Привлечение внимания общественности к проблемам граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования: привлечение внимания общественности к проблемам граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Цель: исследовать роль общественности по оказанию помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Задачи исследования:
- изучить понятие и рассмотреть виды трудных жизненных ситуаций;
- рассмотреть категории лиц, которые приравниваются к гражданам (семьям), попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- раскрыть историческую преемственность при организации помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Методы исследования: анализ научной литературы и нормативно-правовых документов.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Позиция общественности по отношению к людям, оставшихся в трудной жизненной ситуации 5

Трудная жизненная ситуация 5
Общественность как социокультурный феномен 9
Взаимовлияние общественности и людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации 12

Глава 2. Привлечение внимания общественности к проблемам граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию 20

2.1. Социальное обеспечение в Советской России и СССР (1917– 1991 гг.) 20
2.2. Социальные процессы в новой России 29
2.3. Положение граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, в современной России 34
Заключение 44
Библиографический список

Файлы: 1 файл

КУРСО.docx

— 122.43 Кб (Скачать файл)

В этих условиях было явно ошибочным  намерением власти всю деятельность по социальной помощи и соцобеспечению замкнуть исключительно на государстве, свернув работу благотворительных  организаций. Благотворительность  стала рассматриваться некоторыми влиятельными политиками и госчиновниками как «унизительное для трудящихся принятие подачек» [9, с. 344].

Ущербной стороной политики, проводившейся в военно-коммунистическую эпоху, была практика решения социальных вопросов одних категорий населения за счет ущемления прав и свобод других граждан, включая верующих. Многие служители церкви оказались изгнанными из своих обителей и лишились средств к существованию.

Новая экономическая политика, проводившаяся в России в 20-е годы, внесла определенные изменения в  систему социальной помощи и соцобеспечения. На передний план были выдвинуты такие  задачи, как организация крестьянских обществ взаимопомощи, кооперация инвалидов, пенсионное обеспечение рабочих  через систему социального страхования, борьба с беспризорностью, нищетой, и др.

Одним из важнейших направлений  деятельности государственных органов  социального обеспечения была борьба с детской безнадзорностью. В  начале 20-х гг.. о неблагополучии общества свидетельствовали сотни  тысяч беспризорников. Осенью 1921 г. при ВЦИК была создана Комиссия по улучшению жизни детей под  председательством Ф.Э. Дзержинского.

В 30-е годы преобладали  такие меры борьбы с беспризорностью, как направление бездомных подростков в трудовые коммуны, воспитательные колонии, на комсомольские стройки, а ребят – правонарушителей – в специальные изоляторы и трудовые лагеря.

Известно, что колхозное  крестьянство в те годы не получало пенсии по старости, но это не значит, что оно было лишено социальной поддержки. В 30-е гг. в стране функционировали  колхозные кассы взаимопомощи, на средства которых организовывались дома для  престарелых, оказывалась  натуральная и денежная помощь нетрудоспособным жителям села. По новому Уставу сельхозартели (1935 г.) предусматривалось создание в колхозах специальных фондов помощи престарелым и нетрудоспособным колхозникам. И такие фонды вскоре начали действовать. Все это необходимо учитывать для формирования объективного представления о системе соцобеспечения в СССР в данный исторический период.

Особенности развития соцобеспечения и в целом социальной сферы  в 30-е гг. являлась их чрезмерное огосударствление, или патернализация. Так, социальное страхование в 1933 г. было передано в ведение профсоюзов, а страховые кассы ликвидированы. Но их финансовые средства, образовав бюджет социального страхования, были консолидированы в  государственном бюджете страны. Социальное страхование в то время охватывало всех рабочих и служащих. Оно полностью проводилось за счет средств предприятий и учреждений. Огосударствление системы страхования, конечно же, ограничивало самостоятельность и инициативу страховых органов. Но следует признать, что в тех условиях патернализация имела и позитивное значение, способствуя существенному увеличению бюджета социального страхования СССР. Если в 1931 г. он составлял не многими более 2,5 млрд рублей ,то в 1936 г. – 8,55 млрд рублей. Увеличение бюджета почти в 3,5 раза свидетельствует о расширение в 30-е гг. финансовых возможностей для пополнения фондов социального страхования, которые являлись весомым дополнением к индивидуальной заработной плате рабочих и служащих.

Следовательно, советская  система социального обеспечения, формировавшаяся с конца 1917 г., в течении 20–30-х гг. имела противоречивый характер, как и в целом модель общества, сложившаяся тогда в СССР. В основе этого противоречия было стремление властей ускоренно решать сложные социальные проблемы, включая задачу обеспечения должной социальной помощи всех нуждающихся, и отсутствие необходимых для этого финансовых средств и экономических ресурсов. Ситуацию усугубляли и такие антисоциальные деяния, как военно-коммунистическая политика, насильственная коллективизация, массовые репрессии 1937–1938 гг. Они еще более отдаляли достижение цели социального благополучия. Но в конечном итоге не насилие, репрессии и внеэкономическое принуждение составляли определяющую сторону той эпохи. Вопреки антигуманной практике, применявшейся в 1930-е гг., страна сумела достичь огромных успехов в индустриальном развитии, создать систему соцобеспечения, которая предоставляла минимально необходимый уровень социальных гарантий для всего населения.

Начавшаяся 22 июня 1941 года Великая  Отечественная война стала тяжелым  испытанием для народов многонационального советского союза, частью которого была Российская Федерация. Высокий моральный  дух советских людей, патриотизм сплотили общество. Ради победы над  врагом люди делились последним. С первых месяцев войны по стране развернулось движение по зачислению в доноры. В  фонд обороны многими гражданами страны добровольно передавались денежные средства. На фронт направлялись вещи, изготовленные женщинами в нерабочее  время. Труженики многих предприятий  ежемесячно передавали на нужды обороны  однодневные, а кое-где и двухдневные заработки.

К началу Великой Отечественной  войны в СССР сложилась патерналистская  система социального обеспечения. Ее централизованный характер позволил в тех тяжелых условиях оперативно организовать оказание социальной помощи многим категориям населения, остро  нуждающимся в ней. Число важнейших  направлений осуществления социальной поддержки и соцобеспечения в  годы войны можно отнести: организацию  помощи семьям фронтовиков; заботу о детях – сиротах; поддержка инвалидов, оказание им содействия в трудоустройстве и др.

Несмотря на сложности  военного времени, государство находило возможности поддерживать семьи  военнослужащих, мобилизованных на фронт. 26 июня 1941 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке  назначения и выплаты пособий  семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное  время». В этом Указе регламентировался порядок выплаты пособий. Они начислялись нетрудоспособным членам семей: детям военнослужащих младше 16 лет, учащимся младше 18 лет; их братьям и сестрам младше 16 лет; нетрудоспособным родителям (отцу старше 60 лет и матери старше 55 лет); жене и родителям – инвалидам первой и второй групп независимо от возраста. В тяжелых условиях войны была разработана и осуществлена специальная правительственная программа спасения детей, и прежде всего воспитанников детских домов. К концу 1942 г. из прифронтовой полосы и угрожаемых районов были вывезены в безопасные зоны страны воспитанники 976 детских домов. Сотни тысяч ребят были эвакуированы в первые месяцы войны из Москвы и Ленинграда.

На территориях размещения эвакуированных детей местные женщины  устанавливали над ними шефство. В январе 1942 г. женщины – активистки обратились с призывом ко всем женщинам страны обеспечить материнский прием эвакуированным детям, создать для них максимально благоприятные условия.

Разнообразная помощь оказывалась  в годы войны инвалидам со стороны  государства и общественных структур (потребкооперация, профсоюзы). Для  содержания нетрудоспособных организовывались дома инвалидов.

Инвалиды войны в первую очередь получали необходимое жилье  и топливо. С 1942 г. они были освобождены  от налога на строение и от земельной  ренты, если земля обслуживала это  строение. Большую работу по соцобеспечению инвалидов проводили собесы. Они  регистрировали их, организовывали им выдачу пенсий и различной социальной помощи, включая продукты, одежду. Часть  вещевой помощи тогда поступала  из-за границы.

Наряду с собесами заботу об инвалидах войны проявляли  городские и районные комиссии по оказанию помощи инвалидам. Они создавались  для координации деятельности различных  структур, работающих в этом направлении. Комиссии тесно взаимодействовали  с государственными службами социального  обеспечения.

В сельской местности поддержку  инвалидам оказывали кассы общественной взаимопомощи колхозов (КОВКи), правления  многих колхозов, потребкооперация. Через  КОВКи инвалиды войны получали продукты питания, денежные средства и др. правления  колхозов помогали инвалидам в постройке  жилья, бесплатно выделяли скот, посевные семена, выдавали продукты питания. Органы потребкооперации обеспечивали инвалидов  войны, проживавших в сельской местности, предметами первой необходимости (мыло, спички, соль, керосин), промтоварами, некоторыми видами продуктов питания.

В годы войны усилились  гарантии обеспечения инвалидов  работой. Им предоставлялась преимущественное право поступления на работу. В  соответствии с постановлением правительства  СССР «О трудовом устройстве инвалидов  Великой Отечественной войны» от 6 мая 1942 г. на органы соцобеспечения, их руководителей возлагалась персональная ответственность за трудоустройство инвалидов войны и организацию обучения новым профессиям. Местные власти обязывались предоставлять инвалидам жилплощадь в первую очередь.

8 июля 1944 г. секретариат  ВЦСПС (Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов) принял постановление, которое активизировала деятельность профсоюзов по оказанию помощи инвалидам и облегчению условий их работы. Местные профсоюзные органы обязывались содействовать созданию максимально возможных удобств в работе инвалидов путем приспособления для них станков, инструментов и другого оборудования.

Новой формой трудоустройства  в годы войны явилась организация  труда рабочих больных туберкулезом легких. Цеха для них были созданы  на отдельных предприятиях кооперации инвалидов и в структурах противотуберкулезных лечебно-трудовых учреждений.

Кроме заботы о семьях фронтовиков, инвалидах и детях – сиротах  органы соцобеспечения помогали в период Великой Отечественной войны  беженцам, переселенцам, одиноким и  многодетным матерям, беременным женщинам и другим категориям населения, нуждающимся  в социальной поддержке. В июле 1944 года были увеличены льготы для матерей  и беременных женщин. Предусматривалась  на предприятиях с массовым применением  женского труда обязательная организация  детских яслей, детских садов, комнат для кормления грудных детей  и комнат личной гигиены женщины. Благодаря принятию специального нормативного акта возросло число женщин, получивших право на ежемесячное пособие  по многодетности.

Говоря о патерналистской  модели соцобеспечения, действовавшей  в СССР в годы войны не следует  видеть в ней лишь административно – приказные механизмы. В рамках этой системы вполне уживались принципы экономической целесообразности и методы финансового воздействия. Например, уклонение трудоспособных инвалидов от работы тогда пресекалось нередко экономическими способами. В ряде областей и краев РСФСР инвалидам третьей группы не захотевшим устроиться на работу прекращали выплачивать пенсию.

Патерналистская модель социального  обеспечения стала важным звеном советской мобилизационной социально-экономической системы, которая в годы войны проявила свою жизнеспособность и даже определенное превосходство над другими системами. Все это позволяет утверждать, что система соцобеспечения, действовавшая в тех конкретно – исторических условиях, явилась одним из основных факторов, обеспечивших прочность советской государственности и победу над врагом.

В послевоенные годы в СССР развернулась огромная работа по восстановлению народного хозяйства. Мобилизационная  модель советской экономики продемонстрировала в тех условиях свои позитивные возможности. За неполных пять лет удалось в  основном восстановить хозяйство страны. Тогда же были предприняты важные социальные меры: отменена карточная  система на продовольственные и  промышленные товары, снижены цены на некоторые из них; предоставлены  дополнительные льготы участникам и  инвалидам Великой Отечественной  войны, их семьям; повышены пенсии  учителям, врачам, работникам науки и др. однако все это содействовало с практикой  налогового давления на крестьянство, проведения «публичных проработок» [9, с. 362] и репрессивных мер в отношении части партийных и государственных работников, представителей творческой интеллигенции.

В результате масштабных социальных преобразований дальнейшее развитие получило патерналистская система соцобеспечения, функционировавшая в СССР в 50–80-е гг. До тех пор, пока резервы мобилизационной экономики не были исчерпаны, советское соцобеспечение работало стабильно и во многом успешно. К позитивным особенностям этой системы следует отнести: предоставление социальных гарантий широким слоям населения и повышение уровня соцобеспечения за счет увеличения на эти нужды государственных расходов; наличие в патерналистской системе соцобеспечения внутреннего потенциала саморазвития; важную роль корпоративного элемента в социальной сфере и социальной защите; сохранение в видоизмененном  виде практики благотворительности и др.

В 60–80-е гг. в рамках действовавшей системы соцобеспечения было много сделано по защите прав женщин и детей. С 1966 г. малообеспеченные семьи получили право на бесплатное питание и получение лекарств для детей до 1 года. С 1970 г. стало выплачиваться единовременное пособие при рождении ребенка, а с 1974 г. – пособие малообеспеченным семьям. Правительственным постановлением 1981 г. для работающих матерей вводился дополнительный отпуск,  который предоставлялся в удобное для них время. Кроме того, увеличивался размер пособий одиноким матерям. Молодым семьям предоставлялись льготы при получении жилплощади, оформлении долгосрочных жилищных кредитов.

В рассматриваемый период шел процесс создания новых форм социального обслуживания граждан, одной из которых стали службы оказания помощи на дому лицам пожилого возраста и инвалидам. Первый опыт их функционирования стал накапливаться  в нашей стране в 70-е гг. В соответствии с Временным положением о порядке  организации надомного обслуживания пенсионеров домами-интернатами, принятым 28 октября 1975 г., указанная помощь вменялась в обязанности интернатным учреждениям. Позже выяснилось, что им данные функции не свойственны. Они становились для домов – интернатов обременительными, вызывая ряд организационных трудностей. Однако потребность в социальном обслуживании на дому пожилых и престарелых все более нарастала.

Важной положительной  стороной советской системы соцобеспечения было наличие в ней сильного корпоративного элемента, что проявилось в активном участии различных предприятий  и учреждений в решении социальных проблем, в обеспечении социальной защиты. В конце 80-х гг. расходы  предприятий всех форм собственности  на социальные услуги составляли значительную величину, равную 4% ВВП. Благодаря этому  за счет предприятий осуществлялось широкомасштабное жилищное строительство, открывались детские сады, летние лагеря отдыха, медицинские кабинеты и целые учреждения, оказывавшие  бесплатную медицинскую помощь сотрудникам  соответствующих предприятий. Кроме  того, на производственные средства предоставлялась  финансовая  и натуральная помощь пожилым, инвалидам из числа ветеранов  предприятий, проявлялась забота о  малообеспеченных семьях.

Информация о работе Привлечение внимания общественности к проблемам граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию