Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:59, курсовая работа
Предмет исследования: привлечение внимания общественности к проблемам граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Цель: исследовать роль общественности по оказанию помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Задачи исследования:
- изучить понятие и рассмотреть виды трудных жизненных ситуаций;
- рассмотреть категории лиц, которые приравниваются к гражданам (семьям), попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- раскрыть историческую преемственность при организации помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Методы исследования: анализ научной литературы и нормативно-правовых документов.
Введение 3
Глава 1. Позиция общественности по отношению к людям, оставшихся в трудной жизненной ситуации 5
Трудная жизненная ситуация 5
Общественность как социокультурный феномен 9
Взаимовлияние общественности и людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации 12
Глава 2. Привлечение внимания общественности к проблемам граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию 20
2.1. Социальное обеспечение в Советской России и СССР (1917– 1991 гг.) 20
2.2. Социальные процессы в новой России 29
2.3. Положение граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, в современной России 34
Заключение 44
Библиографический список
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ульяновский государственный педагогический университет
имени И.Н. Ульянова»
Факультет экономики и управления
Кафедра социальной работы
Курсовая работа
на тему
«Привлечение внимания общественности к проблемам граждан, попавших в
трудную жизненную ситуацию»
Выполнил студент
Масленникова Алена Вадимовна
работы
Дата сдачи курсовой работы____________
Оценка________________________
Ульяновск
2012 год
Содержание
Введение
Глава 1. Позиция
общественности по отношению к людям,
оставшихся в трудной жизненной
ситуации
Глава 2. Привлечение внимания общественности к проблемам граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию 20
2.1. Социальное обеспечение в Советской России и СССР (1917– 1991 гг.) 20
2.2. Социальные процессы в новой
России
2.3. Положение граждан,
попавших в трудную жизненную ситуацию,
в современной России
Заключение
Библиографический список
Приложение 1
Приложение 2
ВВЕДЕНИЕ
В общественной и международной практике существует выражение – трудная жизненная ситуация, означающая переживания человека, оказавшегося в положении, которое серьезно сказывается на его благополучии, безопасности и из-за которого он не всегда способен выйти самостоятельно. В этом случае требуется помощь государства, общества.
Человек как продукт природы и общества – явление сложное и многогранное. Он живет и действует, совершая определенные поступки. Его деятельность и общение с другими людьми объединяются единым понятием «поведение». В поведении, в действиях и поступках человека проявляются его основные социально – психологические качества.
Состояние и поведение человека всегда определяется его мыслями и чувствами, отражающими действительность, и волей, направляющей его поведение.
На поведение человека влияет ряд факторов. Прежде всего, можно отметить восприятие им окружающего мира, то есть организация и интерпретация представлений о нем. В результате возникает: принятие, отторжение, игнорирование, уход от действительности, «поведение страуса» и пр. Как считают специалисты, чтобы понять индивидуальное поведение человека, нужно «вычесть» из него восприятие.
В поведении реализуется позиция человека, то есть постоянное и однозначное внутреннее отношение к одним и тем же людям или одинаковым ситуациям, к тому, что нравится, или наоборот – не нравится. Позиция служит защитой в момент опасности; в позиции личность выражает себя, а поэтому позицию всеми силами защищают и укрепляют.
В трудных ситуациях разные люди ведут себя по-разному. А трудные ситуации, так или иначе, всегда связаны в нашей жизни с конфликтом. Интересно понять, почему разные люди используют разные стили поведения.
Человек всегда обладает свободой в выборе форм поведения: принимать или не принимать существующие формы и нормы поведения, с другой – он может принимать или не принимать ценности общества.
Если мы в состоянии предвидеть дестабилизирующие события, то и подготовиться к ним гораздо легче. Подготовка, в свою очередь, снижает риск кризиса и помогает избежать разрушительных последствий. Многие человеческие переживания предсказуемы. Самый общий пример – мы все знаем, что за юностью последует взрослая жизнь, затем средний возраст и, наконец, старость.
Актуальность данной темы определяется возрастающими потребностями нашего общества в поисках путей создания благоприятных условий для максимального развития личности, эффективности ее жизненного пути.
