Причины и анализ путей решения проблем детской инвалидности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение причин и анализ путей решения проблем детской инвалидности.
Задачи исследования:
1. Рассмотрение особенностей различных видов детской инвалидности и причин, приводящих к ней;
2.Выявление передовых технологий социальной работы с детьми-инвалидами и их семьями.
3.Проведение социологического исследования на тему «Изучение основных проблем и трудностей семей, воспитывающих детей-инвалидов».

Файлы: 1 файл

ВКР(ДИПЛОМ). (1).doc

— 1.00 Мб (Скачать файл)

Наличие ребенка-инвалида отрицательно влияет на других детей в семье. Им меньше уделяется внимания, уменьшаются возможности для культурного досуга, они хуже учатся, чаще болеют из-за недосмотра родителей.

Психологическая напряженность в таких семьях поддерживается психологическим угнетением детей из-за негативного отношения окружающих к их семье; они редко общаются с детьми из других семей. Не все дети в состоянии правильно оценить и понять внимание родителей к больному ребенку, их постоянную усталость в обстановке угнетенного, постоянно тревожного семейного климата.

Нередко такая семья испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом (нарушение спокойствия, тишины, особенно если ребенок-инвалид с задержкой умственного развития или его поведение негативно влияет на здоровье детского окружения). Окружающие часто уклоняются от общения, и дети с ограниченными возможностями практически не имеют возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. В связи с этим, начинает формироваться социальная депривация, что может привести к личностным расстройствам (например, эмоционально-волевой сферы и т.д.), к задержке интеллекта, социальной дезадаптации, еще большей изоляции, недостаткам развития, в том числе нарушениям коммуникационных возможностей, что формирует неадекватное представление об окружающем мире. Особенно тяжело это отражается на детях с ограниченными возможностями, воспитывающихся в детских интернатах [26, c.160].

Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут детей с ограниченными возможностями в театр, кино, зрелищные мероприятия и т.д., тем самым, обрекая их с рождения на полную изоляцию от общества [30, c.76-86].

Родители стараются воспитывать своего ребенка, избегая его невротизации, эгоцентризма, социального и психического инфантилизма, давая ему соответствующее обучение, профориентацию на последующую трудовую деятельность. Это зависит от наличия педагогических, психологических, медицинских знаний родителей, так как, чтобы выявить, оценить задатки ребенка, его отношение к своему дефекту, реакцию на отношение окружающих, помочь ему социально адаптироваться, максимально самореализоваться, нужны специальные знания. Большинство родителей отмечают их недостаток в воспитании ребенка с ограниченными возможностями, отсутствуют доступная литература, достаточная информация, медицинские и социальные работники. Почти все семьи не имеют сведений о профессиональных ограничениях, связанных с болезнью ребенка, о выборе профессии, рекомендуемой больному с такой патологией. Дети с ограниченными возможностями обучаются в обычных школах, на дому, в специализированных школах-интернатах по разным программам (общеобразовательной школы, специализированной, рекомендованной для данного заболевания), но требующих индивидуального подхода [27, c.57-64].

Перечислим основные проблемы семьи, имеющей ребёнка-инвалида:

  1. медицинские проблемы: получение информации о заболевании ребенка и особенностях его течения, прогнозе, ожидаемых социальных трудностях; овладение практическими навыками выполнения медицинских рекомендаций, коррекции речи; поиск возможностей дополнительного консультирования ребенка, его госпитализация, получения путевок в санаторий и т.д.[36, с.233-237];
  2. экономические проблемы: в семьях, имеющих ребёнка-инвалида, уровень материальной обеспеченности оказывается ниже, чем в семьях со здоровыми детьми. Это обусловлено вынужденным неучастием большинства матерей в общественном производстве; оформлением сокращенного рабочего дня; вынужденной сменой работы; нередко с потерей заработной платы; оформлением отпуска без сохранения содержания в целях лечения и оздоровления ребенка; затратами на приобретение дефицитных медикаментов, вспомогательных технических средств и специального оборудования, оплату консультантов, медицинских сестер, массажистов и т. д.

