Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 20:21, контрольная работа
Также семьей называется социальный институт, т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей, т.е. сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста. Семья сильнейший источник эмоциональных реакций, обеспечивающий человеку в благоприятном случае поддержку, понимание, рекреацию.
Введение
Семья — это основанная на браке и/или кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
Также семьей называется социальный институт, т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей, т.е. сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста. Семья сильнейший источник эмоциональных реакций, обеспечивающий человеку в благоприятном случае поддержку, понимание, рекреацию.
Социальная работа с семьей – это профессиональная деятельность, по своей сути направленная на решение социальных проблем семьи и ее социального окружения. Данная деятельность предполагает способность сопереживать, заботливо и чутко относиться к семье, человеку, а также умело применять общегуманистические и профессиональные знания, различные формы, методы и технологии оказания реальной, адресной и своевременной помощи в самых различных социальных конфликтах и проблемах как отдельных членов семьи, так и всей семьи в целом. Необходимо подчеркнуть, что налаживание позитивного контакта с семьей – обязательный элемент социально-реабилитационных программ и социальной работы с семьей в целом.
Социальная служба – совокупность государственных и негосударственных структур и учреждений, оказывающих населению социальную помощь и услуги, позволяющие преодолеть трудную жизненную ситуацию отдельного человека, семьи или социальной группы. Это организационная форма социальной работы, элементы которой отражают основные сферы жизнедеятельности современного российского общества, обеспечивающая реализацию социальной, в том числе семейной, политики государства.
Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно.
Для специалистов социальной службы главные задачи в работе с семьями – выявление источников и причин социальной дезадаптации семьи, диагностика микроклимата, выработка первичной программы реабилитации семьи в целом, что возможно только при получении полной информации о внутреннем потенциале семьи.
В социальных службах помощи семье и детям работают разные специалисты. Непосредственно с семьей как с клиентом сотрудничают специалист по социальной работе, социальный педагог и психолог.
Специалист по работе с семьей
может помочь клиенту справиться с возникшей
проблемой. Помощь заключается в том, чтобы
семья поняла свою проблему и осознала
необходимость ее решения. Недопустимо
ответственность за решение проблемы
снимать с клиента и возлагать на плечи
специалиста ответственность за последствия
поведения членов семьи, за результат
их жизнедеятельности. Однако, учитывая
асоциальность семьи, следует понимать,
что она, как правило, не всегда желает
изменить свой образ жизни, поэтому
специалист по социальной работе (или
социальный педагог) должен действовать
прежде всего в интересах ребенка и улучшать
условия его жизни.
В работе с семьей не следует навязывать
людям свое (личное) мнение о системе ценностей,
так как представление специалиста может
не совпадать с мировоззрением клиента.
Однако воспитательную работу с семьей,
особенно с ее взрослыми членами, проводить
необходимо.
Работа с семьей требует высочайшей деликатности и соблюдения конфиденциальности, ибо в ее ходе затрагиваются сведения, разглашение которых может нанести серьезный ущерб клиенту, а некорректное общение специалиста непоправимо разрушает возможности для их дальнейшего сотрудничества.
Специалист по социальной работе с семьей сталкивается как с типичными, так и со специфическими, индивидуальными проблемами, характерными для семей, попавших в сложную жизненную ситуацию. Направления его работы связаны с разрешением комплекса социальных, экономических, психологических, педагогических, медицинских и иных проблем. В своей деятельности специалист по социальной работе должен руководствоваться следующими принципами:
Методы социальной работы – совокупность технологий, исследовательских и терапевтических процедур, способов, с помощью которых осуществляется социальная работа.
Многие методы, используемые в социальной работе с семьей, – междисциплинарные: наблюдение, интервью, беседа, биографический метод, комплексное психосоциальное моделирование, дискуссия, убеждение, формирование навыков и привычек поведения и т.д.
Большое место в социальной практике занимают педагогические методы: формирование сознания личности (понятия, суждения, убеждения, оценки); организация познавательной, практической деятельности в поведении (поручения, задания, упражнения, создание специальных воспитывающих ситуаций); стимулирование деятельности и поведения индивида (оценка, поощрение, порицание и др.); психолого-педагогическая коррекция и социально-педагогическая реабилитация.
Индивидуальная работа – непосредственная помощь человеку в адаптации его к новым условиям жизни в процессе взаимодействия со специалистом по социальной работе (консультирование, социальная терапия, психосоциальная реабилитация). При проведении индивидуальной работы специалисту по социальной работе с семьей необходимо:
Социальная работа с группой. Групповая работа может проводиться с семьями, имеющими схожие проблемы или столкнувшимися с однородными задачами и результатами. Например, в группу объединяются семьи, имеющие ребенка-инвалида или ребенка с девиантным поведением, может быть объединение в группу семей безработных, беженцев, матерей из неполных семей и т.д.
