Проблемы и перспективы социальной работы с мигрантами в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

Цель, на рассмотрение которой направлена данная курсовая работа, может быть сформулирована как определение и анализ основных методов, приемов, технологических подходов к социальной работе с обозначенной категорией лиц.
В соответствии с целью курсовой работы можно выделить основные задачи:
1. Раскрыть понятие «миграция» с точки зрения социальной работы.
2. Описать деятельность социальных служб с мигрантами, выявить основные формы и методы социальной работы с данной категорией лиц.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения социальной работы с мигрантами………………………………………………………………….
1.1. Мигранты как объект социальной работы…………………………... 6
1.2. Формы и методы социальной работы с мигрантами в Российской Федерации………………………………………………………………… 16
Глава 2. Анализ социальной работы с мигрантами в Российской Федерации (на примере Республики Бурятия)
2.1. Опыт социальной работы с мигрантами в Республике Бурятия …... 25
2.2. Проблемы и перспективы социальной работы с мигрантами в Республике Бурятия………………………………………………………... 33
Заключение…………………………………………………………………. 52
Список литературы……………………………………………………….... 53

Файлы: 1 файл

курсоваяАЛЬБ.docx

— 88.35 Кб (Скачать файл)

Реализация миграционной политики, регулирование миграционных процессов, повышение привлекательности  республики, закрепление молодых  кадров в республике, в том числе  в сельской местности, осуществляется в рамках реализации мероприятий  раздела III «Стабилизация миграционных процессов» Концепции демографического развития Республики Бурятия на период до 2010 года и Сводного плана по ее реализации. Разработаны также Программы демографического развития муниципальных образований.

Во многом стабилизировать  миграционные процессы помогли мероприятия  по поддержке малого бизнеса.

В целях закрепления в  республике трудоспособного населения, особенно молодежи, реализуются мероприятия  по созданию благоприятных условий  жизнедеятельности населения.

На уровень миграционной привлекательности влияет увеличение инвестиционного потенциала Республики Бурятия, финансовая устойчивость действующих  организаций, обеспечивающих значительную долю занятости населения и привлечения  трудовых ресурсов.

В целях снижения напряженности  на рынке труда республики, содействия занятости безработных граждан  реализуются ведомственные программы  «Программа содействия занятости населения  Республики Бурятия на 2009 – 2010 годы»  и «Программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности  на рынке труда».

При Министерстве образования  и науки Республики Бурятия работает межведомственная рабочая группа по решению вопросов молодежной возвратной миграции в Республику Бурятия.

Регулирование внешней трудовой миграции иностранных граждан в  Республике Бурятия осуществляется Правительственной комиссией по миграционной политике. Ежегодно определяется квота на привлечение иностранной  рабочей силы с учетом приоритетного  трудоустройства российских граждан  на имеющиеся рабочие места.

Вопросы реализации демографической  политики в Республике Бурятия неоднократно рассматривались на заседаниях совещательных  органов:

- Правительственной комиссии  Республики Бурятия по миграционной  политике;

- Комиссии по реформированию  системы оплаты труда, занятости  и преодолению бедности населения  при Президенте Республики Бурятия.

 

Вывод: анализ социальной работы с мигрантами в Республике Бурятия  показывает:

В целях оперативного принятия управленческих решений в сфере  миграционной политики Республики Бурятия  постоянно осуществляется мониторинг миграционной ситуации в муниципальных  образованиях республики, осуществляется обмен информацией с Управлением  ФМС России по Республике Бурятия.

С учетом многонационального состава населения Республики Бурятия, своеобразия укладов и обычаев  ее народов, органами власти  проводится взвешенная и ответственная государственная  национальная политика, направленная на обеспечение добрососедства и  согласия в регионе.

Конструктивная совместная деятельность заинтересованных служб (центров социальной защиты населения, социальной реабилитации, органов государственной  власти  по вопросам национальной политики,  УФМС Бурятии, службы судебных приставов,  Бурятского научного центра и т.д.), национально – культурных сообществ  и национальных диаспор дает возможность  избежать возникновения конфликтных  ситуаций на этнической основе. 

В Республике проводится политика   привлечения квалифицированных  иностранных работников, которых  невозможно подготовить или привлечь из других регионов Российской Федерации  для обеспечения производственной деятельности и обучения работников из числа российских граждан.

В целях снижения миграционного  оттока и улучшения демографической  ситуации в целом в республике принимаются различные программы, проводятся мероприятия, работает межведомственная рабочая группа по решению вопросов молодежной возвратной миграции в Республику Бурятия.

Процесс социокультурной  адаптации новоселов на новом  месте жительства является одним  из важнейших этапов миграции, от успешности протекании, которого зависит степень  завершенности миграционного акта. В нем в разной степени присутствуют все особенности социальных процессов, так как мигранты в процессе адаптации  вступают во взаимодействие на четырех  уровнях: государственной власти, общества, семьи и личности.

В свою очередь успешность социокультурной адаптации зависит  от факторов и причин миграции, условии  их протекания, реакции принимающей  стороны, а также от личностных психологических  характеристик мигрантов. Кроме  того, успешность интеграции мигрантов  в принимающее сообщество во многом определяется проводимой национальной и миграционной политикой.

Следовательно, возможность  разрешения проблем адаптационного процесса и аккультурации в иноэтничном  обществе во многом зависит от сотрудничества властных структур, общественных организаций, национальных диаспор, религиозных  институтов и гражданского общества, с целью формирования принципов  толерантности и сохранения культурной идентичности различных этносов  в поликультурном обществе.

Заключение

 

Мы пришли к выводу, что  миграция представляет собой пространственное перемещение населения, изменение его территориального распределения, то есть географии. Миграция меняет численность и структуру населения отдельных регионов страны.

Решая одни проблемы, миграция сама способствует возникновению других — не менее сложных — социальных, психологических и правовых; она  становится «горячим» направлением социальной политики и социальной работы.

Актуальность проблемы состоит  в том, что являясь глобальным вызовом, миграция всегда несет в  себе угрозу стабильному развитию тех  стран, куда прибывают мигранты. Вынужденная  безработица, отсутствие денег, занятости  и какого-либо социального статуса  толкает мигрантов на добывание  денег и материальных благ. Подобная схема миграции одинакова на всех континентах.

Анализ показывает, что  социальная работа способствует социальной, психологической реабилитации и  интеграции в общество мигрантов, что подтверждает утверждение, положенное в основу курсовой работы. И ключевую роль в этом процессе играет специалист социальной работы.

В результате, можно сделать  вывод, что задачи, поставленные во введении, раскрыты в работе полностью. Нами раскрыто понятие «миграция» с  точки зрения социальной работы, описаны  формы и методы социальной работы с данной категорией лиц, рассмотрены опыт работы социальных служб с мигрантами в Республике Бурятия, выявить проблемы и перспективы социальной работы с мигрантами в РБ. Тем самым достигнута цель курсовой работы.

 

 

Список литературы

 

1. - Закон РФ «О беженцах» от 19 февраля 1993г.

2. - Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993г.

3. - Федеральный закон «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» от 24 мая 1999г.

4. - Федеральный закон «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002г.

5. - ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25 июля 2002г.

6. Указ Президента РФ от 22 июня 2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».

7. Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, одобренная Распоряжением Правительства РФ от 1 марта 2003 г.

8.  Постановление Правительства Республики Бурятия № 507 «О Программе Республики Бурятия по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2011-2012 годы».

9. Постановление №64 Правительства Российской Федерации «О реализации Федеральной миграционной программы» от 18 января 1995г.

10.  Приказ   Комитета  РФ   по   земельным   ресурсам   и   землеустройству   «Об   обеспечении земельными участками вынужденно переселяющихся граждан» от 24.03.95 г. №25 Постановление    Правительства   РФ    «О    предоставлении    беженцам    и    вынужденным переселенцам долговременных беспроцентных возвратных ссуд» от 6.10.92 г. №762)

11. Постановлением Правительства  РФ «О размерах единовременного  денежного пособия и порядке  его выплаты лицу, получившему  свидетельство о регистрации  ходатайства о признании его  вынужденным переселенцем» (1997).

12. Алекссев Ю.А. Информация о реализации Комплекса дополнительных мер по совершенствованию миграционной политики в условиях мирового финансового кризиса и защите национального рынка труда от избыточной иностранной рабочей силы .  economy.burnet.ru/upload/iblock/2df/migrplan.doc

13. . Акмалова А.А., Капицин В.М. Социальная работа с мигрантами и беженцами: Учебное пособие / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 220 с.

14. Ионцев В.А. Классификация основных научных подходов в изучении миграции населения // Миграция населения. Вып. I. M., 2001.

15. Акмалова А.А., Капицин В.М. Социальная работа с мигрантами и беженцами: Учебное пособие / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 220 с.

16. . Белл М.Л. К вопросу о миграции в России // Социально-гуманитарные знания.- 2006. - №5. – С. 174-187.

17. . Михайлец Ю.О. Современные миграционные процессы как вид социальной мобильности населения // Социальная политика в России на пороге XXI века: Материалы выступлений на пленарном заседании, секциях и круглых столах 15 апреля 1999 г. (шестые годичные научные чтения МГСУ). – Издательство МГСУ “Союз”, 1999. – 296 с. - С. 121-125.

18.  Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. - М., 2003.

19. Кириллова Е.К. Проблемы вынужденных переселенцев в России: глазами мигрантов // Социс. – 2004. - №11. – С. 46-51.

20. Теория и методика социальной работы. В 2 т. / Под ред. В.И. Жукова, И.Г. Зайнышева, Е.И. Холостовой. - М., 1994.

21. . Юдина Т.Н. Современные миграционные процессы в России: проблемы и перспективы // Социология. Социальность. Современность. – 2000. - №6. – Ч. 2. – С. 85-91.

22. . Филатов Ф.Р. Комплексная реабилитация детей вынужденных переселенцев из «горячих точек» // Работник социальной службы. - 2002. - №

23.  Технологии социального обслуживания населения / Под ред. В.Г. Попова, Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2000.

24.  http://burstat.gks.ru/

25. Постановление Правительства Республики Бурятия № 507 «О Программе Республики Бурятия по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников от 30 сентября 2011.

26. Рыбаковский Л.Л. «Миграция населения. Три стадии миграционного процесса», М., 2001.

27. Ufmsrb.ru/drond 2013-2015/doklad

28. www.ufmsrb.ru/...doc/.../Adaptacia%20VP%20and%20Bezhencev.do

29.   Шаповалов В.К. Преодоление вынужденными переселенцами кризиса карьеры: социальный, экономический и психологический аспекты. // http://rspu.edu.ru/conferences/summary/shapovalov.htm

30. Шайгерова Л.А. Кризис идентичности в ситуации вынужденной миграции // Психологи о мигрантах и миграции в России: информационно-аналитический билютень. - №2. – М.: Смысл, 2001. C. 78.

 


Информация о работе Проблемы и перспективы социальной работы с мигрантами в Российской Федерации