Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:00, дипломная работа
Цель работы - исследовать особенности развития творческих способностей в подростковом возрасте, теоретически обосновать и экспериментально проверить методики для определения уровня творческих способностей подростков.
Согласно объекту, предмету и цели определены следующие задачи:
1. Проанализировать научные труды по исследуемой проблеме и обобщить теоретические основы формирования творческих способностей у детей подросткового возраста;
2. На основе анализа психологической литературы рассмотреть основные подходы к проблеме творческих способностей, их диагностики и формирования;
3. Определить факторы, влияющие на развитие творческих способностей в подростковом возрасте;
4. Разработать психодиагностический комплекс для исследования творческих способностей и творческого потенциала школьников подросткового возраста.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………………………………………..5
1.1. Теоретические основы развития творческих способностей в юношеском возрасте ……………..5
1.2. Содержание и формы понятия «творческие способности» ………………………………………10
1.3. Психологические особенности юношеского и подросткового возраста ……………………………….20
ГЛАВА 2. ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ……………………………………………………………………………………………….29
2.1. Характеристика методик исследования ……………………………………………………………29
2.2. Диагностика креативности по Джонсону………………………………………………………….35
2.3. Диагностика уровня невербальной креативности (творческих способностей)………………………...38
2.4. Диагностика самооценки творческого потенциала личности…………………………………………….42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………..48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………...50
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………………………………….53
Программа состоит из четырех блоков:
1) «Я – Я» (общение с самим собой);
2) «Я – Другой» (общение с другими);
3) «Я – общество» (общение с общественными институтами);
4) «Я – мир» (как я исследую этот мир).
В каждом из этих блоков развиваются возможности выявления и проявления собственной индивидуальности применительно к различным областям взаимодействия: с самим собой, с другим человеком, с коллективом людей и с предметным миром. Важнейшим условием реализации собственной индивидуальности - а следовательно, и развития творчества - мы считаем взаимодействие детей и взрослых в соответствии с принципами гуманистической психологии: безоценочность, принятие других, психологическая безопасность и поддержка. Другим столь же важным условием развития творчества является содержание программного материала, демонстрирующего различные аспекты человеческой индивидуальности, с которым работает учитель-экспериментатор.
В нашей работе будут использованы следующие методики:
В настоящее время для изучения уровня развития творческого мышления (креативности) детей дошкольного и школьного возраста наиболее часто применяются следующие психодиагностические методики: вербальные и образные тесты творческого мышления Торренса и батарея тестов креативности Туник. Последняя создана на базе креативных тестов Гилфорда. Отсутствует экспресс-метод, позволяющий быстро и качественно провести психодиагностику креативности. Для достижения данной цели был адаптирован опросник креативности Джонсона.
Под креативностью мы понимаем способность, порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, необходимых для становления способности к творчеству. Опросник креативности основан на двух подходах к данной проблеме.
По Торренсу, креативность проявляется при дефиците знаний; в процессе включения информации в новые структуры и связи; в процессе идентификации недостающей информации; в процессе поиска новых решений и их проверки; в процессе сообщения результатов.
По Джонсону (1973), креативность проявляется как неожиданный продуктивный акт, совершенный исполнителем спонтанно в определенной обстановке социального взаимодействия. При этом исполнитель опирается на собственные знания и возможности.
Опросник креативности (ОК) фокусирует наше внимание на тех элементах, которые связаны с творческим самовыражением.
ОК — это объективный, состоящий
из восьми пунктов контрольный список
характеристик творческого
При работе с ОК можно быстро самостоятельно произвести подсчеты. Заполнение опросника требует 10–20 минут.
Для оценки креативности по ОК эксперт наблюдает за социальными взаимодействиями интересующего нас лица в той или иной окружающей среде (в классе, во время какой-либо деятельности, на занятиях, на собрании и т.д.).
Данный опросник позволяет также провести самооценку креативности (учащимися старшего школьного возраста).
Каждое утверждение опросника оценивается по шкале, содержащей пять градаций (см. «Возможные оценочные баллы»). Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка — 8, максимальная оценка — 40 баллов). В таблице 2.1 представлено соответствие суммы баллов уровням креативности.
Соответствие суммы баллов уровням креативности
Уровень креативности |
Сумма баллов |
Очень высокий |
40-34 |
Высокий |
33-27 |
Нормальный, средний |
26-20 |
Низкий |
19-15 |
Очень низкий |
14-8 |
/Таблица составлена автором/
Для определения надежности Джонсон сравнивал между собой данные, полученные от разных респондентов (экспертов), которые проводили оценку творческих возможностей одних и тех же учеников в различных ситуациях.
