Правовые аспекты финансового и материального обеспечения системы социального обеспечения населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 21:08, дипломная работа

Описание работы

Цель моего исследования - рассмотреть финансовые методы социальной защиты населения, их эффективность, а также изучить анализ финансового обеспечения учреждений социальной защиты в Псковской области.
Задачи дипломной работы:
- раскрытие научно-теоретических основ финансовых методов социальной защиты населения;
- исследование практики социальной защиты в РФ;
- предложение путей и направлений развития социальной защиты населения.

Содержание работы

Введение.........................................................................................................................3
1. Теоретико-методологические аспекты финансовых методов социальной защиты населения....................................................................................................................5-19
1.1 Понятие социальной защиты..................................................................................5
1.2 Характеристика законодательства России в области социальной защиты.......9
1.3 Финансовые методы социальной защиты населения..........................................13
2.Эффективность финансовых методов социальной защиты населения в государстве.........................................................................................19-30
2.1 Эффективность работы органов власти субъектов РФ по усилению социальной поддержки малоимущего населения.................................19
2.2 Эффективность борьбы с бедностью и безработицей в России........................26
2.3 Перспективы развития социальной защиты населения.....................................29
3. Методы социальной защиты, используемые работодателями........................30-32
4.Анализ финансового обеспечения учреждений социальной защиты в Псковской области..............................................................................................................32-63
Заключение....................................................................................................................64
Список литературы......................................................................................................68

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 140.87 Кб (Скачать файл)

-осуществлять и развивать  просветительную деятельность, организовывать  отдых и культурное обслуживание  граждан пожилого возраста и  инвалидов;

-предоставлять гражданам  пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарном учреждении социального обслуживания, возможность пользоваться телефонной связью и почтовыми услугами за плату в соответствии с действующими тарифами;

-выделять супругам из  числа проживающих в стационарном  учреждении социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов изолированное жилое помещение для совместного проживания;

-обеспечивать возможность  беспрепятственного приема посетителей  как в выходные и праздничные  дни, так и в рабочие дни  в дневное и вечернее время;

-обеспечивать сохранность  личных вещей и ценностей граждан  пожилого возраста и инвалидов;

  • -исполнять иные функции, установленные действующим законодательством.

 

   Социальные услуги, входящие в федеральный  перечень гарантированных государством социальных услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты. Бесплатно оказываются социальные услуги:

  • -одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию, в том числе с учетом надбавок, в размере ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона;

-гражданам пожилого возраста  и инвалидам, имеющим родственников,  которые не могут по объективным  причинам обеспечить им помощь  и уход, при условии, что размер  получаемой этими гражданами пенсии, в том числе с учетом надбавок, ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона;

  • -гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона.

 

   Социальные услуги на условиях частичной оплаты оказываются:

  • -одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию, в том числе с учетом надбавок, в размере от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона;

-гражданам пожилого возраста  и инвалидам, имеющим родственников,  которые не могут по объективным  причинам обеспечить им помощь  и уход, при условии, что размер  получаемой этими гражданами  пенсии, в том числе с учетом надбавок, составляет от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона;

  • -гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых составляет от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона.

 

   Социальные услуги на условиях полной оплаты оказываются гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых превышает на 150 процентов прожиточный минимум, установленный для данного региона. 
   Взимание платы производится со всех категорий граждан пожилого возраста и инвалидов при оказании по их просьбе дополнительных социальных услуг, не входящих в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг. Порядок и условия оплаты социальных услуг в государственном и муниципальном секторах социального обслуживания определяются Правительством РФ. Тарифы на социальные услуги, оказываемые государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, определяются органами социальной защиты населения субъектов РФ. Средства, поступающие от оплаты социальных услуг, зачисляются на счета учреждений социального обслуживания и направляются на дальнейшее развитие социального обслуживания и стимулирование труда социальных работников в размере, определяемом органами социальной защиты населения, в ведении которых находятся указанные учреждения, сверх бюджетных ассигнований. Государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания в части средств, поступающих от оплаты социальных услуг, подлежат льготному налогообложению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 
   Учреждения социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги, обязаны заключать с гражданами пожилого возраста и инвалидами, принимаемыми на платное обслуживание, или с их законными представителями договоры, определяющие виды и объем предоставляемых услуг, сроки, в которые должны быть предоставлены услуги, а также порядок и размер их оплаты. 
   Основными источниками финансирования государственного сектора системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов являются соответственно федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ. Финансирование муниципального сектора системы социального обслуживания осуществляется за счет средств местных бюджетов и ассигнований, направляемых в муниципальный сектор из средств бюджетов, указанных в части первой настоящей статьи, в качестве дотаций на содержание сети учреждений социального обслуживания, на развитие социального обслуживания, а также на оплату социальных услуг, включенных в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг. Размер дотаций определяется ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ. 
   Дополнительными внебюджетными источниками финансирования мер по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов являются:

