Проблемы и перспективы социальной работы с мигрантами в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

Цель, на рассмотрение которой направлена данная курсовая работа, может быть сформулирована как определение и анализ основных методов, приемов, технологических подходов к социальной работе с обозначенной категорией лиц.
В соответствии с целью курсовой работы можно выделить основные задачи:
1. Раскрыть понятие «миграция» с точки зрения социальной работы.
2. Описать деятельность социальных служб с мигрантами, выявить основные формы и методы социальной работы с данной категорией лиц.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения социальной работы с мигрантами………………………………………………………………….
1.1. Мигранты как объект социальной работы…………………………... 6
1.2. Формы и методы социальной работы с мигрантами в Российской Федерации………………………………………………………………… 16
Глава 2. Анализ социальной работы с мигрантами в Российской Федерации (на примере Республики Бурятия)
2.1. Опыт социальной работы с мигрантами в Республике Бурятия …... 25
2.2. Проблемы и перспективы социальной работы с мигрантами в Республике Бурятия………………………………………………………... 33
Заключение…………………………………………………………………. 52
Список литературы……………………………………………………….... 53

Файлы: 1 файл

курсоваяАЛЬБ.docx

— 88.35 Кб (Скачать файл)

В целом технология социальной работы с мигрантами предусматривает  не только систему оказания помощи отдельным индивидам и группам, оказавшимся в результате миграции в сложной жизненной ситуации, но и реорганизацию социальной среды, учет миграционной ситуации, характера  миграционным потоков, численности  мигрантов, их категорий.

 

Глава 2. Анализ социальной работы с мигрантами в Российской Федерации (на примере Республики Бурятия)

2.1. Опыт социальной  работы с мигрантами в Республике  Бурятия

 

Многолетний опыт социальной работы за рубежом и в России показывает, что содержание технологий социальной помощи различным группам населения, в разных сферах общественной жизни  во многом совпадает. В то же время  имеют место особенности, обусловленные, с одной стороны, разницей в материальной, финансовой, технической базе социальной работы, с другой, обычаями и традициями в жизнедеятельности различных  социально-этнических групп, проживающих  в регионе. Именно поэтому, не отбрасывая все полезное, связанное с процессом  глобализации, в то же время следует  учитывать социально-экономические  и политические условия, исторические, духовно-нравственные, культурные и  этнические особенности региона, обуславливающие  социальные технологии.

Республика Бурятия как  субъект Российской Федерации обладает ярко выраженной спецификой: удаленностью от основных экономических, политических, культурных центров страны, суровыми природно-климатическими условиями, малонаселенностью  территории, значительным влиянием экологического фактора и др.

По данным, подготовленным начальником отдела рынка труда  Министерства экономики Республики Бурятия С.Ю. Алексеевым, начиная  с 2005 года в Республике Бурятия наблюдается  снижение миграционного оттока населения.

По данным Бурятстата численность  постоянного населения республики на 1 января 2010 года составила 963,5 тыс. человек. За январь-октябрь 2010 года рост численности  населения составил 1247 человек за счет превышения естественного прироста (3403 чел.) над миграционной убылью (- 2156 чел.).

 

Динамика миграционной убыли  в 2005 - 2009  годах 

и январе-октябре 2010 года

2005


2006


2007


2009


2008


2010



-----  - линия тренда миграционной  убыли в 2010 году

 

В январе-октябре 2010 года наблюдалось  снижение миграционной убыли населения  по сравнению с аналогичным периодом 2005-2008 годов, в среднем на 100-490 человек. В 2010 году тенденция снижения миграционной убыли населения не сохранилась, отток населения увеличился и  приблизился к уровню 2008 года.

В январе-октябре 2010 г. из республики выбыло на 184 человека меньше по сравнению  с соответствующим периодом 2009 года. Рост миграционной убыли населения  обусловлен значительным (на 6 % или  на 1039 человек) снижением численности  прибывших в республику, так за январь-октябрь 2010 года прибыло 16576 человек, за аналогичный период 2009 года – 17615 человек. Это обусловило увеличение миграционной убыли на 855 человек  по сравнению с январем-октябрем 2009 года. В кризисный период 2009 года, когда во всех регионах России отмечалась волна высвобождения работников, резко сократилось число выезда жителей за пределы республики. Возврат  ранее выехавших граждан республики осуществлен также в 2009 году.