По Джонсону, коэффициент корреляции
между данными различных
Нами также была проведена оценка надежности ОК. Для оценки ретестовой надежности был рассчитан коэффициент корреляции рангов Спирмена (интервал — три месяца), который оказался равным 0,79 (объем выборки — 46 детей). Для сопоставления между собой данных различных экспертов (экспертами являлись три учителя, преподающие разные предметы), были найдены коэффициенты корреляции Спирмена.
Для выборки детей 13-ти лет величина коэффициента корреляции находилась в пределах от 0,51 до 0,71, для выборки детей 15-ти лет — от 0,49 до 0,78, для выборки детей 17-ти лет — от 0,58 до 0,79. Наши показатели, характеризующие согласованность между различными экспертами, несколько ниже, чем соответствующие показатели Джонсона. Следует также отметить, что с увеличением возраста детей согласованность данных различных экспертов между собой возрастает.
В работах Джонсона приводятся различные корреляционные данные, направленные на определение внешней валидности ОК. Джонсон сообщает (1975), что существует значимая положительная корреляция между данными ОК и данными методики «Социальное взаимодействие и креативность в коммуникационной системе». Также сообщается о существовании положительной корреляции между ОК и вербальной батареей тестов творческого мышления Торренса (r = 0,56), между ОК и тестом отдаленных ассоциаций (r = 0,51). Джонсон приводит данные о корреляции между ОК и отдельными субтестами теста Векслера. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена между ОК и данными теста интеллекта Векслера равен 0,62 (объем выборки — 46 детей от 13-ти до 18-ми лет). Также отмечено наличие отрицательной корреляции между данными ОК и шкалой локуса контроля для детей (тест Новински — Стрикленда). Можно сказать, что существует отрицательная связь между креативностью и экстернальностью, то есть убеждением учащихся в том, что их поведение в значительной степени зависит от удачи, случая, судьбы и влияния других людей.
Нами получена положительная корреляция между ОК и вербальными тестами Торренса (коэффициент корреляции Спирмена равен 0,42); между ОК и образными тестами Торренса (коэффициент корреляции Спирмена равен 0,57). Корреляция между ОК и данными батареи креативных тестов Туник (5) характеризуется коэффициентом корреляции Спирмена, равным 0,44. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена между ОК (при самооценке подростков) и креативными тестами Туник равен 0,52, а коэффициент корреляции Спирмена между самооценкой и экспертной оценкой креативности по ОК (экспертами являлись три школьных педагога) равен 0,44.
Получены интересные данные об отсутствии значимой корреляции между ОК и школьной успешностью (средний школьный балл за учебный год). Корреляция между ОК и личностной тревожностью также незначима. Существует значимая положительная корреляция между ОК и данными теста «Прогрессивные матрицы Равена» (r = 0,48), а также между ОК и показателями теста ШТУР (r = 0,41). Все полученные данные свидетельствуют о возможности применения ОК Джонсона в качестве психодиагностического инструмента для оценки творческих проявлений, доступных прямому наблюдению. ОК может быть использован только как метод экспресс-оценки, со всеми вытекающими отсюда ограничениями. Опросник предназначен для психологов, а также может применяться педагогами после предварительной консультации со школьным психологом.
Тест может проводиться в индивидуальном или групповом варианте. Для создания благоприятных условий тестирования руководителю необходимо минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на свободное проявление своих скрытых способностей. При этом лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, т.е. не нужно сообщать о том, что тестируются именно творческие способности (особенно творческое мышление). Тест можно представить как методику на “оригинальность”, возможность выразить себя в образном стиле и т.д. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1 - 2 мин. При этом необходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят.
Предлагаемый вариант теста представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые, испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, которые не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.
В тесте используются следующие показатели креативности:
Это задание поможет выяснить, насколько творческой личностью мы себя считаем. Среди следующих коротких предложений мы найдём такие, которые определенно подходят лучше, чем другие. Их следует отметить знаком «X» в колонке «В основном верно». Некоторые предложения подходят лишь частично, их следует пометить знаком «X» в колонке «Отчасти верно». Другие утверждения не подойдут совсем, их нужно пометить знаком «X» в колонке «В основном неверно». Те утверждения, относительно которых мы не можем придти к решению, нужно пометить знаком «X» в колонке «Не могу решить». Ставим знак «X» в ту колонку, которая более всего подходит нам. На каждый вопрос выбирать только один ответ. Номера заданий тестовой тетради соответствуют номерам на листе ответов.
