Профессиональная реабилитация инвалидов в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 00:15, дипломная работа

Описание работы

Приоритетная направленность государственной политики в отношении инвалидов особенно четко отразилась в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», утвержденном Президентом Российской Федерации 24 ноября 1995 г. за № 181 –ФЗ. В нем, прежде всего, предусматривается:
- обеспечение реализации права на труд и создание для инвалидов безопасных и здоровых условий труда;
- организацию для инвалидов профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и повышения квалификации

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретические основы и исследования профессиональной реабилитации инвалидов.
1.1. Социальная сущность профессиональной реабилитации………………...7
1.2. Профессиональная реабилитация инвалидов как функция социального учреждения………………………………………………………………………17
1.3. Нормативно-правовая база профессиональной реабилитации инвалидов..
……………………………………………………………………………….........24

Глава II. Место и роль социальных учреждений в профессиональной реабилитации инвалидов.
Диагностика профессиональной трудоспособности инвалидов…………35
Эффективность деятельности социальных учреждений по профессиональной адаптации и трудоустройству инвалидов…………...42
Социологическое исследование деятельности социальных учреждений по профессиональной реабилитации инвалидов………………………..........54

Заключение……………………………………………………………………….61

Список используемой литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Профессиональная реабилитация инвалидов в современной России _на.doc

— 422.50 Кб (Скачать файл)

« сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений». Человек, по утверждению К. Маркса, в процессе своей деятельности, приходит к тому, что изменяется его сознание, изменяется внешний мир, то есть, изменяя мир, человек изменяется и сам.

Но он не находится  обособлено в природе, а развивается  в обществе и должен с ним взаимодействовать. И как пишут К. Маркс и Ф. Энгельс, что и «развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится  в прямом или косвенном общении» [23, С.265].

И если личность принимает и понимает те цели и  задачи, которые были поставлены обществом, то значит, со стороны общества была проявлена забота о наиболее полном развитии ее способностей и интересов. А эта забота общества находит отражение в его программах, законах и действиях по профессиональной реабилитации и чем полно и понятно отражены права этой категории населения, тем быстрее снижается любая социальная напряженность и личность развивается в различных направлениях, что помогает ей не чувствовать себя оторванной от общества.  В процессе этого понимания личность адаптируется ко всем процессам, происходящим в обществе, и как пишет А.И. Ковалева, что лишь в обществе и благодаря обществу человек способен стать субъектом деятельности, субъектом общественного развития. Личность как социальное существо начинает с поиска ответов на вопрос: кто я в мире людей? Ответ на этот и другие подобные вопросы связан с осознанием человеком себя как социального субъекта [20].

Ещё Альфред Адлер, всю свою профессиональную карьеру посвятивший изучению жизни людей с физической патологией, говорил, что главным фактором душевного здоровья, является развитость потребности в общности с другими людьми.

Адлер понимает это как « чувство человеческой солидарности, стремление к взаимопомощи,  к связи человека с человеком… расширяющееся чувство товарищества в человеческом обществе» [31, С.30].

Поэтому, став полноправным субъектом, инвалид активно участвует  в профессиональной реабилитации и  находиться в центре этого процесса.

Для профессионального  становления личности в системе  профессиональной подготовки необходимо пройти три уровня процесса:

    1. Существенное развитие личности, становление человека.
    2. Формирование и самореализация личности в процессе трудовой деятельности как существенной составляющей социального и профессионального становления личности.
    3. Регуляция и саморегуляция формирования личности как биосоциальной системы. На этом уровне процесс развертывания природных задатков осуществляется на основе закономерностей взаимосвязи психофизиологических и социально-психологических механизмов формирования личности, включающих в себя и профессиональное становление человека [10].

Это ещё раз  показывает, что данный процесс участвует  в процессе создания условий  для успешной социально-психологической адаптации.

А если проанализировать различные концепции  социализации личности, то мы увидим что А.И. Ковалева, Т. Жулковска, В.А. Луков выделяют важнейшим  условием социализации  по Парсонсу - адаптацию индивидов к социальной среде, что влечет за собой кристаллизацию самых важных дифференцированных ролей в одном и том же индивиде. А также адаптационные механизмы должны обеспечить человеку его адекватность и социальную желаемость, особенно в его двух дифференцированных сферах действия и ответственности в его профессиональной роли и в его семье [17].

А одним из направлений  профессиональной реабилитации является производственная адаптация, которое  помогает инвалиду сбалансировать проблемы личности и прийти к гармоничным  общественным отношениям.

В современной России с каждым годом  возрастает число инвалидов.                             Стихии, войны, производственные травмы, просто дорожно-транспортные происшествия, болезни вот то, что приводит к  инвалидности.

Вследствие военной травмы количество инвалидов составляет почти 42 200 человек. Число детей-инвалидов – 592 300 человек [42].

Поэтому с наступлением инвалидности возникают различные трудности, связанные с адаптацией к новым  жизненным условиям. И здесь широкое  поле деятельности для социальных учреждений различных профилей, умеющих создать благоприятную атмосферу в раскрытии потенциальных возможностей человека [36].

Инвалиду во многом затруднен доступ к образованию, трудоустройству, культурным и спортивным мероприятиям; общественный транспорт практически не приспособлен для инвалидов – все это еще в большей степени способствует возникновению у них ощущения оторванности от мира.

Инвалид обособлен  от общества, остается один на один со своими собственными проблемами. Замкнутое пространство, ограниченность общения приводит к возникновению у него нервных расстройств, что вносит дополнительные трудности в их обслуживание и привлечения к труду.

В своих исследованиях  и выводах Смирнова Е.Р. и Ярская В.Н. определили, что переход к новому стилю деятельности человек должен осуществить максимально без стрессов. Следовательно, социальному работнику необходимы знания различных уровней, чтобы избежать несоответствия социальных и биопсихических ритмов [38].

 Помочь преодолеть  это состояние людям с ограниченными возможностями можно через область реабилитации. И нельзя не согласиться со Смирновым А.В., который отмечает, что «процесс приобретения профессии инвалидом, коренным образом отличается от получения профессии физически полноценным человеком. Он показывает, что это обуславливается двумя обстоятельствами:

1.Физической  неполноценностью и вызванными  ею ограничениями физических  возможностей.

2.Психологической  установкой на собственную немощность  и недееспособность, отсутствием  веры в свои возможности – всем тем, что мы называем явлением «внутренней психологической инвалидности». Поэтому процесс реабилитации через обретение профессии – это, прежде всего, процесс личной реабилитации инвалида, его человеческого становления» [31, С.32].

   Реабилитация инвалидов – сложнейшая многоаспектная проблема, в которой в равной мере значимы медицинские, профессиональные и социальные аспекты. Но особое место в решении проблем инвалидов и интеграции их в современное российское общество должна занимать профессиональная реабилитация инвалидов.

Определяя социальную сущность профессиональной реабилитации, необходимо рассмотреть, что же на самом деле включает в себя понятие реабилитация. Существует много различных подходов к этому понятию, так как разные авторы вкладывают в него свое понимание этого процесса. 

Определим наиболее установившиеся в научной литературе понятия реабилитации.

Например, в  книге «Ненормальные в обществе»  авторы пишут, что слово «реабилитация» производно от латинского «способность, пригодность» с приставкой «ре», что значит «заново». Таким образом, реабилитация означает возврат пригодности, ловкости.

Т. Жулковска  дает следующее определение «реабилитация  – это профессиональная форма  помощи лицам с отклонениями от нормы. Это ответ общества на проблемы этих лиц» [17, С.137].

Но в настоящее  время понятие реабилитации гораздо шире трактуется Гусевой Н.К. как «система, включающая в себя все меры, направленные на уменьшение воздействия инвалидизирующих факторов и условий, приводящих к физическим и другим дефектам, а также на обеспечение возможности инвалидов достичь социальной интеграции». Поэтому, что бы достичь полной социальной интеграции в комплексе реабилитационных воздействий, необходимо присутствие, наряду с другими мерами, мер профессионального характера.

Они должны быть, направлены, на восстановление профессиональной трудоспособности в доступных и  показанных инвалиду по состоянию здоровья видах и условиях труда, а также  достижение больным материальной независимости  и само обеспечения.

В модели процесса реабилитации существуют периоды и этапы реабилитационного процесса, и выделяет профессиональный этап реабилитации. Обратимся к определению, которое сформулировала Гусева Н.К. – «профессиональная реабилитация – это система и процесс восстановления профессиональной трудоспособности лиц с ограниченными возможностями».

Из этого  определения следует, что восстановление трудоспособности инвалида в доступных  ему по состоянию здоровья условиях труда может быть:

- на прежнем  месте;

- на новом  рабочем месте по прежней специальности;

- профессиональное  обучение новой специальности;

- адаптация  инвалида к трудовой деятельности, способствующей его ресоцилизации» [16, С.274].

 Блинков  Ю.А., Ткаченко В.С., Клушина Н.П.  дают определение, что «профессиональная реабилитация – система мер, направленных на возращение или вовлечение инвалида в общественно-полезный труд в соответствии с состоянием его здоровья, личными склонностями и интересами» [10, С.141].

В нем показывается, что обычно профессиональная реабилитация имеет конечной целью рациональное трудоустройство инвалида, хотя многие определения этого вида реабилитации подразумевают приобретение инвалидом какой-либо профессии, которая дала бы ему конкурировать на свободном рынке труда. Поэтому Блинков Ю.А., Ткаченко В.С., Клушина Н.П. считают, что обе перечисленные цели имеют право на существование, так как среди инвалидов есть категории, которым никогда не быть конкурентоспособными на свободном рынке в силу специфики своих заболеваний (незрячие, психически больные и т.д.) Но также они отмечают, что у большинства инвалидов необходимо формировать навыки конкурентной борьбы за рабочее место, чтобы не провоцировать рентные настроения.

Следовательно, эти авторы показывают, что «в себя включает система профессиональной реабилитации:

- профессиональное  консультирование;

- профессиональный  выбор; 

- профессиональный  отбор;

- профессиональное  обучение и подготовку к труду;

- мероприятия  по социально-трудовой адаптации;

- подготовку  производства к использованию  труда инвалидов;

-динамическое  наблюдение и контроль за рациональностью  трудоустройства» [10, С.142].

Если Блинков  Ю.А., Ткаченко В.С., Клушина Н.П. дают такую развернутую схему системы  профессиональной реабилитации, то Гусева Н.К. отмечает, что «система профессиональной реабилитации инвалидов включает в себя 5 подсистем:

- медико-социальную  экспертизу (МСЭ);

- профессиональную  ориентацию;

- профессиональное  образование;

-профессионально-производственную  адаптацию и рациональное трудовое  устройство» [16, С.274].

Она объединила профессиональное консультирование, профессиональный выбор, профессиональный отбор в понятие профессиональную ориентацию, а также выделила в отдельную подсистему медико-социальную экспертизу и поставила ее на первое место, потому, что профессиональная реабилитация начинается с медико-социальной экспертизы, так как она выносит заключение об ограничениях жизнедеятельности больного. Экспертное заключение дает направленность в профессионально-ориентационной работе, способствует профессиональному обучению, рациональному трудоустройству и трудовой адаптации инвалида.

Для научно обоснованной оценки трудоспособности и формирования программ профессиональной реабилитации инвалидов необходимо знать некоторые вопросы социологии и психологии труда.

Цель профессиональной реабилитации инвалидов – материальная независимость, самообеспечение личности и адаптация, но через восстановление профессионального статуса.

Включение инвалида в социальную среду промышленного  производства – это сложный процесс  взаимодействия инвалида и производственной среды, состоящий из следующих основных компонентов: физической, профессиональной, социальной микросферы.

«Физическая среда – включает условия труда и состоит из элементов, характеризующих санитарно-гигиенические условия (шум, освещенность, чистота воздушной среды, темп работы и т.д.).

Профессиональная  среда – это содержание труда, состояние оборудования, инструмента, ритмичность работы, квалификация, а также организация производства и соответствующие документы, инструкции,

определяющие служебное поведение работников, система оплаты труда, поощрения и наказания, то есть формальная организация.

Социальная  среда – образуется трудовым коллективом со сложившимися в нем групповыми ценностями и нормами поведения на работе, межличностными отношениями, стилем руководства и лидерства. В нее включается также деятельность общественных организаций, практикуемые формы культурно-массовой работы.

Все эти компоненты производственной среды определяют процесс производственной адаптации  инвалида и способствуют выработке у лица с ограниченными возможностями таких качеств как трудовая активность, компетентность, самостоятельность и совершенствование профессиональных качеств.

Для научно обоснованной оценки состояния трудоспособности инвалида и выбора реабилитационных технологий необходимо хорошо знать основные категории социализации труда: содержание, характер, условия, организацию, структуру и виды труда.

Содержание  труда – это социально-технологическая характеристика

труда, которая  учитывает распределение производственной деятельности по отраслям, виды совершаемых трудовых операций, многообразие функций, физическое и интеллектуальное напряжение, степень самостоятельности работника, возможность и степень новизны в принимаемых решениях.

Характер  труда – выражает закрепленность работника за различными видами трудовой деятельности (физической, умственной, аграрной, рутинной). Содержание и характер тесно связаны между собой. Характер труда классифицируется как простой и сложный. Под простым  понимается существенное преобладание физических затрат над умственными, а под сложным – наоборот.

Информация о работе Профессиональная реабилитация инвалидов в современной России