Актуальна проблема трудоустройства матери, так как надомные формы трудовой деятельности недостаточно развиты, руководители предприятий неохотно соглашаются на установление гибкого трудового графика, неполного рабочего дня: установлено, что доля неработающих матерей составляет 21 %, работающих неполный рабочий день – 11,7 %;

  1. проблема воспитания, обучения и ухода за больным ребенком. Заключается она в трудностях, связанных с подготовкой ребенка к школе и помощью в его обучении, особенно при обучении на дому; осуществлением целенаправленной работы по социальной адаптации ребенка, формированием навыков самообслуживания, передвижения, общественным транспортом, развитием самостоятельности; организацией досуга и игровой деятельности ребенка, способствующих развитию или компенсации нарушенных функций, гармоническому развитию личности; приобретением и установкой дома специального оборудования для тренировки бытовых навыков, навыков ходьбы, развития нарушенных функций, а также приобретением высококачественных технических средств;
  2. социально-профессиональные проблемы семьи – это повышение родителями ребенка-инвалида своего образовательного уровня; отказ от реализации профессиональных планов; вынужденные перерывы в работе на период лечения и для организации ухода; смена характера работы с учетом интересов ребенка; формирование уклада жизни семьи, подчиненного интересам ребенка; трудности с проведением досуга;
  3. психологические проблемы, связанные, прежде всего с тревогой за судьбу ребенка-инвалида всех членов семьи, напряжение во взаимоотношениях родителей из-за необходимости решения всевозможных проблем; уходом одного из родителей из семьи; негативным восприятием со стороны окружающих физических недостатков ребенка[36, с.233-237].

Очевидно, что в силу особенного положения детей- инвалидов в обществе, их нужд и потребностей им необходима профессиональная помощь специалистов, которая должна носить не только медицинский характер. Инвалидность – это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными отклонениями.  Вследствие этого возникают социальные, законодательные и иные барьеры, которые не позволяют человеку имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нём стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того чтобы они могли жить независимой жизнью.

Социальная защита детей-инвалидов в нашей стране осуществляется как непосредственно  с детьми в условиях специализированных учреждений, так и опосредованно через предоставление им и их семьям пособий, льгот и различных социальных услуг. В решении проблем инвалидов важная роль принадлежит социальным работникам – они выступают посредниками между ребёнком-инвалидом, нуждающимся в помощи, его семьей и отдельными специалистами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Технологии социальной работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями

 

 

    1. Формы и методы социально - педагогической работы

с семьёй ребёнка-инвалида

 

В специализированных центрах по работе с различными категориями детей-инвалидов и их семьями совместными усилиями специалистов - медиков, психологов, социальных работников, социальных педагогов - клиентам оказывается комплексная медицинская, социальная, психологическая и педагогическая помощь. Однако ведущее место при этом отводится социально-педагогической деятельности.

Социально-педагогическая деятельность поддержки лиц с ограниченными возможностями – это непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания. Он должен проводиться с учетом специфики развития личности человека с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи [23, c. 99-105].

Значимость социально-педагогической деятельности поддержки детей с ограниченными возможностями обусловлена тем, что помощь ребенку и его семье приходит специалист, который смог бы активно войти в конкретную жизненную ситуацию семьи, смягчить воздействие стресса, помочь мобилизовать имеющиеся внутренние и внешние ресурсы всех членов семьи. Таким специалистом, профессионалом, подготовленным к решению социально-психолого-педагогических проблем, является социальный педагог.

Социальный педагог – это сотрудник специального образовательного учреждения (детского сада, школы, реабилитационного центра), который взаимодействует с педагогами, психологами, врачами, социальными работниками, сотрудниками правоохранительных органов, трудовыми коллективами, родителями и другими заинтересованными в воспитании и развитии ребёнка лицами.

Главной целью социально-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями является помощь семье в трудных моментах воспитания ребенка-инвалида. Цель деятельности социального педагога – способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения и воспитания  ребенка-инвалида [22, c.115].

