Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:59, курсовая работа
Предмет исследования: привлечение внимания общественности к проблемам граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Цель: исследовать роль общественности по оказанию помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Задачи исследования:
- изучить понятие и рассмотреть виды трудных жизненных ситуаций;
- рассмотреть категории лиц, которые приравниваются к гражданам (семьям), попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- раскрыть историческую преемственность при организации помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Методы исследования: анализ научной литературы и нормативно-правовых документов.
Введение 3
Глава 1. Позиция общественности по отношению к людям, оставшихся в трудной жизненной ситуации 5
Трудная жизненная ситуация 5
Общественность как социокультурный феномен 9
Взаимовлияние общественности и людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации 12
Глава 2. Привлечение внимания общественности к проблемам граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию 20
2.1. Социальное обеспечение в Советской России и СССР (1917– 1991 гг.) 20
2.2. Социальные процессы в новой России 29
2.3. Положение граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, в современной России 34
Заключение 44
Библиографический список
Следовательно, патерналистская система соцобеспечения была по своему характеру противоречивой. С одной стороны, она обеспечивала необходимый минимум социальных гарантий всех граждан, с другой стороны, мобилизационная экономика, исчерпавшая во многом свои возможности, делала непрочными социальные завоевания народа. И это, прежде всего, сказалось на уровне жизни людей, который с конца 70-х – начала 80-х гг. стал снижаться. В стране все более осознавалась необходимость преобразований социальной сферы и ее важнейшей составной части – социального обеспечения.
В период же мобилизационного
развития страны советская система
соцобеспечения продемонстрировала свою
жизнеспособность и немалую эффективность.
Но в условиях перестройки второй
половины 80-х гг. и либерального развития
90-х гг., когда стал осуществляться
переход от директивной экономики
к рыночной, она нуждалась в
изменениях, соответствовавших духу
и велению времени. Важно было
использовать ее положительный опыт
и позитивный потенциал, признанные
многими авторитетными
2.2. Социальные процессы в новой России
С января 1942 года независимая
Россия приступила к либерально –
радикальным реформам, в ходе которых
рычаги государственного регулирования
экономики были сведены до минимума.
Началось разрушение не только существовавшей
экономической системы, но и гарантированной
системы социального
С целью ослабления социальных тягот к переходу к рынку российская власть предпринимала ряд мер упреждающего характера, которые были направлены прежде всего на усиление социальной защищенности военнослужащих и малообеспеченных слоев населения. В частности, в постановлении Правительства Российской Федерации «Об усилении социальной защищенности военнослужащих, проходящих службу на территории СССР» от 5 ноября 1991 года предусматривалось повышение заработной платы и предоставления дополнительных льгот для семей военнослужащих.
В декабре 1991 г. Верховный Совет Российской Федерации принял специальное постановление по социальной защите малоимущих слоев населения в период либерализации цен. В соответствии с ним исполнительным органам власти на местах предлагалось создать для малоимущих лиц, беременных женщин и кормящих матерей специализированные пункты приема пищи и гарантированного обеспечения продуктами питания. Предполагалось организовывать оказание помощи малоимущим по снабжению продуктами питания непосредственно по месту жительства. Речь шла также о необходимости обеспечения бесперебойного снабжения продуктами стационарных социальных учреждений.
Тогда же в декабре 1991 г. вышел специальный Указ Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 году». В соответствии с ним для поддержки малообеспеченных лиц намечалось вводить карточную, талонную или купонную систему распределения гарантированного набора продуктов, упорядочить и сделать адресной гуманитарную помощь, поступавшую из-за рубежа. Также предполагалось на базе отделений надомной помощи создать территориальные службы срочной социальной помощи.
С началом либеральных преобразований становилось очевидным, что упредительные меры были явно недостаточными. Уже в ходе проведения реформ власть предприняла ряд социальных мер сдерживающего характера для сохранения социальной стабильности. Так, в марте 1992 г. упорядочили плату за содержание детей в детских дошкольных учреждениях. С 1 апреля эта сумма не должна была превышать 20% затрат на содержание ребенка в данном учреждении, а с родителей, имевших трех и более несовершеннолетних детей, – не более 10%.
