Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 21:08, дипломная работа
Цель моего исследования - рассмотреть финансовые методы социальной защиты населения, их эффективность, а также изучить анализ финансового обеспечения учреждений социальной защиты в Псковской области.
Задачи дипломной работы:
- раскрытие научно-теоретических основ финансовых методов социальной защиты населения;
- исследование практики социальной защиты в РФ;
- предложение путей и направлений развития социальной защиты населения.
Введение.........................................................................................................................3
1. Теоретико-методологические аспекты финансовых методов социальной защиты населения....................................................................................................................5-19
1.1 Понятие социальной защиты..................................................................................5
1.2 Характеристика законодательства России в области социальной защиты.......9
1.3 Финансовые методы социальной защиты населения..........................................13
2.Эффективность финансовых методов социальной защиты населения в государстве.........................................................................................19-30
2.1 Эффективность работы органов власти субъектов РФ по усилению социальной поддержки малоимущего населения.................................19
2.2 Эффективность борьбы с бедностью и безработицей в России........................26
2.3 Перспективы развития социальной защиты населения.....................................29
3. Методы социальной защиты, используемые работодателями........................30-32
4.Анализ финансового обеспечения учреждений социальной защиты в Псковской области..............................................................................................................32-63
Заключение....................................................................................................................64
Список литературы......................................................................................................68
Осуществляет следующие переданные отдельные полномочия Российской Федерации за счет субвенций из федерального бюджета:
Назначение и выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву в соответствии с федеральным законодательством.
Выплата инвалидам компенсации страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с федеральным законодательством.
Осуществление деятельности,
связанной с перевозкой между субъектами
Российской Федерации, а также в пределах
территорий государств-
Предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также иным отдельным категориям граждан в соответствии с федеральным законодательством.
Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством срок.
Проведение конференций, совещаний и других мероприятий по вопросам, входящим в компетенцию Управления.
Анализ финансового
обеспечения учереждений социальной защиты
на примере Великолукского дома-интерната
престарелых и инвалидов,
Основой для данного прикладного
бюджетного анализа послужила ситуация,
сложившаяся вокруг Великолукского
дома-интерната престарелых и инвалидов
в связи с различным пониманием действующего
законодательства относительно платы
за услуги названного стационарного учреждения
социального обслуживания.
Администрация Дома-интерната подала
в городской суд иск на некоторых проживающих
о взыскании задолженности по оплате услуг
учреждения, предоставленных с мая 2002
года и заключении договоров о социальном
обслуживании. В свою очередь проживающие
в Доме-интернате возмещать представленную
задолженность не хотят и выдвигают администрации
учреждения социального обслуживания
ряд встречных требований. В рамках этого
анализа попытаемся разобраться в ситуации.
Начнем с общего финансирования социальной
отрасли в Псковской области. Бюджетное
финансирование раздела «Социальная политика»
представлено на рисунке 1 (более подробно
данные бюджета отрасли представлены
в приложении 1). Финансирование в 2002 году
увеличилось как по отрасли в целом, так
и по подразделам, хотя и в минимальном
размере. Следует отметить, что основное
финансирование проходит по прочим мероприятиям
в области социальной политики, куда включены
в основном субсидии и субвенции гражданам,
а также мероприятия, не вошедшие в другие
подразделы. К сожалению, именно с использованием
этого подраздела зачастую происходит
перераспределение бюджетных средств.
Рисунок 1. Финансирование социальной политики бюджетом Псковской области в 2001-2002 годах, тыс. руб. |
Динамика финансирования отдельных
направлений деятельности в области социальной
политики представлена на следующих диаграммах.
Их сравнение позволяет сказать о примерно
одинаковом распределении по годам и по
исполнению отдельных мероприятий.
Рисунок 2. Распределение бюджетных средств по учреждениям социального обеспечения и службам занятости, тыс. руб.
Рисунок 3. Направления расходов областного бюджета по подразделу «Социальная помощь», тыс. руб.
Средства этого подраздела
в основном тратятся на содержание домов
интернатов для престарелых и инвалидов.
Однако, финансирование в 2001 году по сравнению
с планом составило 93,3%, хотя и превысило
сумму, заложенную в законе о бюджете.
К сожалению, для более детального анализа
бюджетная отчетность в области не дает
необходимых данных.
Средства бюджета, как видно из приведенной
диаграммы, направляются Управлением
по социальной защите населения на пособия
и социальную помощь и в 2002 году – выплату
пенсий и пособий. В 2001 году финансирование
названных расходов по факту осуществлялось
в незапланированном объеме и было меньше
установленного законом более, чем в два
разе. Согласно закону 2002 года планируется
увеличить финансирование этого направления
государственной деятельности в 1,85 раза.
Однако, по опыту 2001 года это еще не значит
увеличение фактического финансирования
социальных мероприятий в данном разрезе.
Рисунок №4. Направления расходов областного бюджета по подразделу «Государственные пособия гражданам, имеющим детей», тыс. руб.
Рисунок 5. Распределение финансирования подраздела «Прочие мероприятия в области социальной политики», тыс. руб
Приведенная диаграмма
свидетельствует о
Как видно из диаграммы, финансирование
деятельности Управления социальной защиты
населения по этому направлению в исследуемом
периоде носило неравномерный характер.
Средства планируются на различные мероприятия
в 2001 и 2002 годах. Наибольшую долю подраздела
занимают субсидии и средства, передаваемые
в бюджеты субъектов РФ по взаимным расчетам
на реализацию Федерального закона "О
ветеранах".
Теперь, представляя себе ситуацию с финансированием
из областного бюджета социальной политики,
рассмотрим нормативно-правовые основы
предоставления услуг гражданам пожилого
возраста и инвалидам соответствующими
учреждениями.
Федеральный закон № 122-ФЗ от 2 августа
1995 года «О социальном обслуживании граждан
пожилого возраста и инвалидов» регулирует
отношения в сфере социального обслуживания
граждан пожилого возраста и инвалидов.
Остановимся на тех основных нормах, которые
устанавливает данный закон в названной
сфере, являющейся одним из направлений
деятельности по социальной защите населения.
Социальное обслуживание граждан пожилого
возраста и инвалидов представляет собой
деятельность по удовлетворению потребностей
граждан в социальных услугах. Социальное
обслуживание включает в себя совокупность
социальных услуг (уход, организация питания,
содействие в получении медицинской, правовой,
социально-психологической и натуральных
видов помощи, помощи в профессиональной
подготовке, трудоустройстве, организации
досуга, содействие в организации ритуальных
услуг и другие), которые предоставляются
гражданам пожилого возраста и инвалидам
на дому или в учреждениях социального
обслуживания независимо от форм собственности.
Деятельность в сфере социального обслуживания
граждан пожилого возраста и инвалидов
строится на принципах:
- предоставления
- обеспечения равных
- преемственности всех
видов социального
- ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;
-приоритета мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов;
Гражданам пожилого возраста и инвалидам
обеспечивается возможность получения
достаточных для удовлетворения
их основных жизненных потребностей
социальных услуг, которые включаются в федеральный
и территориальные перечни гарантированных
государством социальных услуг. Федеральный
перечень гарантированных государством
социальных услуг является базовым, определяется
Правительством РФ и ежегодно пересматривается;
при этом сокращение объема гарантированных
государством социальных услуг не допускается.
На основе федерального перечня устанавливается
территориальный перечень гарантированных
государством социальных услуг, утверждаемый
органом исполнительной власти субъекта
РФ с учетом потребностей населения, проживающего
на его территории.
Формы социального обслуживания граждан
пожилого возраста и инвалидов:
-полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
-стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);
-срочное социальное
Гражданам пожилого возраста и инвалидам
может предоставляться жилое
помещение в домах жилищного
фонда социального
Граждане пожилого возраста (женщины старше
55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды,
нуждающиеся в постоянной или временной
посторонней помощи в связи с частичной
или полной утратой возможности самостоятельно
удовлетворять свои основные жизненные
потребности вследствие ограничения способности
к самообслуживанию и (или) передвижению,
имеют право на социальное обслуживание,
осуществляемое в государственном, муниципальном
и негосударственном секторах системы
социального обслуживания. Социальное
обслуживание граждан пожилого возраста
и инвалидов осуществляется по решению
органов социальной защиты населения
в подведомственных им учреждениях либо
по договорам, заключаемым органами социальной
защиты с учреждениями социального обслуживания
иных форм собственности.
При получении социальных услуг граждане
пожилого возраста и инвалиды имеют право
на:
-выбор учреждения и
формы социального
-информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;
-согласие на социальное обслуживание;
-отказ от социального обслуживания;
-конфиденциальность
Стационарное социальное обслуживание
направлено на оказание разносторонней
социально-бытовой помощи гражданам
пожилого возраста и инвалидам, частично
или полностью утратившим способность к самообслуживанию
и нуждающимся по состоянию здоровья в
постоянном уходе и наблюдении. Стационарное
социальное обслуживание включает меры
по созданию для граждан пожилого возраста
и инвалидов наиболее адекватных их возрасту
и состоянию здоровья условий жизнедеятельности,
реабилитационные мероприятия медицинского,
социального и лечебно-трудового характера,
обеспечение ухода и медицинской помощи,
организацию их отдыха и досуга. Стационарное
социальное обслуживание граждан пожилого
возраста и инвалидов осуществляется
в стационарных учреждениях (отделениях)
социального обслуживания, профилированных
в соответствии с их возрастом, состоянием
здоровья и социальным положением.
Граждане пожилого возраста и инвалиды,
направляемые в стационарные или полустационарные
учреждения социального обслуживания,
а также их законные представители, должны
быть предварительно ознакомлены с условиями
проживания или пребывания в указанных
учреждениях и видами услуг, предоставляемых
ими.
Граждане пожилого возраста и инвалиды,
проживающие в стационарных учреждениях
социального обслуживания, имеют право
на:
-уход, первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь, предоставляемые в стационарном учреждении социального обслуживания;
-бесплатную
-социально-медицинскую
-добровольное участие
в лечебно-трудовом процессе с
учетом состояния здоровья, интересов,
желаний в соответствии с
-медико-социальную экспертизу, проводимую по медицинским показаниям, для установления или изменения группы инвалидности;
-свободное посещение
их адвокатом, нотариусом, законными
представителями,
-бесплатную помощь адвоката
в порядке, установленном
-предоставление им помещения
для отправления религиозных
обрядов, создание для этого
соответствующих условий, не
-сохранение занимаемых
ими по договору найма или
аренды жилых помещений в
Граждане пожилого возраста и инвалиды,
проживающие в государственных
и муниципальных учреждениях
социального обслуживания и нуждающиеся
в специализированной медицинской помощи, направляются
на обследование и лечение в государственные
или муниципальные учреждения здравоохранения.
Оплата лечения граждан пожилого возраста
и инвалидов в указанных учреждениях здравоохранения
осуществляется в установленном порядке
за счет соответствующих бюджетных ассигнований
и средств медицинского страхования.
Администрация стационарного учреждения
социального обслуживания обязана:
-обеспечивать
-информировать граждан
пожилого возраста и инвалидов,
-исполнять возложенные
на нее функции опекунов и
попечителей в отношении