Правовые аспекты финансового и материального обеспечения системы социального обеспечения населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 21:08, дипломная работа

Описание работы

Цель моего исследования - рассмотреть финансовые методы социальной защиты населения, их эффективность, а также изучить анализ финансового обеспечения учреждений социальной защиты в Псковской области.
Задачи дипломной работы:
- раскрытие научно-теоретических основ финансовых методов социальной защиты населения;
- исследование практики социальной защиты в РФ;
- предложение путей и направлений развития социальной защиты населения.

Содержание работы

Введение.........................................................................................................................3
1. Теоретико-методологические аспекты финансовых методов социальной защиты населения....................................................................................................................5-19
1.1 Понятие социальной защиты..................................................................................5
1.2 Характеристика законодательства России в области социальной защиты.......9
1.3 Финансовые методы социальной защиты населения..........................................13
2.Эффективность финансовых методов социальной защиты населения в государстве.........................................................................................19-30
2.1 Эффективность работы органов власти субъектов РФ по усилению социальной поддержки малоимущего населения.................................19
2.2 Эффективность борьбы с бедностью и безработицей в России........................26
2.3 Перспективы развития социальной защиты населения.....................................29
3. Методы социальной защиты, используемые работодателями........................30-32
4.Анализ финансового обеспечения учреждений социальной защиты в Псковской области..............................................................................................................32-63
Заключение....................................................................................................................64
Список литературы......................................................................................................68

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 140.87 Кб (Скачать файл)

Осуществляет следующие  переданные отдельные полномочия Российской Федерации за счет субвенций из федерального бюджета:

    • Предоставление мер социальной поддержки гражданам, награжденным знаком «Почетный донор России», в соответствии с федеральным законодательством.

Назначение и выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву в соответствии с федеральным законодательством.

Выплата инвалидам компенсации  страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с федеральным законодательством.

Осуществление деятельности, связанной с перевозкой между субъектами Российской Федерации, а также в пределах территорий государств-участниковСодружества Независимых Государств несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальныхучебно-воспитательных и иных детских учреждений в соответствии с федеральным законодательством.

Предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также иным отдельным категориям граждан в соответствии с федеральным законодательством.

  • Обеспечение деятельности подведомственных государственных учреждений социального обслуживания, в том числе укрепление их материально-технической базы, осуществление контроля за их деятельностью, в том числе финансового контроля в пределах компетенции Управления.

Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством срок.

Проведение конференций, совещаний и других мероприятий по вопросам, входящим в компетенцию Управления.

 

  Анализ финансового обеспечения учереждений социальной защиты на примере Великолукского дома-интерната престарелых и инвалидов, 

Основой для данного прикладного  бюджетного анализа послужила ситуация, сложившаяся вокруг Великолукского дома-интерната престарелых и инвалидов в связи с различным пониманием действующего законодательства относительно платы за услуги названного стационарного учреждения социального обслуживания.  
  Администрация Дома-интерната подала в городской суд иск на некоторых проживающих о взыскании задолженности по оплате услуг учреждения, предоставленных с мая 2002 года и заключении договоров о социальном обслуживании. В свою очередь проживающие в Доме-интернате возмещать представленную задолженность не хотят и выдвигают администрации учреждения социального обслуживания ряд встречных требований. В рамках этого анализа попытаемся разобраться в ситуации. 
   Начнем с общего финансирования социальной отрасли в Псковской области. Бюджетное финансирование раздела «Социальная политика» представлено на рисунке 1 (более подробно данные бюджета отрасли представлены в приложении 1). Финансирование в 2002 году увеличилось как по отрасли в целом, так и по подразделам, хотя и в минимальном размере. Следует отметить, что основное финансирование проходит по прочим мероприятиям в области социальной политики, куда включены в основном субсидии и субвенции гражданам, а также мероприятия, не вошедшие в другие подразделы. К сожалению, именно с использованием этого подраздела зачастую происходит перераспределение бюджетных средств.

