жителям деревни были возложены на помещиков. В городах строительством и содержанием госпиталей, богаделен и других заведений общественного призрения занимались городские (сословные) управления (магистраты). Бывшим солдатам и сиротам помощь оказывали монастыри, которым на эти цели выделяли средства из государственной казны. Созданная Екатериной II система государственного призрения просуществовала с незначительными изменениями до начала XX века.
В 1864 г. в результате земской реформы дела приказов общественного призрения были переданы земским учреждениям, организованным по сословному принципу (для крестьян, мещан, купцов). Законодательство возложило на земства очень широкие обязанности. Земства выплачивали единовременные пособия пострадавшим от наводнений и других стихийных бедствий, неурожаев, пожаров, семьям нижних чинов запаса в случае призыва кормильцев в армию, крестьянам на переселение в другие местности, стипендии на обучение детей из бедных семей в средних и высших учебных заведений, принимали участие в финансировании домов и колоний для умалишенных, колоний малолетних преступников, приютов для подкидышей, строительства школ и благотворительных заведений и пр.
Кроме того, земства
вели профилактическую работу по предупреждению
бедности. В этих целях они открывали
временные помещения для
Призрением бедных в городах занимались общественные управы.
Основными видами призрения в городах были: пособия нуждающимся за счет пожертвований или городских средств; содержание в закрытых заведениях (богадельнях, детских приютах и т.п.). ' К концу XIX и началу XX века в европейской части России насчитывалось 14854 государственных и частных учреждения общественного призрения*.
В докапиталистический период и при капитализме в отношении трудоспособных нищих применялись репрессивные меры, которые сочетались с оказанием сословной помощи нетрудоспособным нищим. Многие стороны деятельности по оказанию помощи нуждающимся оставались за пределами законодательного регулирования. Не были четко определены обязанности государственных органов, круг лиц, имеющих право на помощь, размеры помощи и источники ее финансирования.
Пенсионное обеспечение государственных чиновников и военнослужащих осуществлялось, начиная с XVII века, за счет казны на основании специального законодательства в зависимости от заслуг перед государством или в соответствии с табелем о рангах. К специальному законодательству относится Устав о пенсиях и единовременных пособиях 1827 г. Согласно Уставу царь единолично устанавливал размеры пенсий для своих приближенных, величина которых достигала 12 тыс. руб. в год. В зависимости от служебного положения пенсии бывших государственных чиновников колебались от 300 руб. до 4000 руб. в год. На основании актов правительства пенсиями и пособиями обеспечивались также чины полиции и их семьи.
Закономерности развития социального обеспечения в историко-правовом аспекте наиболее подробно и полно исследованы Р.И. Ивановой. Анализ большого количества первоисточников позволил автору сделать вывод о том, что в докапиталистический период материальное обеспечение престарелых и нетрудоспособных еще не было структурно обособлено от отношений собственности*.
Ситуация коренным образом изменилась с развитием капитализма. Формирование капиталистического способа производства привело к возникновению объективной необходимости в организации государственной системы защиты наемных работников от социального риска утраты заработка, служившего для них основным источником средств существования, поскольку негосударственные (частные) системы страхования и действовавшие формы благотворительности решить эту задачу не могли.
Наиболее частыми причинами утраты заработка являлись несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания. Поэтому первыми видами выплат по государственному социальному страхованию стали пособия в связи с трудовым увечьем и болезнью.
Инициатива принятия соответствующего законодательства принадлежала Германии (закон о страховании от несчастных случаев на производстве 1881 г., закон об обязательном государственном страховании на случай болезни 1883 г. и другие). За Германией последовали другие страны Европы, в том числе и Россия.
- В 1901 г. в России утверждены Временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утратившим трудоспособность. В 1903 г. был принят закон о вознаграждении потерпевших рабочих вследствие несчастных случаев. По существу этот закон устанавливал не право рабочих на материальное обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве, а вводил особую ответственность работодателей, базирующуюся на гражданско-правовых началах. Работодатель освобождался от ответственности при наличии умысла или грубой неосторожности пост радавшего. Однако назначаемая в связи с трудовым увечьем компенсация называлась пенсией.
Следующим крупным
шагом на пути формирования государственной
системы социального
Закон "О страховании от несчастных случаев" во многом также строился на гражданско-правовых принципах, но он был уже посвящен собственно страхованию, а не индивидуальной ответственности работодателя. Данный закон имел ограниченную сферу действия. Он распространялся только на территорию Европейской части России и Кавказского края, на предприятия с числом рабочих не менее 20 или 30 человек в зависимости от применения паровых котлов и других видов машин*. Фактически закон охватывал примерно 15 % общего числа рабочих России.
По этому закону вознаграждение выплачивалось лишь с 14-й недели после несчастного случая в размере не более 2/3 годового содержания в зависимости от степени утраты трудоспособности. В меньшем размере вознаграждение назначалось, если несчастный случай произошел в результате грубой неосторожности самого потерпевшего, Во исполнение названных законов в Петербурге при Министерстве торговли и промышленности был создан Совет по делам страхования рабочих, а в губерниях и крупных городах - Страховые присутствия. На предприятиях с числом рабочих не менее 200 человек учреждались больничные кассы и страховые товарищества. Мелкие предприятия объединялись с целью организации общей страховой кассы. Управление страховыми кассами осуществляли рабочие и работодатели на паритетных началах. В дореволюционной России насчитывалось несколько тысяч страховых касс и около десятка товариществ.
