Продуктивная творческая деятельность как средство социализации в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:00, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - исследовать особенности развития творческих способностей в подростковом возрасте, теоретически обосновать и экспериментально проверить методики для определения уровня творческих способностей подростков.
Согласно объекту, предмету и цели определены следующие задачи:
1. Проанализировать научные труды по исследуемой проблеме и обобщить теоретические основы формирования творческих способностей у детей подросткового возраста;
2. На основе анализа психологической литературы рассмотреть основные подходы к проблеме творческих способностей, их диагностики и формирования;
3. Определить факторы, влияющие на развитие творческих способностей в подростковом возрасте;
4. Разработать психодиагностический комплекс для исследования творческих способностей и творческого потенциала школьников подросткового возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………………………………………..5
1.1. Теоретические основы развития творческих способностей в юношеском возрасте ……………..5
1.2. Содержание и формы понятия «творческие способности» ………………………………………10
1.3. Психологические особенности юношеского и подросткового возраста ……………………………….20
ГЛАВА 2. ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ……………………………………………………………………………………………….29
2.1. Характеристика методик исследования ……………………………………………………………29
2.2. Диагностика креативности по Джонсону………………………………………………………….35
2.3. Диагностика уровня невербальной креативности (творческих способностей)………………………...38
2.4. Диагностика самооценки творческого потенциала личности…………………………………………….42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………..48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………...50
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………………………………….53

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ 22.09.2013.doc

— 2.13 Мб (Скачать файл)

2. Подростковый  и юношеский возраст (возможно, от 13 до 20 лет). В этот период на  основе «общей» креативности  формируется «специализированная» креативность: способность к творчеству, связанная с определенной сферой человеческой деятельности, как ее «обратная сторона», дополнение и альтернатива. На этом этапе особо значимую роль играет профессиональный образец, поддержка семьи и сверстников. Но главное, юноша определяет для себя «идеальный образец» творца, которому он стремится подражать (вплоть до отождествления).

Вторая фаза заканчивается отрицанием собственной  подражательной продукции и отрицательным отношением к бывшему идеалу. Индивид либо задерживается на фазе подражания навсегда, либо переходит к оригинальному творчеству. Еще раз заметим, что креативность, скорее всего, формируется на основе общей одаренности (так же как и интеллект).

Возраст 3-5 лет  является наиболее сензитивным для  развития творческих способностей. Детское литературное и художественное творчество ярче всего проявляется именно в это время, а в 6 лет наблюдается спад. Спад творческих проявлений к 6 годам (при активизации интеллектуальной активности!) считается следствием уменьшения роли бессознательного в регуляции поведения и возрастанием критичности и рассудочности в сознании ребенка. Можно предположить, что ребенок не просто критикует самого себя за отклонение от норматива (интериоризация социальной нормы взрослого: «Нельзя»!), а перестает видеть возможность отклонения от стереотипного, предписанного социальной средой поведения.

Для того чтобы  ребенок развивался как творческая личность, недостаточно убрать «барьеры»  и снять контроль сознания, нужно, чтобы структура сознания стала  иной: необходим позитивный образец  творческого поведения, как ни парадоксально это звучит.

А.М. Матюшкин отмечает, что понятия «образец», «стереотип», «эталон» противоречат обыденному представлению творчества как нерегламентированной активности, порождающей новый продукт, который отрицает старые. Роль внешнего социального образца состоит, вероятно, в том, чтобы противостоять другому социальному образцу: «правильно» ведущему себя взрослому. Отсюда следует, что творческое поведение, как и интеллектуальное, проходит фазу социализации [33, с.156].

Возраст 3-5 лет  благоприятен для формирования креативности еще и потому, что ребенок к этому возрасту, с одной стороны, готов к социализации (сформированность речи), а с другой стороны, — еще не социализирован. Ребенок с легкостью использует ложку в качестве столового прибора, в качестве палки, музыкального инструмента, весла и т. д. Ведь стандартное применение предмета требует определенной социализированности и стереотипизации навыка, и, кроме того, развития произвольного внимания, которое у ребенка к 3—4 годам еще не развито. Для ребенка мир еще загадочен, проблемен. Позже проблемность мира признается только креативами.

Е.И. Щебланова  отмечает, что для формирования креативности необходимо:

1) отсутствие  регламентации предметной активности, точнее — отсутствие образца  регламентированного поведения;

2) наличие позитивного образца творческого поведения;

3) создание условий  для подражания творческому поведению  и блокированию проявлений агрессивного и деструктивного поведения;

4) социальное  подкрепление творческого поведения [47, с.228].

По мнению Л.Д. Столяренко, креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Его можно рассматривать как свойство, формирующееся по принципу «если... то...». В повседневной жизни, как показывают многочисленные исследования, происходит подавление креативных свойств индивидуума. Это может быть объяснено тем, что креативность предполагает независимое поведение, сотворение единичного, в то время как социум заинтересован во внутренней стабильности и непрерывном воспроизведении существующих форм отношений, продуктов и т. д. Поэтому формирование креативности возможно лишь в специально организованной среде [46, с.302].

С.Л. Рубинштейн считает, что чтобы креативность сформировалась как глубинное (личностное), а не только поведенческое (ситуативное) свойство, формирование должно происходить под влиянием условий среды. Разнообразные методики развития креативности, предполагающие локальное воздействие (например, различные сборники нестандартных — творческих — задач), обычно стимулируют усвоение субъектом некоторой новой технологии решения. Они несут в себе несовершенство, из-за которого испытуемые привычным для них способом адаптируются к требованиям экспериментатора и демонстрируют требуемый способ действия (и тогда их поведение вновь является скорее воспроизводящим, чем творческим). В этом случае креативность является чисто ситуативной характеристикой — реакцией на внешние по отношению к субъекту требования и привнесенные извне проблемы. Такое креативное поведение имеет недостаточную мотивационную базу [44, с.87].

Некоторые специалисты  выделяет, кроме того, такие черты  личности, как целостность восприятия, сближение понятий, способность  к предвидению (логичность, творчество, критичность воображения), подвижность  языка, готовность к риску, склонность к игре, интуиция и подсознательная обработка информации, остроумие и др.

Вполне вероятно предположение, что приемы остроумия  частично совпадают с теми приемами поиска решений научных, технических  и даже жизненных задач, которые  называют эвристическими приемами. Они не сводятся к логике, так же как и вся психология мышления. Поиски решений происходят не по логическими законами - с помощью логики только проверяют выдвинутые догадки. Сами же эти догадки выдвигают с помощью других операций мышления.

Творческие  способности личности - это синтез ее свойств и черт характера, которые  характеризуют степень их соответствия требованиям определенного вида учебно-творческой деятельности и обуславливающие  уровень результативности этой деятельности [41, с.18].

Творческие  способности сами по себе не гарантируют  творческих достижений. Для их достижения необходим «двигатель», который запустил бы в работу механизм мышления, т.е. необходимые желание и воля, нужна «мотивационная основа».

Относительно  учебно-творческой деятельности в психолого-педагогической науке выделены следующие укрупненные компоненты творческих способностей личности:

1. Мотивационно-творческая  активность и направленность  личности.

2. Интеллектуально-логические  способности.

3. Интеллектуально-эвристические, интуитивные способности.

4. Мировоззренческие  свойства личности.

5. Моральные  качества, которые способствуют  успешной учебно-творческой деятельности.

6. Эстетические  качества.

7. Коммуникативно-творческие  способности.

8. Способности  к самоуправлению личности своей учебно-творческой деятельностью [39, с.298].

В основе современной психологической науки лежит понимание о человеке как о существе творческом. Именно в творчестве раскрывается его сущность как преобразователя мира, творца новых технологий и идей. В обществе все чаще и чаще, в связи с проблемой творчества, говорят о творческой личности, которую наделяют такими чертами, как направленность, самопознание, умение видеть проблему, анализировать ситуацию, мобилизовать знания, выдвигать гипотезы, оценивать результаты, критически мыслить и т.д.

Основным признаком творчества, как правило, считается доступный  наблюдению продукт деятельности, имеющий  характерные свойства: новизну, редкость, необычность, оригинальность, полезность и т.д. Сама же творческая деятельность, которой неизбежно касаются все исследователи проблемы творчества, определяется как процесс создания новой информации или продукции с высокими показателями их количества с наименьшей затратой времени и сил [38, с.11].

Процесс творчества есть выход за пределы стереотипов. Исследователи убеждены в том, что наличие всякой мотивации и личностной увлеченности является главным признаком творческой личности. К этому часто добавляют такие особенности, как независимость и убежденность.

Таким образом, у творческих людей  можно выделить следующие черты:

– независимость — личностные стандарты важнее стандартов группы;

– беспристрастность оценок и суждений;

– открытость ума — готовность поверить своим и чужим фантазиям;

– восприимчивость к новому и  необычному;

– высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям;

– конструктивная активность в этих ситуациях;

– развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

Творчество определяется в психологии как деятельность, порождающая новые материальные и духовные ценности.

А.А. Мелик-Пашаев считает, что отличительными чертами творческой деятельности являются неповторимость, оригинальность и общественно-историческая уникальность. В творчестве выражается глубокое личное начало, без которого немыслим предмет творчества. Творчество в широком смысле (как выполнение чего-либо общественно полезного) раскрывает потребность личности в самовыражении, самоактуализации и расширении своих созидательных возможностей [35, с.18]. В творчестве человек ощущает себя поистине самим собой.

М.И. Меерович отмечает, что творческая деятельность складывается из:

1) творческого  выражения;

2) творческой позиции;

3) творческой продукции[34, с.133].

В творческом выражении  человек отвечает на вызовы окружения, стремясь при этом выразить свои взгляды, мотивы и чувства своей повседневной деятельности. Творческая позиция означает открытый, гибкий и самостоятельный способ реагирования на окружающую действительность.

С. Д. Максименко дает определение творческой продукции как тому, что человек в течение творческого процесса создает, такое сочетание ранее известных вещей, которое для него является новым [32, с.18].

Особенности творческой личности: во-первых, чувство нового, она способна оценивать  ситуации и видеть возможности для  развития. Во-вторых, самобытность, склонность к риску. У такого человека есть уверенность для развития необычных идей, его мысль гибка и способна к трансформации. В-третьих, самостоятельность, терпимость к неустойчивым ситуациям и способность выдвигать альтернативные предложения и оценки независимо от авторитетов. В-четвертых, творческий человек обладает широким диапазоном мышления. Он способен быстро предложить множество идей, выдвигать комплексные решения. Он умеет отсеять существенное от несущественного, он реален. Творческий человек принимает и передает информацию. Он занимает прямую, непредвзятую позицию, обладает позитивным любопытством и умеет слушать. Очень важными качествами творческого человека являются воля, четкость собственных взглядов и мотивация целей.

Е.Е. Лысенко определяет творческий потенциал  личности как совокупности её свойств, состоянии и способностей, набор  средств и приемов, применяемых в решении творческих задач [30, с.7].

Ю.Н. Кулюткин считает, что базовой составляющей творческого  потенциала являются:

1) специальные  знания;

2)широта кругозора;

3) внутренняя и внешняя готовность к творчеству[27, с.13].

Без начальных специальных знаний трудно рассчитывать на эффективный  творческий процесс. Иногда для решения какой-либо задачи необходимо просто «подтянуть» базовые знания. При этом задача из разряда творческих может перейти в разряд алгоритмических. Подлинное творчество связано с замыслом, и для его зарождения и раскрытия базовые знания тоже необходимы. Они служат основой для осознания меры противоречия между возможностью и задачей. Но творческий процесс значительно затрудняется без расширения кругозора и накопления информации в смежных областях, ибо часто творческие задачи решают на неосознанном уровне, пользуясь знаниями из других областей. При отсутствии знаний противоречие воспринимается как пропасть, возникает чувство страха, ощущение невозможности решения задачи. При этом творчество изначально блокируется. При наличии определенного объема знаний противоречие в творческой ситуации переживается как тревога, являющаяся «пусковым механизмом» творческого процесса.

О.А. Маклаков определяет вдохновение как важнейшую сторону творческого потенциала личности, характеризующаяся подъемом, концентрацией творческих сил индивидуальности. Способность сконцентрировать творческие силы определяется как внутренняя готовность к творчеству. Механизм такой концентрации, по-видимому, состоит в смещении сознаваемого в подсознание и надсознание для создания базы творчества [31, с.11].

Большое значение для  творчества имеет также внешняя готовность к нему. Под внешней готовностью подразумевается такое состояние субъекта, которое обеспечивает наиболее благоприятную реализацию его личностных качеств, связанных с социальными отношениями. Внешняя готовность к творчеству - важная часть творческого потенциала индивидуальности, включающего чувство долга, ответственность, совесть. Именно поэтому творческая ситуация переживается человеком с  богатым творческим потенциалом  как эмоциональная.

Другим важным компонентом  творческого потенциала является способность к импровизации. Импровизация на фоне вдохновения рождается как бы из ничего, из смутной потребности  творческого самоосуществления.

Дифференцируя специальные способности, Р.С. Немов  определяет их по виду специфической деятельности, в которой они могли бы проявляться. Он выделяет «…музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие и др.

Информация о работе Продуктивная творческая деятельность как средство социализации в юношеском возрасте