Правовые аспекты финансового и материального обеспечения системы социального обеспечения населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 21:08, дипломная работа

Описание работы

Цель моего исследования - рассмотреть финансовые методы социальной защиты населения, их эффективность, а также изучить анализ финансового обеспечения учреждений социальной защиты в Псковской области.
Задачи дипломной работы:
- раскрытие научно-теоретических основ финансовых методов социальной защиты населения;
- исследование практики социальной защиты в РФ;
- предложение путей и направлений развития социальной защиты населения.

Содержание работы

Введение.........................................................................................................................3
1. Теоретико-методологические аспекты финансовых методов социальной защиты населения....................................................................................................................5-19
1.1 Понятие социальной защиты..................................................................................5
1.2 Характеристика законодательства России в области социальной защиты.......9
1.3 Финансовые методы социальной защиты населения..........................................13
2.Эффективность финансовых методов социальной защиты населения в государстве.........................................................................................19-30
2.1 Эффективность работы органов власти субъектов РФ по усилению социальной поддержки малоимущего населения.................................19
2.2 Эффективность борьбы с бедностью и безработицей в России........................26
2.3 Перспективы развития социальной защиты населения.....................................29
3. Методы социальной защиты, используемые работодателями........................30-32
4.Анализ финансового обеспечения учреждений социальной защиты в Псковской области..............................................................................................................32-63
Заключение....................................................................................................................64
Список литературы......................................................................................................68

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 140.87 Кб (Скачать файл)

Правовые аспекты  финансового и материального  обеспечения системы социального  обеспечения населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение.........................................................................................................................3

1. Теоретико-методологические  аспекты финансовых методов социальной  защиты населения....................................................................................................................5-19

1.1 Понятие социальной защиты..................................................................................5

1.2 Характеристика законодательства России в области социальной защиты.......9

1.3 Финансовые методы социальной защиты населения..........................................13

2.Эффективность финансовых методов социальной защиты населения в государстве.........................................................................................19-30

2.1 Эффективность работы органов власти субъектов РФ по усилению социальной поддержки малоимущего населения.................................19

2.2 Эффективность борьбы с бедностью и безработицей в России........................26

2.3 Перспективы развития социальной защиты населения.....................................29

3. Методы социальной  защиты, используемые работодателями........................30-32

4.Анализ финансового обеспечения учреждений социальной защиты в Псковской области..............................................................................................................32-63

Заключение....................................................................................................................64

Список  литературы......................................................................................................68

Приложения...............................................................................................................

    

 

 

Введение

  Наиболее актуальной  и масштабной задачей социально  ориентированной экономики государства  в формирующемся рыночном хозяйстве  России является деятельность  по социальной защите всех  слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. В процессе эволюции сложилась противоречивость между экономической эффективностью и социальной справедливостью в обществе.

  Одним из признаков  современной цивилизации является  признание за любым человеком права на достойную жизнь. Распределение доходов в рыночной экономике не гарантирует каждому человеку приемлемый уровень дохода независимо от наличия у него факторов производства и итогов экономической деятельности.

             В этом состоит некая «социальная несправедливость» рынка. Государство, принимая на себя значительную долю ответственности за соблюдение неотъемлемого права человека на достойную жизнь, организует перераспределение доходов. Вопрос о том, как надо распределять доход, имеет длинную и противоречивую историю, как в экономике, так и в других науках. Сторонники одной из крайних позиций доказывают, что большее равенство является основной предпосылкой выживания капитализма. Приверженцы противоположной точки зрения предупреждают, что «стремление к равенству» подорвёт систему и приведёт её к гибели . В первую очередь следует осмыслить, почему же в современном мире существует такая степень неравенства доходов.

        Проблема  социальной защиты населения  по-разному решается в рамках  конкретной страны. При переходе РФ к рыночной экономике основная тяжесть социальной защиты ложится на государство, но одновременно увеличивается роль рыночного механизма в проведении такой политики. Современное правовое государство должно гарантировать право на такой уровень жизни, который учитывает обеспечение людей едой, одеждой, жилищем, медицинским обслуживанием, которое необходимо для поддержания здоровья, и права на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости или других способов к существованию при независящих от человека обстоятельствах. Для обеспечения такой защиты государство должно, прежде всего, в законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизм их реализации, и функции предоставления социальной поддержки.

