Привлечение внимания общественности к проблемам граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования: привлечение внимания общественности к проблемам граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Цель: исследовать роль общественности по оказанию помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Задачи исследования:
- изучить понятие и рассмотреть виды трудных жизненных ситуаций;
- рассмотреть категории лиц, которые приравниваются к гражданам (семьям), попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- раскрыть историческую преемственность при организации помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Методы исследования: анализ научной литературы и нормативно-правовых документов.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Позиция общественности по отношению к людям, оставшихся в трудной жизненной ситуации 5

Трудная жизненная ситуация 5
Общественность как социокультурный феномен 9
Взаимовлияние общественности и людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации 12

Глава 2. Привлечение внимания общественности к проблемам граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию 20

2.1. Социальное обеспечение в Советской России и СССР (1917– 1991 гг.) 20
2.2. Социальные процессы в новой России 29
2.3. Положение граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, в современной России 34
Заключение 44
Библиографический список

Файлы: 1 файл

КУРСО.docx

— 122.43 Кб (Скачать файл)

2) психотерапевтическая, психологическая,  воспитательная и пр. специальная  деятельность, направленная на помощь  в процессе выздоровления от  поведенческих зависимостей 

3) трудотерапия.

В стационаре единовременно находятся 12–15 воспитанников. За год через него проходит до 45 человек из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Пскова и Псковской области, Москвы и Московской области, Астрахани, Архангельска, Твери, Краснодара, Алтайского края, Сибири и Дальнего Востока, из Украины и т.п. Примерно 25–50 % из них, выходя из Центра, продолжают успешно выздоравливать.

Как указывалось выше, среди  лиц, употребляющих наркотики, достаточно большой процент молодежи. Согласно статистическим данным за 2003–2007 гг. численность наркозависимых увеличивается с каждым годом [Приложение 1]. Д. Медведев 18 апреля 2011года поставил четыре задачи по понижению спроса на наркотики в молодежной среде: создать государственную систему мониторинга и систему профилактики наркомании, современную систему медико-социальной реабилитации наркозависимых лиц и систему «раннего выявления потребителей наркотиков» (обязательное тестирование школьников). Президент отметил, что меры, которые проводит Государственный антинаркотический комитет, и принятие стратегии государственной антинаркотической политики до 2020 года не приводят к ощутимым результатам. Многие родители считают введение обязательного тестирования нарушением права на частную жизнь. А эксперт Института прав человека Л. Левинсон и профессор Казанского ГМУ, один из ведущих экспертов в РФ в области лечения наркомании В. Менделевич заявили,  что  «экспертиза должна проводиться только с согласия пациента, а ее результаты должны быть известны только подростку или его родителям, если подростку меньше 15 лет. Все остальное — нарушение закона, в том числе и предложенное на Госсовете принудительное лечение». Кроме того, тестирование – очень дорогостоящая мера. Например, в Татарии за пять лет тестирования из 300 тыс. школьников выявлено 416 человек (0,14%), употребляющих наркотики, при этом одна положительная проба обошлась в 72 тыс. руб. [13, с. 55].

Таким образом, общественная опасность наркомании – проблема емкая и многоплановая. Она ведет  к крайне негативным последствиям экономического, социального, нравственного, правового, медицинского характера. Наркомания оказывает  прямое влияние на ухудшение социально-психологической  атмосферы общества, тормозит социально-экономическое  ускорение и осуществление прогрессивных  преобразований. Пьянство, алкоголизм и наркомания – дорога к преждевременной  смерти, к физическим и психическим  заболеваниям, к преступлениям, связанным  с нелегальной торговлей наркотиками. Результат их – снижение работоспособности  и производительности труда, материальный и моральный ущерб окружающим, плюс к тому – всевозможные дорогостоящие  меры, направленные на лечение наркомании и укрепление законности, которые  предпринимают органы здравоохранения  и охраны общественного порядка.

Одной из проблем социального  общества является существование особой группы людей, имеющих отклонения в  здоровье, которые приводят к нетрудоспособности.

Сейчас в России на учете  в органах социальной защиты населения  состоит 7.284 млн. инвалидов (данные на 1 января 1997 года). В стране ежегодно впервые  признается инвалидами свыше одного миллиона человек, из них более 50% –  трудоспособного возраста. Наблюдается  также ежегодный рост числа детей-инвалидов.

Нетрудоспособные граждане в каждой стране составляют предмет  заботы государства, которое социальную политику ставит во главу угла своей  деятельности. Основной заботой государства  по отношению к пожилым людям  и инвалидам является их материальная поддержка (пенсии, пособия, льготы и  т.д.). Однако нетрудоспособные граждане нуждаются не только в материальной поддержке. Важную роль играет оказание им действенной физической, психологической, организационной и другой помощи.

