Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:59, курсовая работа
Предмет исследования: привлечение внимания общественности к проблемам граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Цель: исследовать роль общественности по оказанию помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Задачи исследования:
- изучить понятие и рассмотреть виды трудных жизненных ситуаций;
- рассмотреть категории лиц, которые приравниваются к гражданам (семьям), попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- раскрыть историческую преемственность при организации помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Методы исследования: анализ научной литературы и нормативно-правовых документов.
Введение 3
Глава 1. Позиция общественности по отношению к людям, оставшихся в трудной жизненной ситуации 5
Трудная жизненная ситуация 5
Общественность как социокультурный феномен 9
Взаимовлияние общественности и людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации 12
Глава 2. Привлечение внимания общественности к проблемам граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию 20
2.1. Социальное обеспечение в Советской России и СССР (1917– 1991 гг.) 20
2.2. Социальные процессы в новой России 29
2.3. Положение граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, в современной России 34
Заключение 44
Библиографический список
2) психотерапевтическая, психологическая, воспитательная и пр. специальная деятельность, направленная на помощь в процессе выздоровления от поведенческих зависимостей
3) трудотерапия.
В стационаре единовременно находятся 12–15 воспитанников. За год через него проходит до 45 человек из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Пскова и Псковской области, Москвы и Московской области, Астрахани, Архангельска, Твери, Краснодара, Алтайского края, Сибири и Дальнего Востока, из Украины и т.п. Примерно 25–50 % из них, выходя из Центра, продолжают успешно выздоравливать.
Как указывалось выше, среди лиц, употребляющих наркотики, достаточно большой процент молодежи. Согласно статистическим данным за 2003–2007 гг. численность наркозависимых увеличивается с каждым годом [Приложение 1]. Д. Медведев 18 апреля 2011года поставил четыре задачи по понижению спроса на наркотики в молодежной среде: создать государственную систему мониторинга и систему профилактики наркомании, современную систему медико-социальной реабилитации наркозависимых лиц и систему «раннего выявления потребителей наркотиков» (обязательное тестирование школьников). Президент отметил, что меры, которые проводит Государственный антинаркотический комитет, и принятие стратегии государственной антинаркотической политики до 2020 года не приводят к ощутимым результатам. Многие родители считают введение обязательного тестирования нарушением права на частную жизнь. А эксперт Института прав человека Л. Левинсон и профессор Казанского ГМУ, один из ведущих экспертов в РФ в области лечения наркомании В. Менделевич заявили, что «экспертиза должна проводиться только с согласия пациента, а ее результаты должны быть известны только подростку или его родителям, если подростку меньше 15 лет. Все остальное — нарушение закона, в том числе и предложенное на Госсовете принудительное лечение». Кроме того, тестирование – очень дорогостоящая мера. Например, в Татарии за пять лет тестирования из 300 тыс. школьников выявлено 416 человек (0,14%), употребляющих наркотики, при этом одна положительная проба обошлась в 72 тыс. руб. [13, с. 55].
Таким образом, общественная
опасность наркомании – проблема
емкая и многоплановая. Она ведет
к крайне негативным последствиям экономического,
социального, нравственного, правового,
медицинского характера. Наркомания оказывает
прямое влияние на ухудшение социально-
Одной из проблем социального общества является существование особой группы людей, имеющих отклонения в здоровье, которые приводят к нетрудоспособности.
Сейчас в России на учете в органах социальной защиты населения состоит 7.284 млн. инвалидов (данные на 1 января 1997 года). В стране ежегодно впервые признается инвалидами свыше одного миллиона человек, из них более 50% – трудоспособного возраста. Наблюдается также ежегодный рост числа детей-инвалидов.
Нетрудоспособные граждане в каждой стране составляют предмет заботы государства, которое социальную политику ставит во главу угла своей деятельности. Основной заботой государства по отношению к пожилым людям и инвалидам является их материальная поддержка (пенсии, пособия, льготы и т.д.). Однако нетрудоспособные граждане нуждаются не только в материальной поддержке. Важную роль играет оказание им действенной физической, психологической, организационной и другой помощи.
Президентом России подписан Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Тем самым особо уязвимой части нашего общества даны гарантии социальной защиты. Безусловно, основополагающие законодательные нормы, регулирующие положение инвалида в обществе, его права и обязанности являются необходимыми атрибутами любого правового государства
Закон говорит о создании
комплексной системы
Развитие социальной
помощи на дому является не
единственной формой
Из-за растущего алкоголизма
отцов, распада семей и
Но и у многих детей,
живущих в семьях, печальная судьба.
