Профессиональная реабилитация инвалидов в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 00:15, дипломная работа

Описание работы

Приоритетная направленность государственной политики в отношении инвалидов особенно четко отразилась в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», утвержденном Президентом Российской Федерации 24 ноября 1995 г. за № 181 –ФЗ. В нем, прежде всего, предусматривается:
- обеспечение реализации права на труд и создание для инвалидов безопасных и здоровых условий труда;
- организацию для инвалидов профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и повышения квалификации

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретические основы и исследования профессиональной реабилитации инвалидов.
1.1. Социальная сущность профессиональной реабилитации………………...7
1.2. Профессиональная реабилитация инвалидов как функция социального учреждения………………………………………………………………………17
1.3. Нормативно-правовая база профессиональной реабилитации инвалидов..
……………………………………………………………………………….........24

Глава II. Место и роль социальных учреждений в профессиональной реабилитации инвалидов.
Диагностика профессиональной трудоспособности инвалидов…………35
Эффективность деятельности социальных учреждений по профессиональной адаптации и трудоустройству инвалидов…………...42
Социологическое исследование деятельности социальных учреждений по профессиональной реабилитации инвалидов………………………..........54

Заключение……………………………………………………………………….61

Список используемой литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Профессиональная реабилитация инвалидов в современной России _на.doc

— 422.50 Кб (Скачать файл)

К условиям труда относятся:

- социально-экономические условия (длительность рабочего дня и года, оплата труда, требования к общеобразовательной и специальной подготовке);

- технические условия (степень освещенности, уровень шума, загрязнение воздуха, сюда же входит организационная сторона – режим, ритм, темп работы)» [16, С.276-277].

Для трудоустройства  инвалидов желательно рекомендовать  профессии, которым характерен физически-умственный труд, который может в себя включать свободный ритм [36].

Социальная  сущность профессиональной реабилитации -  это обеспечение сбалансированности проблем личности и общества, формирование у него  навыков конкурентной борьбы за рабочее место, включение инвалида в социальную среду промышленного производства, чтобы не провоцировались рентные настроения, что способствует полноценно интегрировать в общество и гармонизации общественных отношений.

 

1.2. Профессиональная реабилитация инвалидов как функция социального учреждения.

 

В науке функция трактуется неоднозначно. Например: «деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в  данной системе отношений. А в  социологии данное понятие трактуется как роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т. д. в обществе) [32].

В этом исследовании мы будем рассматривать  функцию как роль, которую выполняют  социальные учреждения в осуществлении  целей и интересов инвалида по профессиональной реабилитации.

И пока в современной России ещё, сохраняется необходимость трудовой деятельности каждого гражданина для  обеспечения своей жизни профессиональная реабилитация, будет являться самой  значимой формой реабилитации.

 Для людей с физическими  недостатками необходимо создать  предпосылки к строительству  собственной жизни и возможности  быть деятельным человеком общества. Когда у физически несовершенного  индивидуума и его семьи имеется  возможность влиять на принятия общественных решений, возможно достижение изменений, увеличивающих равноправие в обществе.

При разработке различных  программ, законов, непосредственной работой  с инвалидами по профессиональной реабилитации, наряду с микросредами, условиями, характером и содержанием труда, любое социальное учреждение должно учитывать мотивации трудовой деятельности инвалидов, а при необходимости помочь инвалиду в выборе правильного решения по трудоустройству.

Рассматривая мотивации  деятельности, социальные учреждения должны видеть, что это те внутренние побуждения, источником которых являются испытываемые личностью потребности и то, что это непрерывный процесс побуждения к деятельности, протекающий под воздействием объективных факторов.

Так же социальные учреждения должны учитывать, что значительное влияние на мотивацию труда оказывают типологические особенности личности инвалида: пол, возраст глубина дефекта, потребление, установки, отношение, направленность, ценностные ориентации, уровень образования [16].