Объект исследования: общественность, оказывающая различные формы помощи гражданам, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Предмет исследования: привлечение внимания общественности к проблемам граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Цель: исследовать роль общественности по оказанию помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Задачи исследования:
- изучить понятие и рассмотреть виды трудных жизненных ситуаций;
- рассмотреть категории лиц, которые приравниваются к гражданам (семьям), попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- раскрыть историческую преемственность при организации помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Методы исследования: анализ научной литературы и нормативно-правовых документов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и двух приложений.
Глава 1. Позиция общественности по отношению к людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
В данной исследовательской работе рассмотрим позицию общественности по отношению к людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Рассмотрим такие понятия как: трудная жизненная ситуация, общественность, с целью расширения терминологического аппарата необходимого для рассмотрения темы данной курсовой работы.
Трудная жизненная ситуация определяется как ситуация, объективно нарушающая нормальную жизнедеятельность не только отдельного человека и семьи, как сказано в Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» [1], но и целых групп и слоев населения. Имеется в виду инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, вынужденная миграция, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п. Это – такая ситуация, из которой люди не могут выйти самостоятельно, используя все имеющиеся в их распоряжении возможности и средства.
В Федеральном законе «Об
основах социального
Выделяют группы:
1. по состоянию здоровья (инвалиды, лица, подвергшиеся радиационному воздействию; семьи, в которых имеются дети – инвалиды; взрослые и дети, имеющие психические затруднения; испытывающие психологические стрессы, склонности к суицидальным попыткам);
2. с учетом службы и труда в экстремальных социальных условиях (участники ВОВ и приравненные к ним лица; труженики тыла ВОВ; вдовы и матери военнослужащих, погибших во время ВОВ и в мирное время; бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей);
3. люди пожилого, пенсионного возраста (одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из пенсионеров по возрасту, инвалидности и прочим основаниям);
4. лица и группы с девиантным поведением в его различных формах и видах;
5. семьи с трудным, неблагополучным положением (семьи, имеющие на попечении детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; семьи с низким уровнем доходов; многодетные семьи; семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей);
6. дети с особым положением – сиротство, бродяжничество и т.д. (самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ – интернатов по достижения ими материальной независимости и социальной зрелости);
7. лица, без определенного места жительства, зарегистрированные беженцы; вынужденные переселенцы;
8. женщины в предродовом и послеродовом состоянии (беременные женщины и кормящие матери; матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком);
9. лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные.
Гражданин (семья) может быть признан находящимся в трудной жизненной ситуации по следующим основаниям:
1) частичная или полная
утрата способности к
2) сиротство, безнадзорность
и беспризорность
3) семейное неблагополучие
(конфликты, жестокое
4) наличие ВИЧ-инфицированных
членов семьи, членов семьи
с устойчивой наркотической
5) наличие в семье инвалидов и/или детей-инвалидов;
6) признание гражданина (семьи) малоимущим (малоимущей) в установленном порядке;
7) отсутствие определенного
места жительства и
8) ущерб в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных и межэтнических конфликтов, противоправных действий других лиц.
Для того, чтобы понять сущность поведения человека, необходимо выяснить содержание и структуру ситуаций, которые составляют жизнь и деятельность человека, опосредуют процессы его социализации, становления личности, формирования образа «Я» и т. д. «Поведение человека - взаимодействие личности и среды в определенный момент времени при определенных обстоятельствах» [9, с. 405]. Ситуация может быть определена с позиции двух подходов: первый подход заключается в понимании ситуации как внешних условий протекания жизнедеятельности человека; второй подход рассматривает ситуацию как результат активного взаимодействия личности и среды. Ситуация, как объективная совокупность элементов среды, оказывает обуславливающее, стимулирующее и корректирующее воздействие на субъект, в свою очередь, подвергаясь активному воздействию субъекта.
Трудная ситуация всегда характеризуется
несоответствием между тем, что
человек хочет (сделать, достичь
и т.п.), и тем, что он может, оказавшись
в данных обстоятельствах и располагая
имеющимися у него собственными возможностями.
Такое рассогласование
Развивающийся человек, познавая
и осваивая окружающий мир, но, еще
не обладая достаточным опытом, непременно
будет сталкиваться с чем-то новым,
неизвестным, неожиданным для себя.
Это потребует от него испытания
собственных возможностей и способностей,
что далеко не всегда может оказаться
успешным и потому может послужить
причиной для разочарований. Любая
трудная ситуация приводит к нарушению
деятельности, сложившихся отношений,
порождает отрицательные эмоции
и переживания, вызывает дискомфорт,
что при определенных условиях может
иметь неблагоприятные