Привлечение внимания общественности к проблемам граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования: привлечение внимания общественности к проблемам граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Цель: исследовать роль общественности по оказанию помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Задачи исследования:
- изучить понятие и рассмотреть виды трудных жизненных ситуаций;
- рассмотреть категории лиц, которые приравниваются к гражданам (семьям), попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- раскрыть историческую преемственность при организации помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Методы исследования: анализ научной литературы и нормативно-правовых документов.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Позиция общественности по отношению к людям, оставшихся в трудной жизненной ситуации 5

Трудная жизненная ситуация 5
Общественность как социокультурный феномен 9
Взаимовлияние общественности и людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации 12

Глава 2. Привлечение внимания общественности к проблемам граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию 20

2.1. Социальное обеспечение в Советской России и СССР (1917– 1991 гг.) 20
2.2. Социальные процессы в новой России 29
2.3. Положение граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, в современной России 34
Заключение 44
Библиографический список

Файлы: 1 файл

КУРСО.docx

— 122.43 Кб (Скачать файл)

Трудные жизненные ситуации, под влиянием которых складываются способы поведения и формируется  отношение к затруднениям, имеют  различный характер.

Существуют различные  подходы к анализу ситуаций: структурный  и содержательный и два основных подхода к описанию ситуаций: описательный и классификационный. Для исследования, наряду с обычными ситуациями, представляют интерес трудные ситуации, являющиеся особым случаем психологических  ситуаций. Концепция трудной ситуации разрабатывается в соответствии с представлениями К. Левина о  психологической ситуации как актуальной системе взаимодействия личности и  ее окружения.

Трудные ситуации возникают  в случае неуравновешенности в системе  отношений личности и ее окружения  или несоответствия между целями стремлениями и возможностями их реализации, или качествами личности. Подобные ситуации предъявляют повышенные требования к способностям и возможностям человека, к его моральному и материальному  потенциалу, ограничивают его активность.

Существуют трудные ситуации, которые с большей вероятностью могут встретиться в жизни практически каждого человека, в том числе и ребенка. Это так называемые «ситуации стресса обыденной жизни» – повседневные, зачастую и повторяющиеся события, способные вызвать затруднения и отрицательные переживания (например, посещение зубного врача, ссора с товарищем, ответ на экзамене, увольнение и др.). Их влияние на развитие личности не менее велико. Это можно объяснить тем, что все подобные ситуации нужно преодолевать, каждый раз необходимо находить то или иное решение. Именно в таких обыденных ситуациях человек приобретает удачный или неудачный опыт преодоления препятствий, определяет собственное отношение к трудностям, пробует, «примеряет» разные способы действия, вырабатывает наиболее приемлемую для себя тактику поведения [3, с. 179].

Трудные жизненные ситуации являются составной частью процессов  социализации, во-первых, потому что  они в целом обыденны, во-вторых, они не всегда травмируют личность, в-третьих, благоприятствуют развитию, когда происходят изменения конструктивного  характера, способствующие достижению новых форм сбалансированности отношений  с внешней средой.

Таким образом, трудные жизненные  ситуации возникают или в случае неуравновешенности в системе отношений  личности и ее окружения; или несоответствия между целями, стремлениями и возможностями их реализации и качествами личности. Подобные ситуации предъявляют повышенные требования к способностям и возможностям человека, к его личностному потенциалу и стимулируют его активность.

    1. . Общественность как социокультурный феномен

Общественные отношения  как сфера деятельности представляют собой взаимодействие больших масс людей. Однако в понятие «общественность» вкладывается разный смысл. Между тем, массы людей, между которыми происходит взаимодействие, – явление неоднородное и требует определенной классификации [3, с. 332].

Далеко не всякую совокупность людей, даже проявляющую признаки коллективного  поведения, можно назвать общественностью. Согласно теории Г. Блумера, можно выделить следующие типы коллективного поведения.

1. Действующая толпа. Это  элементарное коллективное группирование.  Присутствующие в толпе не  знакомы друг с другом, не связаны  никакими отношениями. Они объединены  ситуацией и местом действия. Это может быть случайная толпа,  на время объединенная интересом  к какому-то событию (пожар, транспортное происшествие). Толпа живет сиеминутным настоящим. Она не является обществом или культурной группой. Индивид в толпе не связан никакими ограничениями, он теряет обычное критическое восприятие и самоконтроль, отдается охватившему его порыву и является особенно внушаемым в этот момент.

