Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 21:27, курсовая работа
Цель исследования: изучение причин и анализ путей решения проблем детской инвалидности.
Задачи исследования:
1. Рассмотрение особенностей различных видов детской инвалидности и причин, приводящих к ней;
2.Выявление передовых технологий социальной работы с детьми-инвалидами и их семьями.
3.Проведение социологического исследования на тему «Изучение основных проблем и трудностей семей, воспитывающих детей-инвалидов».
Введение
В современном мире детская инвалидность – важная социальная проблема, решать которую приходиться каждому обществу. Масштаб детской инвалидности в каждой стране зависит от множества факторов, в том числе социально-экономических, политических, которые составляют основу для формирования социальной политики государства.
Необходимость более пристального изучения причин детской инвалидности приобрела на современном этапе особую актуальность и требует повышенного внимания к данной категории детей. Увеличение численности детей с физическими и умственными особенностями требует более активной их социальной адаптации и реабилитации для развития навыков самообслуживания, трудовых умений, для полноценного участия в жизни общества. Статистические данные и результаты многочисленных исследований неопровержимо доказывают, что дети-инвалиды это одна из категорий инвалидов, нуждающихся в особой поддержке государства.
В Российской Федерации, как и во всем мире, наблюдается рост числа детей-инвалидов. По данным Министерства здравоохранения и социального развития, на август 2009 года, численность детей-инвалидов в России составляла 545 тысяч человек, 12,2% из них проживают в настоящее время в учреждениях-интернатах.
В Республике Татарстан 14 594 детей имеют статус инвалидов, а 7 245 человек – это дети школьного возраста, 5 тысяч из них обучаются в учреждениях коррекционного образования. В нашей республике проживают 3000 детей-инвалидов с множественными нарушениями развития [12].
В 60-80% детская инвалидность обусловлена перинатальной патологией. Факторами риска возникновения детской инвалидности в данном случае являются: производственная деятельность родителей, особенно неблагоприятные условия труда матери; течение беременности и заболевания матери во время беременности; наличие генетической патологии и хронических соматических заболеваний; загрязнение окружающей среды; алкоголизм и наркомания родителей; уровень материального достатка, например, плохое питание будущих матерей во время беременности.
Следовательно, проблему инвалидности обуславливают экономические и социальные факторы, имеющие глобальный характер[13, с.90-97] .
Профилактика физических недостатков зависит как от решения этих глобальных экономических и социальных факторов, так и от сознательного и активного участия населения.
При рассмотрении проблем инвалидности можно выделить несколько аспектов:
- Медицинский аспект
как отражение анатомического
дефекта в костно-мышечной
- Психолого-педагогический аспект отражает изменения личностного плана в виде пониженной самооценки, разбалансировки саморегуляции, дезадаптации к окружающему, угнетающему чувству зависимости от окружающих. Возможны более выраженные психологические изменения: выявление неуверенности, чувства безнадёжности, обреченности, тревоги;
- Социальный аспект проявляется в вынужденной изоляции, социальной депривации, дефиците информации, ограничении занятости, в возникновении информационного и градостроительного барьеров.
Проблема детской инвалидности изучается на двух уровнях: как проблема семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида, и как комплекс взаимосвязанных проблем выживания, социальной защиты, образования. Сам ребёнок-инвалид - его проблемы как индивида заключается не только в отсутствии слуха, зрения, способности передвигаться, а в том, что он как личность лишён обычного мира детства, отделен от своего здорового сверстника, от круга его дел, интересов, забот.
Проблемы детской инвалидности изучали такие учёные как: Павлёнок П.Д., Холостова Е.И., Куган Б.А., Шабалина Н.Б., Шакурова М.В., Гончаров А.Л.
Е.И. Холостова рассматривает
основные технологии социальной работы
с различными категориями граждан, в том
числе с детьми с ограниченными возможностями.
Куган Б.А. является автором социально-трудовой
адаптации детей группы социального риска.
Он занимается в основном координацией
районных медико-психолого-
Семья является наиболее значимым фактором социализации ребенка и ее влияние в этой связи превосходит воздействие всех других общественных институтов. Что же касается ребенка с ограниченными возможностями здоровья, то роль семьи неизмеримо возрастает, т.к. на нее ложится основное бремя ухода, воспитания и образования таких детей. Присутствие ребенка, имеющего жизненные ограничения, вносит в жизнь семьи много дополнительных проблем, оказывает влияние на всех ее членов. Для воспитания детей, подготовки их к жизни в обществе требуются дополнительные духовные и материальные ресурсы.
Объект исследования: детская инвалидность.
Предмет исследования: медицинские, психолого-педагогические и социальные проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями.
Перед началом работы мы предположили, что семьи, воспитывающие ребёнка-инвалида, нуждаются в продуманной и своевременной медицинской, психологической помощи, эффективной социально-педагогической поддержке, социальной реабилитации и адаптации.
Цель исследования: изучение причин и анализ путей решения проблем детской инвалидности.
Задачи исследования:
1. Рассмотрение особенностей различных видов детской инвалидности и причин, приводящих к ней;
2.Выявление передовых технологий социальной работы с детьми-инвалидами и их семьями.
3.Проведение социологического исследования на тему «Изучение основных проблем и трудностей семей, воспитывающих детей-инвалидов».
Методы исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
- опрос (анкетирование);
- количественный и качественный анализ полученных данных.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав: 1. «Дети с ограниченными возможностями как клиенты социальной работы», 2. «Технологии социальной работы с семьёй, имеющей ребёнка с ограниченными возможностями», заключения, списка литературы и приложений.
