Проблемы и перспективы социальной работы с мигрантами в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

Цель, на рассмотрение которой направлена данная курсовая работа, может быть сформулирована как определение и анализ основных методов, приемов, технологических подходов к социальной работе с обозначенной категорией лиц.
В соответствии с целью курсовой работы можно выделить основные задачи:
1. Раскрыть понятие «миграция» с точки зрения социальной работы.
2. Описать деятельность социальных служб с мигрантами, выявить основные формы и методы социальной работы с данной категорией лиц.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения социальной работы с мигрантами………………………………………………………………….
1.1. Мигранты как объект социальной работы…………………………... 6
1.2. Формы и методы социальной работы с мигрантами в Российской Федерации………………………………………………………………… 16
Глава 2. Анализ социальной работы с мигрантами в Российской Федерации (на примере Республики Бурятия)
2.1. Опыт социальной работы с мигрантами в Республике Бурятия …... 25
2.2. Проблемы и перспективы социальной работы с мигрантами в Республике Бурятия………………………………………………………... 33
Заключение…………………………………………………………………. 52
Список литературы……………………………………………………….... 53

Файлы: 1 файл

курсоваяАЛЬБ.docx

— 88.35 Кб (Скачать файл)

Социальному работнику необходимо принимать во внимание особенности  правового положения вынужденных  мигрантов в России. Человек, являясь  мигрантом, теряет свои естественно-антропологические  права, тесно связанные с местопребыванием (малая родина). Кроме того, страдают духовно-культурные и агентно-профессиональные права. В новых условиях для вынужденных  мигрантов возникают сложности  с образованием, приспособлением  к иной культуре (субкультуре) и с трудоустройством.

Большинство вынужденных  переселенцев и беженцев - это лица, пострадавшие от факторов социального  риска, значительная их часть вполне трудоспособна, обладает соответствующим уровнем образования и имеет определенную трудовую квалификацию. В связи с этим помощь мигрантам должна начинаться с оказания содействия в их трудоустройстве, что в условиях массовой безработицы в РФ в первую очередь предполагает содействие самозанятости.[23]

Крайне острой является проблема материальной компенсации понесенного  мигрантами ущерба. В соответствии с постановлением Правительства  РФ «О мерах по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам» (1992) предусматривается ряд мер по оказанию им содействия: выплата пособия, помощь в трудоустройстве, решение жилищных проблем.[2] Адаптация и обустройство беженцев от переселенцев во многом зависят от получения постоянного места работы. На новом месте жительства вынужденные мигранты не имеют возможности получить работу в соответствии с их профессией, и вынуждены заниматься случайными заработками и неквалифицированным трудом. Учреждения социального обслуживания содействуют в получении всех видов пособий и льгот, предоставленных действующим законодательством, занимаются устройством детей беженцев и вынужденных переселенцев в учебные заведения и психологической реабилитацией самих мигрантов.

Для первичной помощи мигрантам  созданы специальные учреждения:

- пункты первичного приема  вынужденных переселенцев,

- центры временного расселения  вынужденных переселенцев,

- центры временного размещения  иммигрантов. 

Задачи специалистов этих учреждений - оказать первую психологическую  помощь человеку, помочь сориентироваться в обстановке.

Для социально-незащищенных категорий, не имеющих возможности  самостоятельно подыскать себе жилье, в течение пяти первых дней, пока решается вопрос о регистрации ходатайства, предусмотрено проживание в пункте первичного приема. Попасть туда можно  только по направлению регионального  отдела по делам миграции. К социально-незащищенным категориям, пользующимся преимущественным правом на проживание в пункте первичного приема и центре временного размещения, относятся: одинокие пенсионеры, инвалиды 1 группы, одинокие матери с детьми до 3 лет, многодетные семьи с детьми до 18 лет. Проживание для них бесплатное. Кроме того, им может быть предоставлено бесплатное трехразовое питание. Другие категории самостоятельно оплачивают время проживания в центре.

