Проблемы и перспективы социальной работы с мигрантами в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

Цель, на рассмотрение которой направлена данная курсовая работа, может быть сформулирована как определение и анализ основных методов, приемов, технологических подходов к социальной работе с обозначенной категорией лиц.
В соответствии с целью курсовой работы можно выделить основные задачи:
1. Раскрыть понятие «миграция» с точки зрения социальной работы.
2. Описать деятельность социальных служб с мигрантами, выявить основные формы и методы социальной работы с данной категорией лиц.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения социальной работы с мигрантами………………………………………………………………….
1.1. Мигранты как объект социальной работы…………………………... 6
1.2. Формы и методы социальной работы с мигрантами в Российской Федерации………………………………………………………………… 16
Глава 2. Анализ социальной работы с мигрантами в Российской Федерации (на примере Республики Бурятия)
2.1. Опыт социальной работы с мигрантами в Республике Бурятия …... 25
2.2. Проблемы и перспективы социальной работы с мигрантами в Республике Бурятия………………………………………………………... 33
Заключение…………………………………………………………………. 52
Список литературы……………………………………………………….... 53

Файлы: 1 файл

курсоваяАЛЬБ.docx

— 88.35 Кб (Скачать файл)

 – содействие адекватному  освещению в средствах массовой  информации темы миграции населения.

3. Социально-психологическое  направление (работа осуществляется  в контакте с органами образования  и здравоохранения):

 – психологическое  консультирование;

 – психологическая  коррекция и помощь в социальной  адаптации;

 – психологическая  помощь в острых кризисных  ситуациях и условиях посттравматического  стресса;

 – психопрофилактика  стресса;

 – проведение психологических  тренингов с мигрантами;

 – обучение аутотренингам  и психологической саморегуляции;

 – психологическая  диагностика развития детей и  подростков из семей мигрантов;

 – психологическая  диагностика и консультирование  в области приобретения новой  специальности.

4. Социально-педагогическое  направление (работа осуществляется  в контакте с органами образования,  здравоохранения и правопорядка):

 – проведение консультаций  по вопросам семьи и воспитания  детей;

 – социально-педагогическая  работа с детьми и подростками;

 – специализированная (коррекционная) социально-педагогическая  помощь нуждающимся в ней детям  и подросткам;

 – контроль за получением  образования детьми и подростками  из семей мигрантов;

 – профессиональное  консультирование и содействие  получению профессионального образования  подростками и молодежью из  числа мигрантов;

 – профилактика девиантного  поведения;

 – проведение досуговых  мероприятий для детей и подростков, направленных на адаптацию в  новых условиях.

5. Социально-правовое направление  (работа осуществляется в контакте  с судебными и правоохранительными  органами):

 – защита прав мигрантов;

 – предоставление  мигрантам информации об их  правах и обязанностях;

 – социально-правовое  консультирование.

6. Медико-социальное направление  (работа осуществляется в контакте  со службами здравоохранения):

 – медико-социальное  консультирование;

 – оказание доврачебной  медицинской помощи;

 – содействие в  проведении диспансеризации мигрантов;

 – контроль за адекватной  санитарно-профилактической работой  и соблюдением норм социальной  гигиены;

 – помощь в приобретении  полисов страховой медицины;

 – выявление хронических  больных и нетрудоспособных и  организация для них специализированных  медико-социальных консультаций;

 – социально-психиатрическая  диагностика и помощь;

 – оказание содействия  в приобретении лекарств и  других медицинских средств;

 – при необходимости  выделение финансовой помощи  на лечение;

 – направление в  специализированные медицинские  учреждения;

 – контроль за санитарным  состоянием жилья мигрантов.

   7. Финансовое направление – оказание стартовой помощи (предоставление ссуд):

 – предоставление  финансовой помощи на основе  принципа индивидуального подхода  к каждой конкретной ситуации.

8. Социально-экономическое  направление:

 – консультирование  по социально-экономическим вопросам;

 – предоставление  помощи в достижении экономической  самостоятельности;

 – содействие в  повышении доходов.