Уровень цивилизованности общества во многом оценивается его отношением к детям с умственными и физическими недостатками, то есть к детям-инвалидам. Создание оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии ребёнка, воспитания, обучения, его социально-трудовой адаптации и интеграции в общество относится к числу важнейших задач государственной социальной политики.
Инвалидность детей – значительное ограничение их жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем [16, c.16 - 23].
При анализе детской инвалидности обращает на себя внимание рост инвалидности от врожденных пороков развития. Увеличивается количество детей со злокачественными новообразованиями, с болезнями эндокринной системы, а также число детей, ставших инвалидами в результате травм и отравлений. Основным фактором, определяющим такое состояние здоровья, является ухудшение соматического и репродуктивного здоровья женщин фертильного возраста. Согласно статистическим данным в РТ, более 60 % беременных женщин имеют различные хронические заболевания, не связанные с беременностью, но влияющие на её протекание и последующее здоровье новорожденного ребёнка.
Причины роста инвалидности — экологический фон, ухудшение структуры питания, социального самочувствия, показателей здоровья населения, недостаточный уровень восстановительного лечения, техники безопасности, отсутствие комплексной системы реабилитации инвалидов в соответствии с современными требованиями.
Определённая степень ограничения здоровья ребенка соответствует заболеваниям, среди которых можно выделить следующие основные группы:
Все эти болезни объединены в одну группу, однако, следует разделять умственную и психическую неполноценность, на этом настаивает Международная лига обществ содействия умственно отсталым и другие организации, занимающиеся изучением этой категории людей и /или оказанием им помощи.
Термин «умственная неполноценность» включает в себя два значимых компонента, которые «должны рассматриваться в соответствии с биологическим возрастом и соответствующим культурным фоном: интеллектуальная отсталость, находящаяся ниже среднего уровня и присутствующая с раннего возраста; значительное ослабление способности приспособиться к социальным требованиям общества» [14,с.11-15].
У детей-инвалидов этой категории очень часто наблюдаются грубые нарушения всех сторон психической деятельности: памяти, внимания, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы. Однако после специальных упражнений и занятий они могут достигнуть неплохих результатов. Круг проблем таких детей требует, в основном, вмешательства специалистов в области педагогики и реабилитации (соответственно педагогов и социальных работников) в тесном контакте с семьей.
Термин «психическая неполноценность» употребляется для обозначения многочисленных сдвигов, которые оказывают влияние на эмоциональные функции и поведение. Оно характеризуется неуравновешенностью эмоций различных видов и степеней сложности, нарушенным (а не отсутствующим) пониманием и коммуникацией, а так же скорее ошибочно направленной, а не только несоответствующей приспособляемостью. Чаще всего такие заболевания возникают внезапно и принимают форму острого сдвига, являясь иногда результатом биохимических изменений или употребления наркотиков, переживания тяжелого или длительного стресса, психологических конфликтов, а так же в результате других причин.
В детстве чаще возникают сдвиги в области эмоций или поведения. Симптомам болезней могут предшествовать воспитательные, социальные или личные трудности.
Душевные болезни могут принимать форму острых, хронических или протекающих толчками заболеваний, в зависимости от нее и от специфики проявления болезни назначается лечение. При этом обязательно вмешательство специалистов из области медицины и психиатрии.
Однако бывает сочетание умственной отсталости с психической недостаточностью и другими осложнениями. Это создает определенные сложности при диагностике заболеваний и работе с такими детьми и требует от специалистов хорошей подготовленности. Осложнения могут появиться при рождении или позже. Можно выделить следующие причины их появления: плохой уход за детьми с умственной отсталостью, восприимчивость такого ребенка к нагрузкам, стрессам, невниманию со стороны лиц, к которым они особенно привязаны и т.п.
2) Заболевания внутренних органов в настоящее время занимают лидирующее положение в структуре детской инвалидности. Это вызвано, прежде всего, с переходом заболеваний в хроническую форму с тяжелыми функциональными нарушениями, а зачастую с поздним выявлением нарушений и недостаточными мерами реабилитации.
В эту группу заболеваний входят различные заболевания, патологические состояния и пороки развития органов дыхания. В том числе хронический туберкулез легких, почек и органов мочевыделения, желудочно-кишечного тракта; печени и желчевыводящих путей (циррозы печени, хронический агрессивный гепатит, непрерывно-рецидивирующий язвенный процесс и), сердечнососудистой системы (пороки сердца и крупных сосудов), системы кроветворения (лейкозы, болезнь Верльгофа, лимфогранулематоз и т.п.), опорно-двигательного аппарата (полиартриты и т.п.).
Часто в силу своих заболеваний дети не могут вести активный образ жизни, сверстники могут избегать общения с ними и включения их в свои игры. Возникает ситуация рассогласованности между необходимостью осуществления нормальной жизнедеятельности ребенка и невозможностью ее полноценной реализации. Социальная депривация углубляется за счет длительного пребывания ребенка в специальных стационарах, санаториях, где ограничен социальный опыт и общение осуществляется между такими же детьми. Следствием этого является задержка развития социальных и коммуникативных навыков, формируются недостаточно адекватное представление об окружающем мире у больного ребенка.
3) Поражение и заболевания глаз, сопровождающиеся стойким снижением остроты зрения до 0,08 в лучшем видящем глазу до 15 от точки фиксации во всех направлениях.
Информация о работе Причины и анализ путей решения проблем детской инвалидности