Проблемы и перспективы социальной работы с мигрантами в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

Цель, на рассмотрение которой направлена данная курсовая работа, может быть сформулирована как определение и анализ основных методов, приемов, технологических подходов к социальной работе с обозначенной категорией лиц.
В соответствии с целью курсовой работы можно выделить основные задачи:
1. Раскрыть понятие «миграция» с точки зрения социальной работы.
2. Описать деятельность социальных служб с мигрантами, выявить основные формы и методы социальной работы с данной категорией лиц.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения социальной работы с мигрантами………………………………………………………………….
1.1. Мигранты как объект социальной работы…………………………... 6
1.2. Формы и методы социальной работы с мигрантами в Российской Федерации………………………………………………………………… 16
Глава 2. Анализ социальной работы с мигрантами в Российской Федерации (на примере Республики Бурятия)
2.1. Опыт социальной работы с мигрантами в Республике Бурятия …... 25
2.2. Проблемы и перспективы социальной работы с мигрантами в Республике Бурятия………………………………………………………... 33
Заключение…………………………………………………………………. 52
Список литературы……………………………………………………….... 53

Файлы: 1 файл

курсоваяАЛЬБ.docx

— 88.35 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет»

Кафедра теории социальной работы

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы и  перспективы социальной работы

с мигрантами в Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил

Научный руководитель:

Подпись:___________

Дата:___________

 

 

Улан-Удэ

2013 и

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………….

3

Глава 1. Теоретические аспекты  изучения социальной работы с мигрантами………………………………………………………………….

 

1.1. Мигранты как объект  социальной работы…………………………...

6

1.2. Формы и методы социальной  работы с мигрантами в Российской  Федерации…………………………………………………………………

16

Глава 2. Анализ социальной работы с мигрантами в Российской Федерации (на примере Республики Бурятия)

 

2.1. Опыт социальной работы  с мигрантами в Республике  Бурятия …...

25

2.2. Проблемы и перспективы  социальной работы с мигрантами  в Республике Бурятия………………………………………………………...

33

Заключение………………………………………………………………….

52

Список литературы………………………………………………………....

53


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Актуальность исследования. Социальная работа во многих странах формировалась как инструмент социальной политики наряду с социальным страхованием и социальным обеспечением. Развитие системы общества, дальнейшая дифференциация социальных функций и структур имели своим следствием выделение направлений специализации социальной работы. Возникла и проблема выделения работы с мигрантами как особого вида социальной деятельности.

Современные процессы миграции в мире являются одной из ключевых проблем всего человечества. Сутью  этих процессов является стремление мигрантов к благополучию и безопасности, которые между собой неразрывно связаны. Причинами миграции могут  быть локальные или региональные военные конфликты, природные и  техногенные катастрофы, эпидемии, голод, низкий уровень жизни, политические процессы и многое другое.

Миграция может способствовать перекройке государственных границ, подрыву национально-культурной идентичности отдельных территорий и расшатыванию государственного суверенитета, а глобализационные процессы влияют на интенсификацию миграционных потоков, делают миграцию более масштабной, разнообразной, трансграничной и, по существу, постоянной (перманентной). Решая одни проблемы, миграция сама способствует возникновению других — не менее сложных — социальных, психологических и правовых; она становится «горячим» направлением социальной политики и социальной работы.

Актуальность курсовой работы состоит в том, что являясь  глобальным вызовом, миграция всегда несет  в себе угрозу стабильному развитию тех стран, куда прибывают мигранты. Вынужденная безработица, отсутствие денег, занятости и какого-либо социального  статуса толкает мигрантов на добывание денег и материальных благ. Подобная схема миграции одинакова  на всех континентах. Исходя из социальной сущности проблемы миграции, можно утверждать, что все известные негативные социальные явления постоянно сопутствуют миграции.

