Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:09, курсовая работа
Цель, на рассмотрение которой направлена данная курсовая работа, может быть сформулирована как определение и анализ основных методов, приемов, технологических подходов к социальной работе с обозначенной категорией лиц.
В соответствии с целью курсовой работы можно выделить основные задачи:
1. Раскрыть понятие «миграция» с точки зрения социальной работы.
2. Описать деятельность социальных служб с мигрантами, выявить основные формы и методы социальной работы с данной категорией лиц.
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения социальной работы с мигрантами………………………………………………………………….
1.1. Мигранты как объект социальной работы…………………………... 6
1.2. Формы и методы социальной работы с мигрантами в Российской Федерации………………………………………………………………… 16
Глава 2. Анализ социальной работы с мигрантами в Российской Федерации (на примере Республики Бурятия)
2.1. Опыт социальной работы с мигрантами в Республике Бурятия …... 25
2.2. Проблемы и перспективы социальной работы с мигрантами в Республике Бурятия………………………………………………………... 33
Заключение…………………………………………………………………. 52
Список литературы……………………………………………………….... 53
Социальному работнику необходимо
принимать во внимание особенности
правового положения
Большинство вынужденных переселенцев и беженцев - это лица, пострадавшие от факторов социального риска, значительная их часть вполне трудоспособна, обладает соответствующим уровнем образования и имеет определенную трудовую квалификацию. В связи с этим помощь мигрантам должна начинаться с оказания содействия в их трудоустройстве, что в условиях массовой безработицы в РФ в первую очередь предполагает содействие самозанятости.[23]
Крайне острой является проблема материальной компенсации понесенного мигрантами ущерба. В соответствии с постановлением Правительства РФ «О мерах по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам» (1992) предусматривается ряд мер по оказанию им содействия: выплата пособия, помощь в трудоустройстве, решение жилищных проблем.[2] Адаптация и обустройство беженцев от переселенцев во многом зависят от получения постоянного места работы. На новом месте жительства вынужденные мигранты не имеют возможности получить работу в соответствии с их профессией, и вынуждены заниматься случайными заработками и неквалифицированным трудом. Учреждения социального обслуживания содействуют в получении всех видов пособий и льгот, предоставленных действующим законодательством, занимаются устройством детей беженцев и вынужденных переселенцев в учебные заведения и психологической реабилитацией самих мигрантов.
Для первичной помощи мигрантам созданы специальные учреждения:
- пункты первичного приема вынужденных переселенцев,
- центры временного расселения вынужденных переселенцев,
- центры временного размещения иммигрантов.
Задачи специалистов этих учреждений - оказать первую психологическую помощь человеку, помочь сориентироваться в обстановке.
Для социально-незащищенных категорий, не имеющих возможности самостоятельно подыскать себе жилье, в течение пяти первых дней, пока решается вопрос о регистрации ходатайства, предусмотрено проживание в пункте первичного приема. Попасть туда можно только по направлению регионального отдела по делам миграции. К социально-незащищенным категориям, пользующимся преимущественным правом на проживание в пункте первичного приема и центре временного размещения, относятся: одинокие пенсионеры, инвалиды 1 группы, одинокие матери с детьми до 3 лет, многодетные семьи с детьми до 18 лет. Проживание для них бесплатное. Кроме того, им может быть предоставлено бесплатное трехразовое питание. Другие категории самостоятельно оплачивают время проживания в центре.
Беженцы и вынужденные переселенцы, как и все граждане РФ, имеют право на бесплатное медицинское обслуживание, на социальную защиту и социальное обеспечение, на пенсии и другие социальные выплаты.[19]
С начала 90-х годов вместе с зарождением и формированием мощных миграционных потоков в РФ из стран ближнего зарубежья и внутри страны возникла необходимость разработки новой миграционной политики РФ и создания структуры, обеспечивающей реализацию этой политики.
