Правовые аспекты финансового и материального обеспечения системы социального обеспечения населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 21:08, дипломная работа

Описание работы

Цель моего исследования - рассмотреть финансовые методы социальной защиты населения, их эффективность, а также изучить анализ финансового обеспечения учреждений социальной защиты в Псковской области.
Задачи дипломной работы:
- раскрытие научно-теоретических основ финансовых методов социальной защиты населения;
- исследование практики социальной защиты в РФ;
- предложение путей и направлений развития социальной защиты населения.

Содержание работы

Введение.........................................................................................................................3
1. Теоретико-методологические аспекты финансовых методов социальной защиты населения....................................................................................................................5-19
1.1 Понятие социальной защиты..................................................................................5
1.2 Характеристика законодательства России в области социальной защиты.......9
1.3 Финансовые методы социальной защиты населения..........................................13
2.Эффективность финансовых методов социальной защиты населения в государстве.........................................................................................19-30
2.1 Эффективность работы органов власти субъектов РФ по усилению социальной поддержки малоимущего населения.................................19
2.2 Эффективность борьбы с бедностью и безработицей в России........................26
2.3 Перспективы развития социальной защиты населения.....................................29
3. Методы социальной защиты, используемые работодателями........................30-32
4.Анализ финансового обеспечения учреждений социальной защиты в Псковской области..............................................................................................................32-63
Заключение....................................................................................................................64
Список литературы......................................................................................................68

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 140.87 Кб (Скачать файл)

  Начиная с 1997 г.  для оценки материальных возможностей домохозяйств Госкомстат России начал использовать показатель текущих располагаемых ресурсов. Он включает сумму валовых доходов домохозяйства, привлеченных для текущего потребления ранее накопленных средств и ссуд, кредитов, а также натуральных поступлений продуктов питания и предоставленных в натуральном выражении дотаций и льгот. Учет этих видов поступлений в бюджете домохозяйства несколько снижает долю бедных домохозяйств по сравнению с уровнем бедности при учете только текущих доходов. Так, в 3 квартале 2008 г. это снижение составило в среднем 16 процентных пунктов: с 58,8 до 49,5%.

   Альтернативные источники  информации о бедности - Всероссийский  мониторинг экономического положения  и здоровья семей (RLMS) и обследования  Института социально-экономических проблем народонаселения Российской Академии наук. Они показывают, что, хотя существенное падение доходов населения в ходе реформ в России признано всеми политиками и учеными, количественные оценки бедности значительно различаются.

  Увеличение экономического неравенства иллюстрируется ростом коэффициента Джини, который в 1991 г. составлял 0,26, достиг пикового значения 0,41 в 1994 г., и снизился до 0,38 в 2007 г. По данным Госкомстата России, реальная официальная зарплата в 2007 г. составила 33% от уровня 1990 г. Если в 2010 г. уровень неравенства доходов, измеряемый как соотношение доходов 10% населения с самыми высокими и низкими доходами, составил 8,0, то в первом полугодии 2008 г. он был равен 14,7.

  Исследование социально-демографических  особенностей опровергает расхожие суждения о том, кто является бедным в России. Несмотря на распространенное мнение о повышенном риске бедности для пенсионеров, по данным бюджетной статистики, наблюдается обратная связь между степенью распространения бедности и возрастом. Самый высокий уровень бедности наблюдается у младших трудоспособных возрастов, он практически в два раза выше, чем у лиц пенсионного возраста. В наибольшей степени подвержены бедности полные семьи с 3 и более детьми и неполные семьи. Очевиден также факт наличия тесной связи между бедностью и числом иждивенцев.

  Различия в масштабах  распространения бедности в городе  и на селе очень значительны.  В целом жители городов в  меньшей степени подвержены бедности. При этом в городе выше вероятность  мобильности, т.е. перехода из состояния бедности в состояние небедности, и ниже вероятность длительной, застойной бедности. Уровень дифференциации в городе выше, чем на селе. В то же время уровень жизни дифференцирован и внутри городских поселений, в зависимости от типа городов. Лучше всего обстоят дела в крупнейших городах. В малых городах уровень дифференциации ниже, однако бедность имеет не только значительные масштабы распространения, но и характеризуется самыми низкими параметрами текущего потребления наиболее насущных материальных благ, прежде всего продуктов питания. В отличие от крупных региональных центров жители малых городов имеют крайне ограниченные возможности найти не только приработок, но и основное рабочее место, обеспеченное реальной, выплачиваемой зарплатой.

2.3 Перспективы  развития социальной защиты населения

  Стратегия реформирования  социального сектора, предложенная  нынешним российским правительством, включает предложения по развитию  отдельных отраслей комплекса  социальной сферы. Общие ориентиры здесь: обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг, это, прежде всего, медицинское обслуживание и среднее образование; обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых домохозяйств; создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления.

  В основу реформы  социальной защиты положены следующие  принципы:

1) перераспределение социальных расходов в пользу бедных домохозяйств;

2) перераспределение полномочий  по реализации федерального социального  законодательства на региональный  и муниципальный уровень;

3) диверсификация обслуживания. Приоритеты в этой сфере - расширение  возможностей граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми услугами, по выбору производителей услуг, а также диверсификация форм предоставления услуг на основе активного вовлечения негосударственного сектора.

  Таким образом, основные  задачи в области социальной поддержки населения включают помощь домохозяйствам, фактические доходы или потребление которых ниже прожиточного минимума. А также сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг; сокращение социально неоправданных льгот; перевод натуральных льгот и выплат, установленных для отдельных категорий государственных служащих, военнослужащих и работников правоохранительных органов, в форму оплаты труда и денежного довольствия. Расширение полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в определении приоритетов оказания социальной помощи.

  Потребности регионов  в финансировании социальной  помощи будут учитываться в  формуле межбюджетного выравнивания. Сокращаются только «социально  неоправданные льготы», часть помощи будет по-прежнему предоставляться без учета нуждаемости. Тем не менее, это определенный шаг в области практической реализации стратегии и повышения эффективности финансовых методов социальной защиты населения.

3. Методы социальной  защиты, используемые работодателями

Финансово социальная защита населения.

  Методы социальной  защиты, используемые работодателями, претерпели существенные изменения  с ходом развития социальных  реформ в нашей стране.

В годы советской власти оценка реальной нуждаемости гражданина при расчёте размеров социальных выплат не проводилась, начислением пособий занимались предприятия и в некоторых случаях органы социального обеспечения. С тех пор произошли существенные изменения. Сегодня административная ответственность за начисление пособий передана от предприятий органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления.

  Рыночная экономика  ставит предприятия в сложные,  подчас жёсткие и неравные  условия. Предприятия в большей  своей массе выполняют лишь  обязательные к исполнению функции в области социальной защиты, например, такие как:

- отчисляют из фонда  заработной платы средства в  пенсионный фонд;

- отчисляют средства в  фонд социального страхования;

- обеспечивают посредничество  между государственными органами медицинского страхования и своим сотрудником по вопросам выплат по больничным листам и др.

  По мере перехода  к рыночным отношениям и повышения  хозяйственной самостоятельности  предприятия получают возможность  создавать собственные пенсионные  фонды для выплаты пенсий и других социальных пособий и выплат своим работникам.

  Социальная помощь  предоставляется также в виде  содействия в получении кредитов  на строительство, например, в  костромской области получила  развитие федеральная программа  закрепления молодых специалистов на работу в сельской местности. Участвуя в ней, предприятия выступают перед кредиторами гарантом своевременного и полного возврата кредитных средств, а в ряде случаев даже оказывают долевое совместное финансирование строительства жилья.

  Другие методы социальной  защиты, используемые работодателями  включают в себя дополнительное  медицинское и общее страхование  сотрудников, поддержку их в  сложных жизненных ситуациях,  например, организацию похорон, сбор  средств на дорогостоящее лечение  (особенно - детей), бесплатное психологическое и юридическое консультирование, оплата корпоративного отдыха и т.д.

  Ограничения в применении  всех вышеперечисленных методов  социальной защиты, используемых  работодателями для поддержки  своих сотрудников, заключаются в недостаточном финансировании, а во многих случаях - в недостаточном внимании работодателей к социальной сфере. Предприятиям гораздо выгоднее и проще направить дополнительные доходы на рост объёмов производства товаров и услуг, чем вкладывать их в человеческий капитал.

  С целью оптимизации сложившейся ситуации государственные органы принимают меры к исправлению ситуации, стремясь обеспечить социальную защиту своих граждан. С каждым годом социальная ответственность хозяйствующих субъектов возрастает, акцентируя внимание на главный ресурс, двигатель экономики - человеческий капитал.

4.Анализ финансового обеспечения учереждений социальной защиты в псковской области.

Главное государственное управление социальной защиты населения.

   Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области (далее ― Управление) является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в области социального обслуживания и социальной поддержки, организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству, предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Всё закрепляется в положении о управлении (приложение№5) и в положении о комитете (приложение №6).

Задачами Управления является:

  • Разработка и реализация государственной политики в области социальной защиты, опеки и попечительства, обеспечивающей государственную поддержку семьи, материнства, детства, женщин, пожилых граждан, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей на территории области.

Развитие государственной  системы социальных служб области, укрепление материально-технической базы государственных учреждений социального обслуживания и повышение эффективности их работы, внедрение новых форм и видов социальной поддержки и социального обслуживания населения области.

Предоставление мер социальной поддержки гражданам в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Предоставление гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством.

Надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане.

Для реализации представленных задач Управление осуществляет следующие  функции:

  • Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на территории области в соответствии с законодательством.

Обеспечение социального  обслуживания населения на территории области в соответствии с законодательством.

Организация предоставления государственной социальной помощи малоимущим семьям и гражданам, иным категориям граждан в соответствии с законодательством.

Представление информации в установленном порядке в органы внутренних дел области о наличии или отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание.

Взаимодействие с общественными, благотворительными и иными организациями в решении вопросов оказания благотворительной помощи населению.

Анализ демографических  процессов и выработка предложений по улучшению демографической ситуации в области.

Ведение областного регистра лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки.

Развитие сферы детского отдыха и оздоровления детей, нуждающихся в поддержке государства.

Обеспечение в установленном порядке присвоения звания «Ветеран труда», «Ветеран труда Псковской области», в том числе выдача удостоверений «Ветеран труда», «Ветеран труда Псковской области», а также выдача в пределах компетенции Управления удостоверений установленного образца иным категориям граждан.

Участие в мероприятиях по предоставлению гарантий трудовой занятости инвалидам в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Участие в мероприятиях по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, в том числе по обеспечению инвалидов техническими и иными средствами реабилитации.

Назначение, перерасчет, выплата  пособий, компенсаций, денежных выплат, предусмотренных областным законодательством, в пределах компетенции Управления.

Предоставление гражданам  субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг на территории области в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Установление размеров региональных стандартов нормативной площади  жилого помещения, используемой для  расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальныхуслуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Назначение и обеспечение выплаты ежемесячного материального обеспечения, доплат к трудовой пенсии, пенсий за выслугу лет, установленных в соответствии с законодательством области.

Осуществление полномочий по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан и совершеннолетних, признанных судом недееспособными или ограничено дееспособными.

Информация о работе Правовые аспекты финансового и материального обеспечения системы социального обеспечения населения