Разработанность курсовой работы  достаточно обширна. В книге «Технология социальной работы» Зайнышева И.Т. дается подробное описание понятия «миграция населения», раскрывается сущность понятия с точки зрения социальной работы. Тюркин М.Л. в монографии «Миграционноая система России» очень четко проанализировал миграционную ситуацию в современной России были затронуты вопросы миграционной политики, ее социальной роли в России. Значительную роль в этом сыграли такие авторы как Хабибуллин А.Г., Витковская Г.С. В работах Холостовой Е.И. рассматриваются основные проблемы мигрантов, а также организационные и технологические подходы социальной работы с данной категорией лиц. Белл М.Л., Ищенко А.Н. в своих статьях раскрывают проблему специализации социальной работы с мигрантами, Н. В. Прокушева рассматривает социальные технологии работы с мигрантами, беженцами и вынужденными переселенцами в Республике Бурятия.

Объектом курсовой работы является миграция как социальное явление.

Предметом курсовой работы является совокупность приемов, методов, применяемых в социальной работе с мигрантами.

В связи с этим цель, на рассмотрение которой направлена данная курсовая работа, может быть сформулирована как определение и анализ основных методов, приемов, технологических  подходов к социальной работе с обозначенной категорией лиц.

В соответствии с целью  курсовой работы можно выделить основные задачи:

1. Раскрыть понятие «миграция»  с точки зрения социальной  работы.

2. Описать деятельность социальных служб с мигрантами, выявить основные формы и методы социальной работы с данной категорией лиц.

3. Рассмотреть опыт работы социальных служб с мигрантами в Республике Бурятия.

4. Выявить проблемы и перспективы социальной работы с мигрантами в РБ.

В основу курсовой работы положено утверждение о том, что социальная работа способствует социальной, психологической  реабилитации и интеграции в общество мигрантов. Ключевую роль в этом процессе играет специалист социальной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты изучения социальной работы с мигрантами

    1. Мигранты как объект социальной работы

 

Миграция достаточно сложное  и неоднозначное социальное явление  в современном обществе. Одним  из проявлений этих его качеств является многообразие основных типов миграционных процессов. Рассмотрим основные понятия, связанные с этим социальным явлением.

Миграция - это перемещение людей по различным причинам через границы тех или иных административно-территориальных образований (и государств) в целях временного или постоянного изменения места жительства.

  В современных исследованиях  принято выделять и анализировать  следующие типы миграции: внутренние (внутри страны) и международные (из одной страны в другую).

В основе миграционных процессов  лежат экономические, политические, социальные, национальные, религиозные  и другие причины. Различается миграция естественная (добровольная) и вынужденная.

Естественная связана  в основном с поиском работы, а  так же воссоединением семей (родителей  и детей).  Вынужденная возникает по причине стихийных бедствий, военных конфликтов, политических репрессий, этнических и религиозных конфликтов и притеснений и иных неблагоприятных изменений экономической и социально-политической жизни.[15]

Эмигранты - граждане России, выезжающие с ее территории по причинам политического, экономического и этнического характера, а также по личным мотивам (воссоединение с семьей, вступление в брак); лица, ранее прибывшие на территорию РФ и получившие статус беженцев либо вынужденных переселенцев, выезжающие с территории России.

Иммигранты - иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Россию в поисках убежища, в том числе с намерением подать ходатайство о предоставлении им статуса беженца.

Мигрант - лицо, осуществляющее пространственные перемещения, вне  зависимости от причин перемещений, их длительности и пространственных границ.[16]

В феврале 1993г. были приняты  ФЗ РФ «О беженцах» 19.02.93 г. №4528-1 и «О вынужденных переселенцах» 19.02.93 г. №4530-1. Одновременно с принятием  законов была создана федеральная  миграционная служба.[1]

Беженец - это лицо, которое  не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стал жертвой  преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или  политических убеждений находится  вне страны своей гражданской  принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного  гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства  в результате подобных событий, не может  или не желает вернуться в нее  вследствие таких опасений.

Большинство вынужденных  переселенцев и беженцев — это  лица, пострадавшие от ухудшения межнациональных, межэтнических отношений, из-за военных  действий, спасающиеся от природных  катаклизмов, факторов социального  риска; значительная их часть вполне трудоспособна, обладает соответствующим  уровнем образования и имеет  определенную, трудовую квалификацию, ищущие достойное применение своих  сил и способностей, стремятся  к лучшей жизни.

Предоставление статуса  вынужденный переселенец, их регистрация, оказание содействия в обустройстве, а также координация действий федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления осуществляются федеральным и территориальными органами миграционной службы.

Рассмотрев основные понятия, связанные с этим вопросом, перейдем к описанию основных проблем в этой сфере.

