Привлечение внимания общественности к проблемам граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования: привлечение внимания общественности к проблемам граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Цель: исследовать роль общественности по оказанию помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Задачи исследования:
- изучить понятие и рассмотреть виды трудных жизненных ситуаций;
- рассмотреть категории лиц, которые приравниваются к гражданам (семьям), попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- раскрыть историческую преемственность при организации помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Методы исследования: анализ научной литературы и нормативно-правовых документов.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Позиция общественности по отношению к людям, оставшихся в трудной жизненной ситуации 5

Трудная жизненная ситуация 5
Общественность как социокультурный феномен 9
Взаимовлияние общественности и людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации 12

Глава 2. Привлечение внимания общественности к проблемам граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию 20

2.1. Социальное обеспечение в Советской России и СССР (1917– 1991 гг.) 20
2.2. Социальные процессы в новой России 29
2.3. Положение граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, в современной России 34
Заключение 44
Библиографический список

Файлы: 1 файл

КУРСО.docx

— 122.43 Кб (Скачать файл)

Следовательно, патерналистская  система  соцобеспечения была по своему характеру противоречивой. С одной  стороны, она обеспечивала необходимый  минимум социальных гарантий всех граждан, с другой стороны, мобилизационная  экономика, исчерпавшая во многом свои возможности, делала непрочными социальные завоевания народа. И это, прежде всего, сказалось на уровне жизни людей, который с конца 70-х – начала 80-х гг. стал снижаться. В стране все более осознавалась необходимость преобразований социальной сферы и ее важнейшей составной части – социального обеспечения.

В период же мобилизационного развития страны советская система  соцобеспечения продемонстрировала свою жизнеспособность и немалую эффективность. Но в условиях перестройки второй половины 80-х гг. и либерального развития 90-х гг., когда стал осуществляться переход от директивной экономики  к рыночной, она нуждалась в  изменениях, соответствовавших духу и велению времени. Важно было использовать ее положительный опыт и позитивный потенциал, признанные многими авторитетными аналитиками  и экспертами, включая известного советолога, профессора Гарвардского университета США Р. Пайпса. В середине 1991 года он рекомендовал политикам  нашей страны, изменяя общественную систему, все же «оставить некоторые  ее черты, связанные с социальным обеспечением» [5, с. 370]. Однако тогда этого не было сделано. Лишь с начала 2000-х гг. стало приходить осознание необходимости формирования современной системы социальной защиты и социальной работы с учетом не только зарубежного и дореволюционного отечественного опыта социальной помощи, но и сильных сторон патерналистской модели соцобеспечения, функционировавшей в СССР.

2.2. Социальные процессы в новой России

С января 1942 года независимая  Россия приступила к либерально –  радикальным реформам, в ходе которых  рычаги государственного регулирования  экономики были сведены до минимума. Началось разрушение не только существовавшей экономической системы, но и гарантированной  системы социального обеспечения. Предполагалось, что вхождение России в рынок путем отпуска цен  будет молниеносным, а возникшие  в связи с этим социальные трудности «быстропроходимыми» [5, с. 371].

С целью ослабления социальных тягот к переходу к рынку российская власть предпринимала ряд мер  упреждающего характера, которые были направлены прежде всего на усиление  социальной защищенности военнослужащих и малообеспеченных слоев населения. В частности, в постановлении  Правительства Российской Федерации «Об усилении социальной защищенности военнослужащих, проходящих службу на территории СССР» от 5 ноября 1991 года предусматривалось повышение заработной платы и предоставления дополнительных льгот для семей военнослужащих.

В декабре 1991 г. Верховный Совет Российской Федерации принял специальное постановление по социальной защите малоимущих слоев населения в период либерализации цен. В соответствии с ним исполнительным органам власти на местах предлагалось создать для малоимущих лиц, беременных женщин и кормящих матерей специализированные пункты приема пищи и гарантированного обеспечения продуктами питания. Предполагалось организовывать оказание помощи малоимущим по снабжению продуктами питания непосредственно по месту жительства. Речь шла также о необходимости обеспечения бесперебойного снабжения продуктами стационарных социальных учреждений.

Тогда же в декабре 1991 г. вышел  специальный Указ Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах  по социальной поддержке населения  в 1992 году». В соответствии с ним  для поддержки малообеспеченных лиц намечалось вводить карточную, талонную или купонную систему распределения  гарантированного набора продуктов, упорядочить  и сделать адресной гуманитарную помощь, поступавшую из-за рубежа. Также  предполагалось на базе отделений надомной помощи создать территориальные  службы срочной социальной помощи.