2. Масса. Для данного  типа поведения характерны отчасти  те же черты, что и для  толпы (люди могут быть не  знакомы друг с другом, не связаны  отношениями). Однако они участвуют  в определенном массовом поведении  значительного масштаба (общенационального,  регионального), устремлены к достижению  единой цели или охвачены общим  желанием достигнуть чего-то. Яркий  пример проявления коллективного поведения – золотая лихорадка или явление массовой миграции по каким-либо причинам.

Массовое поведение может  объединять людей самого разного  социального положения, уровня культуры. Индивиды, как правило, отделены друг от друга, они не воздействуют друг на друга, как в толпе. Масса имеет  рыхлую организацию и не может  действовать столь объединено, как  толпа. Индивид в массе одинок, он оказывается присоединенным к массе своим интересом к общему, волнующему многих объекту или проблеме. Но он ни с кем не объединяется, самостоятельно решает волнующую его проблему.

3. Общественность. Вслед  за Г. Блумером мы рассматриваем общественность как еще один тип коллективного поведения. Это определенное группирование людей образуется как отклик на определенную ситуацию, проблему. Индивиды внутри общественности интенсивно участвуют в обсуждении определенной проблемы, ищут ее решение. Они могут быть знакомы и не знакомы, могут регулярно встречаться или жить в разных концах страны, но они обязательно включены в обсуждение проблемы – например, введение или отмена смертной казни, кого выбрать президентом или губернатором и т.д. Таким образом, общественность в данном понимании возникает только вместе с проблемой, она не имеет организационной формы, индивиды в ней не имеют фиксированных ролей. Это достаточно аморфная группа, состав которой может меняться. Общественность не отличается единомыслием, она в дискуссии, порой доходящей до конфликтов. Взаимодействие индивидов внутри общественности обостряет их самосознание, способность к критическому суждению. При этом различия во мнениях не мешают выявлению рационального. Такова тенденция. «Общественность приобретает свой особый тип единства и возможность действовать, благодаря достижению какого-то коллективного решения или выработке какого-то коллективного мнения». [3, с. 334]

Типологизация по принципу весомости общественности для организации  выделяет следующие группы:

1. Главная, второстепенная  и маргинальная. Главная общественность  может оказать наибольшую помощь  или принести наибольший вред  усилиям организации. Второстепенная  общественность имеет определенное  значение для организации, а маргинальная – наименее существенная для нее.

2. Традиционная и будущая.  Служащие организации, ее постоянные  клиенты являются традиционными  группами общественности, тогда  как студенты и потенциальные  клиенты представляют собой общественность  организации в перспективе. 

3. Сторонники, оппоненты  и безразличные. Организация или  учреждение должны по-разному  относиться к тем, кто поддерживает  их, или к тем, кто выступает  против. По отношению к сторонникам  организация должна налаживать  коммуникации, которые укрепляли  бы их доверие к ней. К  скептикам организация должна  скорее прибегать к аргументированию  и убеждению. Решающее значение  имеет привлечение на свою  сторону безразличной общественности [3, с. 335].

 Американец Д. Груниг  предложил типологизацию общественности  на основе характера коммуникационного поведения [7, с. 23]. Он выделяет четыре группы общественности:

1. Общественность, реагирующая  на все проблемы, то есть проявляющая  активность по любому вопросу.

2. Равнодушная общественность, то есть индифферентная, не проявляющая  активности ни по каким проблемам.

3. Общественность вокруг  одной проблемы, то есть активная  по поводу одного или ограниченного  числа взаимосвязанных вопросов (к примеру, защита животных).

4. Общественность вокруг  обострившейся проблемы. Эта общественность  начинает активно действовать  после того, как благодаря средствам  массовой информации проблема  уже известна практически всем  и стала предметом широкого  обсуждения в обществе (например, падение рождаемости в стране).

Наиболее важными являются определения групп общественности по принципу степени втянутости людей  в проблемную ситуацию, связанную  с существующей организацией [6, с. 65]. Здесь можно выделить:

Необщественность – люди, не находящиеся в проблемной ситуации, не втянутые в нее, либо те, на кого не воздействуют организация или другие люди.

Латентная общественность охватывает объективно причастных к проблемной ситуации людей, которые еще просто не осознают своей причастности к другим людям или организации в данном вопросе или проблемной ситуации.

Осведомленная общественность – люди, осознавшие, что на них определенным образом влияет проблемная ситуация, либо они вместе втянуты в нее, но еще не обменивались мнениями (не общались) между собой по этому поводу.

Активная общественность – люди, осознавшие проблемную ситуацию и начавшие активно общаться и организовываться для овладения данной ситуацией.

