Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:00, дипломная работа
Цель работы - исследовать особенности развития творческих способностей в подростковом возрасте, теоретически обосновать и экспериментально проверить методики для определения уровня творческих способностей подростков.
Согласно объекту, предмету и цели определены следующие задачи:
1. Проанализировать научные труды по исследуемой проблеме и обобщить теоретические основы формирования творческих способностей у детей подросткового возраста;
2. На основе анализа психологической литературы рассмотреть основные подходы к проблеме творческих способностей, их диагностики и формирования;
3. Определить факторы, влияющие на развитие творческих способностей в подростковом возрасте;
4. Разработать психодиагностический комплекс для исследования творческих способностей и творческого потенциала школьников подросткового возраста.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………………………………………..5
1.1. Теоретические основы развития творческих способностей в юношеском возрасте ……………..5
1.2. Содержание и формы понятия «творческие способности» ………………………………………10
1.3. Психологические особенности юношеского и подросткового возраста ……………………………….20
ГЛАВА 2. ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ……………………………………………………………………………………………….29
2.1. Характеристика методик исследования ……………………………………………………………29
2.2. Диагностика креативности по Джонсону………………………………………………………….35
2.3. Диагностика уровня невербальной креативности (творческих способностей)………………………...38
2.4. Диагностика самооценки творческого потенциала личности…………………………………………….42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………..48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………...50
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………………………………….53
По мнению Е.Л. Гергеля, при формировании понятийного мышления важно помнить следующее:
1) многие научные понятия имеют несколько значений;
2) часто бывает недостаточно слов бытовой речи, чтобы раскрыть содержание понятия;
3) одно понятие может иметь несколько определений, не всегда полностью совпадающих;
4) по мере развития научных знаний и развития самого человека в процессе онтогенезаобъем и содержание понятия меняется [17, с.3].
Из сказанного следует, что важно не механически заучивать определения понятий, а учить школьника самостоятельно находить и выводить эти определения. Крайне важно в подростковом и юношеском возрасте развивать практический интеллект, в структуру которого входят следующие качества: экономичность, расчетливость, предприимчивость, умение оперативно решать поставленные задачи.
Ю.Б. Гиппенрейтер отмечает, что предприимчивость возможно развивать при организации в школе ученического самоуправления, экономичность и расчетливость – организуя ученические кооперативы или подобные им мероприятия, где требуется вести расчеты, составлять смету доходов и расходов. Умение оперативно решать поставленные задачи будет формироваться, если приучить подростка пользоваться правилом: как только проблема возникла, необходимо сразу же, не откладывая, приступить к ее решению[18, с.100]. Таким образом, мышление в подростковом и юношеском возрасте отличается разнообразием форм и самостоятельностью.
5. Характерологические особенности носят разнообразный характер. Тем не менее, в отечественной психологии является общепринятой классификация акцентуаций характеров, разработанная А. Е. Личко.
Ж. Годфруа считает, что акцентуация характера – это крайний вариант нормы, когда отдельные черты усилены до такой степени, что человек становится крайне уязвимым по отношению к определенным психогенным воздействиям, сохраняя при этом хорошую устойчивость к другим. Если говорить кратко, то человеку с определенной акцентцуацией психологически сложно переживать одну ситуацию, при хорошем самочувствии в другой [19, с. 27].
Количество акцентуаций может быть очень большим, так как многие имеют смешанные типы, но все это многообразие А. Е. Личко предлагает свести к 11 типам. Каждый из выделяемых типов имеет такие особенности характера, которые делают его неприспособленным к определенным ситуациям. Именно в этих ситуациях подросток теряет разумность, чувствует дискомфорт. В то же время не существует плохих и хороших характеров, в любом можно выделить сильные и слабые стороны. Рассмотрим типологию акцентуаций характера с позиций неблагоприятных условий и выделения сильных и слабых сторон.
1. Гипертимный тип – характеризуется активностью, выносливостью, способен вызывать доверие. Это человек общительный, находчивый, который не теряется в стрессовых и нестандартных ситуациях, предпочитает быть лидером. В то же время часто взрывается гневом, причем этот протест не словесный, а действенный. Для таких подростков характерны побеги из дома, противоправное поведение, алкоголизм. В тех ситуациях, когда подросток лишен возможности активно взаимодействовать со сверстниками, проявлять инициативу, где требуется тщательность и аккуратность, проявляется чрезмерная опека со стороны взрослых, подросток чувствует дискомфорт, вероятно проявление отрицательных черт.
2. Аутичный тип проявляется в таких качествах, как способность принимать нестандартные решения, сохранять трезвый ум в любых ситуациях, проявлять глубокие познания в интересующем предмете. Такой подросток может долго работать в одиночестве, он склонен к точным фактам, отличается информированностью. В случае бесцеремонного вторжения в его внутренний мир одним грубит, а с другими замыкается и молчит. Неблагоприятными ситуациями для такого подростка являются те, где требуется устанавливать неглубокие контакты со многими людьми.