Миграционное движение населения  в январе-октябре 2010 г.

 

 

2010г.

2009г.

Увеличение (+)/ снижение (-)

Справочно:

2008г.

2007г.

Прибывшие

16576

17615

-1039

19680

20763

Выбывшие

18732

18916

-184

21809

23116

Миграционный отток

-2156

-1301

855

-2129

-2353


 

По данным Бурятстата в 2012 году общее  число передвижений составило 35308, снизившись на 1223 человека.

По данным аналитического обзора миграционной ситуации и деятельности УФМС России по Республике Бурятия по реализации государственной политики  в сфере миграции в регионе в 2012 году можем привести следующие данные:

Сведения о количестве ИГ и ЛБГ, стоящих на миграционном 
учете, по заявленным целям пребывания при постановке на миграционный учет

Всего в 2012 году было поставлено на миграционный учет по месту пребывания 39137 иностранных граждан и лиц  без гражданства (АППГ – 40832, - 4,1%). Из них первично – 36468, в порядке  продления – 2659, на основании почтовых уведомлений – 6019, на основании уведомлений  поступивших из гостиниц – 10972.

Цели пребывания при постановке на миграционный учёт

Количество ИГ

Частная

16763

Туризм

11703

Работа

2008

Деловая

3708

Учеба

1028

Дипломатическая, служебная

794

Гуманитарная

464


 

По месту жительства было зарегистрировано 1414 иностранных граждан  и лиц без гражданства (АППГ(аналогичный  период прошлого года) – 1139, +24,1%).

В 2012 году оформлено 1003 разрешения на временное проживание (АППГ – 713, + 40,6%). Из них в пределах установленной  квоты – 820 (АППГ – 607,+35,1%), без учета  установленной квоты – 183 (АППГ – 106, +72,6%).

Вынесено 65 решений об аннулировании  разрешений на временное проживание по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 7 ФЗ - № 115 от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан  в Российской Федерации», вынесено 151 решение об отказе в выдаче разрешений на временное проживание по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 7 ФЗ - № 115 от 25.07.2002 г. «О правовом положении  иностранных граждан в Российской Федерации».

Количественные показатели оформления видов 
на жительство (количество выданных первично, продленных, а также 
количество лиц, проживающих по ним)

Всего в 2012 году было оформлено  первично 297 видов на жительство (АППГ – 147, +102,1%), продлено 69 видов на жительство (АППГ – 90), при этом вынесено 11 решений  об аннулировании ВНЖ (АППГ – 10).

Всего по видам на жительство в Республике Бурятия по состоянию  на 01.01.2013 года проживает 962 иностранных  граждан (АППГ – 735, + 30,8%), из них 74 лица без гражданства.

Всего в 2012 году было принято  в гражданство Российской Федерации  – 142 человека (АППГ - 335, -57,6%).

        Анализируя опыт социальной работы с мигрантами приводим сведения о мероприятиях, проводимых с мигрантами:

  1. Реализация законодательства о предоставлении 
    ИГ и ЛБГ убежища на территории Российской Федерации

В соответствии с Административным регламентом Федеральной миграционной службы по исполнению государственной  функции по исполнению законодательства Российской Федерации о беженцах, утвержденным приказом ФМС России от 5 декабря 2008 г. № 452, в УФМС России по Республике Бурятия осуществлялся приём и консультирование иностранных граждан, целью которых посредством получения статуса беженца, является как можно скорее обустроиться на новом месте жительства, получить вид на жительство, гражданство РФ, работу, жильё, финансовую помощь.

В 2012 году в УФМС России по Республике Бурятия с ходатайством о признании беженцем обратилось 2 иностранных гражданина (АППГ – 8). В том числе: 1 гражданин КНДР, 1 – Кыргызской Республики, решений  о признании беженцами не выносилось.

  1. Реализация Государственной программы по оказанию 
    содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию 
    соотечественников, проживающих за рубежом

30 сентября 2011 года Президентом  - Председателем Правительства Республики  Бурятия подписано постановление  Правительства Республики Бурятия  № 507 «О Программе Республики  Бурятия по оказанию содействия  добровольному переселению в  Российскую Федерацию соотечественников,  проживающих за рубежом, на 2011-2012 годы».

Муниципальные районы (Баунтовский, Джидинский, Еравнинский, Селенгинский, Муйский, Тункинский), вошедшие Программу  объединены в один «Прибайкальский  макрорайон».

За период реализации в 2012 году Республиканской программы  переселения в УФМС России по Республике Бурятия от потенциальных участников поступило 94 анкеты, из них 32 - из-за рубежа, 62 – от иностранных граждан, постоянно  и временно проживающих в республике. Оформлено и выдано 62 свидетельств участника Программы. Прибыло на территории вселения – 105 соотечественников (71 – участников, 34 - членов семьи).

  1. Реализация государственной политики Российской Федерации в отношении вынужденных переселенцев

В соответствии с Административным регламентом предоставления Федеральной  миграционной службой государственной  услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока  его действия, утвержденного приказом ФМС России от 29.06.2012 г. № 218, отделом  по вопросам трудовой миграции, работе с беженцами и вынужденными переселенцами  осуществляется прием вынужденных  переселенцев, а также оказание им помощи и содействия в обустройстве на новом месте жительства, даются устные и письменные консультации.

По состоянию на 01.01.2013 г. число зарегистрированных вынужденных  переселенцев в УФМС России по Республике Бурятия составляет 21 семья/49 человек (АППГ - 25 семей/53 чел.).

Численность вынужденных  переселенцев снижается в связи  с тем, что в течение последних  лет статус вынужденного переселенца  не присваивается, и в соответствии с законодательством, по истечении  срока действия статуса, граждане снимаются  с учета.

Одним из основных направлений  работы с вынужденными переселенцами  являются вопросы жилищного обустройства и реализация мер их государственной  поддержки. В связи с выходом  постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2015 годы» (далее подпрограмма)» установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильём в рамках реализации подпрограммы является: предоставление им за счёт средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение, которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. В 2012 году в рамках данной программы 3 семьи вынужденных переселенцев обеспечены жильем.

4)В целях содействия  социальной адаптации вынужденных  переселенцев предусмотрен ежегодный  льготный отдых в центрах медико-психологической  реабилитации ФМС России в  г. Сочи и в Московской области  за счет средств федерального  бюджета для семей вынужденных  переселенцев. В 2012 году получили  отдых и лечение в ЦМПР «Магри»  4 человека.

       5)Взаимодействие с этническими сообществами и национально-культурными организациями по вопросам разъяснения требований миграционного законодательства Российской Федерации, регулирующими пребывание ИГ и ЛБГ на территории Российской Федерации, условия их участия в трудовых отношениях, профилактике правонарушений и преступлений, совершаемых ИГ и ЛБГ

Бурятия является полиэтническим регионом. По материалам переписи 2010 года ответы населения о национальной принадлежности были систематизированы  в 167 национальностей (в 1989 году учитывалось 128 национальностей). Изменения, произошедшие в национальном составе республики, обусловлены действием таких  факторов как различия в естественном воспроизводстве населения, миграционные процессы, смена этнического самосознания под влиянием смешанных браков и  других явлений.

По состоянию на 1 января 2013 года на территории Республики Бурятия осуществляют свою деятельность 14 национально –  культурных объединений, представляющих интересы иностранных граждан  из 10 стран мира.

С представителями национальных объединений, работодателями проводятся встречи для обсуждения не только вопросов миграционного законодательства, но и доведения требований по воспитанию толерантных взаимоотношений, предотвращению нарастания межнациональной напряженности и конфликтов, а также информированию руководства Управления о планируемых или совершённых противоправных действиях как иностранными гражданами, так и в отношении их.

Всего в 2012 году по Республике Бурятия проведено порядка 30 индивидуальных встреч с представителями различных  национальных диаспор, 12 коллективных встреч, призванных содействовать адаптации  и интеграции иностранных граждан  в российское общество с привлечением представителей органов государственной  власти  по вопросам национальной политики,  УФМС Бурятии, службы судебных приставов,  Бурятского научного центра и  национальных диаспор республики.

Следует отметить, что благодаря  конструктивной совместной деятельности заинтересованных служб, национально  – культурных сообществ  и национальных диаспор удается избежать возникновения  конфликтных ситуаций на этнической основе. 

Информация о работе Проблемы и перспективы социальной работы с мигрантами в Российской Федерации