Проблемы и перспективы социальной работы с мигрантами в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

Цель, на рассмотрение которой направлена данная курсовая работа, может быть сформулирована как определение и анализ основных методов, приемов, технологических подходов к социальной работе с обозначенной категорией лиц.
В соответствии с целью курсовой работы можно выделить основные задачи:
1. Раскрыть понятие «миграция» с точки зрения социальной работы.
2. Описать деятельность социальных служб с мигрантами, выявить основные формы и методы социальной работы с данной категорией лиц.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения социальной работы с мигрантами………………………………………………………………….
1.1. Мигранты как объект социальной работы…………………………... 6
1.2. Формы и методы социальной работы с мигрантами в Российской Федерации………………………………………………………………… 16
Глава 2. Анализ социальной работы с мигрантами в Российской Федерации (на примере Республики Бурятия)
2.1. Опыт социальной работы с мигрантами в Республике Бурятия …... 25
2.2. Проблемы и перспективы социальной работы с мигрантами в Республике Бурятия………………………………………………………... 33
Заключение…………………………………………………………………. 52
Список литературы……………………………………………………….... 53

Файлы: 1 файл

курсоваяАЛЬБ.docx

— 88.35 Кб (Скачать файл)

6) Реализованы Концепция демографического  развития Республики Бурятия  на период до 2010 года и План  мероприятий по ее реализации. На муниципальном уровне реализованы  муниципальные программы демографического  развития до 2010 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Проблемы и  перспективы социальной работы  с мигрантами в Республике  Бурятия

 

Миграции в Бурятии  во второй половине XX века - это сложный  комплекс взаимосвязанных, переселенческих  процессов, специфика которого определяется геополитическим положением и этнической неоднородностью республики.

С другой стороны, миграционные процессы обладают рядом значительных конструктивных моментов: они обеспечивают рост населения республики в условиях демографического кризиса, увеличивают  число трудоспособного населения, привнося в его состав наиболее активных и деятельных личностей, способствуют взаимообогащению различных этнических культур, развитию толерантного сознания, а также наращиванию опыта  в разрешении социальных и этнических конфликтов.

Сложившаяся на современном  этапе в крае ситуация в области  миграций требует, прежде всего, более  эффективной федеральной миграционной политики. Она должна строиться на основе учета интересов не только государства, но и общества, и отдельной  личности при соблюдении конституционных  прав и свобод граждан. Особенно это  касается политики, проводимой по отношению  к беженцам и вынужденным переселенцам. Свободная регистрация и более  либеральные нормы предоставления гражданства и вида на жительство позволят более успешно интегрировать  вынужденных мигрантов в принимающее  общество. При этом соответствующее  законодательство должно поддерживаться реальными экономическими механизмами. Кроме того, ведущим принципом  миграционной политики должно стать  контролируемое привлечение трудоспособных иммигрантов, как необходимое условие  прироста населения и обеспечения  квалифицированной рабочей силой.

В соответствии с этими  положениями и с учетом местных  особенностей необходимо проводить  региональную миграционную политику, обеспечивая качественно и количественно необходимый уровень миграций в республике.

В сочетании с нерешенностью  проблем жизнеобеспечения значительной части российских граждан, уже живущих  на этой территории, миграция может  еще больше усугубить и без  того напряженную ситуацию на рынке  труда, жилья, обострить межнациональные  конфликты. С другой стороны, прирост  трудоспособного населения мог  бы создать благоприятные возможности  для улучшения демографической  ситуации, что возможно только при  реализации эффективной государственной  политики в части подготовки на всех уровнях к приему, размещению и  обустройству мигрантов.

Изучать социальную адаптацию  мигрантов в Республике Бурятия  необходимо в связи с разработкой  новых подходов оптимизации государственного социального управления. В целом  все миграционные процессы, требуют  серьезного научного осмысления и выработки, действенных научно обоснованных мер  со стороны общества и государства, принятия решений, блокирующих негативные тенденции и обеспечивающих их прогрессивное  развитие.

С этой целью УФМС РБ было проведено социологическое исследование на тему социальной адаптации вынужденных  переселенцев и беженцев, состоящих  на учете в Управлении Федеральной  миграционной службы по Республике Бурятия. Информационной базой исследования стали материалы статистических наблюдений за 2012 г. и результаты анкетного  опроса, в котором приняли участие 20 вынужденных переселенцев и 5 беженцев.

Результаты опроса оказались  следующими: среди респондентов 35% мужчин и 65% женщин. 48% по национальности русские, 20% - буряты, 16% - корейцы, 8% - украинцы, 8% - таджики.

Анализ данных опроса показал, что основными проблемами, с которыми сталкиваются мигранты из новых независимых  государств после переезда в Республику Бурятию, являются трудоустройство в соответствии со специальностью и квалификацией и поиск подходящего жилья. Также значительные трудности возникают при регистрации, оформлении пенсий, медицинского страхования и других документов, получении полагающихся пособий и льгот. Кроме этого, часть переселенцев испытывает дискомфорт из-за недоброжелательного отношения местного населения и невнимания со стороны региональных властей, неблагоприятных климатических условий и непривычной социокультурной среды. От решения перечисленных проблем во многом зависит успешность адаптации мигрантов. (таблица 1).

Таблица 1

Проблемы, выделенные мигрантами из новых независимых государств, %

Проблемы

Доля, %

Не удалось устроиться на хорошую работу

36,7

Не удалось получить подходящее жилье

32,7

Другое

18,6

Трудности с получением полагающихся пособий и льгот

11,9

Трудно зарегистрироваться там, где хочешь

10,2

Трудно привыкнуть к новым условиям жизни

9,7

Трудности с оформлением  документов

8,4

Отсутствие поддержки  со стороны местных властей

8,0

Неподходящие климатические  условия

7,5

Затрудняюсь ответить

7,1

Непривычная социально-культурная среда

5,8

Недоброжелательное  отношение местного населения

3,5

Нет возможности  заниматься предпринимательством

2,2

Высокая преступность

0,9


 

В настоящее время проблема занятости воспринимается мигрантами как наиболее острая, заняв место  жилищной проблемы, лидировавшей на протяжении многих лет. Эта смена «лидерства»  была обусловлена, с одной стороны, углублением, экономического кризиса и сопровождающими его ростом безработицы и резким сокращением участия государства в обеспечении населения жильем, а с другой - изменением стереотипов поведения населения в жилищной сфере. Сегодня все большая часть граждан при решении жилищного вопроса рассчитывает не на бесплатное государственное жилье, а на приобретение или строительство собственного дома, или квартиры. Мигранты как наиболее активная часть общества быстрее других категорий населения усваивают новые модели «жилищного» поведения. Реализация этих моделей, прежде всего, предполагает наличие высокооплачиваемой работы.

Также опрос выявил, что  в целом характер занятости мигрантов  после переезда в край резко ухудшается. Так, после переселения число  лиц, имеющих постоянную работу или  собственное дело, уменьшилось на 32%, а численность незанятых в  экономике или на учебе увеличилась  в 2,3 раза. Распределение мигрантов  по видам занятости представлено в таблице 2.

Таблица 2.

Распределение мигрантов  по видам занятости до переезда в  Республику Бурятию и на момент опроса, %

Варианты ответов

До переезда в республику

В настоящее время

Постоянная работа по найму  в государственном учреждении, на предприятии

Постоянная работа по найму  в частной фирме, у частного лица

Собственное дело, предпринимательство

Индивидуальная трудовая деятельность

Временная или сезонная работа

Безработный(ая)

Неработающий пенсионер, инвалид

Студент(ка), учащийся(аяся)

Домохозяйка, отпуск по уходу  за ребенком

63,3

 

 

9,3

 

2,7

1,8

3,1

11,1

1,8

6,6

2,7

46,0

 

 

9,7

 

1,3

1,3

1,7

27,4

5,3

2,7

3,5


 

Следует отметить, что существенные сдвиги после переезда произошли  в отраслевой и профессионально-должностной  структурах работающих мигрантов. Значительно  увеличилась доля занятых в легкой и пищевой промышленности, сельском и жилищно-коммунальном хозяйствах, органах управления и сократилась - в строительстве, армии, милиции, банковской системе и налоговой службе. В  профессионально-должностной структуре  мигрантов после переселения  исчезла категория руководителей и специалистов высшего звена, существенно уменьшилась доля руководителей и специалистов среднего звена, кадровых военнослужащих, работников рыночных профессий (бухгалтеров, экономистов, специалистов по страхованию), увеличилась доля врачей, учителей, работников культуры, в два раза возросло число не ответивших на вопрос о занимаемой должности, профессии. Эти изменения были обусловлены отраслевой спецификой регионов выхода и регионов приема мигрантов, системой их расселения, ситуацией на рынках пруда и в какой-то степени нежеланием респондентов сообщать о понижении своего должностного статуса.

В результате исследования выявлена зависимость статуса занятости  от демографических характеристик и уровня образования. Мужчины с высшим образованием имеют более высокий статус (таблица 3). Наряду с этим доля безработных среди мигрантов довольно велика.

Среди тех, кто на момент проведения опроса имел постоянную работу, практически сразу ее получило 45% респондентов, сначала не имело такой  работы 40% опрашиваемых. Средняя продолжительность периода незанятости на постоянной основе у последней категории мигрантов составила 13 месяцев. Через миграционную службу или службу занятости нашли постоянную работу 14,5% респондентов, с помощью родственников и знакомых - 38,2% и самостоятельно трудоустроилось 29,8% мигрантов.

