Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 21:27, курсовая работа
Цель исследования: изучение причин и анализ путей решения проблем детской инвалидности.
Задачи исследования:
1. Рассмотрение особенностей различных видов детской инвалидности и причин, приводящих к ней;
2.Выявление передовых технологий социальной работы с детьми-инвалидами и их семьями.
3.Проведение социологического исследования на тему «Изучение основных проблем и трудностей семей, воспитывающих детей-инвалидов».
Психическое развитие детей с дефектами зрения в значительной степени зависит от времени возникновения патологии и от времени начала специальной коррекционной работы, а эти дефекты психического развития могут быть компенсированы за счет раннего и широкого использования функций сохранных анализаторов.
Некоторые специалисты характеризуют такого ребенка как боязливого, малоконтактного. Поэтому они предлагают обогащать чувственный и практический опыт этих детей, постепенно включая его в круг здоровых сверстников. В работе с данной категорией детей рекомендуется так же использовать их особую чувствительность к музыке.
4) Онкологические заболевания, к которым относятся злокачественные опухоли 2 и 3 стадии опухолевого процесса после комбинированного или комплексного лечения, включающего радикальную операцию; неподдающиеся лечению злокачественные новообразования глаза, печени и других органов.
В последнее время число онкологических больных детей увеличивается довольно быстро. При онкологическом заболевании кризисные ситуации могут возобновляться или прерываться более или менее длительными периодами стабилизации, во время которой производится реабилитация больного. Особенности методов лечения в сочетании с возрастными и межличностными особенностями ребенка ведут к возникновению изменений сначала в физическом, а затем и в психическом его состоянии. У такого ребенка отмечается отгороженность и замкнутость, а так же раздражительность, агрессия и другие проявления невротического характера. У таких детей практически нет друзей, кроме таких же больных ребят, как и они. Таким образом, они как бы отгорожены от внешнего мира, что вызывает задержку в развитии социальных навыков, социальную дезадаптацию.
Инвалиды также являются самыми малообеспеченными гражданами. С учетом прямых и косвенных доходов доход инвалидов составляет лишь около 50 % прожиточного минимума. Причиной тому - недостаточная развитость реабилитационного направления государственной поддержки инвалидов. Пенсии, пособия и различного рода льготы, сохраняя в человеке его беспомощность, только увеличивают нагрузку на бюджет. Очевидно, самыми значимыми являются следующие два основных направления государственной политики. Первое — профилактика инвалидности, второе — реабилитация граждан-инвалидов. Она представляет систему взаимосвязанных медицинских, психологических и социально-экономических мероприятий. Они направлены на устранение и компенсацию потери жизнедеятельности, на обеспечение инвалиду равноправного участия во всех сферах жизни общества[29, c.23-25].
Первым шагом на пути развертывания реабилитационной работы стало преобразование врачебно-экспертных комиссий в бюро медико-социальной экспертизы. Всего в рамках службы функционируют 21 межрайонное и 11 специализированных бюро. Бюро МСЭ укомплектованы кадрами врачей-экспертов, психологов, специалистов по социальной работе. Принципиально изменился характер работы. Раньше ВТЭК ограничивались установлением группы инвалидности. Сейчас же бюро МСЭ определяет систему мер социальной защиты инвалида. С 1999 г. началась разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов. Только за один 1999 г. разработано 1700 индивидуальных программ. Для обеспечения взаимодействия различных учреждений принят согласованный порядок взаимодействия бюро медико-социальной экспертизы, органов социальной защиты, здравоохранения, образования, по труду и занятости населения [17, с.9].
В Республике Татарстан постепенно складываются условия для создания единой, целостной системы реабилитации инвалидов. Эта система призвана обеспечить координацию деятельности учреждений различной ведомственной принадлежности, осуществляющих мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации [19, с. 93-106].
Социальная защита инвалидов – это система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Современная законодательная база социальной защиты инвалидов в России сформировалась под влиянием международно-правовых документов Организации Объединенных Наций.
ООН с начала своего существования проявляла озабоченность проблемами инвалидов как наиболее уязвимой и наименее защищенной части общества.
Имеется целый ряд международно-правовых документов ООН, в которых закреплены права детей-инвалидов. Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.) [1], Декларация прав ребенка (1959г.) [2], Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960г.), Декларация о правах умственно-отсталых лиц (1971г.), Декларация о правах инвалидов (1975г.) [3], Конвенция о правах ребенка (1990г.), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990г.), Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993г.).
Главным приоритетом политики ООН в отношении инвалидов провозглашена политика их интеграции в общество.
Основным международным документом, объединившим существующие резолюции и другие правовые документы о жизни инвалидов, стали принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г. «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов», базой для которых стали: Конвенция ООН о правах ребенка (1989г.), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.) и Всемирная программа действий в отношении инвалидов (1982г.).
Правила дают конкретные рекомендации государствам принимать меры по устранению препятствий, не позволяющих инвалидам реализовывать свои права и свободы, полноправно участвовать в общественной жизни.
Странам рекомендовано принимать меры по углублению понимания в обществе проблем инвалидов, их прав, потребностей на национальном и местном уровнях. Они предписывают государствам признавать право инвалидов на объединения с целью представлять свои интересы на национальном и местном уровнях, обеспечить участие инвалидов при разработке государственной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями.
К основным направлениям деятельности государств Правила относят: определение потребностей и самых важных проблем инвалидов, планирование, реализация и оценка услуг и мер, которые необходимо принять в сфере социальной адаптации инвалидов.