Президентом России подписан Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Тем самым особо уязвимой части  нашего общества даны гарантии социальной защиты. Безусловно, основополагающие законодательные нормы, регулирующие положение инвалида в обществе, его  права и обязанности являются необходимыми атрибутами любого правового  государства

Закон говорит о создании комплексной системы многопрофильной  реабилитации инвалидов, включающей медицинский, социальный и профессиональный аспекты. Затрагивает он и проблемы подготовки профессиональных кадров для работы с инвалидами, в том числе и  из самих инвалидов. Важно, что эти  же направления уже более детально разработаны в Федеральной комплексной  программе «Социальная поддержка  инвалидов». Предполагается, что специализированные государственные службы будут создаваться  при Минсоцзащиты.

 Развитие социальной  помощи на дому является не  единственной формой социального  обслуживания нетрудоспособных  граждан. С 1986 года начали создаваться  так называемые Центры социального  обслуживания пенсионеров, в состав  которых помимо отделений социальной  помощи на дому вошли совершенно  новые структурные подразделения – отделения дневного пребывания. Целью организации таких отделений было создание своеобразных центров досуга для пожилых людей, независимо от того, проживают они в семьях или одиноки. Предусматривалось, что в такие отделения люди будут приходить утром, а вечером возвращаться домой; в течение дня они будут иметь возможность находиться в уютной обстановке, общаться, содержательно проводить время, участвовать в различных культурно-массовых мероприятиях, получать одноразовое горячее питание и при необходимости доврачебную медицинскую помощь. Основной задачей деятельности таких отделений является помощь пожилым людям в преодолении одиночества, замкнутого образа жизни, наполнение существования новым смыслом, формирование активного образа жизни, частично утраченного в связи с выходом на пенсию.

 Из-за растущего алкоголизма  отцов, распада семей и бедности  многие матери ещё в роддоме  отказываются от своих детей, кроме того, родителей – алкоголиков и преступников лишают родительских прав. Возникло так называемое социальное сиротство: сироты при живых родителях. Таких социальных сирот сейчас свыше 700 тыс. Из 800 тыс. детей – сирот более 80% составляют социальные сироты.

Но и у многих детей, живущих в семьях, печальная судьба. Конфликты в семьях и разводы, алкоголизм родителей, нищета вынуждают  многих детей убегать из дома и  скитаться по стране. Таких беспризорных детей – точной цифры никто  не знает – около 1 млн. Еще больше – до 2 млн – безнадзорных, тех, кто лишь ночует дома, но днём остаётся без надзора родителей и воспитывается  улицей. В результате, в год около 330 тыс. преступлений совершается подростками, 2 тыс. детей кончают жизнь самоубийством [12, с. 41].

Около половины выпускников  детских домов пропадают для  общества: одни становятся алкоголиками, другие – преступниками. При этом государство не решает проблемы усыновления  и опекунства. Бюрократия и низкая материальная поддержка семей, принявших  ребёнка на воспитание, создают для  них непреодолимые трудности.

В таких условиях повышение  рождаемости имеет сомнительную ценность.

Однако в противовес этому  существует проблема, для решения  которой в качестве одной из мер  органы власти избрали приток населения из-за границы. В принципе, большинство экспертов сходятся во мнении, что без притока людей извне нам проблему депопуляции страны не решить. Основной выход видится в привлечении русских, оказавшихся из-за распада СССР в странах СНГ, а также и всех других, кто пожелает приехать жить в Российскую Федерацию, опять же, из бывших республик Союза, которым тяжело живётся в новой «загранице». В конце концов была выработана невнятная программа привлечения «соотечественников», закреплённая федеральным законом, в котором материальные стимулы для переезда были более чем сомнительными. В результате, из запланированных программой переселенцев в количестве 300 тыс., реально переселились лишь около 10 тыс. человек. Люди в эту программу не поверили, сомнительными льготами не прельстились и численность россиян не увеличили.

Уже ни для кого не секрет, что современное российское общество крайне дифференцировано по уровню материального  положения различных слоёв и  групп. Бедность и малообеспеченность огромного большинства населения России на фоне льющегося на страну нефтедолларового дождя является в начале ХХI века если не главной, то наиболее скандальной приметой жизни 140-миллионного народа.

Получателями государственной  социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие  граждане, которые по независящим  от них причинам имеют среднедушевой  доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем  субъекте Российской Федерации.

 Доходы и покупательная  способность населения имеют не только социальное значение – как слагаемые уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой жизни. Они весьма значимы, как элемент экономического подъема, который определяет емкость внутреннего рынка. Емкий внутренний рынок, обеспеченный платежеспособным спросом является мощнейшим стимулом поддержки отечественного производителя.

 Низкий уровень доходов,  и, как следствие, низкая покупательная  способность основной массы населения,  денежный потенциал которого  частично отвлекается на покупку  импортных товаров, есть одна  из основных причин стагнации  экономики России.

 Очевидно, что для оживления  экономики необходимо формирование  платежеспособного спроса через  увеличение части доходов населения  в общей сумме доходов общества – ВВП. В основном, для реанимации внутреннего рынка и поддержки отечественного производителя стратегически важно повышать доходы наиболее бедной и средней части населения. Увеличение и, конечно, своевременная выплата зарплаты, пенсий, стипендий и других социальных выплат, является необходимым для подъема экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Привлечение внимания общественности к проблемам граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию

В данной исследовательской  работе мы рассмотрим, как общественность в определенные исторические периоды  оказывала непосредственную помощь людям, оказавшимся в трудной  жизненной ситуации, чтобы проследить хронологические рамки становления помощи нуждающимся, понять какую помощь оказывает общественность.

2.1. Социальное обеспечение в Советской России

и СССР (1917–1991 гг.)

Революционные события февраля  – марта 1917 г. Положили конец императорской  системе власти в России. Временное  правительство и подконтрольные  ему территориальные исполнительные комитеты в условиях развития революционного процесса не сумели стабилизировать  социально-экономическую ситуацию в стране, достичь позитивных изменений  в сфере оказания социальной помощи. Созданное в мае 1917 года Министерство государственного призрения так  и не обеспечило выполнение главной  своей задачи – объединить дело призрения в масштабах всей страны. Реальную работу по социальной поддержке  нуждающихся продолжали выполнять  основные субъекты общественного призрения, включая органы местного самоуправления, а также многочисленные благотворительные  общества и заведения и прежде всего Императорское Человеколюбивое  общество, Ведомство учреждений Императрицы  Марии, Российское общество Красного Креста, Попечительство о домах трудолюбия и работных домах.

 Развитие революционного  процесса привело к октябрьским  событиям 1917 г., созданию советского  правительства, что положило начало  новой эпохе в истории нашей  страны. В советское время сложилась  и функционировала патерналистская  система соцобеспечения, которая  давала необходимый минимум социальных  гарантий для широких слоев  народа. Она была далека от  совершенства, содержала в себе  определенные противоречия, но имела  и позитивные стороны. Одной  из них было наращивание финансовых  и организационных усилий государства  по решению насущных социальных  проблем простого народа, по материальному обеспечению и обслуживанию престарелых, нетрудоспособных граждан, семей с детьми и других лиц, нуждающихся в помощи.

Советское правительство, ломая  прежние хозяйственные и политические структуры, выступило с радикальной  программой социальных преобразований. В первые же месяцы функционирования советской власти были декларированы  и законодательно закреплены многие социальные права трудящихся.

С декабря 1917 г. было введено  в действие положение о страховании  на случай безработицы, согласно которому работодатели обязывались вносить  во Всероссийский фонд безработицы  не менее 3% суммы средств, идущих на выплату заработной платы. По инициативе новой власти во многих городах страны были созданы бесплатные столовые и  общежития для безработных.

Проводником политики в области  государственного социального обеспечения  стал Народный комиссариат государственного призрения. Это ведомство и его  учреждения на местах занимались такими вопросами, как предоставление приюта для увечных военнослужащих, назначение им пенсий выдача пайков семьям фронтовиков  и др. Для детей создавались  специальные фонды, в ряде случаев  организовывалось бесплатное общественное питание в школах и детских  учреждениях. Позже начали появляться детские лечебно – профилактические учреждения, а ребята из малообеспеченных семей в возрасте до 16 лет стали получать продуктовые пайки. В апреле 1918 г. Наркомат государственного призрения был преобразован в Наркомат социального обеспечения (НКСО). А это означало, что вопросы социального обеспечения трудящегося населения становились стержнем государственной политики в области социальной помощи. Основными видами социального обеспечения были пенсионные выплаты и система пособий.

Стремление командным  путем внедрить всеобщее благоденствие  посредством натурального продуктообмена и запрета рынка провалилось. Оно лишь обострило экономическую  ситуацию и сделало проблематичной реализацию на практике многих социальных мер. Продолжал падать уровень жизни  народа. В частности, по сравнению  с 1913 г. реальная зарплата рабочих сократилась  в пять и более раз, число безработных к середине 1918 г. возросло до 600 тыс. человек. Государство оказалось не в состоянии обеспечить необходимыми продуктами население.

Информация о работе Привлечение внимания общественности к проблемам граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию