Проблемы и перспективы социальной работы с мигрантами в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

Цель, на рассмотрение которой направлена данная курсовая работа, может быть сформулирована как определение и анализ основных методов, приемов, технологических подходов к социальной работе с обозначенной категорией лиц.
В соответствии с целью курсовой работы можно выделить основные задачи:
1. Раскрыть понятие «миграция» с точки зрения социальной работы.
2. Описать деятельность социальных служб с мигрантами, выявить основные формы и методы социальной работы с данной категорией лиц.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения социальной работы с мигрантами………………………………………………………………….
1.1. Мигранты как объект социальной работы…………………………... 6
1.2. Формы и методы социальной работы с мигрантами в Российской Федерации………………………………………………………………… 16
Глава 2. Анализ социальной работы с мигрантами в Российской Федерации (на примере Республики Бурятия)
2.1. Опыт социальной работы с мигрантами в Республике Бурятия …... 25
2.2. Проблемы и перспективы социальной работы с мигрантами в Республике Бурятия………………………………………………………... 33
Заключение…………………………………………………………………. 52
Список литературы……………………………………………………….... 53

Файлы: 1 файл

курсоваяАЛЬБ.docx

— 88.35 Кб (Скачать файл)

В структуре источников доходов произошли определенные изменения, которые характеризуются снижением доли заработной платы с 73 до 55,8%, доходов от предпринимательской деятельности, стипендий и доходов от собственности. В то же время, несмотря на то, что многие из переселенцев отмечают, что в России достаточно сложно оформить документы для получения различных пособий, пенсий и других социальных выплат, можно отметить увеличение данных статей доходов в их обшей совокупности. Кроме этого, почти вдвое выросло число тех, кто получает регулярную помощь от друзей и родственников и тех, кто живет на собственные сбережения.

Расходы на питание  являются важным показателем уровня жизни населения: чем ниже их доля, тем выше уровень жизни. Модальное значение доли семейного бюджета, затрачиваемого на продукты питания, до переезда составляло 50%, а после уже 80%. Возросло и число тех, кто тратит на питание все свои доходы с 3 до 7% в числе всех респондентов. Значительную помощь в обеспечении семьи продуктами питания оказывают личные подсобные хозяйства.

В структуре расходов доля затрат на оплату жилья и коммунальных услуг фактически не изменились, по данным опроса они остаются на уровне 10% от совокупного семейного дохода. Хотя медианное значение данного  показателя немного снизилось и  составляет 15% в республике против 20% на прежнем месте жительства. Это связано с более высокими, по сравнению с Россией, тарифами на содержание жилья в странах СНГ.

До переезда многие мигранты представляли собой относительно обеспеченную категорию населения, они имели благоустроенное жилье и другую недвижимость, автомобили, все необходимые предметы длительного пользования. В процессе переезда часть имущества им пришлось оставить или продать по заниженным ценам (в основном недвижимость), однако вырученных средств было недостаточно для восстановления этого имущества в местах нового расселения. Товары длительного пользования большинство респондентов предпочло привезти с собой (покупку новых, дорогостоящих товаров может себе позволить чуть более 2% переселенцев). Сокращение доходов и утрата части имущества привели к тому, что материальное положение многих семей мигрантов ухудшилось. Если до переезда 63,7% респондентов оценивали материальное положение своих семей как хорошее и нормальное, то после переезда таких семей стало 35,4%.

В определенной степени на адаптацию мигрантов к новому месту жительства влияют взаимоотношения  между ними и местным населением, это так называемый, фактор общения - одна из важнейших составляющих приживаемости. Отношение местных жителей к «новым» соседям из бывших республик нельзя назвать однозначным, но оно в большей степени доброжелательное, хотя примерно треть опрошенных характеризовали его как безразличное и такое же, как к постоянным жителям.

Большинство русских  переселенцев проживали среди инокультурного населения в течение длительного времени, иногда всей своей жизни, что наложило свой отпечаток на нормы, обычаи, поведение, которые проявились лишь после переезда. «Происходит понимание, что русские «там» и русские «здесь» - это совершенно разные люди».

Осознание различий прежней  и нынешней «среды обитания» неизбежно  происходит и у русскоязычных  мигрантов из бывших республик Советского Союза. Как это ни парадоксально, у русских переселенцев «культурный  шок» выражен практически в той  же степени, как у иностранцев, несмотря на то, что они вернулись на территорию Российской Федерации. Именно у них  возникает наибольший диссонанс  между надеждами и реальной жизнью, так как их надежды на теплый прием не оправдались. Оказавшись в России, русскоязычные вынужденные мигранты ощутили себя совершенно чужими. Если, выезжая на территорию другой страны, иностранцы хотя бы предполагают существование культурных различий, то русские переселенцы до переезда уверены, что они наконец-то окажутся среди «своих», поэтому осознание после миграции своих различий с местным русским населением наносит их самосознанию тяжелейшую травму.