Переселенцы, не имеющие  постоянной работы» реализуют как  активные, так и пассивные стратегии  поведения, связанные с поиском  подходящего рабочего места. Соотношение между ними составляет 2:1. Не имели постоянной занятости менее 6 месяцев 34,1% мигрантов, от 6 до 8 - 13,6%, от 8 до 12 - 3,3%, более гола - 43%, т.е. почти для половины неработающих переселенцев характерны застойная и хроническая формы безработицы.

Таблица 3.

Распределение мигрантов  с различным уровнем образования  по роду занятий на момент опроса, %

 

Уровень образования

Неполное и общее среднее

Среднее специальное и  неоконченное высшее

Высшее

Все мигранты

     

Постоянная работа по найму  в государственном учреждении, на предприятии

43,3

48,0

45,0

Постоянная работа по найму  в частной фирме, у частного лица

6,7

12,0

7,5

Собственное дело, предпринимательство

1,7

0,8

2,5

Индивидуальная трудовая деятельность

1,7

1,6

0,0

Временная или сезонная работа

3,3

0,8

7,5

Безработный(ая)

33,3

26,4

22,5

Неработающий пенсионер, инвалид

5

4,8

5,0

Студент(ка), учащийся(аяся)

3,3

2,4

2,5

Домохозяйка, отпуск по уходу  за ребенком

1,7

3,2

7,5

Мужчины

     

Постоянная работа по найму  в государственном учреждении, на предприятии

50,0

53,7

75,0

Постоянная работа по найму  в частной фирме, у частного лица

8,3

11,1

8,3

Собственное дело, предпринимательство

2,8

1,9

8,3

Индивидуальная трудовая деятельность

0,0

0,0

0,0

Временная или сезонная работа

2,8

0,0

8,3

Безработный

27,8

24,1

0,0

Неработающий пенсионер, инвалид

5,6

5,6

0,0

Студент, учащийся

2,8

3,7

8,3

Женщины

     

Постоянная работа по найму  в государственном учреждении, на предприятии

33,3

44,3

32,1

Постоянная работа по найму  в частной фирме, у частного лица

4,2

12,9

7,1

Собственное дело, предпринимательство

0,0

0,0

0,0

Индивидуальная трудовая деятельность

4,2

2,9

0.0

Временная или сезонная работа

4,2

1,4

7,1

Безработная

41,7

28,6

32,1

Неработающий пенсионер, инвалид

4,2

4,3

10,7

Студентка, учащаяся

4,2

1,4

0,0

Домохозяйка, отпуск по уходу  за ребенком

4,2

5,7

10.7


 

Вторым условием, существенным образом, влияющим на адаптацию мигрантов в местах нового расселения, является обеспеченность жильем. До переезда в Бурятию большинство переселенцев имели хорошие жилищные условия. Среди опрошенных 92% проживало в отдельной квартире или в отдельном доме, их жилье в основном было благоустроенным и находилось в собственности членов семьи. После переезда для большинства из них ситуация изменилась в худшую сторону, на момент опроса 44% переселенцев не имело нормального жилья, получили, построили или купили в крае дом или квартиру 56% мигрантов. Жилье последних отличается меньшими размерами и более низким уровнем комфортности. Если до переезда коэффициент благоустройства жилья» занимаемого переселенцами, рассчитанный на основе показателей относительной важности отдельных видов благоустройства жилья и степени их распространенности, составил 0,64, то после переезда - 0,47; число комнат, приходящееся на одного члена семьи респондента, до переезда равнялось 0,9, после - 0,6. Эти изменения были обусловлены отсутствием средств у большинства мигрантов на приобретение более комфортного жилья и преимущественным их расселением в сельской местности, где традиционно жилье менее благоустроенно.

Отрицательным моментом является то, что более 40% трудоспособных вынужденных  мигрантов работают не по специальности  и, причем в сельской местности таких случаев в 3,5 раза больше, чем в городах. Более чем у четверти вынужденных мигрантов профессиональный статус понизился. Вызвано это отчасти тем, что относительная доступность жилья приводит мигрантов, прежде всего, в сельскую местность, где трудно найти работу вообще, не говоря уже о высококвалифицированном труде.

Характер социально-экономической  адаптации во многом имеет схожие негативные черты, как в городе так  и на селе. При этом наблюдается  нереализованность потенциала мигрантов  в социальной и экономической  сфере жизнедеятельности. Это выражено в личной оценке неудовлетворённости  работой и своего материального положения.

В новом социальном окружении, имеющем зачастую отличные от окружавших переселенца прежде, ценности, традиции, нормы, ему приходится приложить  много усилий, чтобы приобрести социальный статус, адекватный его уровню притязаний. Подавляющее большинство переселенцев отмечают, что их общественная жизнь на новом месте проживания практически прекратилась. «Состояние дискомфорта, которое переживают мигранты в связи с утратой прежнего социального статуса, приводит их наряду с другими причинами к созданию общественных организаций беженцев и вынужденных переселенцев, в деятельности которых они имеют возможность реализовать свой социальный потенциал».[29]

Информация о работе Проблемы и перспективы социальной работы с мигрантами в Российской Федерации