Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 21:27, курсовая работа
Цель исследования: изучение причин и анализ путей решения проблем детской инвалидности.
Задачи исследования:
1. Рассмотрение особенностей различных видов детской инвалидности и причин, приводящих к ней;
2.Выявление передовых технологий социальной работы с детьми-инвалидами и их семьями.
3.Проведение социологического исследования на тему «Изучение основных проблем и трудностей семей, воспитывающих детей-инвалидов».
Метод консультации представляет собой взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные специальные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому в решении текущих проблем или при подготовке к предстоящим действиям.
Поскольку консультирование предназначено для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач, оно способно найти широкое применение и в социально-педагогической практике, нацеленной на реабилитацию семьи ребенка-инвалида.
Необходимость использования этого метода связана с тем, что значительная часть семей, имеющих ребенка-инвалида, находится в острых или хронических стрессовых состояниях, испытывающих трудности адаптации к своему новому статусу, имеют неустойчивую мотивацию к участию в реабилитационном процессе, сталкиваются со сложностями межличностного общения внутри семьи и с ближайшим окружением. И помимо новых знаний им необходимо специально организованное доверительное общение.
Также могут применяться групповые методы работы с семьей – тренинги. Особенно распространены психологические и образовательные тренинги.
Психологический тренинг представляет собой сочетание многих приемов индивидуальной и групповой работы, нацеленных на формирование новых психологических умений и навыков. В настоящее время цели проводимых тренинговых программ расширились, и тренинг перестал быть только областью практической психологии, заняв достойное место в социальной работе, в системе образования.
Образовательные тренинги для родителей направлены на развитие умений и навыков, которые помогают семьям управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных и конструктивного взаимодействия. В образовательных тренингах активно используются индивидуальные упражнения на управление своим телом, эмоциями; ролевые игры в малых группах; система домашних заданий, выступлений, дискуссий; приемы арттерапии, игротерапии, просмотр видеоматериалов и др.
Тренинг является одним из самых перспективных методов решения проблемы психолого-педагогического образования родителей. Эта проблема не теряет своей актуальности в течение последних лет. Особо остро она стоит в отношении родителей - инвалидов.
Для того чтобы тренинг получил признание и был успешным, он должен быть максимально целенаправленным и интенсивным; новые усилия и навыки должны формироваться постепенно с предоставлением широких возможностей для их закрепления. Перед родителями нужно ставить задачи адекватные уровню их и возможностей, следует использовать непрерывную систему обратной связи и др.
Групповые методы работы дают возможности родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность приписать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.
Несмотря на высокие требования при соответствующей подготовке социальных педагогов, именно групповые формы работы, в частности образовательные тренинги для родителей, эффективность которых доказана зарубежным опытом, войдут в разряд ведущих технологий социально-педагогического воздействия [32, c.119].
Посредническая помощь социального педагога - звонки, письменные обращения в различные инстанции - наряду с образовательной помощью и психологической поддержкой, позволяет найти источники для оплаты лечения и отдыха ребенка, получить единовременное материальное пособие в сложившихся неблагоприятных обстоятельствах, установить телефон на льготных основаниях и др., то есть в какой-то мере улучшить материальное положение семьи. Надо отметить, что установление инвалидности ребенку определенной частью семей воспринимается очень болезненно, и поэтому семьи не всегда пользуются этим правом, не воспринимая это в качестве дополнительного источника сохранения дохода семьи. Социальный педагог, раскрывая положительные стороны статуса инвалида, нейтрализует предупреждения и негативные установки родителей, препятствующие получению необходимых льгот и материальных средств [33, c.240].
Таким образом, социальный педагог несёт очень важную роль в жизни ребенка-инвалида и его семьи. В своей деятельности он в основном использует такие методы как контакт, консультирование, тренинги. Также одной из важнейших форм взаимодействия социального педагога с семьей ребенка с ограниченными возможностями является патронаж. Все эти методы и формы заимствованы в основном из зарубежного опыта, и поэтому говорить о целостных социально-педагогических технологиях пока еще рано – они находятся в стадии формирования и апробации.
