Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 21:27, курсовая работа
Цель исследования: изучение причин и анализ путей решения проблем детской инвалидности.
Задачи исследования:
1. Рассмотрение особенностей различных видов детской инвалидности и причин, приводящих к ней;
2.Выявление передовых технологий социальной работы с детьми-инвалидами и их семьями.
3.Проведение социологического исследования на тему «Изучение основных проблем и трудностей семей, воспитывающих детей-инвалидов».
РЦ «Апрель» является государственным бюджетным учреждением, оказывающим реабилитационные услуги детям и подросткам в возрасте от рождения до 18 лет, имеющим отклонения в физическом и умственном развитии для максимально полной и своевременной социальной адаптации их к жизни в обществе, семье, к обучению и труду. Указанный Центр взаимодействует с учреждениями образования, здравоохранения, медико-социальной экспертизы, некоммерческими и общественными организациями.
В опросе приняли участие 48 респондентов - родителей, воспитывающих детей-инвалидов, являющихся клиентами РЦ «Апрель».
Средний возраст детей составил 4-13 лет (75%). В основном это мальчики (56,3%), имеющие диагноз детский ранний аутизм (44%), умственная отсталость – 33,3%.
Диагноз их ребёнка был поставлен в дошкольном возрасте (68,8%), а 31,2 % - после рождения.
64,6% родителей отметили, что получают качественную психологическую помощь.
На вопросы «Посещает ли ваш ребёнок детский сад?» и «Посещает ли ваш ребёнок школу?» выяснилось, что дети из 50 % семей - ходят в школу, остальные 50% посещают детский сад.
Среди опрошенных родителей большая часть из них обеспокоена проявлением в поведении их ребёнка грубости, замкнутости, болтливости (33,3%), тревожности (29,2%), невнимательности (20,8%), агрессивности (16,7%). Именно за помощью в преодолении этих негативных проявлений, родители и обратились в РЦ «Апрель».
Большинство родителей утверждают, что отношение других детей к их ребёнку доброжелательное (37,5%), равнодушное (29,2%), заинтересованное (25%). Это говорит о том, что общество толерантно по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Что касается оформления инвалидности детей, то у большинства из них (68,8%) она оформлена. Но среди опрошенных (31,2%) были и те родители, которые не оформили инвалидность на своего ребенка. Это можно объяснить тем фактом, что они не желают «портить» биографию своего ребёнка статусом «инвалид», либо не имеют достаточной правовой и экономической информации для этого.
72,9% опрошенных семей получают бесплатное лекарственное обеспечение. А 27,1% семей его не получает (возможно те нерадивые родители, которые не оформили инвалидность своему ребёнку).
Сложная ситуация сложилась и с санаторно-курортным лечением: 89,6% его не получают. Только 6,2% опрошенных пользуются им, а остальные 4,2% - получают санаторно-курортное лечение своих детей очень редко.
75% опрошенных респондентов ответили, что поддержку в воспитании ребёнка-инвалида им оказывают родственники, 18,8% родителей рассчитывают сами на себя. 6,2% респондентов указали, что помощь в воспитании их ребёнка оказывают друзья. Таким образом, можно утверждать, что семья является основным источником поддержки детей с ограниченными возможностями.
На вопрос «Какую помощь вы бы хотели получить для того, чтобы вырастить своего ребёнка?», большинство опрашиваемых родителей (52,1%) желали бы получить бесплатное лечение, образование, чтобы вырастить своего ребёнка, 31,2% хотели бы получить защиту и поддержку от правительства страны, и 16,7% желают увеличения размера пенсии и специальных пособий.
На вопрос «Что бы вы могли рекомендовать для улучшения здоровья детей с ограниченными возможностями?», большинство - 54,2% ответили «чаще проводить диагностику детей»; 33,3% считают, что нужно проводить больше мероприятий для детей-инвалидов, остальные 12,5% выбрали «возможность бесплатно получать юридическую консультацию».
На основе полученных данных, можно сделать следующие выводы:
Изучение поставленных в исследовании проблем и выводы, к которым привели его результаты, дают нам основания сформулировать следующие рекомендации:
Заключение
В настоящее время численность детей-инвалидов возрастает с каждым годом. Основными причинами инвалидности является высокий уровень хронических наследственных заболеваний родителей; болезни новорожденных, вызванные состоянием здоровья матери; запоздалое выявление болезней; ухудшение экологической обстановки и многие другие.
Дети-инвалиды как социальная категория людей, находятся в окружении здоровых по сравнению с ними и нуждаются также в социальной защите, помощи, поддержке. Эти виды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами, инструкциями и рекомендациями, известен механизм их реализации.
Следует отметить, что практически все нормативные акты касаются льгот, пособий, пенсий и других форм социальной помощи, которая направлена на поддержание жизнедеятельности, на пассивное потребление материальных затрат.
Вместе с тем, детям-инвалидам больше необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать их к полноценной жизни в социуме. Известно, что для полноценной, активной жизни инвалидов необходимо вовлечение их в общественно-полезную деятельность, развитие и поддержание связей инвалидов со здоровым окружением, общественными организациями и т. п. По существу, речь идет о социальной интеграции инвалидов, которая является конечной целью реабилитации.
В работе подробно рассмотрены психологические и медико-социальные группы проблем, экономические, жилищно-бытовые, коммуникативные и проблемы, связанные с обучением детей с ограниченными возможностями.