  • -средства, поступающие из целевых социальных фондов, в том числе из фондов социальной поддержки населения;

-кредиты банков и средства  других кредиторов;

-доходы от хозяйственной  и иной деятельности предприятий,  учреждений и организаций системы  социальной защиты населения,  осуществляемой в соответствии  с законодательством Российской Федерации;

-доходы от ценных бумаг;

-средства, поступившие от  граждан пожилого возраста и  инвалидов в качестве платы  за социальные услуги;

-благотворительные взносы  и пожертвования;

  • -другие источники, не запрещенные законом.

 

   Контроль за целевым расходованием указанных средств осуществляется органами социальной защиты населения. Контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг в государственном секторе социального обслуживания осуществляется органами социальной защиты населения, органами здравоохранения и органами образования в пределах их компетенции, а также министерствами, иными федеральными органами исполнительной власти, государственными предприятиями, учреждениями и организациями, имеющими в своем подчинении учреждения социального обслуживания. 
   Контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг в муниципальном секторе социального обслуживания осуществляется муниципальными органами социальной защиты населения, органами здравоохранения и органами образования, а также органами управления социальным обслуживанием Российской Федерации и органами управления социальным обслуживанием субъектов Российской Федерации. 
   Общественный контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг осуществляется общественными объединениями, занимающимися в соответствии с их учредительными документами вопросами защиты интересов граждан пожилого возраста и инвалидов. 
   Очевидно, что российское законодательство в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, прогрессивно, предоставляет возможность выбора услуг и нормальных условий жизни этой категории граждан. Однако, не все так хорошо, как написано в законе. 
   Согласно Постановлению Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. N 1151 «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания, предоставляются следующие услуги:

  • Материально - бытовые услуги:
    • -предоставление жилой площади, помещений для организации реабилитационных мероприятий, лечебно-трудовой деятельности, культурно-бытового обслуживания в стационарном учреждении социального обслуживания;

-предоставление в пользование  мебели согласно утвержденным  нормативам;

-содействие в организации  предоставления услуг предприятиями  торговли и связи;

    • -компенсация расходов по проезду на обучение, лечение, консультации.
  • Услуги по организации питания, быта, досуга:
    • -приготовление и подача пищи, включая диетическое питание;

-предоставление мягкого  инвентаря (одежды, обуви, нательного  белья и постельных принадлежностей)  согласно утвержденным нормативам;

-обеспечение досуга (книги, журналы, газеты, настольные игры, экскурсии и иное);

-оказание помощи в  написании писем;

-обеспечение при выписке  из учреждения одеждой, обувью  и денежным пособием по утвержденным  нормативам;

-обеспечение сохранности  личных вещей и ценностей;

    • -создание условий для отправления религиозных обрядов.

Социально-медицинские  и санитарно-гигиенические услуги:

    • -бесплатное оказание медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан РФ, целевых программ и территориальных программ обязательного медицинского страхования в государственных и муниципальных лечебно - профилактических учреждениях;

-обеспечение ухода с  учетом состояния здоровья;

-содействие в проведении  медико-социальной экспертизы;

-проведение реабилитационных  мероприятий (медицинских, социальных), в том числе для инвалидов на основании индивидуальных программ реабилитации;

-оказание первичной медико-санитарной  и стоматологической помощи;

-организация прохождения  диспансеризации;

-госпитализация нуждающихся  в лечебно-профилактические учреждения, содействие в направлении по заключению врачей на санаторно-курортное лечение (в том числе на льготных условиях);

-оказание психологической  поддержки, проведение психокоррекционной  работы;

-содействие в получении  бесплатной зубопротезной (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов) и протезно - ортопедической помощи;

-обеспечение техническими  средствами ухода и реабилитации;

    • -обеспечение санитарно-гигиенических требований в жилых помещениях и местах общего пользования.
  • Организация получения образования инвалидами с учетом их физических возможностей и умственных способностей:
    • -создание условий для дошкольного воспитания детей и получения образования по специальным программам;
    • -создание условий для получения школьного образования по специальным программам.
  • Услуги, связанные с социально - трудовой реабилитацией:
    • -создание условий для использования остаточных трудовых возможностей, участия в лечебно-трудовой деятельности;
    • -проведение мероприятий по обучению доступным профессиональным навыкам, восстановлению личностного и социального статуса.
  • Правовые услуги:
    • -помощь в оформлении документов;

