Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 00:15, дипломная работа
Приоритетная направленность государственной политики в отношении инвалидов особенно четко отразилась в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», утвержденном Президентом Российской Федерации 24 ноября 1995 г. за № 181 –ФЗ. В нем, прежде всего, предусматривается:
- обеспечение реализации права на труд и создание для инвалидов безопасных и здоровых условий труда;
- организацию для инвалидов профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и повышения квалификации
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы и исследования профессиональной реабилитации инвалидов.
1.1. Социальная сущность профессиональной реабилитации………………...7
1.2. Профессиональная реабилитация инвалидов как функция социального учреждения………………………………………………………………………17
1.3. Нормативно-правовая база профессиональной реабилитации инвалидов..
……………………………………………………………………………….........24
Глава II. Место и роль социальных учреждений в профессиональной реабилитации инвалидов.
Диагностика профессиональной трудоспособности инвалидов…………35
Эффективность деятельности социальных учреждений по профессиональной адаптации и трудоустройству инвалидов…………...42
Социологическое исследование деятельности социальных учреждений по профессиональной реабилитации инвалидов………………………..........54
Заключение……………………………………………………………………….61
Список используемой литературы………………………………………
К условиям труда относятся:
- социально-экономические условия (длительность рабочего дня и года, оплата труда, требования к общеобразовательной и специальной подготовке);
- технические условия (степень освещенности, уровень шума, загрязнение воздуха, сюда же входит организационная сторона – режим, ритм, темп работы)» [16, С.276-277].
Для трудоустройства инвалидов желательно рекомендовать профессии, которым характерен физически-умственный труд, который может в себя включать свободный ритм [36].
Социальная
сущность профессиональной реабилитации
- это обеспечение
1.2. Профессиональная реабилитация инвалидов как функция социального учреждения.
В науке функция трактуется неоднозначно. Например: «деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. А в социологии данное понятие трактуется как роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т. д. в обществе) [32].
В этом исследовании мы будем рассматривать функцию как роль, которую выполняют социальные учреждения в осуществлении целей и интересов инвалида по профессиональной реабилитации.
И пока в современной России ещё,
сохраняется необходимость
Для людей с физическими
недостатками необходимо
При разработке различных программ, законов, непосредственной работой с инвалидами по профессиональной реабилитации, наряду с микросредами, условиями, характером и содержанием труда, любое социальное учреждение должно учитывать мотивации трудовой деятельности инвалидов, а при необходимости помочь инвалиду в выборе правильного решения по трудоустройству.
Рассматривая мотивации деятельности, социальные учреждения должны видеть, что это те внутренние побуждения, источником которых являются испытываемые личностью потребности и то, что это непрерывный процесс побуждения к деятельности, протекающий под воздействием объективных факторов.
Так же социальные учреждения должны учитывать, что значительное влияние на мотивацию труда оказывают типологические особенности личности инвалида: пол, возраст глубина дефекта, потребление, установки, отношение, направленность, ценностные ориентации, уровень образования [16].
Мы определили, что профессиональная реабилитация
– это процесс и система восстановления
конкурентоспособности инвалида на рынке
труда, и она должна включать в себя систему
гарантированных государством мероприятий
по профессиональной ориентации профессиональному
обучению, профессионально-
Эти положения находят
подтверждение и в схеме
Теперь рассмотрим методы, которые используются социальными учреждениями в своей работе с инвалидами, чтобы их роль в профессиональной реабилитации способствовала успешной интеграции инвалидов в общество.
«Профессиональная ориентация – система и процесс определения структуры наиболее развитых способностей инвалида с целью последующего подбора на этой основе вида профессиональной деятельности.
Профессиональная ориентация
предполагает выбор человеком общественно-
Медицинский аспект – включает изучение и клиническую оценку состояния инвалида (диагноз и степень выраженности функциональных нарушений, компенсаторные возможности, клинический и трудовой прогноз, учет медицинских противопоказаний для различных видов работ).
Психологический аспект – включает: определение установки инвалида на труд; определение профессиональных интересов, склонностей, оценку трудовой мотивации; оценку свойств нервной системы и темперамента; определение уровня развития психомоторики, эмоционально-волевых, интеллектуально - мнестических особенностей; определение индивидуальных свойств личности; проведение психологической коррекции.