На основе анализа проблем детской инвалидности показано, что большинство из них находятся в прямой зависимости от конкретных мер государственной социальной политики, направленных на образование детей - инвалидов, с одной стороны, а с другой - от попечительства родных, не только осуществляющих уход, но и ответственных за удовлетворение их потребностей. Именно в семье у ребенка складываются первые представления о человеческих ценностях, характере взаимоотношений между людьми, формируются нравственные качества. Родители ребенка-инвалида рассматриваются в качестве основных исполнителей значительной части реабилитационных мероприятий. Таким образом, организации и объединения должны воспитывать в обществе стремление морально поддерживать семьи, имеющие ребёнка с недостатками развития, делать все для лучшего понимания их проблем, способствовать устранению всех препятствий, мешающих успешному социальному развитию, обучению, социальной адаптации и интеграции ребенка-инвалида в социум.
Эффективность реабилитации показывает полную социальную интеграцию ребенка-инвалида, социально-бытовое устройство, полученное образование, создание семьи, участие в общественной жизни.
В работе констатируется, что для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Так же в работе даётся понятие интегрированного обучения в системе общего образования. Оно может осуществляться во всех учреждениях образовательной системы, если имеется возможность.
Базовым правовым документом для реализации программы интегрированного обучения должен стать Закон РФ «О специальном образовании», который пока существует в качестве проекта. В Законе интегрированное обучение для лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, признано одной из равнозначных форм получения ими образования (раздел II ст.7 п.1в; раздел III ст.10). Закон предписывает Российской Федерации и ее субъектам «способствовать развитию интегрированного обучения в его основных видах» (раздел III ст.11 п.1).
Дети и подростки с отклонениями
в развитии направляются в указанные образовательные
учреждения органами управления образованием
только с согласия родителей (или иных законных представителей)
по заключению психолого-медико-
Как правило, направление таких детей в специальные (коррекционные) учреждения отторгает их от семьи, затрудняет последующую адаптацию и интеграцию в общество.
Таким образом, дети с ограниченными возможностями – наименее социально и психологически защищенная категория среди инвалидов, имеющая свои особенности за счет отсутствия того социального опыта, который имеют инвалиды, получившие инвалидность во взрослом возрасте. Несмотря на множество проблем медико-социального и психолого-педагогического характера у детей с ограниченными возможностями, разрешить их невозможно без изменений в общественном сознании негативных установок по отношению к инвалидам, а также устранения их дискриминации в обществе.
Во многих странах без учета деятельности социальных работников не обходятся ни программы социального развития, ни социальная политика государства. Специалисты в этой области широко используются в качестве экспертов при подготовке законодательных актов, принятии решений местными органами власти и общественными организациями.
Таким образом, участие социального работника в жизнедеятельности семей, воспитывающих детей-инвалидов носит многоаспектный характер, и предполагает не только разностороннее образование, осведомленность в законодательстве, но и наличие соответствующих личностных особенностей, позволяющих доверительно относиться к этой категории работников. Также, родители прибегают к помощи социального педагога. Основной целью социального педагога при работе с такой семьей - способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в процессе воспитания ребенка-инвалида.
С переходом общества к постиндустриальной стадии развития, а также в связи с поворотом в общественном сознании от «культуры полезности» к «культуре достоинства», появился принципиально новый взгляд на проблему инвалидности. В настоящее время человек с ограниченными возможностями рассматривается как объект социальной помощи и заботы, ориентированных на создание ему условий для максимально возможной его самореализации, реализации всех имеющихся возможностей его интеграции в общество. Другими словами, инвалид теперь рассматривается не только как объект социальной работы, но и как активный субъект общественной жизни и творец своей судьбы.
Список литературы
1.Всеобщая Декларация прав человека.
2.Конвенция ООН о правах ребёнка.
3. Декларация о правах инвалидов.
4.Декларация о правах умственно-отсталых лиц.
5. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования.
6.Конституция РФ (1993г.) [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru;
7.Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» № 122-ФЗ (от 02.0.1995г) [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru;
8.Федеральный закон « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ (от 24.11.1995г.) [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru;
9.Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов» (1996г.) [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru;
10.Постановление Кабинета Министров РТ об утверждении долгосрочной целевой программы Республики Татарстан «Доступная среда» на 2011-2015 гг. (№ 786 от 22.09.2011г.);
11.Постановление Кабинета Министров РТ об утверждении долгосрочной целевой программы «Дети Татарстана» на 2011 – 2013 гг. (№ 1150 от 30.12. 2010 г.);
12.Арямнова В. Не такие как все: реабилитация детей-инвалидов /В. Арямнова //Республика Татарстан- 2010.- 30 октября.
13.Беспалова Н. Последняя капля: о положении дел в РТ и Казани по реабилитации детей-инвалидов/ Н. Беспалова// Татарстан. – 2011. - №10. – с.90-97.
14.Гончаров А.Л. Особые дети в «Особом ребёнке»: работы с детьми-инвалидами (нервные, умственные расстройства) / А.Л.Гончаров // Работник социальной службы. – 2009. №1. - с.11-15.
15.Зайцев Д.В. Интегрированное
образование детей с ограниченными возможностями
/ Д.В. Зайцев //СОЦИС, 2004.-№7. с.21-30;
Информация о работе Причины и анализ путей решения проблем детской инвалидности