 

Рисунок 1. Финансирование социальной политики бюджетом Псковской  области в 2001-2002 годах, тыс. руб.


 
   Динамика финансирования отдельных направлений деятельности в области социальной политики представлена на следующих диаграммах. Их сравнение позволяет сказать о примерно одинаковом распределении по годам и по исполнению отдельных мероприятий.

 

Рисунок 2. Распределение бюджетных средств по учреждениям социального обеспечения и службам занятости, тыс. руб.

 

 
 

Рисунок 3. Направления  расходов областного бюджета по подразделу «Социальная помощь», тыс. руб.

  

 

  Средства этого подраздела в основном тратятся на содержание домов интернатов для престарелых и инвалидов. Однако, финансирование в 2001 году по сравнению с планом составило 93,3%, хотя и превысило сумму, заложенную в законе о бюджете. К сожалению, для более детального анализа бюджетная отчетность в области не дает необходимых данных. 
   Средства бюджета, как видно из приведенной диаграммы, направляются Управлением по социальной защите населения на пособия и социальную помощь и в 2002 году – выплату пенсий и пособий. В 2001 году финансирование названных расходов по факту осуществлялось в незапланированном объеме и было меньше установленного законом более, чем в два разе. Согласно закону 2002 года планируется увеличить финансирование этого направления государственной деятельности в 1,85 раза. Однако, по опыту 2001 года это еще не значит увеличение фактического финансирования социальных мероприятий в данном разрезе.

 

Рисунок №4. Направления расходов областного бюджета по подразделу «Государственные пособия гражданам, имеющим детей», тыс. руб.

 

Рисунок 5. Распределение финансирования подраздела «Прочие мероприятия в области социальной политики», тыс. руб

 

 

    Приведенная диаграмма  свидетельствует о практическом  отсутствии на начало 2002 года  задолженности по финансированию  пособий гражданам, имеющим детей. Средства, направляемые на эту цель в 2001 году, превысили запланированные в законе об областном бюджете объемы. В целом финансирование этого направления планируется значительно увеличить в 2002 году.  
   Как видно из диаграммы, финансирование деятельности Управления социальной защиты населения по этому направлению в исследуемом периоде носило неравномерный характер. Средства планируются на различные мероприятия в 2001 и 2002 годах. Наибольшую долю подраздела занимают субсидии и средства, передаваемые в бюджеты субъектов РФ по взаимным расчетам на реализацию Федерального закона "О ветеранах". 
   Теперь, представляя себе ситуацию с финансированием из областного бюджета социальной политики, рассмотрим нормативно-правовые основы предоставления услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам соответствующими учреждениями. 
   Федеральный закон № 122-ФЗ от 2 августа 1995 года «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Остановимся на тех основных нормах, которые устанавливает данный закон в названной сфере, являющейся одним из направлений деятельности по социальной защите населения. 
   Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей граждан в социальных услугах. Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и другие), которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности. 
   Деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на принципах:

  • - соблюдения прав человека и гражданина;

- предоставления государственных  гарантий в сфере социального обслуживания;

- обеспечения равных возможностей  в получении социальных услуг  и их доступности для граждан  пожилого возраста и инвалидов;

- преемственности всех  видов социального обслуживания;

- ориентации социального  обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;

-приоритета мер по  социальной адаптации граждан  пожилого возраста и инвалидов;

  • - ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.

 

   Гражданам пожилого возраста и инвалидам  обеспечивается возможность получения  достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг. Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг является базовым, определяется Правительством РФ и ежегодно пересматривается; при этом сокращение объема гарантированных государством социальных услуг не допускается. На основе федерального перечня устанавливается территориальный перечень гарантированных государством социальных услуг, утверждаемый органом исполнительной власти субъекта РФ с учетом потребностей населения, проживающего на его территории. 
   Формы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов:

  • - социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

-полустационарное социальное  обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

-стационарное социальное  обслуживание в стационарных  учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);

-срочное социальное обслуживание;

  • -социально-консультативная помощь.