9. Материальное направление  (работа осуществляется в контакте  с общественными организациями):

 – предоставление  продуктовой помощи;

 – предоставление  вещевой помощи;

 – предоставление  иной натуральной помощи (лекарства,  строительные материалы и др.).

10. Социально-трудовое направление  (работа осуществляется в контакте  со службами занятости):

– оказание содействия в  получении основной и дополнительной работы;

 – оказание содействия  в открытии собственного дела;

 – консультирование  по вопросам труда, занятости  и профориентации;

 – помощь в профессиональной  подготовке и переподготовке/[13]

 Практические формы  социальной работы с мигрантами  конкретизируют реализацию ее  функции как средства помощи  маргинальным субъектам и «примирения»  их с социальной средой. Для  большинства категорий мигрантов,  тем более для беженцев и  вынужденных переселенцев, важнейшим  проявлением социальной незащищенности  является признак значительной  дезадаптированности по отношению  к новому сообществу.

 Акмалова А.А., Капицын В.М. [13] выделяют классические и неклассические формы социальной работы с мигрантами.

 К классическим формам  социальной работы, по их мнению, необходимо отнести устоявшиеся  на сегодняшний день виды помощи (услуги, мероприятия), применимые практически  ко всем направлениям социальной  работы, в том числе и с мигрантами. Причем классические формы отражают  триаду форм гарантирования социальной  помощи, улучшения положения дезадаптированных  клиентов. Эта триада разделяется  на индивидуальные, коллективные  и общественно-государственные формы.  В отношении социальной работы  с мигрантами это разделение  прослеживается особенно явно:

 а) индивидуальная помощь;

 б) работа с группами  мигрантов, работа одновременно  и с мигрантами, и с принимающим  обществом;

 в) меры воздействия  на государственную политику. [26]

 Становление неклассических  форм работы и методик характерно  для всех направлений социальной  работы. Применимы они и к социальной  работе с мигрантами, что отражает  общую тенденцию учета социальных  факторов в генезисе трудных  жизненных ситуаций, заболеваний,  дезадаптированности. Специфические  технологии социальной реабилитации  и адаптации отдельных лиц,  семей и социальных групп оказались  востребованными. И. Нойфельд  отмечал, что примерно с середины 1980-х гг. классические методы (индивидуальная  помощь, групповая терапия, работа  в общине) стали дополняться психологическими  и техническими приемами диагностики  и изучения клиента, его семьи,  социальной микросреды; разработкой  конкретных методик социальной  работы, а также терапевтических  методов. Так называемые «закрытые»  структуры классических методов  стали более восприимчивыми к  проблемно ориентированным способам  работы (игротехника, тренинги, диагностика,  социодрама и др.) Это создало  условия для деятельности на  широком социальном поле. [15].

 Одна из форм социальной  работы с мигрантами заключается  в содействии созданию групп  самопомощи и переселенческих  организаций. Как правило, общественные  организации создают мигранты, имеющие  проблемы, которые в одиночку  решить невозможно. Однако многие  из них, даже решив личные  проблемы, продолжают работать в  общественных организациях, помогая  новым мигрантам.

 Особо следует сказать  о государственных социальных  услугах мигрантам. Принятие решений  о предоставлении мигранту конкретных  социальных услуг должно учитывать  его интересы, состояние здоровья, специфику трудной жизненной  ситуации, в которой находится  получатель помощи, кратковременность или долговременность потребности в этих услугах и другие объективные факторы.

 В силу этого ряд  социальных услуг может быть  обеспечен мигранту в соответствии  с Национальным стандартом социальных  услуг Российской Федерации ГОСТ  Р 52143–2003 и российским законодательством  (Закон «О государственной социальной  помощи и др.), федеральными миграционными  программами.

 В ситуации, когда мигранты  признаны беженцами и вынужденными  переселенцами, репатриантами, к  ним должны применяться все  положения Национального стандарта  РФ. К мигрантам, начинающим воссоединение  семей, также приложимы все  предусмотренные виды помощи  и услуг.