  • Существует три основных варианта получения жилья вынужденными мигрантами: за счет средств федерального бюджета, из фондов муниципальных образований, за счет личных сбережений мигранта.
  • Федеральный бюджет предлагает несколько форм жилищного обустройства: предоставление беспроцентных возвратных ссуд, предоставление безвозвратных субсидий, приобретение (покупка) жилья.
  • Особо нуждающимся категориям вынужденных переселенцев из числа многодетных и неполных семей по программе «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев» оказывается материальная помощь. В соответствии с постановлением Правительства РФ «О размерах единовременного денежного пособия и порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем» (1997) выплачивается единовременное денежное пособие. Размер пособия - минимальный месячный оклад на каждого члена семьи при размещении в городе и два минимальных месячных оклада при размещении в сельской местности, при этом 50% пособия выплачивается после постоянной регистрации в сельской местности.[11]

Беженцы и вынужденные  переселенцы, как и все граждане РФ, имеют право на бесплатное медицинское  обслуживание, на социальную защиту и  социальное обеспечение, на пенсии и  другие социальные выплаты.[19]

С начала 90-х годов вместе с зарождением и формированием  мощных миграционных потоков в РФ из стран ближнего зарубежья и  внутри страны возникла необходимость  разработки новой миграционной политики РФ и создания структуры, обеспечивающей реализацию этой политики.

 В июле 1992г. были  сформулированы основные положения  миграционной политики РФ и  была создана Федеральная миграционная  служба (ФМС) как основной структурный  элемент ее реализации. Кроме  ФМС в судьбе мигрантов в  РФ принимают участие службы  занятости, подчиненные Министерству  труда и социального развития, Министерству юстиции, МВД.

Приоритетными направлениями  миграционной политики РФ являются:

- защита прав и интересов  граждан РФ на ее территории  и за ее пределами;

- управление миграционными  процессами РФ, регулирование въезда  и выезда мигрантов, осуществление  миграционного контроля, стабилизация  и минимизация миграционных потоков;

- содействие социально-экономической  адаптации и интеграции мигрантов  в РФ путем создания законных  и гуманных условий их приема и размещения; оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам;

- осуществление сотрудничества  с международными организациями  в области миграции населения.

Основными задачами ФМС являются:

-разработка проектов федеральных и межрегиональных миграционных программ и обеспечение их реализации;

-распределение средств из республиканского бюджета для решения проблем миграции и контроль за их использованием;

-организация приема и временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев на территории РФ, а также оказание им помощи и содействия в обустройстве на новом месте жительства;

- разработка и реализация  мер в области внешней трудовой  миграции;

-защита прав мигрантов в соответствии с действующим законодательством и подготовка предложений по совершенствованию этого законодательства;

- организация контроля за миграционными процессами и миграционной ситуацией в стране;

- определение в соответствии с действующим законодательством правового статуса лиц, прибывающих или намеревающихся прибыть на территорию РФ.

18 января 1995г. Правительство  Российской Федерации приняло  Постановление №64 «О реализации  Федеральной миграционной программы», предусматривающее:

- разработку порядка выделения мест для размещения беженцев и вынужденных переселенцев из числа одиноких инвалидов, престарелых и детей-сирот;

- участие органов социальной защиты населения в разработке адаптационных программ;

- разработку предложений по методической разработке программы профориентации;

- разработку предложений по освидетельствованию мигрантов во ВТЭК;

- разработку системы  льгот для мигрантов, переселяющихся  в районы Сибири и Дальнего  Востока;

- разработку международных  и межгосударственных договоров  по вопросам миграции;

- реализацию мероприятий  по социальной адаптации и  трудовой реинтеграции. [9]

 Отсутствие договоров  между Россией и республиками  бывшего СССР, членов СНГ, по  вопросам иммиграции, эмиграции  и беженцев создают дополнительные  сложности в решении проблем  работы с лицами, ищущими убежища  в Российской Федерации, начиная  от проблем въезда-выезда до  вопросов организации процедуры  депортации незаконных мигрантов.

 Проблема неконтролируемой  миграции обостряет криминогенную  обстановку и наносит ущерб  безопасности страны.

 Для решения проблем,  связанных с незаконной иммиграцией,  необходимо создать систему действенного  контроля, которая обеспечит проведение  миграционной политики, отвечающей  интересам государства, а также  защиту прав и интересов граждан  Российской Федерации, иностранцев  и лиц без гражданства в  решении вопросов, касающихся выезда  из страны и въезда в страну, выбора местожительства.