2.2. Проблемы интегрированного и коррекционного обучения развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Под интегрированным обучением понимается «совместное обучение лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, и лиц, не имеющих таких недостатков, с использованием специальных средств, методов и при участии педагогов-специалистов». Схожее определение интегрированного обучения даётся С.С. Степановым: «Интегрированное обучение аномальных детей – обучение и воспитание детей с различными дефектами психофизического развития в учреждениях общей системы образования вместе с нормально развивающимися детьми». Термин интегрированное обучение используется в работах ведущих учёных в области специального образования: Л.С. Волковой, Н.Н. Малафеева, Н.М. Назаровой, Н.Д. Шматко и др.
С одной стороны, интегрированное обучение обосновывается повышением доступности и качества образовательных услуг, преимуществами развития и социализации детей с инвалидностью, возможностями улучшения условий обучения для всех учащихся за счет методических и организационных изменений, осуществляемых в интересах учеников, испытывающих трудности в учебе. С другой стороны, оно противопоставляется существующему специальному коррекционному образованию как способствующему депривации, изоляции и сегрегации учащихся. Появляются даже предложения о закрытии коррекционных школ.
Концепция интегрированного образования вызывает широкий резонанс со стороны общественности, специалистов, сведущих в вопросах коррекционного образования, инвалидов. Решение этого вопроса требует от всего общества консолидации и осмысления складывающейся ситуации с детской инвалидностью [15].
Результаты научно-педагогических исследований, проведенных с учителями и директорами коррекционных и интеграционных школ в г. Москве, родителями детей-инвалидов, обучающихся в этих учреждениях, показывают различия в социально-экономических функциях коррекционного и интегрированного образования и, соответственно, в содержании образовательных услуг, предоставляемых детям с ограниченными возможностями здоровья[17, c.9].
Особенностью коррекционного образования является его социально-защитная функция, обеспечивающая государственную поддержку учащимся с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности, а также семьям, воспитывающим их. Профессиональный подход к обучению детей проводится с учетом специфики их основного заболевания, поэтому специальные коррекционные учреждения делятся на восемь типов школ: для умственно отсталых детей; неслышащих; слабослышащих и позднооглохших; незрячих; слабовидящих и поздноослепших; с тяжелыми нарушениями речи; с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития. При этом ученики, объединенные по общему типу заболевания, имеют, как правило, множественные проблемы в состоянии здоровья.
Ориентация коррекционного образования на обучение тяжелобольных детей достигается за счет введения защитных мер. Прежде всего, обеспечивается малочисленность коррекционных школ (не более 70 - 100 человек на учреждение), низкая наполняемость классов (от 4 до 12 человек), педагогическое и медицинское сопровождение, подбираемое в соответствии с тяжестью ограничений жизнедеятельности. Так, в школах для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата соотношение численности учителей и численности учеников составляет 1:4, врачей - 1:27, медицинских сестер - 1:8, а средняя численность учеников в классе не превышает 8 человек. В школах для неслышащих детей эти соотношения иные, за счет большей численности учителей - 1:2, меньшей численности врачей - 1:38, меньшей численности медицинских сестер - 1:30, при этом средняя численность учеников в классе 6 - 7 человек [18, с.45-55].
Содействие родителей является одним из первоочередных условий организации интегрированного образования, поскольку в случае необходимости они постоянно находятся с детьми, оказывают помощь во время занятий и обеспечивают контроль при возникновении «внештатных» ситуаций.
Чаще всего именно родители, как правило, матери, проявляют готовность к выполнению любой помощи, поскольку проведение урока в условиях, когда хотя бы один из учащихся в силу тех или иных ограничений не вписывается в образовательный процесс. Он нуждается в иной подаче материала, в более продолжительном времени на усвоение или выполнение задания или в коррекции поведения. Всё это сопряжено с многочисленными трудновыполнимыми задачами, возлагаемыми на педагогов.
Работа с детьми-инвалидами подразумевает очень высокий уровень образования. По этой причине при интегрированном обучении решающее значение будет играть высокий уровень профессионализма преподавательского состава, а также личностные качества педагогов. Базовое образование может быть педагогическое, но очень хорошо, когда есть медицинское в дополнение, психологическое. Также следует отметить роль поддержки специалистов-профессионалов - логопедов, психологов и реабилитологов, психиатров, наблюдающих за детьми, корректирующих, отрабатывающих совместно с учителями индивидуальные модели их включения в работу класса [11].
Одним из основных вопросов, возникающих у педагогического коллектива при комплектовании классов и в ходе дальнейшего обучения, является обеспечение благоприятной психологической среды. Несмотря на то, что к обучению детей, имеющих особенности, как правило, подключаются и их родители и специалисты, постоянно присутствующие в школе, проблем восприятия инвалидности, взаимного непонимания и отторжения избежать не удается. Таким образом, осуществление совместного обучения сопровождается специальной, иногда даже психотерапевтической поддержкой класса и родителей. В некоторых классах формируются противоречивые родительские группы, оказывающие взаимно негативное влияние: родители здоровых детей и родители детей с инвалидностью. В связи с чем, возникает необходимость в проведении специальной терапевтической работы с целью сплочения коллектива детей [27, c.57-64].
Проведение воспитательной работы и создание толерантной атмосферы частично облегчается за счет малочисленности школ, при которой все ученики охвачены вниманием педагогов и совместной внеклассной деятельностью. В целом, общие принципы обучения в интегрированных школах, среди которых индивидуальный подход, занятия со специалистами, «сохранный» режим (за счет специального чередования уроков музыки, технологии и физкультуры в обычном школьном расписании), обучение различным видам творческой деятельности больше соответствуют коррекционным школам, чем массовым.
Перечисленные особенности интегрированного обучения, сужающие рамки его использования для широкой совокупности детей с проблемами здоровья, не умаляют ценности достигаемого им социального эффекта, поскольку способствуют созданию уникальных для отечественной практики социальных благ, востребованных населением, но не сформированных на сегодняшний день существующей системой социальной защиты и системой образования. К тому же даже единичные примеры успешного развития детей с проблемами в интегрированной среде способствуют преодолению опасных стереотипов и гуманизации общества.
Следует подчеркнуть, что функции коррекционного и интегрированного образования, а также решаемые ими задачи в равной мере необходимы обществу и взаимно дополняют друг друга. Нет ничего противоречивого в том, что на определенном этапе развития социальные запросы населения требуют нового содержания образовательных и социальных услуг и что эти услуги должны быть многообразны, как можно полнее удовлетворять возникающие потребности. Противоречивой представляется ситуация, при которой накопленный опыт коррекционного образования будет бездумно растрачен, прежде чем сформируются социально-экономические условия, способствующие созданию альтернативных видов социальных услуг, учитывающие потребности социально незащищенных категорий населения [28].
Итак, поскольку коррекционное и интегрированное образование в России отличается от массового, их сочетание, а не противопоставление или взаимоисключение, определяет перспективы развития образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
2.3. Социологическое исследование на тему «Изучение основных проблем и трудностей семей, воспитывающих детей-инвалидов»
Объект исследования: семьи, имеющие ребёнка с ограниченными возможностями.
Предмет исследования: проблемы семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями.
Цель исследования: выявление путей разрешения основных проблем у семей, воспитывающих детей-инвалидов.
Метод исследования:
- опрос (анкетирование);
- количественный и качественный анализ полученных данных;
- графический анализ
Гипотеза: семьи, воспитывающие ребёнка-инвалида, нуждаются в продуманной и своевременной медицинской, психологической помощи, эффективной социально-педагогической поддержке, социальной реабилитации и адаптации.
Опрос проводился в форме анкетирования с целью выявления основных нужд и трудностей семей, воспитывающих детей-инвалидов, являющихся клиентами Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Апрель» г. Казани.
Информация о работе Причины и анализ путей решения проблем детской инвалидности