Из сказанного выше можно  сделать вывод, что одно и то же группирование людей может переживать как бы разные состояния: оно может  оказаться при определенных обстоятельствах  толпой (и вести себя соответственно), при иных обстоятельства – массой, при включенности в дискуссию – общественностью. Следовательно, для достижения необходимого результата мы должны прежде всего учесть в каком состоянии находится объект нашего воздействия. Нельзя забывать, что толпу перевести в состояние общественности гораздо труднее. А вот наоборот – превращение общественности в толпу происходит проще и чаще. В подобном превращении заинтересована прежде всего пропаганда: толпа – ее питательная среда. Хотя общие тенденции отчужденности личности, развитие индивидуализма и развитие средств массовой коммуникации все чаще выводят на первый план индивидуальный выбор.

1.3. Взаимовлияние общественности и людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Индивид – это часть общества, поэтому процессы, связанные с деградацией конкретной личности оказывает влияние на общество в целом, и наоборот, общественность оказывает непосредственное влияние на саму личность, оказавшуюся в трудной жизненной ситуации. Одной из социальных проблем является алкоголизация населения, пьянство.

Алкоголизация населения  – всеми признанная национальная проблема. По данным ООН, душевое потребление 8 л алкоголя в год уже приводит к деградации нации, у нас это  потребление, по официальным оценкам, достигло 18 л, а по неофициальным  – свыше 20 л. Народ вымирает в  значительной мере от всеобщей алкоголизации.

Алкоголь «бьет»  не только самого пьющего, но и людей, окружающих его. Часто мужчины или женщины, склонные к алкоголизму, пренебрегают своими обязанностями, друзьями, семьей и детьми, для того, чтобы удовлетворить  свою потребность.

Пристрастие к алкоголю –  причина различных преступлений. Известно, что 50 процентов всех преступлений связано с употреблением алкоголя.

За алкоголизм родителей  часто расплачиваются дети. Исследования нервнобольных детей показали, что  причиной их болезни часто является алкоголизм родителей.

Даже малые дозы его  могут стать причиной больших  неприятностей или несчастий: травм, автокатастроф, лишения работоспособности, распада семьи, утраты духовных потребностей и волевых черт человеком.

Следующей по сложности проблемой является наркомания. Существуют такие неформальные общественные организации, деятельность которых направлена на решение данной проблемы, как реабилитационные центры для наркозависимых.

Одним из таких центров  является реабилитационный центр для наркозависимых при Братстве в деревне Пошетни (находится в 12 км от пос. Пушкинские Горы, Пушкинского р-на., Псковской области). Он был создан в 2000 году на базе существовавшего центра помощи освободившимся заключенным. С 2009 года центр управляется фондом «Диакония».

Целевые группы:

 – наркозависимые;

 – ВИЧ-инфицированные;

 – лица в возрасте  примерно от 18 до 30 лет, которые  больше всего подвержены риску  стать зависимыми от наркотиков  и/или стать источниками заражения  и передачи ВИЧ-инфекции, гепатитов  и др. инфекционных заболеваний;

 – родственники, члены  семей и близкие наркозависимых  и ВИЧ-инфицированных.

 Цели Центра:

 – снижение скорости  распространения наркомании, ВИЧ-инфекции, гепатитов и др. инфекционных  заболеваний, правонарушений, связанных  с употреблением наркотиков преимущественно  в Северо-Западном и центральных  регионах России;

 – создание единого  реабилитационного пространства, имеющего  православную духовную основу  и направленного на выздоровление  от наркотической зависимости,  включающего социально-психологическую  и духовную реабилитацию, социальную адаптацию и ассимиляцию наркозависимых и ВИЧ инфицированных в общественную жизнь;

 –  утверждение  в обществе потребности в здоровом  трезвом образе жизни, активная  профилактика распространения наркомании  и ВИЧ инфекции;

 – установление постоянных  плодотворных контактов и долгосрочного  сотрудничества с органами власти  и административными структурами  федерального и муниципального  уровней, государственными учреждениями, силовыми структурами, медицинскими  и социальными службами, церковными  и общественными организациями  в сфере оздоровления социальной  среды.

Через Центр консультаций и профилактики за год проходит до 1500 человек, нуждающихся в помощи, и участвующих в предлагаемых мероприятиях.

Работа с воспитанниками:

По терапии зависимости  работа организована по трем основным направлениям:

1) духовное воспитание (духовное  православное просвещение и церковная  жизнь). Духовное воспитание осуществляется  через принятие православной  веры и воцерковление. Стационар  окормляют монахи Успенского  Святогорского мужского монастыря  (пос. Пушкинские Горы).

Информация о работе Привлечение внимания общественности к проблемам граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию