Правовые аспекты финансового и материального обеспечения системы социального обеспечения населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 21:08, дипломная работа

Описание работы

Цель моего исследования - рассмотреть финансовые методы социальной защиты населения, их эффективность, а также изучить анализ финансового обеспечения учреждений социальной защиты в Псковской области.
Задачи дипломной работы:
- раскрытие научно-теоретических основ финансовых методов социальной защиты населения;
- исследование практики социальной защиты в РФ;
- предложение путей и направлений развития социальной защиты населения.

Содержание работы

Введение.........................................................................................................................3
1. Теоретико-методологические аспекты финансовых методов социальной защиты населения....................................................................................................................5-19
1.1 Понятие социальной защиты..................................................................................5
1.2 Характеристика законодательства России в области социальной защиты.......9
1.3 Финансовые методы социальной защиты населения..........................................13
2.Эффективность финансовых методов социальной защиты населения в государстве.........................................................................................19-30
2.1 Эффективность работы органов власти субъектов РФ по усилению социальной поддержки малоимущего населения.................................19
2.2 Эффективность борьбы с бедностью и безработицей в России........................26
2.3 Перспективы развития социальной защиты населения.....................................29
3. Методы социальной защиты, используемые работодателями........................30-32
4.Анализ финансового обеспечения учреждений социальной защиты в Псковской области..............................................................................................................32-63
Заключение....................................................................................................................64
Список литературы......................................................................................................68

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 140.87 Кб (Скачать файл)

  В РФ были приняты  еще два Федеральных закона, затрагивающих  ту же сферу: «О государственной  социальной помощи» и «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» . В данных актах закрепляется переход к адресному принципу оказания социальной помощи. Право на ежемесячное пособие на ребенка распространяется на одного из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) только в тех семьях, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ (ст. 1). Ранее Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» подвергался критике именно за то, что пособия получали все родители (усыновители, опекуны, попечители), независимо от величины доходов. В Федеральном законе «О государственной социальной помощи» четко сформулированы цели предоставления государственной социальной помощи: это «поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума», а также «адресное и рациональное использование бюджетных средств» (ст. 3).

  Получателями государственной  социальной помощи могут быть  только те малоимущие, чьи среднедушевые  доходы не достигают прожиточного  уровня по не зависящим от  них причинам. В ст. 5 также определены  источники оказания государственной  социальной помощи. При этом отмечается, что «в случае недостаточности средств субъектов РФ и средств местных бюджетов на оказание государственной социальной помощи такие средства выделяются субъектам РФ и органам местного самоуправления за счет средств бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы».

  Важно отметить, что  государственная социальная помощь  оказывается лишь временно . Другой  существенной новацией является  то, что Закон предусматривает  возможность проведения органами  социальной защиты дополнительной  проверки (комиссионного обследования), для подтверждения сведений, которые представлены в заявлении о предоставлении государственной социальной помощи .

  Закон указывает причины  отказа в государственной социальной  помощи , и основания для прекращения  таковой, устанавливает обязанности не только государственных органов, оказывающих социальную помощь от имени государства, но и получателей социальной помощи.

  Также в РФ действуют  Федеральные законы «О ветеранах» , «О социальной защите инвалидов  в РФ» , «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основах социального обслуживания населения в РФ»  .

  Таким образом, последние  социальные законы свидетельствуют  о желании законодателя избавиться  от патерналистского подхода  к предоставлению государственной социальной помощи и преодолеть свойственное такому подходу иждивенчество.

  Следует отметить, что  в социальных законах, принятых  Государственной Думой, встречались  и чисто декларативные документы,  например Федеральный закон «Об  основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Этот первый российский нормативный акт, направленный на закрепление и защиту прав ребенка «регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации» (ст. 2). Рассматриваемый закон не только и не столько закрепляет права ребенка, сколько устанавливает гарантии их обеспечения. Закон предусматривает обеспечение прав ребенка на: охрану здоровья (ст. 10); профессиональную подготовку и занятость (ст. 11); отдых и оздоровление (ст. 12); пользование социальной инфраструктурой для детей (ст. 13); защиту от информации, наносящей вред здоровью, нравственному и физическому развитию (ст. 14); защиту в трудной жизненной ситуации (ст. 15).