-оказание помощи по  вопросам пенсионного обеспечения  и предоставления других социальных  выплат;

-содействие в получении  установленных действующим законодательством  льгот и преимуществ;

-содействие в получении  консультативной помощи;

-обеспечение представительствования  в суде с целью защиты прав  и интересов;

-содействие в получении  бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном действующим законодательством;

    • -содействие в сохранении занимаемых ранее по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, а также во внеочередном обеспечении жилым помещением в случае отказа от услуг стационарного учреждения социального обслуживания по истечении указанного срока, если не может быть возвращено ранее занимаемое помещение.

Содействие в  организации ритуальных услуг.   

 Вопросы оплаты предоставления  услуг в стационарных учреждениях  социального обеспечения регулирует  Постановление Правительства РФ  от 17 апреля 2002 года №244 «О плате  за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов». Согласно Постановлению, плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания (далее именуются - учреждения), включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.Ежемесячная оплата социальных услуг, предоставляемых в стационарных условиях, производится в размере, не превышающем 50 процентов разницы между получаемой пенсией или среднедушевым доходом и прожиточным минимумом, установленным для соответствующего региона. 
    Посмотрим на конкретном примере, что значат эти нормы оплаты услуг стационарного учреждения. 
 
    платы за стационарное обслуживание, определенный с учетом утвержденных в установленном порядке норма питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, тарифов на оплату коммунальных услуг, оставляет 2500 рублей. В случае, если размер пенсии составляет 1747,62 рубля, плата за стационарное обслуживание составит не более 1310,72 рубля (т.е. 75% пенсии). 
   Прожиточный минимум в целом по РФ составил для пенсионеров 1197 рублей. Социальные услуги, входящие в Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам будут предоставляться на условиях частичной оплаты, учитывая, что размер пенсии пенсионера составляет от 100-150% величины прожиточного минимума. (Пенсия в 1747,62 рубля составляет 146% от величины прожиточного минимума в 1197 рублей). 
   С учетом того, что ежемесячная оплата социальных услуг ,предоставляемых в стационарных условиях, производится в размере, не превышающем 50 процентов разницы между получаемой пенсией или среднедушевым доходом и прожиточным минимумом, установленным для соответствующего региона, размер оплаты социальных услуг составит 275,31 рублей. 
    Следовательно, пенсионер за пребывание в стационарном учреждении заплатит 1586,03 рублей (1310,72 рубля платы за стационарное обслуживание и 275,31 рублей оплаты предоставляемых социальных услуг). В распоряжении пенсионера останется 161,59 рублей. 
   Таким образом, плата за социальные услуги, предоставляемые учреждениями социального обслуживания, для каждого пенсионера различна и зависит от размера его пенсии. Однако учреждения социального обслуживания предоставляют социальные услуги одинакового качества всем пенсионерам и лицам, проживающем в учреждениях. Такое положение приводит к нарушению принципа обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов. Для разрешения этой проблемы требуется скорейшее принятие нормативов предоставления гарантированных государством социальных услуг. 
   Обращаясь к реальной практике Великолукского дома-интерната для престарелых и инвалидов, следует заметить следующее. Предоставленные администрацией дома-интерната расчеты стоимости мягкого инвентаря и питания содержат арифметические ошибки и некорректности. (Приложение 2, 4 – пересчитаны, некорректности устранены).  
   Например, при расчете стоимости мягкого инвентаря верхней костюмно-плательной группы джемпер стоимостью 240 рублей, выдаваемый мужчинам на 3 года, а женщинам на 4 годы в расчете суммы, включаемой в плату, стоил одинаково 80 рублей, хотя для женщин должен был стоить 60 рублей. В итоге арифметические ошибки при расчете привели к завышению стоимости мягкого инвентаря, предоставляемого проживающим, для мужчин на 1056,68 рублей в год, для женщин на 750,36 рублей в год. В таблице расчета стоимости питания поливитамины стоят 1,50 рубля за 1 килограмм, цена столового яйца измеряется в рублях за килограмм, причем норма потребления одним человеком этого продукта составляет 0,5 грамма в день. 
   Итоговый размер оплаты стационарного обслуживания в интернате завышен для мужчин на 88,25 рублей, а для женщин на 62,55 рублей.    

Информация о работе Правовые аспекты финансового и материального обеспечения системы социального обеспечения населения