Вместе со сменой географического  положения меняются и условия  жизни населения, в лучшую или  в худшую сторону, но они могут  и остаться прежними в восприятии мигрантов. В большинстве случаев, социально-экономический статус территорий, на которых проживали жители бывших республик СССР, был значительно выше, нежели статус Республики Бурятии. Как видно из ответов респондентов, материально они были более обеспечены по сравнению с жителями нашего региона. Условия и уровень жизни россиян и сибиряков проигрывали. В связи с этим адаптация мигрантов из стран СНГ осложняется.

Итак, большинство ожиданий мигрантов после переезда в Россию не оправдалось. Их жизнь полна проблем и противоречий, связанных со снижением уровня жизни, социального статуса, неясностью перспектив и т.д. Но, несмотря на это, подавляющее большинство опрошенных переселенцев довольны тем обстоятельством, что сменили место проживания и тем, что приехали именно в Россию. Даже среди тех, кто не очень доволен переездом, а таких всего порядка 16%, обратно возвращаться не планирует практически никто. Напротив, примерно половина в общей совокупности респондентов посоветовали бы Республику Бурятию в качестве нового места жительства своим друзьям и знакомым.

Позитивное воздействие  миграционных процессов на развитие региона проявляется в улучшении демографической ситуации и системы расселения в крае, замещении непрестижных рабочих мест, росте этнического и культурного многообразия, развитии нетрадиционных производств, получении дополнительных ресурсов из федерального центра.

В будущем положительное  влияние современных миграций еще  больше усилится, так как в это  время в возраст трудовой активности будут вступать малочисленные поколения родившихся в 90-е годы двадцатого столетия, и, при сохранении наметившихся тенденций экономического роста, собственных трудовых ресурсов краю будет не хватать.

Негативное влияние миграции на развитие региона выражается в  росте нагрузки на социальную инфраструктуру, повышении конкуренции на рынке  труда, увеличении масштабов бедности и нищеты, повышении уровня цен  на жилье. Среди негативных последствий  миграций, особенно ее нелегальных  форм, следует также отметить противоправную коммерческую деятельность отдельных мигрантов, доставку и сбыт наркотиков, изготовление и продажу алкогольных напитков, контрабандный вывоз за рубеж валюты, цветных металлов, лекарственных средств, редких животных и птиц; постоянную угрозу обострения санитарно-эпидемиологической обстановки в регионе.

Таким образом, процесс социокультурной  адаптации мигрантов является одной  из важнейших составляющих миграционного  процесса в целом. Он не зависит от существующего политического строя  и проводимой экономической политики, однако, испытывает непосредственное воздействие различных факторов и причин миграций.

Адаптационный процесс проходит в условиях взаимодействия переселенцев с принимающей стороной на трех уровнях: государства, общества и семьи. Поэтому от его успешности зависит политическая, социальная и культурная обстановка в республике. Скорейшая интеграции мигрантов в принимающее сообщество необходима не только самому сообществу, но и различным категориям мигрантов. Особенно остро проблема адаптации стоит для беженцев и вынужденных переселенцев, адаптация которых осложняется наличием пережитого травматического опыта.

Успешность адаптации  мигрантов в принимающем обществе не возможна без активного сотрудничества всех его субъектов: властных структур, общественных организации и различных слоев населения Республики Бурятии.

Потребность России в иностранных  работниках на 2013 год оценена в 1,7 миллиона человек, в том числе  для Республики Бурятия  - 1005 разрешений на работу.

Привлечение иностранной  рабочей силы будет осуществляться, в основном, на предприятия, реализующие  инвестиционные проекты, внедряющие иностранные технологии, а также в организациях, привлекающих квалифицированных специалистов с целью обучения российских граждан новым технологиям работы и активно участвующим в подготовке и стажировке студентов и выпускников учебных заведений.

Наибольшее количество или 73% иностранных работников, прибывающих  в Бурятию, будут заняты на строительно-монтажных, ремонтно-строительных, горных и горнокапитальных работах. На предприятиях металлообрабатывающей  и машиностроительной промышленности планируется привлечь более 5% мигрантов.