  Гарантии обеспечения перечисленных прав опираются на государственные минимальные стандарты качества жизни детей, закрепленные в ст. 8. Однако содержание этой статьи вызывает сомнения, поскольку указанные стандарты включают в себя: бесплатное медицинское обслуживание; гарантированную профессиональную ориентацию, трудоустройство, охрану труда, оплату труда; квалифицированную юридическую помощь. Думается, нет нужды говорить об утопичности подобных «минимальных стандартов» в современных российских условиях . В результате Закон во многом просто теряет смысл.

1.3 Финансовые  методы социальной защиты населения

  Система социальной  защиты каждой страны имеет  свои характерные особенности  в связи с конкретными социально-экономическими  условиями.

  В основном в РФ  социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных групп населения осуществляется по двум основным направлениям - социальное обеспечение и социальная помощь.

 Социальное обеспечение  в России включает в себя  следующие виды:

- пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные):

- пособия (временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным  и одиноким матерям, на детей  в малообеспеченных семьях и  военнослужащих срочной службы, инвалидов детства и др.);

- содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях (домах-интернатах);

- профессиональное обучение  и трудоустройство инвалидов;

- протезно-ортопедическую  помощь;

- врачебно-трудовую экспертизу  и реабилитацию инвалидов;

- льготы и преимущества  инвалидам .

  И хотя всей системе  социального обеспечения присущи  общие черты, но в то же  время каждый вид имеет свои  особенности.

  Эффективность работы  социальной системы во многом  зависит от продуманности механизма  финансирования. Выплаты по социальному  страхованию производятся из страховых фондов, в которых сосредотачиваются собранные в виде налогов средства. А государственные вложения осуществляются за счет ассигнований из бюджетных средств (республиканских и местных бюджетов). В итоге, средства на социальное обеспечение сосредоточиваются, прежде всего, в государственной казне и в фонде социального страхования.

  Существующая система  социальных служб включает государственную,  муниципальную и негосударственную  службу, которые ориентированы на  обеспечение нуждающихся лиц различными видами социальных услуг.

  В зависимости от  ориентации социальных служб  различаются методы ими применяемые,  которые были сгруппированы следующим  образом:

а) методы социальной помощи - т.е. учет, выявление нуждающихся  лиц и профилактику бедности, надомные услуги нуждающимся и т. д.;

б) методы консультирования специалистами по социальным вопросам;

в) методы информирования населения, изучения и прогнозирования социальных нужд;

г) методы участия, что предусматривает  разработку чрезвычайных программ и помощь по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов .

  При оценке эффективности  применения указанных методов  учитывают степень соблюдения  следующих четырех принципов:

- приоритета государственных  начал в организации социальной службы и гарантировании прав граждан на получение социальных услуг,

- принципа опоры на  общественное участие,

- принципа территориальности,

- информированности, означающего  право на сбор информации и  сведений, необходимых социальным  службам для выполнения их функций.

  Раскрывая суть финансовых  методов социальной защиты населения  следует сказать, что они относятся  к экономическим методам регулирования.  Они предполагают воздействие  на характер рыночных связей  и расширение рыночного поля  в рамках национального образования через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий. С этой целью используются: бюджетная и фискальная политика; денежно-кредитная политика; прогнозирование, программирование и планирование .

  Финансовая политика  предполагает использование бюджетно-налогового  и фискального механизма для  достижения национально-экономических  и социальных целей.

  Денежно-кредитная политика  предполагает использование метода косвенного воздействия Центрального банка на элементы рыночного механизма и, прежде всего оптимальность денежного обращения.

  Применение прогнозирования,  программирования и планирования  связано с усложнением хозяйственных  связей и необходимостью применения комплексных методов в достижении кратко-, средне- и долгосрочных целей. Объектами таких целевых программ являются отрасли, регионы, социальные условия, направления научных исследований и т. д.

  С целью повышения  эффективности социальной защиты населения в России в последние годы было ведено адресное предоставление социальной помощи. Одна из важнейших задач реформы социальной защиты в России - замещение масштабного субсидирования поставщиков услуг адресной помощью бедным .

  Потребность в переходе к адресной помощи особенно остро проявилась в жилищном секторе, который необходимо было перевести на рыночные рельсы.    Начавшаяся перестройка системы финансирования оплаты жилья и коммунальных услуг предусматривала повышение платы за жилье и коммунальные услуги в муниципальном секторе, который представляет собой большую часть жилого фонда страны, особенно в городах.

  Чтобы защитить интересы  малообеспеченных семей, чей доход  недостаточен для оплаты жилья,  были введены специальные жилищные  субсидии. Они стали первой общероссийской программой адресной социальной помощи, и уже доказали свою эффективность.

  В отличие от методики  оценки доходов косвенными методами, которые применяются в некоторых  других странах с экономикой  переходного периода, право на участие в программе жилищных субсидий определяется на основе исчисления текущих денежных доходов. Не предусмотрен какой-либо категориальный «фильтр», ограничивающий круг получателей субсидии определенными группами населения. Не учитывается имущественный потенциал семьи. При определении права на участие в программе не оценивается предполагаемый уровень потребления на базе социально-демографических характеристик семьи или наличия собственности. Если доля доходов семьи, которая идет на содержание жилья, ниже, чем установленный норматив оплаты социальной нормы жилья (15%), то семья имеет право на получение жилищной субсидии. Субсидия начисляется по формуле «компенсация разницы» между суммой оплаты социальной нормы жилья и нормативов потребления коммунальных услуг и долей семейного дохода, которая в нормативном порядке предусмотрена для оплаты жилья и вышеупомянутых услуг, что позволяет выплачивать наибольшую сумму пособия самым бедным, что очень эффективно в плане экономии бюджетных средств и социально справедиво.

  Унаследованная ещё  от СССР система пособий отличалась  сложностью и неэффективностью. С переходом к рынку она  была упрощена, административная  ответственность за начисление  пособий передана от предприятий  органам государственной власти  субъектов РФ и органам местного самоуправления. Хотя не все виды пособий гражданам, имеющим детей, переведены в адресную форму, важнейшее из них, а именно ежемесячное пособие, предоставляется семьям с доходом ниже прожиточного минимума. Хотя эти шаги демонстрируют последовательное движение к усилению адресности через использование методик оценки нуждаемости, развитие социальной политики в целом противоречиво.

  С помощью различных  льгот в России реализуются  разные социально-политические цели. Хотя часть из них призвана помочь социально уязвимым группам населения, множество адресатов категориальных льгот нельзя считать бедными. Даже когда льготы касаются социально уязвимых групп, эффективность целевого назначения ограничена, так как эти группы, выделенные по демографическому принципу, неоднородны по своему материальному положению и могут включать небедных граждан. С другой стороны, множество малоимущих сегодня не относятся к какой-либо традиционной социально уязвимой категории.

  Таким образом, социальная  защита в узком смысле означает, что государство, имеющее целью социальной политики обеспечение минимального уровня жизни общества, гарантирует каждую личность от основных опасностей, угрожающих потере средств к существованию; в широком смысле социальная защита означает систему, которая через государство и общественные организации предоставляет ресурсы на проживание и сервис нуждающимся, и через перераспределение дохода стремится к социальному равенству и полному равновесному развитию.

  Законодательство России  в области социальной защиты постоянно развивается, совершенствуясь под влиянием исторических перемен. Социальная защита становится более упорядоченной, адресной, эффективной, законодательно обеспеченной. Основными законами являются «О прожиточном минимуме в РФ», «О государственной социальной помощи», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в РФ», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основах социального обслуживания населения в РФ» и др. Государство стремится избавиться от патерналистского подхода к предоставлению государственной социальной помощи и преодолеть свойственное такому подходу иждивенчество.

  Система социальной  защиты в современной России  конституционно обусловлена, и эффективно осуществляется как социальное обеспечение и социальная помощь. Первое включает пенсии, пособия, содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в спецучреждениях, профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов, протезно-ортопедическую помощь, врачебно-трудовую экспертизу и реабилитацию, льготы и преимущества инвалидам.

Информация о работе Правовые аспекты финансового и материального обеспечения системы социального обеспечения населения