Социальный аспект – предполагает учет пола, возраста, образования, основной профессии и профессионального маршрута, семейного положения, жилищно-бытовых условий.
Проведение профессиональной ориентации предусматривает: предоставление консультаций и информации по вопросам выбора профессии, включая возможности смены профессии; проведение консультации, включающей подробный рассказ о профессии; ознакомление с возможностями содействия профессиональному образованию в каждой конкретном случае; оказание посредничества по подысканию места обучения. В компетенцию профессиональной ориентации входит определение с помощью медицинских и психологических методов личностных интересов инвалида и проведение профотбора. Профессиональная ориентация молодых инвалидов осуществляется на основе систематической и целенаправленной подготовки к выбору будущей профессии, в которой участвуют школа, органы профессиональной ориентации, родители и сами инвалиды.
Профессиональное образование – это система и процесс овладения знаниями, навыками и умениями в области, рекомендуемой профессиональной деятельности. Профессиональное образование не гарантирует занятости инвалида, но лишь высокий уровень профессионального образования делает инвалида конкурентоспособным на рынке труда и предоставляет ему равные шансы с другими гражданами.
Государство обеспечивает инвалидам получение основного среднего (полного) общего образования, начального, среднего и высшего, профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида» [33, С.9-10].
Социальные учреждения учитывают и то, что для значительной части инвалидов оптимальной формой является очно – заочная. Это связано с тем, что многие инвалиды вынуждены периодически проходить курсы профилактических обследований и лечения. Кроме, того, некоторым из них комфортнее часть учебного процесса осуществлять в домашних условиях. Чрезвычайно важно, чтобы сам инвалид сознательно выбрал форму обучения (переобучения, переквалификации). При этом профессиональному консультанту следует подробно рассказать инвалиду о длительности учебного процесса. Это необходимо для ориентации больного человека в рациональном распределении времени учебы, отдыха, лечения. Важно также предусмотреть возможность изменения сроков обучения (переобучения, переквалификации) с учетом индивидуальных особенностей инвалида [39, С.72].
В современной России профессиональное образование базируется на следующих принципах:
-ориентация обучаемых на
-обучение конкурентоспособным профессиям;
-многовариантность и гибкость форм, методов и средств подготовки;
-введение дифференцированного
подхода к обучению различных
групп инвалидов с учетом
-мобильность и разнообразие организационных структур, обеспечивающих профессиональное обучение;
-единство процесса
-социальная защищенность
Профессионально-
Профессиональная адаптация
Производственная адаптация
1.Социально-психологическая адаптация инвалида в производственном коллективе, уровень которой определяется социальной средой – трудовым коллективом, его ценностями, нормами поведения на работе, межличностными отношениями, организационной структурой, систем руководства и лидерства.
2.Личностная адаптация – активность позиции самого инвалида на производстве, его способности, система ценностных ориентаций, поведенческие характеристики, стиль поведения, общения, жизненная позиция.
3.Биофизиологическая адаптация – возможности организма больного приспособиться к профессиональной трудовой деятельности. Для успешного проведения биофизиологической адаптации большое значение имеет нормирование параметров и производственной среды, трудового процесса и функционального состояния организма физиологическими методами» [16, С.310-311].
Рациональное трудоустройство – это «система и процесс организации и правовой регламентации трудовой деятельности инвалидов, направленные на обеспечение условий для эффективной реализации их профессиональных способностей.
Рациональное трудоустройство
означает адекватность условий и
содержания труда психофизическим
особенностям инвалида и социально-экономическую
равноценность рекомендуемой
В современной России государство гарантирует инвалидам равные возможности для занятия производственной и приносящей доход трудовой деятельностью на рынке труда. Включение инвалидов в свободный рынок труда возможно достичь путем:
-установление стимулирующих
-резервирования и целевого
-предоставление ссуд или
-предоставление налоговых льгот;
-оказание предприятиям, нанимающих
рабочих-инвалидов,
-создание инвалидам условий
труда в соответствии с
-создание условий для
Все это реализуется в
В частности, медико-социальными
Профессиональное обучение проводиться
в обычных или
При получении высшего, профессионального
образования перспективным для
инвалидов принято считать
Информация о работе Профессиональная реабилитация инвалидов в современной России