Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:00, дипломная работа
Цель работы - исследовать особенности развития творческих способностей в подростковом возрасте, теоретически обосновать и экспериментально проверить методики для определения уровня творческих способностей подростков.
Согласно объекту, предмету и цели определены следующие задачи:
1. Проанализировать научные труды по исследуемой проблеме и обобщить теоретические основы формирования творческих способностей у детей подросткового возраста;
2. На основе анализа психологической литературы рассмотреть основные подходы к проблеме творческих способностей, их диагностики и формирования;
3. Определить факторы, влияющие на развитие творческих способностей в подростковом возрасте;
4. Разработать психодиагностический комплекс для исследования творческих способностей и творческого потенциала школьников подросткового возраста.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………………………………………..5
1.1. Теоретические основы развития творческих способностей в юношеском возрасте ……………..5
1.2. Содержание и формы понятия «творческие способности» ………………………………………10
1.3. Психологические особенности юношеского и подросткового возраста ……………………………….20
ГЛАВА 2. ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ……………………………………………………………………………………………….29
2.1. Характеристика методик исследования ……………………………………………………………29
2.2. Диагностика креативности по Джонсону………………………………………………………….35
2.3. Диагностика уровня невербальной креативности (творческих способностей)………………………...38
2.4. Диагностика самооценки творческого потенциала личности…………………………………………….42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………..48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………...50
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………………………………….53
На основе анализа литературы и собственного обобщения проблемы можно определить содержание понятия «творческие способности».
По мнению П.Я. Гальперина, творческие способности - это совокупность индивидуально-психологических особенностей личности, которые обеспечивают успешность выполнения творческой деятельности [12, с.69].
Е.П. Ильин считает, что интеллект выступает своеобразной базой, определяющей проявление и развитие творческих способностей. Дальнейшее их развитие не коррелирует напрямую с развитием интеллекта, а характеризуется растущим влиянием социальных факторов, активности самого индивида, его жизненного опыта. Трактовка разными авторами понятия «творческие способности» определяется их подходами к объяснению природы данного феномена [25, с.10].
Все подходы к пониманию творчества можно условно разбить на четыре группы:
М.В. Гамезо считает, что проблема развития творческих способностей личности не сводится к выработке конкретных задач, а должен рассматриваться в плоскости «личность - социальное окружение». В связи, очень важным является анализ социальной ситуации развития - места личности в системе социальных отношений. Система социальных отношений только тогда становится ситуацией развития, когда ее требования воспринимаются личностью как актуальные именно для нее. Социальная ситуация развития влияет на развитие не только творческих способностей, но и ценностных ориентаций, определенных знаний, умений, навыков, что необходимо учитывать при организации занятий с младшими школьниками [13, с.112].
Природа способностей отечественными учеными трактуется с позиций деятельностного, функционально-генетического и субъектного подходов. Представители деятельностного подхода (Л. Выготский, С.Рубинштейн, Б.Теплов и др.). Рассматривают способности как свойства или особенности личности, обусловливающие успешность выполнения деятельности.
Представители функционально-генетического подхода (Е.Ильин, Б. Русалов и др.). Рассматривают способности с позиций функциональных систем, а генезис способностей - с позиций наследственности.
Особенность субъектного подхода (Т.Артемгева, С.Науменко, М. Холодный, В.Москвина и др.). Состоит в том, что творческие способности рассматриваются не как изолированная, относительно самостоятельная качество человека, а как существенно необходимая составляющая его жизнедеятельности. При таких условиях качественные различия являются следствием определенного качества жизнедеятельности личности от жизненных ориентиров и ценностей к решению практических задач (учебных, социальных и т.п.).
Если проанализировать основные подходы к трактовке природы и детерминации творческих способностей, то можно отметить что, Р. Стернберг и Е. Григоренко выделяют семь подходов: мистический, коммерческий, психоаналитический, психометрический, познавательный, социально-личностное и интегральный. Кроме этих направлений, в исследовании природы и детерминации творчества традиционными являются: биологизаторские (Г. Гутман, В. М. Бехтерев, В. М. Вильчек, Я. Парандовский), психологические теории природы творчества (Т. Рибо, З. Фрейд, А. Адлер, Э. Крис, Л. Кубе, С. Ариети, Р. Мэй, А. Ротенберг и др.) гештальтиський (М. Вертгеймер и др.) гуманистический (Ш. Бюллер, А. Маслоу, Дж. Олпорт, К. Роджерс, Н. Роджерс, Э. Фромм).
М. И Еникеев отмечает, что на развитие творческих способностей оказывает влияние большое количество факторов, по-разному представлены в каждом конкретном случае. Факторы, с которыми могут быть связаны творческие способности в подростковом возрасте, можно условно разделить на внешние и внутренние. К внешним можно отнести такие факторы микросреды, как: характер и систему семейного воспитания, влияние школы и общения со сверстниками. К внутренним детерминантов творческих способностей относятся: возрастные и индивидуально-психологические особенности личности, половые различия, психопатологические проявления (акцентуации характера), стиле (стратегии) организации мыслительной деятельности. Анализ этих факторов очень важен для определения путей развития и формирования творческих способностей в подростковом возрасте [24, с. 231].
Подростковый
возраст характеризуется
Исследователей всего мира остро интересуют вопросы поиска способов формирования творческих способностей. Среди самых распространенных - тренинги интеллекта и эмоционально-личностной сферы, методы развития творческого и критического мышления. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что, наряду с другими, наиболее адекватным методом решения проблемы формирования творческих способностей в подростковом возрасте является проблемное обучение. На основании проанализированных исследований можно утверждать, что способности - это устойчивые индивидуально-психологические свойства личности, которые являются необходимым внутренним условием ее успешной деятельности. Задатки как анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы является естественной основой возникновения и функционирования способностей, но с понятием «способности» не отождествляются.
В общетеоретическом плане учеными обоснована необходимость и механизмы формирования способностей в процессе обучения и воспитания. При этом их развитие происходит эффективнее при условии учета, как генетических предпосылок, так и социокультурных влияний среды.
Общепризнанным
является положение о том, что
способности формируются в
Таким образом, анализ теоретических исследований позволил определить понимание интегративного характера творческих способностей, в котором переплетаются мотивационные, когнитивные, эвристические, операционные и другие факторы. Творчество рассматривается как продуктивная человеческая деятельность, способна порождать качественно новые материальные и духовные ценности, как деятельность, направленная на самовыражение и самоактуализацию личности, как взаимодействие - источник всякого развития и т.п. Синтез понятий «способности» и «творчество» обусловил рабочее определение творческих способностей как комплекса индивидуально-психологических свойств личности, являющиеся субъективными условиями успешного выполнения творческой деятельности.
А.Н. Леонтьев определяет творчество как умственную и практическую деятельность, результатом которой является создание оригинальных, неповторимых ценностей, выявление новых фактов, свойств, закономерностей, а также методов исследования и преобразования материального мира или духовной культуры, если же он новый только для его автора, то новизна субъект Объективная и не общественного значения [28, с.44].
Объясняя свою позицию по вопросам творчества, известный психолог Л.С. Выготский отмечал, что «творческой называют такую деятельность, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью любой вещью внешнего мира или построением ума или чувства, которое живет и проявляется только в самом человеке. Утверждая, что творчество является необходимым условием существования и все, что выходит за пределы рутины и в чем содержится хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека» [11, с.20].
Психолог Е.И. Рогов, который очень широко трактует понятие «творчество», определял это понятие как «механизм продуктивного развития» и не считал «новизну» решающим критерием творчества [43, с.198].
Украинский психолог В. Моляко, раскрывая сущность творчества с позиций психологии, отмечает, что «под творчеством понимают процесс создания чего-то нового для данного субъекта. Поэтому понятно, что творчество в той или иной форме не является талантом «избранных», она доступна каждому. И школьник, усваивает новые знания, решает новую, незнакомую задачу, и рабочий, выполняющий новое техническое задание, и комбайнер, которому нужно в процессе уборки урожая учесть влажность колосья, направление ветра - все они занимаются творчеством, решают творческие задачи» [36, с.88].
Творческая личность - это человек, способный проникать в суть идей и воплощать их вопреки всем препятствиям до получения практического результата. Как отмечает В. Моляко, основными методами изучения творчества являются методы наблюдения, самонаблюдения, биографический метод (изучение биографий выдающихся людей, творцов в определенных областях науки, культуры, техники и др.)., Метод изучения продуктов деятельности (учащейся частности), тестирование, анкетирование, экспериментальные методы, хотя применение последних связано со значительными трудностями, поскольку любой творческий процесс является оригинальным, единственным в своем роде, такой, что не воспроизводится точно в том же виде при повторном наблюдении [36, с.92].
Чтобы диагностировать и систематически формировать творческую личность в процессе обучения, надо знать ее свойства, творческие черты ее характера. Ученые-исследователи выделяют такие основные свойства личности: смелость мысли, склонность к риску; фантазия; представление и воображение; проблемное видение умение преодолевать инерцию мышления, способность выявлять противоречия умение переносить знания и опыт в новые ситуации; независимость; альтернативность; гибкость мышления, способность к самоуправлению.
Выделяют еще такие свойства личности: возникновение направленного интереса к определенной области знаний еще в детские годы; сосредоточение на творческой работе, направленность на выбранное направление деятельности, большая работоспособность подчиненность творчества духовной мотивации; устойчивость, твердость в творчестве, даже упрямство; увлечение работой [40, с.57].
В. Моляко считает одним из основных качеств личности стремление к оригинальности, к новому, отрицание привычного, а также высокий уровень знаний, умений анализировать явления, сравнивать их, устойчивый интерес к определенной работе, сравнительно быстрое и легкое усвоение теоретических и практических знаний в этой области, систематичность и самостоятельность в работе [36, с.96].
В исследовании В. И. Слободчикова показано, что потребности и способность к творческому труду развиваются как минимум с 5 лет. Главным фактором, определяющим это развитие, является содержание взаимоотношений ребенка со взрослым, позиция, занимаемая взрослым по отношению к ребенку (см. табл. 1) [45, с.162].
Таблица 1
Детерминанты развития потребности и способности к творчеству
Психическое новообразовании |
Позиция взрослого |
Место ребенка |
Значение деятельности |
Новообразование |
Потребность |
«Ты не можешь» |
Сюжетно-ролевая игра |
Имитация труда |
Способность играть — потребность в игре |
действовать как взрослый |
«Ты можешь» |
Творческий труд |
Выполнение творческих действий |
Способность к творчеству — потребность в творчестве |
В ходе социализации устанавливаются весьма специфические отношения между творческой личностью и социальной средой. Во-первых, часто креативы испытывают дискриминацию в школе из-за ориентации обучения на «средние оценки», унификации программ, преобладания жесткой регламентации поведения, отношения учителей. Учителя, как правило, оценивают креативов как «выскочек», демонстративных, истеричных, упрямых и т. д. Сопротивление креативов репродуктивным работам, их большая чувствительность к монотонии расценивается как лень, упрямство, глупость. Часто талантливые дети становятся объектом преследований сверстников-подростков.
Примем условно, что верна гипотеза о позитивном влиянии среды на формирование креативности. Развитие креативности проходит как минимум две фазы:
1. Развитие «первичной»
креативности как общей