В большинстве стран, признающих Стандартные Правила, используется общее законодательство о защите инвалидов. Существует также и специальное законодательство, способствующее более конкретному разграничению проблем инвалидов именно в условиях данной страны. Специальное законодательство действует, как правило, в таких областях как: установление национального координирующего и совещательного органа по вопросам, связанным с инвалидностью, вопросы приспособления окружающей среды для нужд инвалидов, обеспечение финансовой поддержки (социальных выплат) инвалидам, оказание услуг в образовании, занятости, реабилитации и здравоохранении [7].
При формировании российского законодательства в отношении инвалидов были учтены указанные выше международно-правовые акты.
В России признаны равными гражданские, социальные, культурные права инвалидов.
С учетом этих и других международных документов в Российской Федерации в 1995 г. был принят Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В Законе определены понятие и критерии инвалидности, компетенция федеральных и региональных органов власти по социальной защите этой категории граждан; установлены права и льготы, предоставляемые инвалидам; определена система реабилитации инвалидов и обеспечения их жизнедеятельности.
В указанном Законе социальная защита инвалидов определяется как система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества [8].
Основополагающей концепцией в отношении инвалидов является профилактика и реабилитация. Именно реабилитация должна стать инструментом, устраняющим или компенсирующим ограничения жизнедеятельности инвалида. Нужно отметить, что в понятие реабилитации Законом включены не только медицинские мероприятия, но и меры по профессиональной ориентации, обучения и образования, содействию в трудоустройстве, социально-бытовой и производственной адаптации, социально-средовой, социально-педагогической, социально-психологической и социокультурной реабилитации.
В целях законодательного обеспечения государственной поддержки инвалидов в России введен в действие Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов» (1996г.) [9]. Отдельные аспекты проблем инвалидности нашли свое отражение также в Налоговом кодексе Российской Федерации, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, Градостроительном Кодексе Российской Федерации. Права детей-инвалидов особо закреплены в Семейном кодексе Российской Федерации, Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, а также в Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992г.), в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998г.) и др.
Во исполнение перечисленных законов Правительством Российской Федерации, принято более 20 федеральных, а органами исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации по проблемам инвалидов принято свыше 800 нормативных актов.
В Российской Федерации вопросы социальной защиты детей-инвалидов регулируются, наряду с общими нормами социального права, также в специальном законодательстве по вопросам социальной защиты инвалидов.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам до 18 лет - категория «ребенок-инвалид». Такой статус получают дети, которые страдают: изменением здоровья, влекущим тяжелыми нарушениями основных функций, которое проистекает из заболеваний, нарушений формирования или травматизации, ограничением возможностей (ориентации, передвижения, общения, обслуживания себя), нуждаются в социальной помощи.
Статус инвалида определяется на период от 6 месяцев до 2-х лет, а также на срок от 2-х до 5-ти лет и вплоть до наступления восемнадцатилетнего возраста.
Пенсия по инвалидности назначается детям, обладающим статусом «инвалид» - социальная пенсия по достижению возраста 18 лет, а матери ребенка, признанного инвалидом до 8 лет, назначается трудовая пенсия в возрасте 50 лет, при наличии у неё трудового стажа 15 лет. Все годы, которые мать ухаживала за ребенком-инвалидом, прибавляются к трудовому стажу. За каждый месяц ухода за ребёнком-инвалидом трудоспособный не работающий родитель получает пособие в размере 60% от минимальной заработной платы.
К льготам семьи, воспитывающие ребёнка-инвалида, относят:
- право на работу и получение соответствующего заработка матери ребенка-инвалида охраняется законом;
- увольнение матери ребенка-инвалида возможно лишь в том случае, когда предприятие закрывается полностью;
- матери детей-инвалидов не направляются в командировки в отсутствии их желания, а также не оставляются на сверхурочные работы;
- мать ребенка-инвалида имеет право на укороченный рабочий день или укороченную рабочую неделю. При начислении заработка учитывается количество проработанного времени;
- родитель ребенка-инвалида, не достигшего 18 лет, имеет право на 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц.
Учитывая значение образования для интеграции детей-инвалидов в общество, целесообразно рассмотреть более подробно вопросы законодательного обеспечения равных возможностей на получение образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
По экспертным оценкам в настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям [21, c.50-53].
Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992г.) учитывает особые потребности людей с ограниченными возможностями здоровья. Он гарантирует общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся (воспитанников). В соответствии со ст. 5 Закона, гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от состояния здоровья. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по состоянию здоровья могут быть установлены только законом. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Ст. 7 Закона «Об образовании» гласит, что при реализации образовательных программ обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты.
Законом так же установлено разнообразие форм получения образования, в том числе экстернат, семейное образование (с последующей аттестацией в форме экстерната). Допускается сочетание различных форм.
Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество [18, c.45-55].
Категории обучающихся, воспитанников, направляемых в указанные образовательные учреждения, а также содержащихся на полном государственном обеспечении, определяются в соответствии с Законом Правительством Российской Федерации [6].
Дети и подростки с отклонениями
в развитии направляются в указанные образовательные учреждения
органами управления образованием только
с согласия родителей (или иных законных
представителей) по заключению психолого-медико-
Для инвалидов и людей, имеющих родителей инвалидов имеются льготы при поступлении в образовательные учреждения профессионального образования. Дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях, и граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя-инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, принимаются при условии успешной сдачи вступительных экзаменов вне конкурса в государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования.
Информация о работе Причины и анализ путей решения проблем детской инвалидности