 Если рассматривать  категории мигрантов, то во  многих миграционных программах  предусмотрены специальные меры  адаптации, реабилитации в естественной  среде, и в первую очередь  по приему и обустройству социально  слабо защищенных мигрантов.

 В отношении вынужденных  переселенцев в миграционных  программах предусмотрены и неоднократно  применялись следующие меры: материальная  помощь; пособия и субсидии; предоставление  жилых помещений из фонда жилья  для временного поселения вынужденных  переселенцев; предоставление жилой  площади для постоянного заселения;  выделение земельных участков  под жилищное строительство; содействие  в предоставлении мест в стационарных  учреждениях социального обслуживания; социально-бытовое обслуживание  через службы срочной социальной  помощи, отделения надомного обслуживания  и территориальные центры; помощь  в центрах реабилитации. [14].

 Таким образом, социальная  работа с мигрантами, опирается  на действующее законодательство  и существующие учреждения системы  социальной защиты населения.  Вместе с тем, социальная работа  с мигрантами осуществляется  в обязательном взаимодействии  системы социальной защиты населения  с миграционными службами, учреждениями  здравоохранения и образования, правоохранительными органами и учреждениями культуры.

 Вместе с тем, в  рамках организации социальной  работы с мигрантами необходимо  решение следующих основных задач:

 – связь с международными  организациями, занимающимися проблемами  миграции и участие в их  деятельности;

 – организация взаимодействия  между различными ведомствами  и учреждениями РФ и регионов, решающих проблемы миграции и  мигрантов;

 – организация взаимодействия  между государственными структурами,  общественными организациями и  фондами, занимающимися социальной  защитой и помощью мигрантам;

 – содействие созданию  общественных организаций, занимающихся  проблемами мигрантов;

 – разработка оптимальной  структуры и нормативов деятельности  стационарных и нестационарных  учреждений социальной помощи  мигрантам применительно к условиям  конкретных регионов;

 – организация различных  форм учреждений социальной защиты  мигрантов;

 – подготовка и  повышение квалификации специалистов  по работе с мигрантами;

 – выработка норм  выдачи натуральной помощи мигрантам;

 – проведение социологических  и маркетинговых исследований  проблемы;

 – социальная реклама  федеральной и местной миграционной  политики;

 – организация деятельности  службы по связям с общественностью;

 – разработка правовых  основ выдачи пенсий и пособий  мигрантам, а также оказание  финансовой помощи;

 – разработка правовых  основ социального, санитарного,  медицинского и педагогического  контроля жизнедеятельности мигрантов;

 – разработка правовых  основ профилактики девиантного  поведения лиц из числа мигрантов;

 – организация центров,  курсов и семинаров по профессиональной  подготовке, переподготовке и повышению  квалификации мигрантов.

Таким образом, в настоящее  время социальная работа с мигрантами в России находится еще в начале своего становления. Социальные работники  помогают каждому обратившемуся  человеку, оказавшемуся в трудной  жизненной ситуации, к числу которых  и относятся мигранты: содействуют  в восстановлении необходимых социальных связей, помогают в решении личных правовых, социальных, экономических  проблем и т.д.

Главной задачей социальных служб, работающих с мигрантами, является сведение к минимуму тех отрицательных  тенденций и последствий, которые  она в себе несет. Социальным службам  нужно накапливать информацию о  формах и методах работы, учиться  управлять миграцией, овладевать средствами, с помощью которых можно осуществлять управление этим процессом.

Формы и методы социальной работы с мигрантами принесут позитивные результаты при наличии четкой и  продуманной политики и программы  по прогнозированию миграционных процессов  и конкретных миграционных потоков. Решение подобных проблем возможно при условии совместной работы Федеральной  миграционной службы и органов власти (федеральных и региональных).

Информация о работе Проблемы и перспективы социальной работы с мигрантами в Российской Федерации