Право социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 07:26, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Право социального обеспечения"

Файлы: 1 файл

ПСО.doc

— 698.50 Кб (Скачать файл)

Возникновение новых видов пособий и компенсационных выплат обусловлено главным образом социально-экономическими преобразованиями, которые вызвали существенные изменения во всех сферах общественной жизни, включая и сферу распределения.

Социальные пособия  являются денежной формой обеспечения. Они предоставляются гражданам в установленных законом случаях в качестве одного из видов социального обеспечения, помощи, поддержки. Социальные пособия выплачиваются обычно непродолжительное время или единовременно. Их получают как работающие так и неработающие граждане, в том числе и пенсионеры. Цель социальных пособий – компенсировать полностью или частично временно утраченный по различным причинам заработок, оказать материальную поддержку, пополнить бюджет семьи в связи с наступлением ряда обстоятельств: рождением ребёнка, смертью члена семьи и т.д.

По сложившейся  традиции социальные пособия самим  законодателем выделяются по тем  жизненным обстоятельствам, которые  вызывают необходимость их предоставления. Такие обстоятельства отражаются в  названии соответствующих пособий, например:

1. пособие по  временной нетрудоспособности

2. пособие по  беременности и родам

3. пособие по  случаю рождению ребёнка

4. пособие на  период по уходу за ребёнком  до достижении им возраста  полутора лет

С учётом изложенного  можно дать определение социальных пособий – это выплаты, производимые гражданам в установленные законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной помощи.

2.2 Классификация социальных пособий

Многочисленные  виды пособий классифицируются по разным основаниям:

1. по целевому  назначению – выделяются пособия,  цель которых компенсировать  полностью или хотя бы частично  временно утраченный заработок,  и пособия, цель которых –  оказать помощь в пополнении доходов в связи с наступлением различных иных обстоятельств (пособие по беременности и родам, пособие по безработице);

2. по продолжительности  выплаты – ежемесячные, периодические  и единовременные (пособие на  ребёнка, пособие по временной нетрудоспособности, пособие при рождении ребёнка);

3. по источнику  выплаты – из внебюджетных  целевых фондов и из государственного  бюджета;

4. по правовому  регулированию – пособия, предусмотренные  федеральным законодательством,  законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами;

5.по  субъектам  –в зависимости от категорий  граждан, которым предоставляются  пособия по социальному обеспечению.

Для студентов  и слушателей курсов по праву социального  обеспечения – социальные пособия классифицируются по смешанному критерию: по видам пособий, целевому назначению и по значимости:

1. по временной  нетрудоспособности;

2. гражданам,  имеющим детей;

3. пособие по  безработице;

4. иные пособия;

Полной классификации  социальных пособий в правовой литературе нет.

Гражданам не могут  назначаться одновременно два вида компенсирующих заработок пособия (пособие по временной нетрудоспособности и пособие по безработице), и в  то же время граждане могут одновременно получать два и более пособий. Имеющих разное целевое назначение (пособие по временной нетрудоспособности и пособие на ребёнка в возрасте до 16 лет). В законе не устанавливаются чёткие критерии, определяющие право на один вид пособия или на возможность получения одновременно двух и более пособий. В нормах, определяющих назначение того или иного вида пособия, прямо оговариваются эти обстоятельства (безработному приостанавливается выплата пособия по безработице на период получения пособия по временной нетрудоспособности; пособия на содержание детей в возрасте до 16 лет выплачиваются независимо от иных социальных выплат).

Как правило, правом на получение пособий при наступлении  соответствующих обстоятельств  пользуются все граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе беженцы, проживающие на территории России.[1]

Законом установлены  некоторые общие правила, касающиеся всех видов пособий, которые предоставляются  гражданам, имеющих детей:

Первое правило  – касается сроков назначения пособий. Пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребёнка, а так же ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребёнком до достижении им возраста полутора лет назначаются, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев соответственно со дня окончания отпуска по беременности и родам, со дня рождения ребёнка, со дня достижения ребёнком возраста полутора лет.

Второе правило – предусматривает обязанность получателей государственных пособий своевременно извещать органы, назначающие пособия, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплат.

Третье правило  – устанавливает ответственность получателей пособий: излишне выплаченные суммы государственных пособий удерживаются с них с лишь в том случае, если переплата произошла по их вине. Удержание производится в размере не выше 20 % либо суммы пособия, причитающейся получателю при каждой последующей его выплате, либо суммы заработной платы получателя в соответствии с законодательством о труде. При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке. Суммы, излишне выплаченные по вине органа, назначившего государственное пособие, удержанию не подлежит, за исключением случая счётной ошибки. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством.

Четвёртое правило  – устанавливает, что размеры  государственных пособий в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, если они не учтены в составе заработной платы.

Размеры пособий  могут устанавливаться в процентном отношении к средней заработной плате работника до наступления обстоятельств; в процентном отношении к прожиточному минимуму субъекта Российской Федерации или в твёрдой денежной сумме.

В районах и  местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размеры  всех государственных пособий определяются с применением этих коэффициентов, если они не учтены в составе заработанной платы, из которой исчисляется размер пособия.

 

43. Особенности  выплат социальных пенсий.

Институт социальных пенсий является новым для отечественного законодательства.. Впервые они были введены Законом "О государственных пенсиях в РСФСР". Социальные пенсии служат одним из основных видов неадресной социальной помощи. В отличие от трудовых пенсий право на социальные пенсии не зависит от трудового стажа и от уплаты страховых пенсионных взносов. Они выплачиваются в твердом размере за счет средств государственного бюджета, перечисляемых в ПФР. Как и трудовые пенсии, они назначаются в связи: - с достижением установленного законом возраста; - наступлением инвалидности; - потерей кормильца. Социальная пенсия - это гарантированная государством денежная помощь, предоставляемая в установленных законом случаях независимо от трудового стажа и уплаты страховых пенсионных, взносов за счет средств государственного бюджета. Круг лиц, имеющих право на социальную пенсию, остается довольно узким. Он ограничивается следующими категориями граждан: престарелые, достигшие 65 лет (мужчины) и 60 лет(женщины); инвалиды 1-й и 2-й группы, в том числе инвалиды с детства, инвалиды 3-й группы; дети-инвалиды до 16 лет; дети, потерявшие кормильца, в возрасте до 18 лет. Размеры социальной пенсии: - инвалидам с детства 1-й и 2-й групп, инвалидам 1-й группы, детям-инвалидам, детям - круглым сиротам и детям умершей одинокой матери - в размере минимальной пенсии по старости; - инвалидам 2-й группы (кроме инвалидов с детства), детям, потерявшим одного из родителей, гражданам в возрасте 65 лет (мужчины) и 60 лет (женщины) - в размере 2/3 минимальной пенсии по старости; -  инвалидам 3-й группы - в размере ½ минимальной пенсии по старости. К социальной пенсии выплачиваются такие же компенсационные выплаты, как и к трудовым пенсиям. Инвалидам с детства 1-й группы, детям-инвалидам назначаются надбавки на уход. Социальная пенсия предоставляется им и в период обучения в общеобразовательных учреждениях и нахождения на полном государственном обеспечении. Работающие пенсионеры имеют право на получение социальной пенсии. Лицам из числа малочисленных народов Севера социальная пенсия назначается по достижении 55 лет (мужчины), 50 лет (женщины) в размере минимальной пенсии по старости (ст. 27 Закона РФ от 19.02.93 № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях").

Круг лиц, имеющих  право на социальную пенсию:

Статья 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» устанавливает, что право на социальную пенсию имеют  нетрудоспособные граждане, постоянно  проживающие в РФ, а именно:

- Инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, в том числе инвалиды с детства, не имеющие права на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», либо на пенсию по инвалидности в соответствии со статьями 8-10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»;

- Дети-инвалиды;

- Дети в возрасте  до 18 лет, потерявшие одного или  обоих родителей, и дети умершей  одинокой матери, не имеющие права  на пенсию по случаю потери  кормильца, предусмотренную Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», или на пенсию по случаю потери кормильца в соответствии со статьями 8 и 10 вышеназванного Федерального закона;

- Граждане из  числа малочисленных народов  Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно, мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», или на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьями 7-10 Федерального закона «О государственном  пенсионном обеспечении»;

- Граждане, достигшие  возраста 65 и 60 лет (соответственно, мужчины и женщины), не имеющие  права на трудовую пенсию, предусмотренную  Федеральным законом «О трудовых  пенсиях в РФ», или на пенсию  по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьями того же Федерального закона.

Социальная пенсия, назначенная гражданам, достигшим  возраста 65 и 60лет  (соответственно мужчины и женщины), не выплачивается  в период выполнения им оплачиваемой работы.

Медицинские показания, при которых ребенок в возрасте до 18 лет признается инвалидом, утверждаются в порядке, определяемом  Правительством РФ.

 

 

44. Общая  характеристика компенсационных  выплат в сфере социального  обеспечения.

Компенсационные выплаты — это денежные выплаты, назначаемые гражданам с целью осуществления дополнительной материальной поддержки в случаях, признаваемых государством социально значимыми от наличия у них каких-либо иных источников дохода.

Компенсационные выплаты рассматриваются, как правило, в совокупности с социальными пособиями, но последние следует отличать от компенсационных выплат. Эти выплаты адресованы относительно узкому кругу лиц, нуждающихся в социальной поддержке и помощи по обстоятельствам, не зависящим от гражданина. В некоторых случаях законодатель прямо называет их таковыми, а в некоторых применяет иные термины (например, пособие), но предусматривает их компенсационный характер.

Компенсационные выплаты по социальному обеспечению  являются одним из видов социального  обеспечения граждан, который заключается в денежных выплатах (разовых и периодических), имеющих четко выраженный характер возмещения в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Различают следующие  виды компенсационных выплат:

1) матерям (или  другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях с работодателем, и женщинам-военнослужащим на период отпуска по уходу за ребенком;

2) на детей,  находящихся под опекой и попечительством  в приемной семье;

3) студентам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям;

4) неработающим  трудоспособным лицам, осуществляющим  уход за нетрудоспособными гражданами;

5) на питание обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

6) неработающим  женам лиц рядового и начальствующего  состава органов внутренних дел  в отдаленных гарнизонах и  местностях, где отсутствует возможность  их трудоустройства;

7) супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания вместе с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства, а также по состоянию здоровья детей;

8) отдельным  категориям инвалидов (на санаторно-курортное  лечение, на бензин и техническое  обслуживание транспортных средств,  на транспортное обслуживание).

9) иные компенсационные  выплаты по социальному обеспечению.

 

 

45. Правовое регулирование медицинской помощи

Общеизвестно, что  здоровье населения является наиболее зримым показателем социального  благополучия, нормального функционирования общества, важнейшей предпосылкой обеспечения  безопасности любой страны. К сожалению, основные демографические показатели в России в последнее время имеют тенденцию к ухудшению: естественная убыль населения составляет около 1 млн человек в год, а превышение смертности над рождаемостью характерно для подавляющего большинства субъектов РФ. Наибольшие потери наше общество несет от сердечно-сосудистых и инфекционных заболеваний, травматизма и отравлений. В связи с этим охрана здоровья граждан в РФ оказание надлежащей медицинской помощи населению в настоящее время приобретают особое значение, так как от этого, по большому счету, зависит выживание нации. В соответствии со ст. 41 Конституции каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В целях реализации права, декларированного Конституцией, принят ряд нормативных актов, важнейшим из которых являются Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 (далее — Основы). Указанный документ определяет основные принципы охраны здоровья граждан, соответствующие права человека и гражданина, обязанности государственных органов и медицинских учреждений.

Информация о работе Право социального обеспечения