Итак, характеристика социальных проблем, связанных с миграцией населения:

Реальное положение беженцев и переселенцев в нашей стране исключительно тяжелое, что обусловлено  рядом обстоятельств:

- во-первых, их численность  оказалась чрезмерной для успешной  социальной реабилитации, адаптации,  а затем и интеграции;

- во-вторых, рост миграционных  потоков предопределен обострением  экономического и политического  кризиса, препятствующим принятию  решений во всех областях управления, в том числе решений в области  миграции.

Процессы миграции, особенно вынужденной, обостряют проблемы со здоровьем, вызывая тяжелые стрессовые ситуации, влекут за собой часто бездомность, безработицу, бедность, состояние безысходности, что подчас приводит к суициду. Остро встает вопрос адаптации мигрантов к новой среде, налаживания отношений с местным населением. Миграционные потоки в России отличались масштабностью и динамизмом, значительным удельным весом вынужденной миграции. Конфликты на Северном Кавказе 1994-1996гг. привели к образованию крупных внутренних потоков миграции 2,5 -3 млн. человек. 2000-2002гг. - события в Дагестане и Чечне. В конце 90-х годов наблюдался большой поток мигрантов в Россию из стран СНГ, в связи с ущемлением прав русскоязычного населения этих стран и стран Прибалтики. Социально-экономическая миграция (межрегиональная и сельско-городская) составила за 1990-е годы около 11 млн человек. Большинство из них переехало из сельской местности и малых городов, из районов Крайнего Севера и Дальнего Востока в крупные города.[17]

Не снижается поток трудовых мигрантов, особенно сезонных из стран СНГ (Украина, Молдавия, Узбекистан, Азербайджан), так же из Китая, Вьетнама.

Существенным препятствием для социальной работы с мигрантами всех категорий является отсутствие у большинства из них официального статуса. Как правило, это связано  не с нежеланием его оформить, а  очень сложной процедурой и фактической  невозможностью его оформления. Современное  законодательство делает шаги по упрощению  приобретения официального статуса, однако техническая реализация законов  часто плохо подготовлена, кроме  того, сама сфера миграции трудно контролируема.

 Согласно действующему  законодательству, при перемене  места пребывания:

- граждане РФ обязаны зарегистрироваться в компетентных органах в течение 90 дней;

- иностранные граждане - в течение 3 дней уведомить о своем прибытии и зарегистрироваться, за исключением случаев, предусмотренных законодательством и международными договорами РФ (дипломаты, проводники поездов, моряки и др. - освобождаются от регистрации при кратковременном въезде; граждане Белоруссии и Украины освобождаются от регистрации, если срок их пребывания не превышает соответственно 30 и 90 суток). Согласно   Конституции   РФ, иностранные граждане, законно   находящиеся   в   РФ, за исключением   политических (главным   образом   избирательных) прав   пользуются   всеми правами граждан РФ, в том числе и социальными.[18]

Однако в реальной жизни  иностранные граждане в РФ (преимущественно  это люди молодого и среднего возраста), как правило, не обращаются к социальным работникам и пользуются платными социальными  услугами.

Особый порядок получения  статуса предусмотрен для беженцев и вынужденных переселенцев.

Признание лица беженцем предусматривает:

- обращение с ходатайством  о признании беженцем;

- предварительное рассмотрение  ходатайства;

- принятие решения о  выдаче свидетельства о рассмотрении  ходатайства по существу либо  об отказе в рассмотрении ходатайства  по существу;

- выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

- рассмотрение ходатайства  по существу;

- принятие решения о  признании беженцем либо об  отказе в признании беженцем;

- выдачу удостоверения  беженца либо уведомления об  отказе в признании беженцем.

Лицо, покинувшее место жительства и претендующее на признание его  вынужденным переселенцем, должно лично  или через уполномоченного представителя  обратиться с ходатайством о признании  его вынужденным переселенцем в  территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного  на осуществление функции по контролю и надзору в сфере миграции, по месту своего нового пребывания. Статус вынужденного переселенца предоставляется  на пять лет и оформляется выдачей  соответствующего удостоверения.

Информация о работе Проблемы и перспективы социальной работы с мигрантами в Российской Федерации