 

   Гражданам пожилого возраста и инвалидам  может предоставляться жилое  помещение в домах жилищного  фонда социального использования. Социальное обслуживание по желанию граждан пожилого возраста и инвалидов может осуществляться на постоянной или временной основе. 
   Граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном, муниципальном и негосударственном секторах системы социального обслуживания. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.  
    При получении социальных услуг граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право на:

  • -уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания;

-выбор учреждения и  формы социального обслуживания  в порядке, установленном федеральным  органом социальной защиты населения  и органами социальной защиты  населения субъектов РФ;

-информацию о своих  правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;

-согласие на социальное  обслуживание;

-отказ от социального  обслуживания;

-конфиденциальность информации  личного характера, ставшей известной  работнику учреждения социального  обслуживания при оказании социальных услуг;

  • -защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке.

 

   Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам  пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга. Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением. 
   Граждане пожилого возраста и инвалиды, направляемые в стационарные или полустационарные учреждения социального обслуживания, а также их законные представители, должны быть предварительно ознакомлены с условиями проживания или пребывания в указанных учреждениях и видами услуг, предоставляемых ими.  
   Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на:

  • -обеспечение им условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям;

-уход, первичную медико-санитарную  и стоматологическую помощь, предоставляемые в стационарном учреждении социального обслуживания;

-бесплатную специализированную  помощь, в том числе зубопротезную  (без использования драгоценных  металлов), в государственных и  муниципальных учреждениях здравоохранения,  а также на бесплатную протезно-ортопедическую помощь;

-социально-медицинскую реабилитацию  и социальную адаптацию;

-добровольное участие  в лечебно-трудовом процессе с  учетом состояния здоровья, интересов,  желаний в соответствии с медицинским  заключением и трудовыми рекомендациями;

-медико-социальную экспертизу, проводимую по медицинским показаниям, для установления или изменения группы инвалидности;

-свободное посещение  их адвокатом, нотариусом, законными  представителями, представителями  общественных объединений и священнослужителем, а также родственниками и другими лицами;

-бесплатную помощь адвоката  в порядке, установленном действующим  законодательством;

-предоставление им помещения  для отправления религиозных  обрядов, создание для этого  соответствующих условий, не противоречащих  правилам внутреннего распорядка, с учетом интересов верующих различных конфессий;

-сохранение занимаемых  ими по договору найма или  аренды жилых помещений в домах  государственного, муниципального  и общественного жилищных фондов  в течение шести месяцев с  момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, а в случаях, если в жилых помещениях остались проживать члены их семей, - в течение всего времени пребывания в этом учреждении;

  • -участие в общественных комиссиях по защите прав граждан пожилого возраста и инвалидов, создаваемых в том числе в учреждениях социального обслуживания.

 

   Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в государственных  и муниципальных учреждениях  социального обслуживания и нуждающиеся  в специализированной медицинской помощи, направляются на обследование и лечение в государственные или муниципальные учреждения здравоохранения. Оплата лечения граждан пожилого возраста и инвалидов в указанных учреждениях здравоохранения осуществляется в установленном порядке за счет соответствующих бюджетных ассигнований и средств медицинского страхования. 
   Администрация стационарного учреждения социального обслуживания обязана:

  • -соблюдать права человека и гражданина;

-обеспечивать неприкосновенность  личности и безопасность граждан пожилого возраста и инвалидов;

-информировать граждан  пожилого возраста и инвалидов,  проживающих в стационарном учреждении  социального обслуживания, об их  правах;

-исполнять возложенные  на нее функции опекунов и  попечителей в отношении граждан  пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в опеке или попечительстве;

Информация о работе Правовые аспекты финансового и материального обеспечения системы социального обеспечения населения