В июле 1992г. были
сформулированы основные
Приоритетными направлениями миграционной политики РФ являются:
- защита прав и интересов граждан РФ на ее территории и за ее пределами;
- управление миграционными
процессами РФ, регулирование въезда
и выезда мигрантов,
- содействие социально-
- осуществление сотрудничества
с международными
Основными задачами ФМС являются:
-разработка проектов федеральных и межрегиональных миграционных программ и обеспечение их реализации;
-распределение средств из республиканского бюджета для решения проблем миграции и контроль за их использованием;
-организация приема и временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев на территории РФ, а также оказание им помощи и содействия в обустройстве на новом месте жительства;
- разработка и реализация
мер в области внешней
-защита прав мигрантов в соответствии с действующим законодательством и подготовка предложений по совершенствованию этого законодательства;
- организация контроля за миграционными процессами и миграционной ситуацией в стране;
- определение в соответствии с действующим законодательством правового статуса лиц, прибывающих или намеревающихся прибыть на территорию РФ.
18 января 1995г. Правительство
Российской Федерации приняло
Постановление №64 «О реализации
Федеральной миграционной
- разработку порядка выделения мест для размещения беженцев и вынужденных переселенцев из числа одиноких инвалидов, престарелых и детей-сирот;
- участие органов социальной защиты населения в разработке адаптационных программ;
- разработку предложений по методической разработке программы профориентации;
- разработку предложений по освидетельствованию мигрантов во ВТЭК;
- разработку системы
льгот для мигрантов,
- разработку международных
и межгосударственных
- реализацию мероприятий по социальной адаптации и трудовой реинтеграции. [9]
Отсутствие договоров
между Россией и республиками
бывшего СССР, членов СНГ, по
вопросам иммиграции, эмиграции
и беженцев создают
Проблема неконтролируемой
миграции обостряет
Для решения проблем,
связанных с незаконной
Таким образом, для мигрантов характерно добровольное или вынужденное изменение (потеря) прежней территориальности, что влечет за собой, как правило, временное или постоянное «поражение» многих из перечисленных, а также ряда других прав. Эти изменения болезненно оборачиваются для физического и психологического здоровья, духовности (чувства достоинства), профессиональной активности (трудоустройство по специальности) вынужденных мигрантов. При вынужденной миграции серьезно нарушается социальная интеграция человека: из одной природной и социальной среды он перемещается в другую, болезненно разрывая множество естественно-антропологических связей и искусственно создавая такие связи на новом месте. В этом сущность объекта социальной работы с мигрантами, потерпевшими «поражение» в социальных естественно-антропологических правах.
- Закон РФ «О беженцах» от 19 февраля 1993г.[1]
- Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993г.[2]
- Федеральный закон «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» от 24 мая 1999г.[3]
- Федеральный закон «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002г.[4]
- ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25 июля 2002г.[5]
Социальная политика является
одним из важнейших факторов, оказывающих
влияние на социальную работу в обществе
и способствующих защите интересов
человека, групп и слоев, их прав
и свобод. Социальную работу обычно
рассматривают как
Применительно к социальной работе методология – это система принципов и способов организации социальной работы с беженцами и вынужденными переселенцами на индивидуальном личностном, групповом и общинном уровнях, основы научного построения и практики социальной помощи нуждающимся.
В социальной работе с мигрантами выделяются два основных вида:
Практическая социальная
работа с мигрантами
Социальное направление включает в себя:
– проведение социальных консультаций;
–проведение мероприятий по социальной реабилитации в стационарных и нестационарных условиях;
– выявление лиц,
особо нуждающихся в
– социальная диагностика;
– помощь мигрантам в получении пенсий и пособий;
– содействие организации
групп самопомощи и
– выявление лиц с девиантным поведением из числа мигрантов и асоциальных семей;
– профилактика девиантного поведения;
– организация культурно-
– профилактика бездомности
(включая содействие в
– профилактика детской беспризорности;
– содействие возвращению
имущества мигрантов и
– взаимодействие
с различными государственными
учреждениями и общественными
организациями по вопросам
2. Социально-информационное
направление (работа
– информирование
мигрантов о деятельности
– сбор информации
о мигрантах (в том числе
и от самих мигрантов) и ее
систематизация в целях
– информирование
общественности относительно
Информация о работе Проблемы и перспективы социальной работы с мигрантами в Российской Федерации