Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:09, курсовая работа
Цель, на рассмотрение которой направлена данная курсовая работа, может быть сформулирована как определение и анализ основных методов, приемов, технологических подходов к социальной работе с обозначенной категорией лиц.
В соответствии с целью курсовой работы можно выделить основные задачи:
1. Раскрыть понятие «миграция» с точки зрения социальной работы.
2. Описать деятельность социальных служб с мигрантами, выявить основные формы и методы социальной работы с данной категорией лиц.
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения социальной работы с мигрантами………………………………………………………………….
1.1. Мигранты как объект социальной работы…………………………... 6
1.2. Формы и методы социальной работы с мигрантами в Российской Федерации………………………………………………………………… 16
Глава 2. Анализ социальной работы с мигрантами в Российской Федерации (на примере Республики Бурятия)
2.1. Опыт социальной работы с мигрантами в Республике Бурятия …... 25
2.2. Проблемы и перспективы социальной работы с мигрантами в Республике Бурятия………………………………………………………... 33
Заключение…………………………………………………………………. 52
Список литературы……………………………………………………….... 53
В целом технология социальной работы с мигрантами предусматривает не только систему оказания помощи отдельным индивидам и группам, оказавшимся в результате миграции в сложной жизненной ситуации, но и реорганизацию социальной среды, учет миграционной ситуации, характера миграционным потоков, численности мигрантов, их категорий.
Глава 2. Анализ социальной работы с мигрантами в Российской Федерации (на примере Республики Бурятия)
2.1. Опыт социальной
работы с мигрантами в
Многолетний опыт социальной
работы за рубежом и в России показывает,
что содержание технологий социальной
помощи различным группам населения,
в разных сферах общественной жизни
во многом совпадает. В то же время
имеют место особенности, обусловленные,
с одной стороны, разницей в материальной,
финансовой, технической базе социальной
работы, с другой, обычаями и традициями
в жизнедеятельности различных
социально-этнических групп, проживающих
в регионе. Именно поэтому, не отбрасывая
все полезное, связанное с процессом
глобализации, в то же время следует
учитывать социально-
Республика Бурятия как субъект Российской Федерации обладает ярко выраженной спецификой: удаленностью от основных экономических, политических, культурных центров страны, суровыми природно-климатическими условиями, малонаселенностью территории, значительным влиянием экологического фактора и др.
По данным, подготовленным начальником отдела рынка труда Министерства экономики Республики Бурятия С.Ю. Алексеевым, начиная с 2005 года в Республике Бурятия наблюдается снижение миграционного оттока населения.
По данным Бурятстата численность
постоянного населения
Динамика миграционной убыли в 2005 - 2009 годах
и январе-октябре 2010 года
2005
2006
2007
2009
2008
2010
----- - линия тренда миграционной убыли в 2010 году
В январе-октябре 2010 года наблюдалось
снижение миграционной убыли населения
по сравнению с аналогичным
В январе-октябре 2010 г. из республики
выбыло на 184 человека меньше по сравнению
с соответствующим периодом 2009 года.
Рост миграционной убыли населения
обусловлен значительным (на 6 % или
на 1039 человек) снижением численности
прибывших в республику, так за
январь-октябрь 2010 года прибыло 16576 человек,
за аналогичный период 2009 года – 17615
человек. Это обусловило увеличение
миграционной убыли на 855 человек
по сравнению с январем-октябрем
2009 года. В кризисный период 2009 года,
когда во всех регионах России отмечалась
волна высвобождения
Миграционное движение населения в январе-октябре 2010 г.
2010г. |
2009г. |
Увеличение (+)/ снижение (-) |
Справочно: | ||
2008г. |
2007г. | ||||
Прибывшие |
16576 |
17615 |
-1039 |
19680 |
20763 |
Выбывшие |
18732 |
18916 |
-184 |
21809 |
23116 |
Миграционный отток |
-2156 |
-1301 |
855 |
-2129 |
-2353 |
По данным Бурятстата в 2012 году общее число передвижений составило 35308, снизившись на 1223 человека.
По данным аналитического обзора миграционной ситуации и деятельности УФМС России по Республике Бурятия по реализации государственной политики в сфере миграции в регионе в 2012 году можем привести следующие данные:
Сведения о количестве ИГ и ЛБГ, стоящих
на миграционном
учете, по заявленным целям пребывания
при постановке на миграционный учет
Всего в 2012 году было поставлено на миграционный учет по месту пребывания 39137 иностранных граждан и лиц без гражданства (АППГ – 40832, - 4,1%). Из них первично – 36468, в порядке продления – 2659, на основании почтовых уведомлений – 6019, на основании уведомлений поступивших из гостиниц – 10972.
Цели пребывания при постановке на миграционный учёт |
Количество ИГ |
Частная |
16763 |
Туризм |
11703 |
Работа |
2008 |
Деловая |
3708 |
Учеба |
1028 |
Дипломатическая, служебная |
794 |
Гуманитарная |
464 |
По месту жительства было зарегистрировано 1414 иностранных граждан и лиц без гражданства (АППГ(аналогичный период прошлого года) – 1139, +24,1%).