Как уже отмечалось, мы рекомендуем проводить данный этап тестирования для детей, начиная с 5 класса школы. При этом возможен такой способ проведения. Ребенку выдается тестовая тетрадь, содержащая инструкцию и вопросы опросника. Также выдается лист ответов, на котором ребенок отмечает свои ответы. Следует предупредить детей, что ставить свои ответы можно только на листе ответов. Нельзя ничего писать в тестовой тетради. Причем оптимально, когда психолог зачитывает утверждения опросника вслух, а ребенок читает их про себя и самостоятельно отмечает свой ответ.
Форма проведения тестирования — групповая. Время заполнения опросника не ограничено. Требуется около 20-30 минут, в зависимости от возраста детей.
При оценке данных
опросника используются четыре фактора,
тесно коррелирующие с творческ
При обработке данных используется шаблон, который можно накладывать на лист ответов теста. Отверстия в шаблоне показывают ответы, соответствующие оценке два (2) балла, также на шаблоне отмечены коды для четырех факторов, оцениваемых в тесте. Все ответы, находящиеся на клетках, не попадающих в отверстия, получают один (1) балл, кроме последней колонки «Не знаю». Ответы в этой колонке получают минус один (-1) балл в сырых баллах и вычитаются из общей оценки. Использование этой колонки дает право «наказать» недостаточно творческую, нерешительную личность. Код фактора четвертой колонки на шаблоне используется, чтобы показать, который из четырех факторов относится к каждому отдельному вопросу. Этот опросник разработан для того, чтобы оценить, в какой степени способными на риск (с пометкой Р), любознательными (Л), обладающими воображением (В) и предпочитающими сложные идеи (С) считают себя испытуемые. Из 50 пунктов 12 утверждений относятся к любознательности, 12 — к воображению, 13 — к способности идти на риск, 13 утверждений к фактору сложность.
Если все ответы совпадают с отверстиями ключа шаблона, то суммарный сырой балл может быть равен 100 баллам, если не отмечены пункты «Не знаю». Если учащийся дает все ответы, которые не видны в отверстия шаблона, то его сырая оценка может составить 50 очков, если ни один пункт не помечен надписью «Не знаю». Чем выше сырая оценка человека, испытывающего позитивные чувства по отношению к себе, тем более творческой личностью, любознательной, с воображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах он является; все вышеописанные личностные факторы тесно связаны с творческими способностями. Могут быть получены оценки по каждому фактору теста (способность пойти на риск, воображение и т. д.) в отдельности, а также суммарная оценка. Оценки по факторам и суммарная сырая оценка лучше демонстрируют сильные (высокая сырая оценка) и слабые (низкая сырая оценка) стороны ребенка. Оценка отдельного фактора и суммарный сырой балл могут быть впоследствии переведены в стандартные баллы и отмечены на индивидуальном профиле учащегося.
Таким образом, усилия педагогов в ходе работы направляются на то, чтобы, с одной стороны, продемонстрировать детям широкий веер индивидуальных различий, а с другой - оказать безусловную поддержку этим различиям и показать безусловную самоценность каждой личности. В результате дети приходят к осознанию собственной индивидуальности и ее отличия от индивидуальности других людей. Выражение собственной индивидуальности является не чем иным, как выражением своих чувств, относящихся к какому-либо событию, какой-либо ситуации. Поэтому необходимо создавать детям условия и возможности для эмоционального самовыражения, когда дети используют такие способы, которыми они, никогда не пользовались до сих пор и которые не могли им предложить ни родители, ни учителя. Для обеспечения возможностей эмоционального самовыражения используются ощущения всех сенсорных модальностей: запах, вкус, цвет, тактильные, звуковые, зрительные ощущения. Дети обучаются распознавать свои ощущения во всех этих модальностях и выражать их вербально. Средством развития творчества, помимо всего прочего, такое обучение является еще и потому, что ребенок видит возможность реагировать по-разному на одну и ту же ситуацию. В результате ломка шаблонов эмоционального реагирования обеспечивает возможность выработки собственного, индивидуального, неповторимого репертуара эмоционального реагирования. Для оснащения детей средствами эмоционального самовыражения используется различный материал: литературные произведения, проблемные ситуации, драматизация ситуаций, придуманных детьми, конфликтные ситуации из жизни или литературы, различные игры. Все эти понятия направлены на развитие у детей умения распознавать и выражать собственные эмоциональные состояния.