В соответствии с названными законами 1912 г. для рабочих, состоящих членами больничных касс, вводились пособия в связи с болезнью, увечьем, смертью и родами за счет взносов в эти кассы. Если рабочий не был членом кассы, то он получал пособие только в связи с увечьем.
Пособия выплачивались в следующих размерах: по болезни - от 2/3 до 1/4 дневного заработка; в связи с родами - 1/2 дневного заработка за две недели до родов и четыре недели после родов; в связи со смертью - от 20 до 30-кратного дневного заработка умершего.
Служащим из нижних чинов согласно Правилам о мерах призрения нижних чинов и их семейств от 23 июня 1912г. назначалась пенсия в размере 3 руб. в месяц в случае увольнения в связи с неспособностью к службе из-за полной инвалидности при отсутствии средств к существованию.
Закон "Об обеспечении рабочих на случай болезни" от 23 июня 1912г. установил следующие виды врачебной помощи для рабочих: первоначальная помощь, амбулаторное лечение, родовспоможение, больничное лечение не более четырех месяцев, включающее содержание больных, бесплатную выдачу лекарств и медицинских принадлежностей. Эта помощь предоставлялась через больничные кассы за счет взносов их членов. Поэтому фактически ее могли получать лишь члены больничных касс, т.е. всего одна четверть рабочих России.
В начале XX века вопросы оказания рабочим бесплатной медицинской помощи и выплаты пенсий и пособий при заболеваниях и травмах на производстве стояли очень остро. При проведении забастовок и митингов большевики выдвигали требования о создании государственной системы социального страхования рабочих.
Законодательство 1912 г. в определенной степени было направлено на смягчение ситуации. Однако Первая мировая война приостановила его реализацию.
В январе 1912г., т.е. еще до принятия указанных выше законов о страховании, Шестая (Пражская) Всероссийская конференция РСДРП выразила критическое отношение к думскому законопроекту о государственном страховании рабочих и утвердила свою страховую программу. Эта программа строилась на следующих принципах: социальное страхование должно обеспечивать рабочих во всех случаях утраты ими трудоспособности (увечье, болезнь, старость, инвалидность; у работниц, кроме того, беременность и роды; вознаграждение вдов и сирот после смерти добытчика) или в случае потери заработка благодаря безработице; охватывать всех лиц наемного труда и их семейств; все застрахованные должны вознаграждаться по принципу возмещения полного заработка, причем все расходы по страхованию должны падать на предпринимателей и государство; всеми видами страхования должны ведать единые страховые организации, построенные по территориальному типу и на началах полного самоуправления застрахованных
2. ПСО –совок-ть норм, регулир-х обществ.отн-я, возникающие в связи с материал.обеспеч-м в различных формах нуждающихся в социальной поддержки граждан (материал.правоотн-я), а также тесно связанные с ними отн-я процедурного и процессуальн.хар-ра.
Предмет ПСО- это обществ.отн-я, включ-е в себя: 1.ОО в связи с обеспечением гр-н в денежн.форме (пенсии, пособия, компенсации) 2.ОО в связи с предоставлением помощи в натуральной форме (конкретные товары или услуги, предоставл-е бесплатно или со скидкой) 3.ОО процедурн.или процессуал.хар-ра.
Организационно-прав.формы СО. Понятие и классификация.
Осуществление констит.права на СО м.б.организованно в разных формах, кот-е принято разграничивать по след.признакам: круг обеспеч-х; источники и способы формирования фондов для финансирования соотв-х мероприятий; виды обеспечения;
система органов, предоставл-х СО. С учетом данных признаков выдел-ся след.формы: 1.обязательное социальное страхование(ОСС). «З.об основах ОСС». ОСС-форма организации осуществления застрахованными лицами пр.на СО в случаях утраты заработка или другого источника средств существования вследствие болезни, труд.увечья или проф.заболевания, безработицы, инвалидности и
др.обстоят-в установл-х законом.
социальный страховой
риск - предполагаемое событие, влекущее
изменение материального и (или)
социального положения
социальное страхование;
страховой случай - событие, представляющее собой реализацию социального страхового риска, с наступлением которого возникает обязанность страховщика осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию;
Суть ОСС состоит
в разложении соц.риска м\у работодателями,
наемн.работниками и др.
Признаки: 1)обязат.
И всеобщ.хар-р-Конв.МОТ о
застрах-х лиц и работодат-й о формировании средств за счет кот-х происходит обеспеч-е 4) многообразие видов СО в рамках соц.страхования. Для финансир-я ОСС на федеральном и локальных уровнях созданы централизованные фонды. К федеральным относят: ПФ, ФСС, ФОМС, Гос.Ф.занятости населения РФ. Они образ-ся за счет средств страх.взносов работодателей, различных групп занятого нас. И дотаций гос. 2.государственная соц.помощь. «З. о прожиточ.миниуме в РФ»,
«З.о гос.соц.помощи». Это комплекс мероприятий, направл-х на предотвращение нуждаемости чел-ка. Субьектами соц.помощи признаються малоимущие лица и семьи, а основанием для предоставления соц.выплат или услуг- уровень индив.или среднедуш.дохода семьи. Если он ниже величины прожиточного миниума семья считается малоимущей и имеет пр.на соц.помощь. Финансир-е осущ-ся за счет средств гос.и местн-х бюджетов. Величина прожит.миниума опрел-ся Правит-м РФ и орг.испол.вл. субъектов РФ ежеквартально на основании потребит.корзины(минимал.набор продуктов питания, непродоволств.товаров и услуг, необх-х для сохранения здоровья чел-ка и обеспеч-я его жизнед-ти).