Государственная  программа  по оказанию содействия добровольному  переселению в Российскую Федерацию  соотечественников, проживающих за рубежом, действует в Бурятии  с конца 2011 года. За это время в  УФМС Бурятии поступило более 120 анкет для участия в Программе  желающих переселиться в Прибайкальский макрорайон (Баунтовский, Джидинский, Еравнинский, Селенгинский, Муйский, Тункинский районы). В рейтинге самых активных участников – граждане Армении, Молдовы, Таджикистана Казахстана, Узбекистана. Также в Бурятию пребывают  соотечественники из Украины, Киргизии, Туркменистана, Грузии и Азербайджана. Для участия в Госпрограмме поступают  анкеты и из стран Евросоюза. Из числа  соотечественников, российское гражданство  получили 11 человек, выходцев из стран  Ближнего Зарубежья.

Большинство свидетельств участника  Программы получили иностранные  граждане, проживающие на законных основаниях на территории Бурятии, имея разрешение на временное проживание или вид на жительство на территории Российской Федерации.  Эти граждане уже обустроены, владеют русским  языком, знают наши обычаи.  Те соотечественники, кто решился  на переезд в Бурятию, могут в полной мере рассчитывать на поддержку государства. Они устроились на работу овощеводами, поварами, коневодами, строителями и т.д.

В ближайшее время в  республику могут приехать еще 57 человек. В основном в Бурятию переезжают граждане Узбекистана и Таджикистана.

Сегодня на рассмотрении находится  Программа Республики Бурятия по оказанию содействия добровольному  переселению в Российскую Федерацию  соотечественников, проживающих за рубежом на 2013 - 2015 годы. В будущем  году соотечественники смогут выбрать  местом жительства практически любой  район Бурятии. В данное время  этот список  ограничен только 6 районами.

В целях оперативного принятия управленческих решений в сфере  миграционной политики Республики Бурятия  постоянно осуществляется мониторинг миграционной ситуации в муниципальных  образованиях республики, осуществляется обмен информацией с Управлением  ФМС России по Республике Бурятия.

Анализ, проводимый Министерством  экономики Республики Бурятия в  сфере миграции населения, показывает, что основными причинами миграционной убыли миграции являются:

- значительное снижение численности  прибывших в республику;

- выезд молодежи для прохождения  профессионального обучения;

- выезд молодежи в целях поиска  работы;

- выезд молодежи по семейным  обстоятельствам.

Привлечение иностранных рабочих  в республику связано с тем, что  сохраняется миграционный отток  из республики. Из Бурятии постоянно  уезжают активные и талантливые  люди, и этот миграционный отток  вызывает опасения.

В целях снижения миграционного  оттока и улучшения демографической  ситуации в целом принимаются  следующие меры, которые можно  отнести к перспективам социальной работы с мигрантами:

- реализованы Концепция демографического  развития Республики Бурятия  на период до 2010 года и План  мероприятий по ее реализации. На муниципальном уровне реализованы  муниципальные программы демографического развития до 2010 года.

- разработан и согласовывается  проект Концепции демографического  развития Республики Бурятия  на период до 2025 года;

- разрабатываются и принимаются  муниципальные программы демографического  развития до 2025 года;

- проводится мониторинг миграционного  движения населения в муниципальных  образованиях республики;

- принято постановление Правительства  Республики Бурятия от 25.08.10 г.  № 367 «О концепции приоритетного  республиканского проекта "Молодежь  Бурятии" на 2011 - 2020 годы», в  котором определены задачи по  формированию активной жизненной  позиции молодых граждан и  повышению уровня социально-экономической  активности молодежи;

- Законом Республики Бурятия  молодым семьям и молодым специалистам  на строительство и приобретение  жилья выделяется бесплатно 300 кубометров древесины на корню  для строительства жилья, бесплатно  предоставляются в собственность  земельные участки, а также  выдается ипотечный кредит в  сумме 200 тыс. рублей на строительство  дома. Министерство образование  и науки Республики Бурятия  осуществляет распределение субсидий  для приобретения жилья молодыми  семьями. На реализацию подпрограммы  «Обеспечение жильем молодых  семей» ФЦП «Жилище» в 2010 году  предусмотрено около 68 млн. рублей  для 187 молодых семей. Общий  размер субсидии, предоставляемый  молодым семьям – участникам  Подпрограммы составляет 35 процентов  расчетной (средней) стоимости  жилья - для молодых семей, не  имеющих детей и 40 процентов  расчетной (средней) стоимости  жилья - для молодых семей, имеющих  1 ребенка и более, а также  для неполных молодых семей.

Информация о работе Проблемы и перспективы социальной работы с мигрантами в Российской Федерации