Конфликты в семьях и разводы,
алкоголизм родителей, нищета вынуждают
многих детей убегать из дома и
скитаться по стране. Таких беспризорных
детей – точной цифры никто
не знает – около 1 млн. Еще больше
– до 2 млн – безнадзорных, тех,
кто лишь ночует дома, но днём остаётся
без надзора родителей и
Около половины выпускников детских домов пропадают для общества: одни становятся алкоголиками, другие – преступниками. При этом государство не решает проблемы усыновления и опекунства. Бюрократия и низкая материальная поддержка семей, принявших ребёнка на воспитание, создают для них непреодолимые трудности.
В таких условиях повышение рождаемости имеет сомнительную ценность.
Однако в противовес этому существует проблема, для решения которой в качестве одной из мер органы власти избрали приток населения из-за границы. В принципе, большинство экспертов сходятся во мнении, что без притока людей извне нам проблему депопуляции страны не решить. Основной выход видится в привлечении русских, оказавшихся из-за распада СССР в странах СНГ, а также и всех других, кто пожелает приехать жить в Российскую Федерацию, опять же, из бывших республик Союза, которым тяжело живётся в новой «загранице». В конце концов была выработана невнятная программа привлечения «соотечественников», закреплённая федеральным законом, в котором материальные стимулы для переезда были более чем сомнительными. В результате, из запланированных программой переселенцев в количестве 300 тыс., реально переселились лишь около 10 тыс. человек. Люди в эту программу не поверили, сомнительными льготами не прельстились и численность россиян не увеличили.
Уже ни для кого не секрет, что современное российское общество крайне дифференцировано по уровню материального положения различных слоёв и групп. Бедность и малообеспеченность огромного большинства населения России на фоне льющегося на страну нефтедолларового дождя является в начале ХХI века если не главной, то наиболее скандальной приметой жизни 140-миллионного народа.
Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Доходы и покупательная способность населения имеют не только социальное значение – как слагаемые уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой жизни. Они весьма значимы, как элемент экономического подъема, который определяет емкость внутреннего рынка. Емкий внутренний рынок, обеспеченный платежеспособным спросом является мощнейшим стимулом поддержки отечественного производителя.
Низкий уровень доходов,
и, как следствие, низкая
Очевидно, что для оживления
экономики необходимо
Глава 2. Привлечение внимания общественности к проблемам граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию
В данной исследовательской работе мы рассмотрим, как общественность в определенные исторические периоды оказывала непосредственную помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, чтобы проследить хронологические рамки становления помощи нуждающимся, понять какую помощь оказывает общественность.
2.1. Социальное обеспечение в Советской России
и СССР (1917–1991 гг.)
Революционные события февраля
– марта 1917 г. Положили конец императорской
системе власти в России. Временное
правительство и
Развитие революционного
процесса привело к
Советское правительство, ломая
прежние хозяйственные и
С декабря 1917 г. было введено в действие положение о страховании на случай безработицы, согласно которому работодатели обязывались вносить во Всероссийский фонд безработицы не менее 3% суммы средств, идущих на выплату заработной платы. По инициативе новой власти во многих городах страны были созданы бесплатные столовые и общежития для безработных.
Проводником политики в области государственного социального обеспечения стал Народный комиссариат государственного призрения. Это ведомство и его учреждения на местах занимались такими вопросами, как предоставление приюта для увечных военнослужащих, назначение им пенсий выдача пайков семьям фронтовиков и др. Для детей создавались специальные фонды, в ряде случаев организовывалось бесплатное общественное питание в школах и детских учреждениях. Позже начали появляться детские лечебно – профилактические учреждения, а ребята из малообеспеченных семей в возрасте до 16 лет стали получать продуктовые пайки. В апреле 1918 г. Наркомат государственного призрения был преобразован в Наркомат социального обеспечения (НКСО). А это означало, что вопросы социального обеспечения трудящегося населения становились стержнем государственной политики в области социальной помощи. Основными видами социального обеспечения были пенсионные выплаты и система пособий.
Стремление командным путем внедрить всеобщее благоденствие посредством натурального продуктообмена и запрета рынка провалилось. Оно лишь обострило экономическую ситуацию и сделало проблематичной реализацию на практике многих социальных мер. Продолжал падать уровень жизни народа. В частности, по сравнению с 1913 г. реальная зарплата рабочих сократилась в пять и более раз, число безработных к середине 1918 г. возросло до 600 тыс. человек. Государство оказалось не в состоянии обеспечить необходимыми продуктами население.