С началом либеральных  преобразований становилось очевидным, что упредительные меры были явно недостаточными. Уже в ходе проведения реформ власть предприняла ряд социальных мер сдерживающего характера  для сохранения социальной стабильности. Так, в марте 1992 г. упорядочили плату  за содержание детей в детских  дошкольных учреждениях. С 1 апреля эта  сумма не должна была превышать 20% затрат на содержание ребенка в данном учреждении, а с родителей, имевших трех и более несовершеннолетних детей, – не более 10%.

В апреле 1992 г. был принят Закон Российской Федерации «О дополнительных мерах по охране материнства и  детства», а в мае – Указ Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных  семей», в которых определялись дополнительные преимущества и льготы направленные на защиту материнства и поддержку многодетных семей. В частности, для таких семей устанавливалась скидка в размере не ниже 30% платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом, электроэнергией. Для них предусматривалась: бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей для детей в возрасте до шести лет; бесплатный проезд на внутригородском транспорте; бесплатное питание (завтраки, обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений; бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды и др.

С 1 июля 1992 г. вводилась новая  система выплаты пособий по безработице, которая включала в себя повышенное и обычное пособия. А в соответствии с ранее принятым правительственным  постановлением «О системе профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения» (май 1992 г.) устанавливался бесплатный принцип  функционирования этих систем подготовки и переподготовки для лиц, зарегистрированных в органах государственной службы занятости в качестве ищущих работу.

Реформирование системы  социальной защиты населения, осуществлявшееся в России во второй половине 90-х –  в начале 2000-х гг., должно было обеспечить социальную стабильность в обществе, сократить масштабы бедности, сохранить  важные социальные права граждан. Предполагалось, что этому будет способствовать экономический рост в стране. Но устойчивых позитивных результатов  в экономике получить не удалось. Августовский (1998 г.) финансовый кризис, усиления сырьевой ориентации нашей  экономики, слабое развитие производственной сферы привели к инфляционным всплескам и сохранению низкого  уровня жизни основной массы населения  России. В результате и по сей  день не удается обеспечить прочной  социальной стабильности в обществе и существенно изменить к лучшему  социальную ситуацию в стране.

На рубеже 1990–2000-х гг. в Российской Федерации сформировалось новая социальная инфраструктура. По данным профессора С.А. Беличевой, она включает в себя более 3-х тысяч государственных разноведомственных учреждений социального обслуживания, где безвозмездно получают психологическую и психосоциальную помощь самые разные, и прежде всего малообеспеченные, слои населения. Если же учитывать все многообразие социальных служб, не ограничиваясь учреждениями, оказывающими специализированную психологическую поддержку, то их начитывалось в несколько раз больше названной цифры. В конце 1990-х г. в государственной системе социальной защиты населения в России функционировало более 12 тыс. учреждений социального обслуживания против одной тысячи в 1990 г. [5, с. 37]. Особое место в системе социальной защиты населения отводится социальному обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. В настоящее время в России работает более 1500 центров социального обслуживания (ЦСО). Они функционируют в различных городах и районах, имея в своей структуре: отделение социальной помощи на дому, отделение дневного пребывания, отделение срочной помощи и др. В ряде случаев надомные учреждения и службы срочной социальной помощи создаются и вне рамок ЦСО. К началу 2000-х гг. в стране их насчитывалось соответственно 12 тыс. и 1,7 тыс. Они ежегодно оказывают поддержку сотням тысяч нуждающихся.

Стало реальностью и практика оказание разноплановой социально  –медицинской помощи инвалидам, одиноким пожилым, тяжелобольным людям. В  ряде ЦСО при местных органах  социальной защиты населения созданы  специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому. Действуют и специальные учреждения (отделения) хосписного типа. На территории России сегодня функционирует более тысячи стационарных учреждений социального обслуживания престарелых и инвалидов, в числе которых почти 540 домов – интернатов общего типа, около 450 психоневрологических интернатов и других учреждений. Развитие получают и такие новые формы стационарного и полустационарного обслуживания, как реабилитационные центры для лиц с умственной отсталостью, дома милосердия, геронтологические и геронтопсихологические центры, дома и престарелых и инвалидов временного проживания и др.

Временным местом пребывания дезадаптированных детей, где им оказывается медицинская, психологическая  помощь и решаются вопросы их дальнейшего  жизненного устройства является социальный приют. Первый современный приют «Дом милосердия» был открыт в нашей стране в первой половине 90-х гг. в Санкт-Петербурге. В 1994 г. по всей России таких учреждений насчитывалось 173, а к началу 1996 г. 307. Сеть социальных приютов для детей и подростков продолжала активно развиваться в конце 1990-х – начале 2000-х гг. В начале 2003 г. только  в одной Москве их количество достигало 3 тыс., хотя за несколько лет до этого в столице было не более 200 приютов.

В социальном приюте оказывают  экстренную помощь детям, попавшим в  трудную жизненную ситуацию, включая  тех, кто находится под влиянием улицы и криминальных структур. Подопечные приюта проживают тут до полугода. Большинство приютов рассчитано на пребывание 30–40 детей, возраст которых от 3 до 14 лет. При поступлении сюда ребенка специалисты выясняют причины его кризисного положения, а затем, с учетом возрастных, физических и интеллектуальных особенностей ребенка, определяют направление работы с ним.

Как известно, инвалидам  живется в нашей стране нелегко. Положение их за 1990-е – начало 2000-х гг. стало еще сложнее, они лишились некоторых средств государственной поддержки, которые имели раньше. Так, на рубеже XX–XXI вв. резко сократилось количество рабочих мест на предприятиях, использующих труд людей с ограниченными возможностями. После вступления в силу в 2002 году нового Налогового кодекса эти предприятия в значительной мере оказались без государственной поддержки и налоговых льгот. Правда они «взамен» получили некоторые послабления (преференции): возможность снизить цену на 15%, если в тендере участвуют аналогичные товары одинаковой стоимости; сохранение за государственным заказчиком права закупать продукцию от предприятия инвалидов без всякого конкурса, если она его устраивает по цене, качеству, условиям поставки и др.

Реальностью современной  России является все еще слабое развитие организованной благотворительности, направленной на оказание социальной помощи и поддержки. Благотворительность  как проявление сострадания к  ближнему и нравственная обязанность  помогать неимущим занимает особое место  в общественной жизни.

Процесс развития благотворительного дела в нашей стране активизировался  после принятия в 1995 г. законов: «О благотворительной  деятельности и благотворительных организациях», «Об общественных объединениях». Стали появляться новые благотворительные организации, фонды. В начале 2000-х гг. их насчитывалось более 25 тыс. К числу известных благотворительных организаций работающих в сфере социальной защиты, можно отнести: московский фонд «Сопричастность», много сделавший за последние годы по оказанию помощи одиноким престарелым и инвалидам; благотворительную организацию «Душа человека», помогающую в первую очередь душевнобольным жителям Москвы и их родным; благотворительный фонд «Центр помощи беспризорным детям», созданный в начале 2000-х гг. Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, и др.

Таким образом, система соцобеспечения в России уже приобрела новый  облик. Она в значительной степени  опирается на новые правовые основы, обновляющийся кадровый потенциал, новую социальную политику государства.

2.3. Положение граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию в современной России

Состояние жизни человека на сегодняшний день таково, что  он живет в обществе, принимает  или не принимает общественное мнение. Общественное мнение, как правило, все-таки не происходит ниоткуда, и бывает кем-то если не сформировано, то направлено в  нужное русло.

На сегодняшний день можно  с уверенностью сказать, что информационное общество – это отдельный мир, отдельная вселенная, которая управляет нашими мыслями, пытается подстроить под себя наше сознание и обеспечить себе дальнейшую материальную базу в виде нынешней аудитории.

Сегодня человечество живет  в век высоких информационных технологий, благодаря чему информационная образованность и осведомленность  общества становится повседневной, почти  обыденной.

Человек каждый день получает массу новой информации, порой  даже не задумываясь о ее источнике – телевидение, радио, печатная продукция, реклама, интернет – все это источник той или иной информации, которая ежедневно оказывает влияние на выбор человека.

Средства массовой информации освещают различные актуальные общественные проблемы и тем самым влияют на мнение и поведение людей, как в обществе, так и индивидуально. К техническому инструментарию СМИ в последнее время относятся не только пресса, радио, телевидение, но и интернет и реклама. В последние десятилетия информационные средства претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, а также информационные индивидуальные носители. Но, как показывает практика, наиболее массовое и сильное влияние на общество оказывают аудиовизуальные СМИ: радио и телевидение, интернет и реклама. Средства массовой информации сегодня – это мощный фактор воздействия на психологическое, социальное состояние людей, степень же влияние на молодежь – аудиторию с неокрепшим самосознанием, несформировавшимся мировоззрением – наиболее велика

Благодаря СМИ формируется общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности. Можно отметить, что существует четко сформулированное общественное мнение в отношении таких глобальных общечеловеческих проблем, как предотвращение экологической катастрофы, термоядерной, биологической войны и т.д. Поскольку насчет этих явлений существует четкое мнение в мировом сознании, то можно сказать, что СМИ передает достаточно объективную информацию, не противоречащую ценностям общества и позволяющую сформировать достаточно долгосрочное и утвердившееся мнение. Очень распространенный нынче Интернет –  порожденная технологиями СМИ система поиска и передачи информации, несомненно, приобрела абсолютный набор степеней свободы. Это явление открывает огромные возможности для творчества, обучения, моделирования и многих других областей, а виртуальные технологии, созданные и применяемые на основе понимания явления виртуальной реальности, принесут несомненную пользу как отдельно взятому человеку, так и государственной системе в целом.

Информация о работе Привлечение внимания общественности к проблемам граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию