Право социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 07:26, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Право социального обеспечения"

Файлы: 1 файл

ПСО.doc

— 698.50 Кб (Скачать файл)

Основания предоставления помощи: нуждаемость чел-ка (н.инвалидность, землятресение, вооруж.конфликт)  3.СО за счет прямых ассигнований из федерального бюджета.  Эта форма охватывает особых субъектов: гос.служащих, военнослуж-х, лиц рядового и начальствующего состава ОВД, гос.без-ти, нал.полиции и членов их семей, а также др.категории служ-х с учетом специф.хар-ра их деят-ти. Средства на финансирование данн.лиц перечисляются в федеральные фонды соц.страхования или выделяются соотв-м министерствам из бюджет РФ.

  1. Фин система гос.соц.обеспечения.

Средства на выплаты труд.пенсий, соц-страх.пособий , мед.помощь концентрируются в внебюджетных фондах соц.страхования. Оказание соц.помощи, соц.обслуживания,

предоставление  льгот осуществляется за счет бюджетов различных уровней.

Внебюдж.фонды это самост.финансово-кредитные  уреждения. Ден.сред-ва фондов находятся  в  гос.собственности, но не входят в  состав бюджета РФ, бюджетов субьектов  РФ и АТО, изъятию не подлежат. Средства фондов формируются за счет

страх.взносов работодателей, различных групп занятого нас. и  дотаций гос. Тарифы страховых взносов  в фонды устанавл-ся ФЗ-ми ежегодно.  ПФР производит:

целевой сбор и аккумуляцию  страховых взносов, а также финансирование расходов на все виды пенсий и др.выплаты;организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;капитализацию

средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц; организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным

законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе  государственного пенсионного страхования", а также организацию и ведение  государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых  взносов в ПФР, межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий; ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Средства ПФР предназначены  для выплаты всех видов гос.пенсий, в т.ч. лицам, выезжающим за пределы  РФ на постоянное жительство и другие мероприятия, связанные с деятельностью  фонда. Государствен.фонд занятости населения РФ (ГФЗ) представляет собой сов-ть федерал.части Фонда занятости и фондов занятости, формируемых в субьектах федерации. Средства ГФЗ направляются: на выплату пособий по безработице; компесации материал.затрат гражданам по

переезду в другую местность  по предложению службы занятости; на оказание материал.или иной помощи членам семьи безработного, нах-ся на его иждивении; на оплату периода времен.нетрудоспособности безработным гражданам; на возмещение затрат ПФР в связи с назначением досрочных пенсий безработным. Для реализации гос.политики в области обязат.мед.страхования созданы федерал-е и территор-е фонды обяз.

 

4. Предмет права социального обеспечения — это сложный комплекс отношений как материального, так и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с распределением части валового внутреннего продукта через систему социального обеспечения[2].

1.Отношения по  социальному обеспечению граждан  в денежной форме. 

2.Отношения по  предоставлению различных социальных  услуг. 

3.Процедурные  и процессуальные отношения, связанные  с реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения[2].

 

5. Особенности  метода. С учетом положений общей теории права метод правового регулирования общественных отношений отрасли права характеризуется обычно следующими чертами (признаками): 
1.порядком возникновения, изменения и прекращения правоотношений;

2.юридическим  положением участников (субъектов) правоотношений;

3.спецификой  установления прав и обязанностей  участников 
(субъектов);

4.особенностями  средств, обеспечивающих исполнение  обязанностей. 
С этих позиций метод отрасли права социального обеспечения отличают следующие черты (признаки): 
1) специфика юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение и прекращение правоотношений по социальному обеспечению;

2.особенности правового  положения субъектов этих правоотношений;

3.своеобразие способов  формирования содержания правоотношений; 
4) специфика санкций и способа защиты нарушенного права. 
Способы правового регулирования отрасли права социального обеспечения подразделяются следующим образом:

1.Централизованный способ  регулирования, который, в 
свою очередь, делится на федеральный и межотраслевой способы регулирования.

2.Региональный, который осуществляется  на уровне субъекта федерации либо территории.

3.Локальный - на муниципальном  уровне или на уровне 
конкретной организации.

 

 

6. Система  права социального обеспечения 
Нормы отрасли права социального обеспечения могут выражать общие, принципиальные положения, которые относятся в равной степени ко всему комплексу отношений по социальному обеспечению в целом. Отдельные нормы касаются лишь вида отношений, входящих в предмет отрасли. 
Исходя из этого, нормы отрасли права социального обеспечения, как и других отраслей, можно разделить на две части: общую и особенную. 
В общую часть отрасли права социального обеспечения включаются следующие институты. 
Первым является основной институт, нормы которого определяют круг регулируемых отношений, задачи и принципы отрасли. 
Второй институт объединяет нормы, определяющие виды обеспечения и собственно юридические факты, с которыми связано возникновение отношений по социальному обеспечению. 
В третий институт входят нормы, регулирующие субъектный состав отношений по социальному обеспечению и устанавливающие объем правомочий субъектов. 
Четвертый институт общей части права социального обеспечения - институт источников отрасли. 
Особенная часть состоит из комплексных институтов, включающих пединституты отрасли, и институтов права социального обеспечения. 
Комплексными институтами являются: 
1.Институт пенсионного обеспечения с подинститутами: пенсий по старости, пенсий за выслугу лет, пенсий по инвалидности, пенсий по случаю потери кормильца, социальных пенсий, исчисления пенсий и назначения пенсий. 
2.Институт медицинской помощи и лечения.  
3.Институт социального обслуживания.  
4.Институт пособий и компенсаций.  
Кроме комплексных институтов, в систему отрасли входят: 
институт трудового стажа; 
институт ответственности; 
институт разрешения споров по вопросам социального обеспечения. 
Большинство норм права социального обеспечения имеют управомочивающий характер. Это связано с сущностью опосредуемых общественных отношений. Управомочивающие нормы способствуют реализации прав на удовлетворение жизненно необходимых потребностей граждан в старости, при наступлении нетрудоспособности, при потере кормильца, утрате средств к существованию и в других случаях. Вместе с тем используется разрешительное регулирование, т. е. субъектам правоотношений дозволяется только то, что прямо предусмотрено законодательством. 

7Соотношение с другими отраслями права[18]

Право социального обеспечения  как уникальное явление представляет собой самостоятельную общность правовых норм, регламентирующих специфические группы общественных отношений, не входящих в предмет правового регулирования других отраслей права. Основными отраслями, представляющими интерес в связи с данным вопросом, являются трудовое и гражданское право.

Соотношение с трудовым правом

Проблема взаимосвязи  и взаимодействия трудового права  и права социального обеспечения  имеет давнюю историю. В советский  период в литературе существовали различные точки зрения на соотношение этих отраслей. Как правило, дискуссии сводились к вопросу о самостоятельности права социального обеспечения и его обособленности по отношению к трудовому праву. Разграничивая трудовое право и право социального обеспечения, нужно иметь в виду следующие моменты:

- социально-обеспечительные  правоотношения охватывают более  широкий круг субъектов, как  со стороны нуждающихся, так  и со стороны органов социального  обеспечения; 

- субъектом трудового правоотношения не может выступать семья;

-правосубъектность  как основание участия в социально-обеспечительном  правоотношении не связана с  достижением определённого возраста, а иногда связывается с фактом  рождения, в то время как возраст  работника как субъекта трудового правоотношения установлен в качестве общего правила в 16 лет;

-социально-обеспечительное  правоотношение возникает на  основе юридического состава,  а трудовые правоотношения, как  правило, на основе трудового  договора;

- трудовое правоотношение в большинстве случаев служит предпосылкой возникновения только правоотношений по обязательному социальному страхованию, но не социальному обеспечению в целом;

- субъекты социально-обеспечительного  правоотношения не определяют  его содержания, так как права и обязанности закреплены непосредственно в законодательстве, в то время как субъекты трудового правоотношения вправе самостоятельно определить условия трудового договора;

- для социально-обеспечительного  правоотношения, в отличие от  трудового, не свойственно наличие отношения дисциплинарной власти и подчинения в отношении наёмного работника.

Соотношение с гражданским правом

Право социального обеспечения  следует отграничивать также  от гражданского права с учетом следующих  положений:

-содержание  социально-обеспечительного правоотношения определяется непосредственно законодательством (за некоторыми исключениями), а не формируется сторонами, что указывает на отсутствие равенства сторон в указанных правоотношениях и на невозможность диспозитивного регулирования.

-для возникновения  социально-обеспечительного правоотношения  не требуется согласованного  волеизъявления обеих сторон — достаточно волеизъявления гражданина, реализующего свои правомочия, определённые законодательством.

- субъекты социально-обеспечительных правоотношений в установленных законодательством случаях имеют возможность реализовать правоспособность в полном объёме до достижения возраста гражданской дееспособности (восемнадцатилетнего возраста).

- социально-обеспечительные  правоотношения возникают на основе сложного юридического состава, а гражданские правоотношения, как правило, на основе отдельных юридических фактов (сделки, причинение вреда имуществу, жизни и здоровью, смерть человека и другие)

 

8. Классификация и общая характеристика принципов права социального обеспечения

По  сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

  • общеправовые (свойственные всем отраслям права);
  • межотраслевые (отражающие общие черты нескольких отраслей права);
  • отраслевые (характеризующие специфику конкретной отрасли);
  • внутриотраслевые (касающиеся отдельных институтов отрасли).

В регулировании  общественных отношений по социальному  обеспечению находят проявление все группы правовых принципов.

Общеправовые  принципы:

  • признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;
  • неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения;
  • признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими;
  • равенство всех перед законом и судом;
  • равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации;
  • право каждого на объединение для защиты своих интересов;
  • гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.

Межотраслевые принципы:

Характерны для  ряда отраслей права, нормы которых  регулируют общественные отношения, связанные  с реализацией гражданами предоставленных  им прав. К межотраслевым принципам  можно отнести:

  • обеспечение достойной жизни и свободного развития человека;
  • обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
  • запрещение принудительного труда и др.

Они наиболее характерны для таких отраслей права, как  трудовое, семейное, право социального обеспечения.

Внутриотраслевые  принципы:

В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные  институты социального обеспечения,  прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права. Так, в ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.

Право социального  обеспечения относится к числу тех отраслей, принципы которых текстуально не закреплены в законе. До сих пор нет общего нормативного акта типа Основ или Кодекса, где были бы зафиксированы принципы права социального обеспечения.

Отраслевые  принципы

Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой — указывают основные тенденции ее развития.

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает их количество и у различных авторов.

Например, Е. Е. Мачульская выделяет следующие принципы:

  • всеобщность;
  • финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;
  • дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;
  • универсальность и комплексность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом.

Информация о работе Право социального обеспечения