3. Демонстративный (истероидный) тип характеризуется развитой интуицией, артистизмом, способностью к перевоплощению, ко всему яркому, нестандартному. В ситуациях общения предпочитает различные формы шантажа («Если ты не сделаешь этого, то я…»), зная, чего боятся те, кого он шантажирует. В тех ситуациях, когда на подростка не обращают внимания, разоблачают его обман, проявляются отрицательные стороны этого характера.
4. Застревающий тип характеризуется упорством в достижении поставленных целей, пунктуальностью и обязательностью, вниманием к деталям, стремлением к тщательности выполнения задания. В сложных ситуациях, где покушаются на их авторитет и власть, обвиняют всех и вся, легко впадая в гнев. Склонны к мстительным реакциям.
5. Неустойчивый тип характеризуется доверчивостью и преданностью к группе. Подросток с таким типом характера способен ежедневно получать сильные яркие впечатления от жизни, не переутомляться. Для него сложны ситуации бесконтрольности, отсутствие перспективы внешнего наказания расхолаживает и приводит к возникновению таких форм поведения, как протест исподтишка, обвинение всех, кроме себя, и т. п.
6. Лабильный тип проявляется в мягкости по отношению к окружающим, способностью к сопереживанию. Для таких подростков характерно развитое чувство благодарности к тем, кто им сочувствует и любит. Свойственна быстрая смена настроения. В ситуациях, когда подростки встречаются с грубостью и равнодушием со стороны окружающих, их черствостью, они плачут, считая причиной неудач внешние обстоятельства.
7. Сензитивный тип способен проникать в суть происходящего, ориентироваться на истинные, а не на показные чувства людей. Эти люди не имеют выраженных протестных реакций, если только не доведены до крайнего отчаяния. Склонны во всем обвинять себя, как правило, незаслуженно. В крайне сложных ситуациях могут прибегнуть к суициду. Для подростка этого типа очень болезненны ситуации, когда его обвиняют в непорядочности, публично указывают на физические и другие недостатки.
8. Болезненный тип отличается повышенной чувствительностью и неспособностью рассчитывать на свои силы. Такие люди протестуют редко, и выражен этот протест, как правило, в реальных болезненных симптомах. Подростки этого типа теряются в ситуациях, где требуется мобилизация сил, проявление выносливости. Они показывают худшие результаты в контрольных соревнованиях и заданиях.
9. Педантичный тип характеризуется заботой о благополучии других людей, привязанностью к матери, близким людям. Они ответственны и исполнительны, способны проверить все, включая незначительные мелочи. Их недовольство проявляется в словесной форме («бурчат»), но при этом избегают поступков, обвиняя, прежде всего себя. Повышенная нагрузка и возлагаемая ответственность провоцируют проявление негативных черт этого типа.
10. Конформный тип отличает преданность группе, стремление к стабильности и устойчивости. Для этих подростков неблагоприятны ситуации, связанные со сменой стереотипов, приходом новых людей в группу и т. п. Протест выражают в тех же формах, что и большинство членов группы.
11. Циклоидный тип характеризует большая привязанность к дому, домашним традициям. Для таких подростков характерна смена настроения от оптимистического до пессимистического. Для подростка болезненно, если окружающие требуют «нормального» поведения, когда он находится в депрессивной фазе.
Если подросток находится в
«хорошей» фазе, то его формы поведения
соответствуют гипертимному подростку,
в случаях депрессии –
Е.Л. Гергель отмечает, что взрослым важно знать особенности отношения подростка со своим характером:
1) осознание своего поведения как внешнего проявления происходит примерно в 13–15 лет;
2) характер – это данность, которую одни используют в своих целях, а другие – не хотят и боятся узнавать себя, тем самым, оставаясь неудачниками;
3) следует принять свой характер, отнестись к нему как инструменту для общения и познания окружающего мира, постоянно изучать свой характер [16, с.211].
По мнению Е.С. Белова, в характере человека социальное очень тесно переплетается с природным. Если человек способен удовлетворять свои природные желания социально одобряемым способом, то можно говорить о нормальной социальной адаптации. Как правило, социальная адаптация у подростков проходит достаточно остро. Они часто не в состоянии удержаться от исполнения острых желаний, получения новых ощущений. Процесс пройдет менее болезненно, если в семье и школе будут здоровые партнерские взаимоотношения и подросток будет находиться в окружении любящих и понимающих людей [7, с.19].
6. В подростковом возрасте ребенок предъявляет новые права, которые прежде всего распространяются на сферу отношений со взрослыми. Для подростка характерно расширение своих прав, он претендует на уважение своего человеческого достоинства, на доверие со стороны взрослого, на равноправие с ним. Изменение взаимоотношений между взрослыми и подростком может пройти благополучно, но при этом взрослые сами должны проявить инициативу и перестроить эти взаимоотношения.