В апреле 1992 г. был принят Закон Российской Федерации «О дополнительных мерах по охране материнства и детства», а в мае – Указ Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», в которых определялись дополнительные преимущества и льготы направленные на защиту материнства и поддержку многодетных семей. В частности, для таких семей устанавливалась скидка в размере не ниже 30% платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом, электроэнергией. Для них предусматривалась: бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей для детей в возрасте до шести лет; бесплатный проезд на внутригородском транспорте; бесплатное питание (завтраки, обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений; бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды и др.
С 1 июля 1992 г. вводилась новая
система выплаты пособий по безработице,
которая включала в себя повышенное
и обычное пособия. А в соответствии
с ранее принятым правительственным
постановлением «О системе профессиональной
подготовки, повышения квалификации
и переподготовки высвобождаемых работников
и незанятого населения» (май 1992 г.)
устанавливался бесплатный принцип
функционирования этих систем подготовки
и переподготовки для лиц, зарегистрированных
в органах государственной
Реформирование системы социальной защиты населения, осуществлявшееся в России во второй половине 90-х – в начале 2000-х гг., должно было обеспечить социальную стабильность в обществе, сократить масштабы бедности, сохранить важные социальные права граждан. Предполагалось, что этому будет способствовать экономический рост в стране. Но устойчивых позитивных результатов в экономике получить не удалось. Августовский (1998 г.) финансовый кризис, усиления сырьевой ориентации нашей экономики, слабое развитие производственной сферы привели к инфляционным всплескам и сохранению низкого уровня жизни основной массы населения России. В результате и по сей день не удается обеспечить прочной социальной стабильности в обществе и существенно изменить к лучшему социальную ситуацию в стране.
На рубеже 1990–2000-х гг. в Российской Федерации сформировалось новая социальная инфраструктура. По данным профессора С.А. Беличевой, она включает в себя более 3-х тысяч государственных разноведомственных учреждений социального обслуживания, где безвозмездно получают психологическую и психосоциальную помощь самые разные, и прежде всего малообеспеченные, слои населения. Если же учитывать все многообразие социальных служб, не ограничиваясь учреждениями, оказывающими специализированную психологическую поддержку, то их начитывалось в несколько раз больше названной цифры. В конце 1990-х г. в государственной системе социальной защиты населения в России функционировало более 12 тыс. учреждений социального обслуживания против одной тысячи в 1990 г. [5, с. 37]. Особое место в системе социальной защиты населения отводится социальному обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. В настоящее время в России работает более 1500 центров социального обслуживания (ЦСО). Они функционируют в различных городах и районах, имея в своей структуре: отделение социальной помощи на дому, отделение дневного пребывания, отделение срочной помощи и др. В ряде случаев надомные учреждения и службы срочной социальной помощи создаются и вне рамок ЦСО. К началу 2000-х гг. в стране их насчитывалось соответственно 12 тыс. и 1,7 тыс. Они ежегодно оказывают поддержку сотням тысяч нуждающихся.
Стало реальностью и практика оказание разноплановой социально –медицинской помощи инвалидам, одиноким пожилым, тяжелобольным людям. В ряде ЦСО при местных органах социальной защиты населения созданы специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому. Действуют и специальные учреждения (отделения) хосписного типа. На территории России сегодня функционирует более тысячи стационарных учреждений социального обслуживания престарелых и инвалидов, в числе которых почти 540 домов – интернатов общего типа, около 450 психоневрологических интернатов и других учреждений. Развитие получают и такие новые формы стационарного и полустационарного обслуживания, как реабилитационные центры для лиц с умственной отсталостью, дома милосердия, геронтологические и геронтопсихологические центры, дома и престарелых и инвалидов временного проживания и др.
Временным местом пребывания дезадаптированных детей, где им оказывается медицинская, психологическая помощь и решаются вопросы их дальнейшего жизненного устройства является социальный приют. Первый современный приют «Дом милосердия» был открыт в нашей стране в первой половине 90-х гг. в Санкт-Петербурге. В 1994 г. по всей России таких учреждений насчитывалось 173, а к началу 1996 г. 307. Сеть социальных приютов для детей и подростков продолжала активно развиваться в конце 1990-х – начале 2000-х гг. В начале 2003 г. только в одной Москве их количество достигало 3 тыс., хотя за несколько лет до этого в столице было не более 200 приютов.
В социальном приюте оказывают экстренную помощь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, включая тех, кто находится под влиянием улицы и криминальных структур. Подопечные приюта проживают тут до полугода. Большинство приютов рассчитано на пребывание 30–40 детей, возраст которых от 3 до 14 лет. При поступлении сюда ребенка специалисты выясняют причины его кризисного положения, а затем, с учетом возрастных, физических и интеллектуальных особенностей ребенка, определяют направление работы с ним.
Как известно, инвалидам живется в нашей стране нелегко. Положение их за 1990-е – начало 2000-х гг. стало еще сложнее, они лишились некоторых средств государственной поддержки, которые имели раньше. Так, на рубеже XX–XXI вв. резко сократилось количество рабочих мест на предприятиях, использующих труд людей с ограниченными возможностями. После вступления в силу в 2002 году нового Налогового кодекса эти предприятия в значительной мере оказались без государственной поддержки и налоговых льгот. Правда они «взамен» получили некоторые послабления (преференции): возможность снизить цену на 15%, если в тендере участвуют аналогичные товары одинаковой стоимости; сохранение за государственным заказчиком права закупать продукцию от предприятия инвалидов без всякого конкурса, если она его устраивает по цене, качеству, условиям поставки и др.
Реальностью современной России является все еще слабое развитие организованной благотворительности, направленной на оказание социальной помощи и поддержки. Благотворительность как проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность помогать неимущим занимает особое место в общественной жизни.
Процесс развития благотворительного дела в нашей стране активизировался после принятия в 1995 г. законов: «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об общественных объединениях». Стали появляться новые благотворительные организации, фонды. В начале 2000-х гг. их насчитывалось более 25 тыс. К числу известных благотворительных организаций работающих в сфере социальной защиты, можно отнести: московский фонд «Сопричастность», много сделавший за последние годы по оказанию помощи одиноким престарелым и инвалидам; благотворительную организацию «Душа человека», помогающую в первую очередь душевнобольным жителям Москвы и их родным; благотворительный фонд «Центр помощи беспризорным детям», созданный в начале 2000-х гг. Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, и др.
Таким образом, система соцобеспечения в России уже приобрела новый облик. Она в значительной степени опирается на новые правовые основы, обновляющийся кадровый потенциал, новую социальную политику государства.
2.3. Положение граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию в современной России
Состояние жизни человека на сегодняшний день таково, что он живет в обществе, принимает или не принимает общественное мнение. Общественное мнение, как правило, все-таки не происходит ниоткуда, и бывает кем-то если не сформировано, то направлено в нужное русло.
На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что информационное общество – это отдельный мир, отдельная вселенная, которая управляет нашими мыслями, пытается подстроить под себя наше сознание и обеспечить себе дальнейшую материальную базу в виде нынешней аудитории.
Сегодня человечество живет в век высоких информационных технологий, благодаря чему информационная образованность и осведомленность общества становится повседневной, почти обыденной.
Человек каждый день получает массу новой информации, порой даже не задумываясь о ее источнике – телевидение, радио, печатная продукция, реклама, интернет – все это источник той или иной информации, которая ежедневно оказывает влияние на выбор человека.
Средства массовой информации освещают различные актуальные общественные проблемы и тем самым влияют на мнение и поведение людей, как в обществе, так и индивидуально. К техническому инструментарию СМИ в последнее время относятся не только пресса, радио, телевидение, но и интернет и реклама. В последние десятилетия информационные средства претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, а также информационные индивидуальные носители. Но, как показывает практика, наиболее массовое и сильное влияние на общество оказывают аудиовизуальные СМИ: радио и телевидение, интернет и реклама. Средства массовой информации сегодня – это мощный фактор воздействия на психологическое, социальное состояние людей, степень же влияние на молодежь – аудиторию с неокрепшим самосознанием, несформировавшимся мировоззрением – наиболее велика
Благодаря СМИ формируется общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности. Можно отметить, что существует четко сформулированное общественное мнение в отношении таких глобальных общечеловеческих проблем, как предотвращение экологической катастрофы, термоядерной, биологической войны и т.д. Поскольку насчет этих явлений существует четкое мнение в мировом сознании, то можно сказать, что СМИ передает достаточно объективную информацию, не противоречащую ценностям общества и позволяющую сформировать достаточно долгосрочное и утвердившееся мнение. Очень распространенный нынче Интернет – порожденная технологиями СМИ система поиска и передачи информации, несомненно, приобрела абсолютный набор степеней свободы. Это явление открывает огромные возможности для творчества, обучения, моделирования и многих других областей, а виртуальные технологии, созданные и применяемые на основе понимания явления виртуальной реальности, принесут несомненную пользу как отдельно взятому человеку, так и государственной системе в целом.