       Причины  недостаточной социальной защищённости  населения кроются в отсутствии  проведения последовательной социальной  политики, принесении её в жертву  призрачной экономической эффективности,  приложении на российскую почву  устаревших и давно опровергнутых экономических учений. Естественной реакцией в этом ракурсе выглядит социальная напряженность и депопуляция населения в РФ .

      Цель моего  исследования - рассмотреть финансовые  методы социальной защиты населения,  их эффективность, а также изучить анализ финансового обеспечения учреждений социальной защиты в Псковской области.

   Задачи дипломной  работы:

- раскрытие научно-теоретических  основ финансовых методов социальной  защиты населения;

- исследование практики  социальной защиты в РФ;

- предложение путей и  направлений развития социальной  защиты населения.

Объект исследования - финансовые методы социальной защиты населения.

Предмет изучения - процессы применения финансовых методов социальной защиты населения.

       Методы  исследования - анализ, синтез, аналогии, оценок, статистический.

     Источники  информации - нормативно-правовые акты, книги, учебники по экономике,  финансам, статьи из периодической  печати, информация сети Интернет  и др. Работа выполнена по материалам  последних лет.

1. Теоретико-методологические  аспекты финансовых методов социальной  защиты населения

1.1 Понятие социальной защиты

         Историю самого понятия социальной  защиты (обеспечения) можно исчислять  с начала 30-х годов ХХ века.

           Впервые термин появился в «Акте о социальном обеспечении» (Sосiаl Security Act) в США в 1935г. и в «Акте о социальном обеспечении» (Social Security Act) в Новой Зеландии в 1938г.

       В определении  социальной защиты, ключевым моментом  стал доклад У. Бевериджа в  Великобритании в 1942 г. В этом докладе он определил социальную защиту следующим образом: «социальная защита означает обеспечение минимального дохода для того, чтобы упразднить систему извлечения доходов от безработицы, болезни, аварии, увольнения по старости и предотвратить убытки от иждивенчества других людей, а также решить проблему исключительных расходов, возникающих в случае рождения, смерти, брака» .

       П. Ларок  утверждает, что социальная защита  непрерывно определяет уровень  жизни для трудящихся масс, и  во всех случаях обеспечение соответствующего минимального уровня жизни посредством перераспределения доходов, основываясь на принципе солидарности, гарантирует такой уровень жизни.

          Можно сказать, что определения,  даваемые учеными понятию социальной защиты весьма разнообразны. Однако основное значение и цель социальной защиты они видят в обеспечении права на достойное существование через обеспечение минимального уровня жизни. Таким образом, они включают в данное понятие социальную и экономическую функции государства.

           Юристы и правоведы считают,  что цель социальной защиты  заключается в охране права  на жизнь. Политики часто используют  социальную защиту в качестве  политического лозунга. Экономисты  понимают её как перераспределение  доходов.

            Принимая во внимание эти тенденции, можно определить понятие социальной защиты следующим образом: социальная защита в узком смысле означает, что государство, имеющее целью социальной политики обеспечение минимального уровня жизни общества, гарантирует каждую личность от основных опасностей, угрожающих потере средств к существованию - таких как болезнь, несчастный случай на производстве, преклонный возраст, безработица, бедность; в широком смысле социальная защита означает систему, которая через государство и общественные организации предоставляет ресурсы на проживание и сервис нуждающимся, для того чтобы человек жил по-человечески, и через перераспределение дохода стремится к социальному равенству и полному равновесному развитию.

     Взгляды на  систему социальной защиты в разных странах отличаются. Международная Ассоциация Социального Обеспечения (International Social Security Association) классифицирует различные формы системы социальной защиты (чаще используют термин «социального обеспечения») следующим образом: социальное страхование, социальная помощь и социальное обслуживание.

        Можно  считать, что основой системы  социального обеспечения является, прежде всего, социальное страхование.  Базу социального страхования  обычно составляют следующие элементы:

      а) пенсионное  страхование, б) медицинское страхование,  в) страхование несчастных случаев  на производстве, г) страхование  по безработице .

       Социальная  помощь подразделяется следующим  образом: а) охрана жизни, б)  медицинская помощь, в) поддержка инвалидов, г) спасение от стихийных бедствий.

        Особенностью  социальной помощи является то, что для получения пособия  должна подтверждаться ее необходимость.  Это является главным отличием  социальной помощи от социального  страхования. Функцией социального обслуживания на Западе является охрана, воспитание и управление социально слабыми слоями, чтобы они самостоятельно смогли проявить свои способности . Социальное обслуживание включает в себя: охрану детства; материнства; пожилых; инвалидов; вопросы перевоспитания; консультации. Таким образом, все условия связанные с жизнью населения, а именно: обеспечение дохода, медицина, здравоохранение, образование, найм жилья - являются объектами социального сервиса.

            По поводу принципов системы социального обеспечения можно сказать, что они существенно варьируются в зависимости от стран их осуществляющих.

              Можно выделить основные три  варианта системы социального  обеспечения:

        Первым  является принцип У. Бевериджа,  который включает в себя шесть основных принципов :

          - принцип равной ставки средств  к существованию;

          - принцип равной ставки вклада;

         - принцип объединения ответственности  административных руководителей;

  - принцип достаточности  выплат;

- принцип охватываемости  объекта и события;

- принцип классификации  вступивших объектов (по категориям  объектов).

  Вторым вариантом  являются принципы Мировой Организации  Труда, а третьим - принципы  Мировой Федерации Профсоюзов, которые  не отличаются от целей и задач социального обеспечения и основывались на правах трудящихся. Каждая страна, осуществляющая систему социального обеспечения, может, но не обязана руководствоваться каким-либо из этих 3-х основных вариантов принципов.

  Самой важной функцией системы социального обеспечения является обеспечение приемлемого уровня жизни населения, когда нетрудоспособным оказывается социальная помощь; трудоспособным предоставляется возможность социального страхования, нуждающимся в социальной поддержке оказывается поддержка социальным обслуживанием .

  Вторая важнейшая  функция - это «вертикальное перераспределение  доходов». Примерами его в социальном  обеспечении являются социальная  помощь и социальное обслуживание. Функции «горизонтального распределения»  выполняет социальное страхование.

Третьей основной функцией социального обеспечения, является функция экономической стабилизации.

Выбор системы социального  обеспечения должен осуществляться в зависимости от индивидуальностей  экономического развития страны и социальных обстоятельств, возникающих на данном этапе развития.

1.2 Характеристика  законодательства России в области  социальной защиты

  Право на социальное  обеспечение закреплено в Конституции  РФ и представляет собой комплекс  взаимосвязанных организационных  и законодательных мер.   Обеспечение социальных прав граждан - важное направление, в котором  Государственная Дума РФ проделала значительную работу. По своему духу современные социальные законы существенно отличаются от принятых ранее. Во-первых, они упорядочивают довольно хаотичную систему государственной социальной помощи, сложившуюся в 90-х. Во-вторых, в них закрепляется переход к адресным принципам социальной помощи. В-третьих, предпринимается попытка упорядочить саму реализацию тех социальных прав, которые зафиксированы в ранее принятых законах. Федеральный закон «О прожиточном минимуме в РФ» был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации в 1997 г.  Закрепляется имеющий исключительно важное значение принцип взаимосвязи между размером минимальной заработной платой (а, значит, и пенсий по старости, стипендий, пособий и других социальных выплат) и величиной прожиточного минимума. Последняя является той основой, исходя из которой устанавливается не только минимальная заработная плата, но и все социальные выплаты.

  Минимальный размер  пенсии по старости поэтапно  повышается до величины прожиточного  минимума . В ст. 6 устанавливаются  основания для получения государственной  социальной помощи. Малоимущим (малоимущей) признается тот гражданин (семья), среднедушевой доход которого (которой) ниже величины прожиточного минимума. Малоимущие имеют право на получение государственной социальной помощи.

Информация о работе Правовые аспекты финансового и материального обеспечения системы социального обеспечения населения