С точки зрения Д.Б. Богоявленской, в реальных условиях целый ряд моментов способствует сохранению прежних отношений:
1) социальный статус подростка не меняется: он был и остается учащимся;
2) подросток материально полностью зависим от родителей;
3) взрослые привыкли направлять и контролировать ребенка;
4) у ребенка еще длительное время, особенно в начале подросткового периода, сохраняются детские черты в поведении и внешнем облике [9, с.99].
И.Б. Гриншпун выделил наиболее типичные конфликтные ситуации, возникающие между взрослыми и подростком:
1) конфликт неустойчивости родительского отношения – одна из распространенных ситуаций, когда наиболее четко проступает противоречивость подросткового возраста: родители требуют от подростка взрослого поведения, но сами ведут себя по отношению к нему, как к ребенку;
2) конфликт сверхзаботы, проявляющийся в чрезмерной опеке со стороны взрослого, чаще всего матери. Распространенной причиной возникновения такого конфликта является неосознанное стремление сохранить как можно дольше эмоциональную близость с ребенком. И хотя родителей уже волнует такая несамостоятельность подростка, они продолжают контролировать его сверх меры;
3) конфликт неуважения прав подростка на самостоятельность проявляется в том, что родители считают себя вправе контролировать то, что находится в собственности подростка: читать дневник, электронные сообщения, проверять содержимое карманов и т. п. Отрицательно сказывается отсутствие у ребенка собственной комнаты. Еще зоопсихологи установили, что у крыс в условиях перенаселения резко возрастает агрессивность. Вполне вероятно, что это свойственно и людям. Там, где границы личностного пространства не уважаются, конфликты и ссоры неизбежны;
4) Конфликт отцовского авторитета часто возникает там, где взрослые пытаются переложить на подростка ответственность за то, чего не смогли довиться в жизни сами. Стремление отца, во что бы то ни стало, сделать из сына «настоящего мужчину» часто оборачивается формированием неуверенного в себе человека с заниженной самооценкой и уровнем притязания. В том случае взрослому необходимо в первую очередь изменить отношение к самому себе, чтобы затем стать терпимее к собственному ребенку. Итак, во взаимоотношениях с подростком необходимо помнить о новом уровне становления его личности [20, с.12].
Л.Н. Азарова считает, что развитие творческих способностей в подростковом возрасте определяется взаимодействием ряда факторов:
По мнению Г.С. Альтшуллера, уровень развития творческих способностей у подростков может быть существенно повышен путем внедрения программы коррекционно-развивающих занятий, предусматривающих комплексное формирование дивергентного и конвергентного мышления [2, с.63].
Таким образом, центральным и специфическим новообразованием подростка является возникающее у него представление о себе как уже не ребенка - он начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть взрослым. Своеобразие этой особенности, которая называется чувством взрослости, заключается в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, хотя есть потребность в признании его взрослости окружающими. Эта особенность подростка определяет направленность его социальной активности: он стремится воспринять и усвоить формы, ценности и способы поведения, которые существуют в мире взрослых и их отношений. Подростки стремятся к самостоятельности, известной независимости, они очень чувствительны к оценкам взрослых, умалению их достоинства, прав. Отношение к ним как «маленьких» их обижает и отталкивает от взрослых. При этом девочки больше, чем мальчики, обеспокоены тем, что о них думают другие, значительно более чувствительны к критике, насмешкам. Некоторые особенности эмоциональных реакций подросткового возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах. Физиологи объясняют подростковую психическую неуравновешенность и характерные для нее резкие смены настроения, переходы от экзальтации к депрессии и от депрессии к экзальтации нарастанием в пубертатном возрасте общего возбуждения и ослаблением всех видов условного торможения.
ГЛАВА 2. ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
При всем разнообразии определений креативности (как способности порождать оригинальные идеи; отказываться от стереотипных способов мышления; способности к постановке гипотез; к порождению новых комбинаций и т.д.) ее суммарная характеристика заключается в том, что креативность - это способность создавать нечто новое, оригинальное. Для нас существенно то, что при всех различиях указанные подходы рассматривают творчество как аспект интеллекта; поэтому решающим моментом, определяющей характеристикой творчества является наличие продукта, или решение задачи. В качестве отдельного направления исследований одаренности может быть выделен личностный подход. Можно разработать программу творческого развития личности. Целью этой программы является предоставление учащимся психологических средств, обеспечивающих возможности выявления и проявления ими собственной индивидуальности в различных областях. При этом имеются в виду не готовые средства, предлагаемые взрослыми и направленные на решение поставленных ими же задач, а те средства, которые находит сам ребенок и которые позволяют ему полнее выразить собственный внутренний мир; отношение к чему бы то ни было вообще так, как он считает нужным в данный момент.