Привлечение внимания общественности к проблемам граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования: привлечение внимания общественности к проблемам граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Цель: исследовать роль общественности по оказанию помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Задачи исследования:
- изучить понятие и рассмотреть виды трудных жизненных ситуаций;
- рассмотреть категории лиц, которые приравниваются к гражданам (семьям), попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- раскрыть историческую преемственность при организации помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Методы исследования: анализ научной литературы и нормативно-правовых документов.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Позиция общественности по отношению к людям, оставшихся в трудной жизненной ситуации 5

Трудная жизненная ситуация 5
Общественность как социокультурный феномен 9
Взаимовлияние общественности и людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации 12

Глава 2. Привлечение внимания общественности к проблемам граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию 20

2.1. Социальное обеспечение в Советской России и СССР (1917– 1991 гг.) 20
2.2. Социальные процессы в новой России 29
2.3. Положение граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, в современной России 34
Заключение 44
Библиографический список

Файлы: 1 файл

КУРСО.docx

— 122.43 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Ульяновский государственный  педагогический университет

имени И.Н. Ульянова»

Факультет экономики и управления

Кафедра социальной работы

 

Курсовая работа

на тему

«Привлечение внимания общественности к проблемам граждан, попавших в

 трудную жизненную  ситуацию»

 

Выполнил студент

                                                                            4 курса СР-08 группы

Масленникова Алена Вадимовна

                                                          Научный руководитель

                                                                    ассистент кафедры социальной 

                       работы                             

                                                                             Шайхаттарова Дарина Ахадовна                                                             

Дата сдачи курсовой работы____________

Оценка______________________________

 

Ульяновск

2012 год

Содержание

Введение                                                                                                                  3

Глава 1. Позиция  общественности по отношению к людям, оставшихся в трудной жизненной  ситуации                                                    5

                                                

    1. Трудная жизненная ситуация                                                                      5
    2. Общественность как социокультурный феномен                                     9
    3. Взаимовлияние общественности и людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации                                                                                  12

                                                                             

Глава 2. Привлечение внимания общественности к проблемам граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию                                 20       

                                         

2.1. Социальное обеспечение в Советской России и СССР  (1917– 1991 гг.) 20

2.2. Социальные процессы в новой России                                                         29

2.3. Положение граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, в современной России                                                                                              34

Заключение                                                                                                             44                                                                                                                                                                                                        

Библиографический список                                                                                  46                                                                                   

Приложение 1                                                                                                         48

Приложение 2                                                                                                         59

                                                                                                        

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В общественной и международной  практике существует выражение –  трудная жизненная ситуация, означающая переживания человека, оказавшегося в положении, которое серьезно сказывается  на его благополучии, безопасности и из-за которого он не всегда способен выйти самостоятельно. В этом случае требуется помощь государства, общества.

Человек как продукт природы  и общества – явление сложное  и многогранное. Он живет и действует, совершая определенные поступки. Его  деятельность и общение с другими  людьми объединяются единым понятием «поведение». В поведении, в действиях  и поступках человека проявляются  его основные социально – психологические  качества.

Состояние и поведение  человека всегда определяется его мыслями  и чувствами, отражающими действительность, и волей, направляющей его поведение.

На поведение человека влияет ряд факторов. Прежде всего, можно отметить восприятие им окружающего  мира, то есть организация и интерпретация  представлений о нем. В результате возникает: принятие, отторжение, игнорирование, уход от действительности, «поведение страуса» и пр. Как считают специалисты, чтобы понять индивидуальное поведение  человека, нужно «вычесть» из него восприятие.

В поведении реализуется  позиция человека, то есть постоянное и однозначное внутреннее отношение  к одним и тем же людям или  одинаковым ситуациям, к тому, что  нравится, или наоборот – не нравится. Позиция служит защитой в момент опасности; в позиции личность выражает себя, а поэтому позицию всеми  силами защищают и укрепляют.

В трудных ситуациях разные люди ведут себя по-разному. А трудные  ситуации, так или иначе, всегда связаны  в нашей жизни с конфликтом. Интересно понять, почему разные люди используют разные стили поведения.

Человек всегда обладает свободой в выборе форм поведения: принимать  или не принимать существующие формы  и нормы поведения, с другой –  он может принимать или не принимать  ценности общества.

Если мы в состоянии  предвидеть дестабилизирующие события, то и подготовиться к ним гораздо  легче. Подготовка, в свою очередь, снижает  риск кризиса и помогает избежать разрушительных последствий. Многие человеческие переживания предсказуемы. Самый  общий пример – мы все знаем, что  за юностью последует взрослая жизнь, затем средний возраст и, наконец, старость.

Актуальность данной темы определяется возрастающими потребностями нашего общества в поисках путей создания благоприятных условий для максимального развития личности, эффективности ее жизненного пути.

Объект исследования: общественность, оказывающая различные формы помощи гражданам, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Предмет исследования: привлечение внимания общественности к проблемам граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Цель: исследовать роль общественности по оказанию помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Задачи исследования:

- изучить понятие и рассмотреть виды трудных жизненных ситуаций;

- рассмотреть категории  лиц, которые приравниваются к  гражданам (семьям), попавшим в трудную жизненную ситуацию;

-  раскрыть историческую преемственность при организации помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Методы исследования: анализ научной литературы и нормативно-правовых документов.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и  двух приложений.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Позиция общественности по отношению к людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

В данной исследовательской  работе рассмотрим позицию общественности по отношению к людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Рассмотрим такие понятия как: трудная жизненная ситуация, общественность, с целью расширения терминологического аппарата необходимого для рассмотрения темы данной курсовой работы.

    1. Трудная жизненная ситуация

Трудная жизненная ситуация определяется как ситуация, объективно нарушающая нормальную жизнедеятельность  не только отдельного человека и семьи, как сказано в Федеральном  законе «Об основах социального  обслуживания населения в Российской Федерации» [1], но и целых групп и слоев населения. Имеется в виду инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, вынужденная миграция, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п. Это – такая ситуация, из которой люди не могут выйти самостоятельно, используя все имеющиеся в их распоряжении возможности и средства.

В Федеральном законе «Об  основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» [1] и в других нормативных документах перечисляется до 40 типов, групп и слоев, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. С научной точки зрения все эти многочисленные группы можно объединить по определенным основаниям (критериям).

Выделяют группы:

1. по состоянию здоровья (инвалиды, лица, подвергшиеся радиационному воздействию; семьи, в которых имеются дети – инвалиды; взрослые и дети, имеющие психические затруднения; испытывающие психологические стрессы, склонности к суицидальным попыткам);

2. с учетом службы и труда в экстремальных социальных условиях (участники ВОВ и приравненные к ним лица; труженики тыла ВОВ; вдовы и матери военнослужащих, погибших во время ВОВ и в мирное время; бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей);

3. люди пожилого, пенсионного возраста (одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из пенсионеров по возрасту, инвалидности и прочим основаниям);

4. лица и группы с девиантным поведением в его различных формах и видах;

5. семьи с трудным, неблагополучным положением (семьи, имеющие на попечении детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; семьи с низким уровнем доходов; многодетные семьи; семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей);

6. дети с особым положением – сиротство, бродяжничество и т.д. (самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ – интернатов по достижения ими материальной независимости и социальной зрелости);

7. лица, без определенного места жительства, зарегистрированные беженцы; вынужденные переселенцы;

8. женщины в предродовом и послеродовом состоянии (беременные женщины и кормящие матери; матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком);

9. лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные.

 Гражданин (семья) может быть признан находящимся в трудной жизненной ситуации по следующим основаниям:

1) частичная или полная  утрата способности к самообслуживанию  и/или передвижению в связи  с преклонным возрастом (женщины  старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), болезнью и/или инвалидностью;

2) сиротство, безнадзорность  и беспризорность несовершеннолетних;

3) семейное неблагополучие (конфликты, жестокое обращение  в семье, асоциальное поведение  детей и/или родителей);

4) наличие ВИЧ-инфицированных  членов семьи, членов семьи  с устойчивой наркотической или  алкогольной зависимостью;

5) наличие в семье инвалидов  и/или детей-инвалидов; 

6) признание гражданина (семьи)  малоимущим (малоимущей) в установленном  порядке;

7) отсутствие определенного  места жительства и определенных  занятий, в том числе в связи  с освобождением из мест лишения  свободы;

8) ущерб в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных и межэтнических конфликтов, противоправных действий других лиц.

Для того, чтобы понять сущность поведения человека, необходимо выяснить содержание и структуру ситуаций, которые составляют жизнь и деятельность человека, опосредуют процессы его социализации, становления личности, формирования образа «Я» и т. д. «Поведение человека - взаимодействие личности и среды в определенный момент времени при определенных обстоятельствах» [9, с. 405]. Ситуация может быть определена с позиции двух подходов: первый подход заключается в понимании ситуации как внешних условий протекания жизнедеятельности человека; второй подход рассматривает ситуацию как результат активного взаимодействия личности и среды. Ситуация, как объективная совокупность элементов среды, оказывает обуславливающее, стимулирующее и корректирующее воздействие на субъект, в свою очередь, подвергаясь активному воздействию субъекта.

Трудная ситуация всегда характеризуется  несоответствием между тем, что  человек хочет (сделать, достичь  и т.п.), и тем, что он может, оказавшись в данных обстоятельствах и располагая имеющимися у него собственными возможностями. Такое рассогласование препятствует достижению первоначально поставленной цели, что влечет за собой возникновение  отрицательных эмоций, которые служат важным индикатором трудности той  или иной ситуации для человека [4, с. 186].

Развивающийся человек, познавая и осваивая окружающий мир, но, еще  не обладая достаточным опытом, непременно будет сталкиваться с чем-то новым, неизвестным, неожиданным для себя. Это потребует от него испытания  собственных возможностей и способностей, что далеко не всегда может оказаться  успешным и потому может послужить  причиной для разочарований. Любая  трудная ситуация приводит к нарушению  деятельности, сложившихся отношений, порождает отрицательные эмоции и переживания, вызывает дискомфорт, что при определенных условиях может  иметь неблагоприятные последствия  для развития личности [4, с. 79].

Информация о работе Привлечение внимания общественности к проблемам граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию