Продуктивная творческая деятельность как средство социализации в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:00, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - исследовать особенности развития творческих способностей в подростковом возрасте, теоретически обосновать и экспериментально проверить методики для определения уровня творческих способностей подростков.
Согласно объекту, предмету и цели определены следующие задачи:
1. Проанализировать научные труды по исследуемой проблеме и обобщить теоретические основы формирования творческих способностей у детей подросткового возраста;
2. На основе анализа психологической литературы рассмотреть основные подходы к проблеме творческих способностей, их диагностики и формирования;
3. Определить факторы, влияющие на развитие творческих способностей в подростковом возрасте;
4. Разработать психодиагностический комплекс для исследования творческих способностей и творческого потенциала школьников подросткового возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………………………………………..5
1.1. Теоретические основы развития творческих способностей в юношеском возрасте ……………..5
1.2. Содержание и формы понятия «творческие способности» ………………………………………10
1.3. Психологические особенности юношеского и подросткового возраста ……………………………….20
ГЛАВА 2. ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ……………………………………………………………………………………………….29
2.1. Характеристика методик исследования ……………………………………………………………29
2.2. Диагностика креативности по Джонсону………………………………………………………….35
2.3. Диагностика уровня невербальной креативности (творческих способностей)………………………...38
2.4. Диагностика самооценки творческого потенциала личности…………………………………………….42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………..48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………...50
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………………………………….53

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ 22.09.2013.doc

— 2.13 Мб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

КАФЕДРА _______________________________

                  (полное наименование кафедры)

 

ДОПУСКАЮ  К ЗАЩИТЕ

Зав. кафедрой ______________________

(полное наименование  кафедры)

 

________________И.О. Фамилия

                                                                              (подпись)

«___»____________2013 г.

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Продуктивная  творческая деятельность как средство социализации в юношеском возрасте

_________________________________________________________

(тема)

 

Выполнил студент  группы ___________

                                                                     (номер группы)

______________________  ____________

                  (И.О. Фамилия)                        (подпись, дата)

Специальность/направление  подготовки ________________________

                                                                                                    (шифр и наименование специальности)

Специализация/профиль _________________________________

Форма обучения ______________________

Научный руководитель __________________________  __________

                                             (ученая степень, должность, И.О. Фамилия)     (подпись, дата)

Консультанты:

___________________________   _____________________

(ученая степень,  должность, И.О. Фамилия)                        (подпись, дата)

___________________________   _____________________

(ученая  степень, должность, И.О. Фамилия)                         (подпись, дата)

 

Новосибирск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………….3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования выпускной квалификационной работы. Одной из важнейших задач психологической науки на современном этапе развития является решение проблемы формирования творческой личности, ведь развитие у людей творческого способа мышления давно превратилось в социальную необходимость. Новые условия и перспективы развития общества, общие тенденции научно-технического и экономического прогресса выдвигают все новые и новые требования к подготовке подрастающего поколения, станет в будущем залогом успешного существования человеческого сообщества. Но между пониманием проблемы и практическим воплощением в учебном процессе специализированных программ по развитию творческих способностей возникают трудности, связанные, прежде всего с недостаточной определенностью теоретических вопросов, в конце вызывает значительное количество практических осложнений.

Вопрос о  развитии творческих способностей детей  дошкольного и младшего школьного  возраста достаточно широко разрабатывалось  в психолого-педагогической литературе (Ю.З. Гильбух, В.Н. Дружинин, А. Леви, В.А. Моляко, О. Матюшкин, Л. Ф. Обухова, Н.В. Хазратова и мн.), однако формированию творческих способностей в более старшем, подростковом возрасте должное внимание не уделялось.

Объектом  исследования является развитие творческой деятельности как средства социализации.

Предметом - особенности формирования творческих способностей юношеском возрасте.

Цель  работы - исследовать особенности развития творческих способностей в подростковом возрасте, теоретически обосновать и экспериментально проверить методики для определения уровня творческих способностей подростков.

Согласно объекту, предмету и цели определены следующие задачи:

  1. Проанализировать научные труды по исследуемой проблеме и обобщить теоретические основы формирования творческих способностей у детей подросткового возраста;
  2. На основе анализа психологической литературы рассмотреть основные подходы к проблеме творческих способностей, их диагностики и формирования;
  3. Определить факторы, влияющие на развитие творческих способностей в подростковом возрасте;
  4. Разработать психодиагностический комплекс для исследования творческих способностей и творческого потенциала школьников подросткового возраста.

Теоретико-методологической основой исследования стали положения о единстве психики и деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн), принцип детерминации и субъективной активности в их взаимосвязи (К. А. Абульханова -Славская, Б.Г.Ананьев, Г. А. Балл, А. В. Брушлинский, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, С. Д. Максименко, А. Роменец, С. Л. Рубинштейн ) принцип системного подхода в психологии (Б. Г. Ананьев, И. Д. Бех, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Д. Максименко, А. Моляко, В. А. Семиченко, В. Скрипченко и др.) системно-структурный подход к изучению способностей (Л. С. Выготский, Г. С. Костюк, Б. Ф. Ломов, В. М. Мьясищев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков); принцип психолого-педагогического содействия становлению и развитию личности (Л. И. Божович, М. И. Боришевский, В. Давыдов, Г. С. Костюк, Н. Ю. Максимова, М. С. Неймарк, Т. М. Титаренко, П. Р. Чамата, Н. В. Чепелева, Д.И.Фельдштейн) принцип единства теории и практики психолого-педагогического исследования (Л. С. Выготский, К. Дусавицький, В. Запорожец, Г. С. Костюк, Б. Ф. Ломов, Г. В. Ложкин, С. Д. Максименко).

Методы  исследования. Для решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и экспериментальных методов. В частности применялся теоретический анализ, сравнение, систематизация и обобщение психологической литературы по проблеме исследования. Это дало возможность определить степень разработанности проблемы. В процессе проведения эмпирического исследования, для анализа результатов и получения выводов использовались такие методы: анкетирование и тестирование, в том числе для диагностики уровня творческих способностей использованы тест креативности Джонсона, тест для диагностики уровня невербальных творческих способностей, а также тест-самооценку творческого потенциала личности.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

  1. Обоснованы теоретические основы развития творческих способностей школьников подросткового возраста;
  2. Определены особенности психодиагностики уровня творческих способностей подростков.

Практическое  значение исследования заключается в том, что разработанная методика психодиагностики творческих способностей подростков можно внедрять в деятельность школьных психологов. Материалы исследования могут быть использованы при преподавании учебных курсов «Психологическая» для студентов будущих педагогов и психологов. Результаты исследования могут быть использованы при написании научных работ по этой проблематике, а также смежных дисциплин.

Структура выпускной квалификационной работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

1.1. Теоретические основы развития творческих способностей в юношеском возрасте

 

В настоящее  время важнейшим интеллектуальным компонентом творчества считается преобладание у подростков дивергентного мышления. Значительная часть индивидуумов, достигших юношеского возраста, характеризуется отсутствием интереса к познавательной деятельности, но есть и другие ребята, которые проявляют подлинный интерес к учебе и творчеству. Развитие интеллекта у подростков на данном этапе тесно связано с развитием у них творческих способностей.

В.И. Барко отмечает, что граница между подростковым и юношеским возрастом достаточно мала, что целесообразным является объединение подросткового и юношеского возраста в один возрастной период. Характеризуя развитие психических познавательных процессов в период юности, следует сказать, что в старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы приобретают такие качества, которые делают их более совершенными и гибкими, причем развитие средств познания очень часто опережает собственно личностное развитие детей [4, с.17].

Г. Я. Буш считает, что творческий потенциал личности не сводится к качеству ее интеллекта. Экспериментальные исследования отечественных психологов Д. Б. Богоявленской (1976), В. А. Петровского (1975) и др. свидетельствуют, что, в отличие от простои целесообразной деятельности, творчество имеет целеполагающий характер. Причем интеллектуальное творчество является частным случаем более общего свойства активности субъекта, включая его готовность и способность к самоизменению. Это свойство проявляется в любой деятельности — в социальной активности, художественном творчестве, способности вырабатывать моральное решение и т.д. [10, с.36]

Возрастные  параметры  творчества и  сопутствующие свойства сегодня пока изучены недостаточно. Чтобы стать творчески продуктивным, юноша нуждается в большей интеллектуальной дисциплине и собранности, отличаясь этим от своих импульсивных сверстников.

Взрослый, человек стремиться к привычному, устойчивому, знакомому. Конкретные личностные свойства творчески одаренных юношей могут существенно различаться. По мнению А.В. Петровского, «научное творчество должно сочетаться с высокими общими показателями интеллекта, способностью к абстрактно-логическому мышлению. Много значат условия воспитания. Так, у одаренного юноши с затрудненным самовыражением могут быть обнаружены черты тревожности и невротизма, которые отсутствуют у того, кому семья и школа помогли раскрыть и реализовать свои способности» [42, с.116].

Творческие достижения статистически не связаны с учебной успеваемостью в школе. Данное явление обусловлено тем, что, поскольку школьная программа строго регламентирована, детское и юношеское творчество гораздо полнее и ярче проявляется вне класса, поэтому одно из высших умений учителя состоит в том, чтобы своевременно распознать сферу творческой индивидуальности юношей и девушек и стимулировать ее развитие в желательном направлении.

Анализ научной  литературы (Б. Ананьев, Д. Богоявленська, О. Дяченко, К. Дункер, Костюк, Н. Лейтес, О.Матюшкин, В. Моляко, К.Платонов, Я. Пономарьов, С.Рубинштейн Б.Теплов, В.Юркевич и др.).  По исследуемой проблеме позволил определить ряд существенных для выпускной квалификационной работы положений о:

  1. Способности как индивидуально-психологические особенности, определяющие межиндивидуальные различия, это положение имеет исключительное значение для диагностики творческих способностей и определения общего и индивидуального в их выявлении и развития;
  2. Способности как индивидуальные особенности, обусловливающие успешность определенной или нескольких видов деятельности; в связи с этим особое значение приобретает вопрос о качественных характеристиках деятельности, в которой способности проявляются, реализуются и развиваются;
  3. Способности как сложное психическое образование, имеющее компонентную структуру, поскольку:

А) в процессе конкретной деятельности формируются  не только соответствующие общие  способности, но и начальные элементы специальных способностей к другим смежным сферам;

Б) развитие общей (сложной) способности зависят от прочности, устойчивости и разнообразия связей между отдельными компонентами ее структуры наряду со степенью ее развития в целом, во взаимосвязи и взаимозависимости между ними [3, с.132].

4. Способности как психические качества, «сосредотачивают в себе всю психологию человека» и не могут рассматриваться отдельно от направленности, опыта, психических процессов, эмоциональных состояний; это положение акцентирует на творческом потенциале личности, необходимость исследовать творческие способности личности, как в индивидуально-психологическом, так и в социально-психологическом аспектах.

Теоретический анализ показал, что творческая деятельность человека обусловливается специфической  способностью, которая получила название креативность.

По мнению Е. Батоврина, креативность - это интегративная, динамическая личностная характеристика, определяющая способность к творчеству и является одним из условий самореализации личности. Ее основным процессом является дивергентное мышление. Творческие способности или креативность - явление многокомпонентное, которое тесно связано с личностными и мотивационными переменными [5, с.36].

Подходы к изучению творческих способностей, рассматриваются  преимущественно как когнитивный  феномен с применением количественных методов их измерения (Дж. Гилфорд, Ф. Баррон, Д. Заррингтон, М. Уаллах, Е. Торренс, М. Холодный и другие) [6, с.128].

По мнению Л.С. Выгодского, творческие способности - это способность привносить что-то новое в опыт, выдвигать оригинальные идеи в условиях решения или определения новых проблем, осознавать недостатки, противоречия, формировать гипотезы. При этом критериями творческого мышления является скорость, оригинальность, гибкость, осознанность, фантастичность, стремление к интеллектуальной новизны и т.д. [11, с.128].

Время на основе анализа работ отечественных  и зарубежных ученых (В. Андреева, А. Богоявленська, В. Дружинин, В. Моляко, Я. Пономарьов и другие)  можно подчеркнуть, что проявление и становления творческих способностей являются неотделимыми от развития и развитости других признаков личности, среди которых исследователи выделяют: смелость, независимость суждений, склонность к отрицанию привычного, оригинальность, умственную открытость, чувствительность к новому и необычному, высокую толерантность к неопределенным ситуаций, инициативность, интенсивную поисковую мотивацию, склонность к самоактуализации. В этом контексте творческие способности рассматриваются, как постоянная и уверена готовность личности к самостоятельной поисковой деятельности, к принятию самостоятельных решений в неопределенных или сложных ситуациях, положительная познавательная активность [9, с. 99].

Информация о работе Продуктивная творческая деятельность как средство социализации в юношеском возрасте