Рождение больного ребенка неизбежно изменяет уклад и особенно психологический климат в семье. Все члены семьи, и в первую очередь мать находятся в состоянии эмоционального стресса. И в таком состоянии многие родители хотят оказаться от ребенка-инвалида. И чтобы предотвратить отказ от ребенка и включить семью в реабилитационный процесс, специалист должен иметь реальные представление о перспективах ребенка и о той роли, которую надлежит сыграть семье в ходе его воспитания и развития. Задача социального педагога – помочь родителям преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности, а в дальнейшем занять активную позицию в реабилитации ребенка, сосредоточив усилия не только на лечении, но и на развитии его личности, на поиске адекватных способов социализации и достижении оптимального уровня адаптации в обществе. Для этого социальный педагог оказывает образовательную помощь: предоставляет семье информацию, касающуюся этапов восстановительного лечения и перспектив ребенка, подкрепляя ее документальными фактами, фото и видеоматериалами, сообщает о возможности установления временной инвалидности и связанных с ней льгот.

Кроме того, социальный педагог выступает в качестве посредника между медицинским персоналом и семьей. В то время как медики заняты лечением, он помогает семье преодолеть кризис и начать действовать. Например, установить связь с другими родственниками, с семьями, испытывающими подобные затруднения, с организациями, способными предоставить помощь [35, c.272].

Таким образом, социальный педагог в индивидуальных беседах через образовательную и посредническую помощь, то есть косвенным образом, достигает эффекта психологической поддержки, воздействуя на чувства сомнения и страха, препятствующие контролю над ситуацией. Кроме того, семья может быть вовлечена в программу семейной терапии и обучающих тренингов, цель которых – улучшение общения между членами семьи и решение скрытых проблем, которые обнаруживаются в кризисной ситуации.

Одним из ведущих методов работы социального педагога и семьи ребенка-инвалида является составление контракта (договора). Он составляется между специалистом - профессионалом, привлекающимся для оказания помощи, и клиентом – семьей или отдельным ее представителем.

Договор включает:

а) описание ключевой проблемы или проблем, которые обе стороны надеются разрешить;

б) цель и задачи проводимой работы;

в) процедуры и методики, которые будут использованы;

г) требование к клиенту и специалисту, характеризующие роли каждого из них в процессе решения проблемы (для социального педагога это обычно встречи, беседы, письма, телефонные звонки);

д) временные рамки совместной деятельности и действия в случае, если соглашение будет нарушено одной из сторон.

При составлении контракта семьи или отдельного члена должны быть определены желательные и осуществляемые цели и задачи предстоящей деятельности. А социальный педагог должен определить предельные сроки, обязательные и для него, и для подопечного, помочь последнему в выборе и осуществлении цели.

Контракт между социальным педагогом и клиентом (в нашем случае – семьей ребенка-инвалида) считается первичным, но могут существовать контракты между социальным педагогом и другими службами, помогающими разрешить проблемы клиента, сберегая его силы и энергию.

Очень распространена такая форма работы с семьей, как патронаж. Центральный совет обучения и подготовки патронажных работников Великобритании определил патронаж как подотчетную профессиональную деятельность, которая позволяет инвалидам, семьям и общинам идентифицировать личные, социальные и ситуативные трудности, оказывающие на них отрицательное воздействие[35, с.272].

Патронаж помогает и дает им силы справиться с этими трудностями посредствам поддерживающих, реабилитационных, защитных и коррекционных действий. Медицинские и хозяйственно-бытовые услуги не исчерпывают возможности патронажа, в его рамках могут осуществляться различные виды образовательной, психологической, посреднической помощи, поэтому посещение клиента на дому является неотъемлемой формой работы социального педагога во взаимодействии с семьей.

Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации о потребностях семьи и ребёнка.

Таким образом, патронаж – одна из форм работы социального педагога, представляющая собой посещение клиентов на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями. Он позволяет установить и поддерживать связи с клиентом, своевременно выявлять проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж делает социально-педагогическую деятельность более эффективной [31, c.400].

Информация о работе Причины и анализ путей решения проблем детской инвалидности