Таким образом, для мигрантов  характерно добровольное или вынужденное изменение (потеря) прежней территориальности, что влечет за собой, как правило, временное или постоянное «поражение» многих из перечисленных, а также ряда других прав. Эти изменения болезненно оборачиваются для физического и психологического здоровья, духовности (чувства достоинства), профессиональной активности (трудоустройство по специальности) вынужденных мигрантов. При вынужденной миграции серьезно нарушается социальная интеграция человека: из одной природной и социальной среды он перемещается в другую, болезненно разрывая множество естественно-антропологических связей и искусственно создавая такие связи на новом месте. В этом сущность объекта социальной работы с мигрантами, потерпевшими «поражение» в социальных естественно-антропологических правах.

  • Основные документы по мигрантам:

- Закон РФ «О беженцах»  от 19 февраля 1993г.[1]

- Закон РФ «О вынужденных  переселенцах» от 19 февраля 1993г.[2]

- Федеральный закон «О  государственной политике РФ  в отношении соотечественников  за рубежом» от 24 мая 1999г.[3]

- Федеральный закон «О  гражданстве РФ» от 31 мая 2002г.[4]

- ФЗ «О правовом положении  иностранных граждан в РФ»  от 25 июля 2002г.[5]

 

 

 

    1. Формы и методы социальной работы с мигрантами в РФ

 

Социальная политика является одним из важнейших факторов, оказывающих  влияние на социальную работу в обществе и способствующих защите интересов  человека, групп и слоев, их прав и свобод. Социальную работу обычно рассматривают как деятельность, направленную на оказание помощи, поддержки  социально уязвимым группам населения. Однако социальную работу можно (и нужно) рассматривать как деятельность по предупреждению негативных последствий  в поведении, в жизнедеятельности  отдельных личностей, групп, слоев, то есть профилактическая работа должна занять в социальной работе в целом  значительно большее место, чем  это наблюдается сейчас. На это  должна быть нацелена социальная политика. Реализация содержания форм и методов социальной работы целиком и полностью определяется социальной политикой.

Применительно к социальной работе методология – это система  принципов и способов организации  социальной работы с беженцами и  вынужденными переселенцами на индивидуальном личностном, групповом и общинном уровнях, основы научного построения и  практики социальной помощи нуждающимся.

В социальной работе с мигрантами выделяются два основных вида:

  • Практическая социальная работа.
  • Организационная работа.[20]

 Практическая социальная  работа с мигрантами проводится  по следующим основным направлениям: социальному, социально-психологическому, социально-педагогическому, социально-правовому,  медико-социальному, финансовому,  социально-экономическому, материальному,  социально-информационному и социально-трудовому.

 Социальное направление  включает в себя:

 – проведение социальных  консультаций;

 –проведение мероприятий  по социальной реабилитации в  стационарных и нестационарных  условиях;

 – выявление лиц,  особо нуждающихся в социальной  помощи;

 – социальная диагностика;

 – помощь мигрантам  в получении пенсий и пособий;

 – содействие организации  групп самопомощи и взаимопомощи;

 – выявление лиц  с девиантным поведением из  числа мигрантов и асоциальных  семей;

 – профилактика девиантного  поведения;

 – организация культурно-досуговой  работы с престарелыми и инвалидами  из числа мигрантов;

 – профилактика бездомности  (включая содействие в получении  общежития, временного жилья или  приобретении собственного жилья);

 – профилактика детской  беспризорности;

 – содействие возвращению  имущества мигрантов и получению  ими компенсаций;

 – взаимодействие  с различными государственными  учреждениями и общественными  организациями по вопросам помощи  мигрантам.

2. Социально-информационное  направление (работа осуществляется  совместно с Федеральной миграционной  службой, Федеральными органами  государственной статистики, средствами  массовой информации):

 – информирование  мигрантов о деятельности социальных  служб;

 – сбор информации  о мигрантах (в том числе  и от самих мигрантов) и ее  систематизация в целях организации  оптимальной социальной работы  с данной категорией населения;

 – информирование  общественности относительно проблем  миграции и мигрантов в целях  установления мигрантами устойчивых  социальных связей;

Информация о работе Проблемы и перспективы социальной работы с мигрантами в Российской Федерации