Чаще всего групповая работа специалиста по социальной работе с семьей имеет психосоциальную направленность. Психосоциальная помощь требуется при решении самого широкого круга проблем, на первое место среди которых выходят семейные. При этом можно выделить несколько направлений психосоциальной работы с группой в оздоровлении семейных отношений: работа с семьями алкоголиков, представляющими весьма большой контингент семей с тяжелыми психологическими проблемами. Далее следует особая группа семей с эмоционально-отчужденными отношениями, здесь значительное место занимают семьи с высоким доходом, затем – семьи с наличием жестокого обращения и насилия в отношении детей или одного из супругов, с инвалидами или хронически больными членами и т.д.
В работе с семьями разного типа наиболее полно раскрываются профессиональные качества социального работника как социального педагога и психолога, экономиста, юриста и просто человека. Реальная помощь семье может быть оказана только при сочетании социальной и психологической работы. Социальный работник должен уметь психологически грамотно вести прием, беседу, переговоры, тактично оказывать помощь и ориентировать клиента (семью) на самопомощь, а также осуществлять первичную психологическую поддержку клиента. Для этого ему необходимы знания психологических особенностей социальной работы с различными категориями семей и психологических возможностей по устранению возникающих у них проблем, умение оценить уровень благополучия конкретной семьи, ее психологического здоровья. Социальный работник должен не только помогать семье преодолевать трудности, привлекая средства благотворителей или наблюдая за справедливым распределением государственной и гуманитарной помощи, но и учить членов семьи самопомощи и взаимопомощи, которые помогут им обеспечить себе достойную жизнь.
Как правило, все указанные методы применяются в определенных сочетаниях и нацелены на развитие личности, ее социализацию, адаптацию к условиям жизни, одновременно влияя на сознание личности, деятельность и поведение. При этом эффективность методов во многом определяется наличием у специалиста по социальной работе с семьей профессиональных педагогических знаний и умений.
Одним из многих направлений в работе органов социальной поддержки населения является организация индивидуальной профилактической работы с особой категорией семей с детьми, находящимися в социально опасном положении. Работа по этому направлению строится на выполнении ст. 12 Федерального закона № 120-ФЗ от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Проблема раннего выявления семейного неблагополучия является актуальной и значимой в системе профилактической работы с семьёй по защите прав и интересов несовершеннолетних.
Среди причин, по которым дети остаются без попечения родителей, преобладают лишение родительских прав, отказ родителей от выполнения обязанностей по содержанию и воспитанию своих детей. То есть это ситуации, которых, при надлежащей организации профилактической и реабилитационной работы, во многих случаях можно было бы избежать.
Чем раньше начинается профилактика и социальная поддержка конкретной семьи, тем больше появляется шансов у ребёнка остаться с родителями.
Ранее при выявлении семьи группы риска вся профилактическая работа была направлена только на реабилитацию ребёнка. Семья находилась вне поля зрения специалистов. В связи с этим возникали следующие проблемы: ребёнок после окончания реабилитации возвращался в прежнее неблагополучные условия. Для того чтобы разорвать круг социального сиротства вводятся новые механизмы профилактики этого социального явления.
В настоящий момент объектом профилактической работы по предупреждению социального сиротства становится не только ребёнок, а его семья, проблемы которой рассматриваются в качестве основной причины социального сиротства.
Начинать профилактическую работу необходимо с изучения причин социального неблагополучия семьи. Для того, чтобы работать над решением какой-либо проблемы, необходимо провести глубокий анализ ситуации и выяснить ее первопричину.
С данной целью проводится диагностика, которая направлена на выяснение микроклимата в семье, сложностей и проблем в отношениях родителей, между ребенком и родителями, степени исполнения родителями родительских функций и понимания ими ответственности за воспитание детей.
При изучении причин социального неблагополучия необходимо учитывать биосоциальную природу человека, то есть воздействие двух групп факторов: внешних (объективных) и внутренних (субъективных).
К объективным факторам относятся неблагоприятные условия проживания, конфликты, утрата здоровья и др. К субъективным – нежелание преодолевать проблемы самостоятельно, отсутствие ответственности членов семьи и др.
Диагностика состояния семьи позволяет составить более точное представление о потребностях целевой группы и точнее сформировать комплекс необходимых услуг. Важным в работе с семьёй является сопровождение семьи и детей или социальный патронаж.
Участковая социальная служба – как форма социального обслуживания населения
Главная цель работы специалистов с семьёй «группы риска» должно быть сохранение семьи (то есть решение проблем и взрослых и детей). Для достижения этих целей существует такая форма работы, как участковая социальная служба.
Участковая социальная служба является одной из наиболее эффективных и перспективных форм социального обслуживания населения.
Участковая служба осуществляет свою деятельность на территории муниципального образования. Населенный пункт или район разбивается на участки, где и осуществляется работа.
Главная цель введения участковой службы, как формы социальной работы – снижение уровня социального неблагополучия семей за счет эффективного межведомственного взаимодействия и краткосрочного решения наиболее острых и социально значимых проблем населения.