В 2012 году оформлено 1003 разрешения на временное проживание (АППГ – 713, + 40,6%). Из них в пределах установленной квоты – 820 (АППГ – 607,+35,1%), без учета установленной квоты – 183 (АППГ – 106, +72,6%).
Вынесено 65 решений об аннулировании
разрешений на временное проживание
по основаниям, предусмотренным пунктом
1 статьи 7 ФЗ - № 115 от 25.07.2002 г. «О правовом
положении иностранных граждан
в Российской Федерации», вынесено
151 решение об отказе в выдаче разрешений
на временное проживание по основаниям,
предусмотренным пунктом 1 статьи 7
ФЗ - № 115 от 25.07.2002 г. «О правовом положении
иностранных граждан в
Количественные показатели оформления
видов
на жительство (количество выданных первично,
продленных, а также
количество лиц, проживающих по ним)
Всего в 2012 году было оформлено первично 297 видов на жительство (АППГ – 147, +102,1%), продлено 69 видов на жительство (АППГ – 90), при этом вынесено 11 решений об аннулировании ВНЖ (АППГ – 10).
Всего по видам на жительство в Республике Бурятия по состоянию на 01.01.2013 года проживает 962 иностранных граждан (АППГ – 735, + 30,8%), из них 74 лица без гражданства.
Всего в 2012 году было принято в гражданство Российской Федерации – 142 человека (АППГ - 335, -57,6%).
Анализируя опыт социальной работы с мигрантами приводим сведения о мероприятиях, проводимых с мигрантами:
В соответствии с Административным
регламентом Федеральной
В 2012 году в УФМС России по Республике Бурятия с ходатайством о признании беженцем обратилось 2 иностранных гражданина (АППГ – 8). В том числе: 1 гражданин КНДР, 1 – Кыргызской Республики, решений о признании беженцами не выносилось.
30 сентября 2011 года Президентом
- Председателем Правительства
Муниципальные районы (Баунтовский, Джидинский, Еравнинский, Селенгинский, Муйский, Тункинский), вошедшие Программу объединены в один «Прибайкальский макрорайон».
За период реализации в 2012 году Республиканской программы переселения в УФМС России по Республике Бурятия от потенциальных участников поступило 94 анкеты, из них 32 - из-за рубежа, 62 – от иностранных граждан, постоянно и временно проживающих в республике. Оформлено и выдано 62 свидетельств участника Программы. Прибыло на территории вселения – 105 соотечественников (71 – участников, 34 - членов семьи).
В соответствии с Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденного приказом ФМС России от 29.06.2012 г. № 218, отделом по вопросам трудовой миграции, работе с беженцами и вынужденными переселенцами осуществляется прием вынужденных переселенцев, а также оказание им помощи и содействия в обустройстве на новом месте жительства, даются устные и письменные консультации.
По состоянию на 01.01.2013 г. число зарегистрированных вынужденных переселенцев в УФМС России по Республике Бурятия составляет 21 семья/49 человек (АППГ - 25 семей/53 чел.).
Численность вынужденных переселенцев снижается в связи с тем, что в течение последних лет статус вынужденного переселенца не присваивается, и в соответствии с законодательством, по истечении срока действия статуса, граждане снимаются с учета.
Одним из основных направлений
работы с вынужденными переселенцами
являются вопросы жилищного обустройства
и реализация мер их государственной
поддержки. В связи с выходом
постановления Правительства
4)В целях содействия
социальной адаптации
5)Взаимодействие с этническими сообществами и национально-культурными организациями по вопросам разъяснения требований миграционного законодательства Российской Федерации, регулирующими пребывание ИГ и ЛБГ на территории Российской Федерации, условия их участия в трудовых отношениях, профилактике правонарушений и преступлений, совершаемых ИГ и ЛБГ
Бурятия является полиэтническим регионом. По материалам переписи 2010 года ответы населения о национальной принадлежности были систематизированы в 167 национальностей (в 1989 году учитывалось 128 национальностей). Изменения, произошедшие в национальном составе республики, обусловлены действием таких факторов как различия в естественном воспроизводстве населения, миграционные процессы, смена этнического самосознания под влиянием смешанных браков и других явлений.
По состоянию на 1 января 2013 года на территории Республики Бурятия осуществляют свою деятельность 14 национально – культурных объединений, представляющих интересы иностранных граждан из 10 стран мира.
С представителями национальных
объединений, работодателями проводятся
встречи для обсуждения не только
вопросов миграционного
Всего в 2012 году по Республике Бурятия проведено порядка 30 индивидуальных встреч с представителями различных национальных диаспор, 12 коллективных встреч, призванных содействовать адаптации и интеграции иностранных граждан в российское общество с привлечением представителей органов государственной власти по вопросам национальной политики, УФМС Бурятии, службы судебных приставов, Бурятского научного центра и национальных диаспор республики.
Следует отметить, что благодаря конструктивной совместной деятельности заинтересованных служб, национально – культурных сообществ и национальных диаспор удается избежать возникновения конфликтных ситуаций на этнической основе.
Информация о работе Проблемы и перспективы социальной работы с мигрантами в Российской Федерации