Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 21:08, дипломная работа
Цель моего исследования - рассмотреть финансовые методы социальной защиты населения, их эффективность, а также изучить анализ финансового обеспечения учреждений социальной защиты в Псковской области.
Задачи дипломной работы:
- раскрытие научно-теоретических основ финансовых методов социальной защиты населения;
- исследование практики социальной защиты в РФ;
- предложение путей и направлений развития социальной защиты населения.
Введение.........................................................................................................................3
1. Теоретико-методологические аспекты финансовых методов социальной защиты населения....................................................................................................................5-19
1.1 Понятие социальной защиты..................................................................................5
1.2 Характеристика законодательства России в области социальной защиты.......9
1.3 Финансовые методы социальной защиты населения..........................................13
2.Эффективность финансовых методов социальной защиты населения в государстве.........................................................................................19-30
2.1 Эффективность работы органов власти субъектов РФ по усилению социальной поддержки малоимущего населения.................................19
2.2 Эффективность борьбы с бедностью и безработицей в России........................26
2.3 Перспективы развития социальной защиты населения.....................................29
3. Методы социальной защиты, используемые работодателями........................30-32
4.Анализ финансового обеспечения учреждений социальной защиты в Псковской области..............................................................................................................32-63
Заключение....................................................................................................................64
Список литературы......................................................................................................68
-осуществлять и развивать
просветительную деятельность, организовывать
отдых и культурное
-предоставлять гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарном учреждении социального обслуживания, возможность пользоваться телефонной связью и почтовыми услугами за плату в соответствии с действующими тарифами;
-выделять супругам из
числа проживающих в
-обеспечивать возможность
беспрепятственного приема
-обеспечивать сохранность
личных вещей и ценностей
Социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты. Бесплатно оказываются социальные услуги:
-гражданам пожилого возраста
и инвалидам, имеющим
Социальные услуги на условиях частичной оплаты оказываются:
-гражданам пожилого возраста
и инвалидам, имеющим
Социальные услуги на условиях полной оплаты оказываются гражданам пожилого
возраста и инвалидам, проживающим в семьях,
среднедушевой доход которых превышает
на 150 процентов прожиточный минимум, установленный
для данного региона.
Взимание платы производится со всех категорий
граждан пожилого возраста и инвалидов
при оказании по их просьбе дополнительных
социальных услуг, не входящих в федеральный
и территориальные перечни гарантированных
государством социальных услуг. Порядок
и условия оплаты социальных услуг в государственном
и муниципальном секторах социального
обслуживания определяются Правительством
РФ. Тарифы на социальные услуги, оказываемые
государственными и муниципальными учреждениями
социального обслуживания, определяются
органами социальной защиты населения
субъектов РФ. Средства, поступающие от
оплаты социальных услуг, зачисляются
на счета учреждений социального обслуживания
и направляются на дальнейшее развитие
социального обслуживания и стимулирование
труда социальных работников в размере,
определяемом органами социальной защиты
населения, в ведении которых находятся
указанные учреждения, сверх бюджетных
ассигнований. Государственные и муниципальные
учреждения социального обслуживания
в части средств, поступающих от оплаты
социальных услуг, подлежат льготному
налогообложению в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
Учреждения социального обслуживания,
предоставляющие социальные услуги, обязаны
заключать с гражданами пожилого возраста
и инвалидами, принимаемыми на платное
обслуживание, или с их законными представителями
договоры, определяющие виды и объем предоставляемых
услуг, сроки, в которые должны быть предоставлены
услуги, а также порядок и размер их оплаты.
Основными источниками финансирования
государственного сектора системы социального
обслуживания граждан пожилого возраста
и инвалидов являются соответственно
федеральный бюджет и бюджеты субъектов
РФ. Финансирование муниципального сектора
системы социального обслуживания осуществляется
за счет средств местных бюджетов и ассигнований,
направляемых в муниципальный сектор
из средств бюджетов, указанных в части
первой настоящей статьи, в качестве дотаций
на содержание сети учреждений социального
обслуживания, на развитие социального
обслуживания, а также на оплату социальных
услуг, включенных в федеральный и территориальные
перечни гарантированных государством
социальных услуг. Размер дотаций определяется
ежегодно при утверждении соответствующих
бюджетов Правительством РФ, органами
исполнительной власти субъектов РФ.
Дополнительными внебюджетными источниками
финансирования мер по социальному обслуживанию
граждан пожилого возраста и инвалидов
являются:
-кредиты банков и средства других кредиторов;
-доходы от хозяйственной
и иной деятельности
-доходы от ценных бумаг;
-средства, поступившие от граждан пожилого возраста и инвалидов в качестве платы за социальные услуги;
-благотворительные взносы и пожертвования;
Контроль за целевым расходованием указанных
средств осуществляется органами социальной
защиты населения. Контроль за деятельностью
по предоставлению социальных услуг в
государственном секторе социального
обслуживания осуществляется органами
социальной защиты населения, органами
здравоохранения и органами образования
в пределах их компетенции, а также министерствами,
иными федеральными органами исполнительной
власти, государственными предприятиями,
учреждениями и организациями, имеющими
в своем подчинении учреждения социального
обслуживания.
Контроль за деятельностью по предоставлению
социальных услуг в муниципальном секторе
социального обслуживания осуществляется
муниципальными органами социальной защиты
населения, органами здравоохранения
и органами образования, а также органами
управления социальным обслуживанием
Российской Федерации и органами управления
социальным обслуживанием субъектов Российской
Федерации.
Общественный контроль за деятельностью
по предоставлению социальных услуг осуществляется
общественными объединениями, занимающимися
в соответствии с их учредительными документами
вопросами защиты интересов граждан пожилого
возраста и инвалидов.
Очевидно, что российское законодательство
в сфере социального обслуживания граждан
пожилого возраста и инвалидов, прогрессивно,
предоставляет возможность выбора услуг
и нормальных условий жизни этой категории
граждан. Однако, не все так хорошо, как
написано в законе.
Согласно Постановлению Правительства
РФ от 25 ноября 1995 г. N 1151 «О федеральном
перечне гарантированных государством
социальных услуг, предоставляемых гражданам
пожилого возраста и инвалидам государственными
и муниципальными учреждениями социального
обслуживания» гражданам пожилого
возраста и инвалидам, проживающим в стационарных
учреждениях социального обслуживания, предоставляются следующие
услуги:
-предоставление в пользование мебели согласно утвержденным нормативам;
-содействие в организации
предоставления услуг
-предоставление мягкого
инвентаря (одежды, обуви, нательного
белья и постельных
-обеспечение досуга (книги, журналы, газеты, настольные игры, экскурсии и иное);
-оказание помощи в написании писем;
-обеспечение при выписке
из учреждения одеждой, обувью
и денежным пособием по
-обеспечение сохранности личных вещей и ценностей;
Социально-медицинские
и санитарно-гигиенические
-обеспечение ухода с учетом состояния здоровья;
-содействие в проведении медико-социальной экспертизы;
-проведение реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных), в том числе для инвалидов на основании индивидуальных программ реабилитации;
-оказание первичной медико-
-организация прохождения диспансеризации;
-госпитализация нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения, содействие в направлении по заключению врачей на санаторно-курортное лечение (в том числе на льготных условиях);
-оказание психологической
поддержки, проведение
-содействие в получении бесплатной зубопротезной (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов) и протезно - ортопедической помощи;
-обеспечение техническими
средствами ухода и
-оказание помощи по
вопросам пенсионного
-содействие в получении
установленных действующим
-содействие в получении консультативной помощи;
-обеспечение
-содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном действующим законодательством;
Содействие в организации ритуальных услуг.
Вопросы оплаты
Посмотрим на конкретном примере, что
значат эти нормы оплаты услуг стационарного
учреждения.
платы за стационарное обслуживание,
определенный с учетом утвержденных в
установленном порядке норма питания,
нормативов обеспечения мягким инвентарем
граждан пожилого возраста и инвалидов,
тарифов на оплату коммунальных услуг,
оставляет 2500 рублей. В случае, если размер
пенсии составляет 1747,62 рубля, плата за
стационарное обслуживание составит не
более 1310,72 рубля (т.е. 75% пенсии).
Прожиточный минимум в целом по РФ составил
для пенсионеров 1197 рублей. Социальные
услуги, входящие в Федеральный перечень
гарантированных государством социальных
услуг, предоставляемых гражданам пожилого
возраста и инвалидам будут предоставляться
на условиях частичной оплаты, учитывая,
что размер пенсии пенсионера составляет
от 100-150% величины прожиточного минимума.
(Пенсия в 1747,62 рубля составляет 146% от величины
прожиточного минимума в 1197 рублей).
С учетом того, что ежемесячная оплата социальных
услуг ,предоставляемых в стационарных
условиях, производится в размере, не превышающем
50 процентов разницы между получаемой
пенсией или среднедушевым доходом и прожиточным
минимумом, установленным для соответствующего
региона, размер оплаты социальных услуг
составит 275,31 рублей.
Следовательно, пенсионер за пребывание
в стационарном учреждении заплатит 1586,03
рублей (1310,72 рубля платы за стационарное
обслуживание и 275,31 рублей оплаты предоставляемых
социальных услуг). В распоряжении пенсионера
останется 161,59 рублей.
Таким образом, плата за социальные услуги,
предоставляемые учреждениями социального
обслуживания, для каждого пенсионера
различна и зависит от размера его пенсии.
Однако учреждения социального обслуживания
предоставляют социальные услуги одинакового
качества всем пенсионерам и лицам, проживающем
в учреждениях. Такое положение приводит
к нарушению принципа обеспечения равных
возможностей в получении социальных
услуг и их доступности для граждан пожилого
возраста и инвалидов. Для разрешения
этой проблемы требуется скорейшее принятие
нормативов предоставления гарантированных
государством социальных услуг.
Обращаясь к реальной практике Великолукского
дома-интерната для престарелых и инвалидов,
следует заметить следующее. Предоставленные
администрацией дома-интерната расчеты
стоимости мягкого инвентаря и питания
содержат арифметические ошибки и некорректности.
(Приложение 2, 4 – пересчитаны, некорректности
устранены).
Например, при расчете стоимости мягкого
инвентаря верхней костюмно-плательной
группы джемпер стоимостью 240 рублей, выдаваемый
мужчинам на 3 года, а женщинам на 4 годы
в расчете суммы, включаемой в плату, стоил
одинаково 80 рублей, хотя для женщин должен
был стоить 60 рублей. В итоге арифметические
ошибки при расчете привели к завышению
стоимости мягкого инвентаря, предоставляемого
проживающим, для мужчин на 1056,68 рублей
в год, для женщин на 750,36 рублей в год. В
таблице расчета стоимости питания поливитамины
стоят 1,50 рубля за 1 килограмм, цена столового
яйца измеряется в рублях за килограмм,
причем норма потребления одним человеком
этого продукта составляет 0,5 грамма в
день.
Итоговый размер оплаты стационарного
обслуживания в интернате завышен для
мужчин на 88,25 рублей, а для женщин на 62,55
рублей.