Мы определили, что профессиональная реабилитация – это процесс и система восстановления конкурентоспособности инвалида на рынке труда, и она должна включать в себя систему гарантированных государством мероприятий по профессиональной ориентации профессиональному обучению, профессионально-производственной адаптации и трудовому устройству инвалидов, в соответствии с их здоровьем, квалификацией и личными склонностями [34].

Эти положения находят  подтверждение и в схеме инфраструктуры блока «Профессиональная реабилитация», которую показывает в своей работе Л.П. Храпылина, но она ещё добавляет экспертную оценку потенциальных, профессиональных способностей [Приложение № 1] [39].

Теперь рассмотрим методы, которые  используются социальными учреждениями в своей работе с инвалидами, чтобы их роль в профессиональной реабилитации способствовала успешной интеграции инвалидов в общество.

«Профессиональная ориентация – система и процесс определения структуры наиболее развитых способностей инвалида с целью последующего подбора на этой основе вида профессиональной деятельности.

Профессиональная ориентация предполагает выбор человеком общественно-полезной профессии, наиболее соответствующей  его индивидуальным возможностям, интересам, мотивам и не причиняющей вреда  здоровью. Профессиональная ориентация инвалидов предусматривает комплексный подход с учетом медицинского, психологического и социального аспектов.

Медицинский аспект – включает изучение и клиническую оценку состояния инвалида (диагноз и степень выраженности функциональных нарушений, компенсаторные возможности, клинический и трудовой прогноз, учет медицинских противопоказаний для различных видов работ).

Психологический аспект – включает: определение установки инвалида на труд; определение профессиональных интересов, склонностей, оценку трудовой мотивации; оценку свойств нервной системы и темперамента; определение уровня развития психомоторики, эмоционально-волевых, интеллектуально - мнестических особенностей; определение индивидуальных свойств личности; проведение психологической коррекции.

Социальный аспект –  предполагает учет пола, возраста, образования, основной профессии и профессионального маршрута, семейного положения, жилищно-бытовых условий.

Проведение профессиональной ориентации предусматривает: предоставление консультаций и информации по вопросам выбора профессии, включая возможности смены профессии; проведение консультации, включающей подробный рассказ о профессии; ознакомление с возможностями содействия профессиональному образованию в каждой конкретном случае; оказание посредничества по подысканию места обучения. В компетенцию профессиональной ориентации входит определение с помощью медицинских и психологических методов личностных интересов инвалида и проведение профотбора. Профессиональная ориентация молодых инвалидов осуществляется на основе систематической и целенаправленной подготовки к выбору будущей профессии, в которой участвуют школа, органы профессиональной ориентации, родители и сами инвалиды.

Профессиональное образование  – это система и процесс овладения знаниями, навыками и умениями в области, рекомендуемой профессиональной деятельности. Профессиональное образование не гарантирует занятости инвалида, но лишь высокий уровень профессионального образования делает инвалида конкурентоспособным на рынке труда и предоставляет ему равные шансы с другими гражданами.

Государство обеспечивает инвалидам получение основного  среднего (полного) общего образования, начального, среднего и высшего, профессионального  образования в соответствии с  индивидуальной программой реабилитации инвалида» [33, С.9-10].

Социальные учреждения учитывают и то, что для значительной части инвалидов оптимальной  формой является очно – заочная. Это  связано с тем, что многие инвалиды вынуждены периодически проходить  курсы профилактических обследований и лечения. Кроме, того, некоторым из них комфортнее часть учебного процесса осуществлять в домашних условиях. Чрезвычайно важно, чтобы сам инвалид сознательно выбрал форму обучения (переобучения, переквалификации). При этом профессиональному консультанту следует подробно рассказать инвалиду о длительности учебного процесса. Это необходимо для ориентации больного человека в рациональном распределении времени учебы, отдыха, лечения. Важно также предусмотреть возможность изменения сроков обучения (переобучения, переквалификации) с учетом индивидуальных особенностей инвалида [39, С.72]. 

В современной России профессиональное образование базируется на следующих  принципах:

-ориентация обучаемых на новые  сферы трудовой деятельности (предпринимательство,  малый бизнес);

-обучение конкурентоспособным  профессиям;

-многовариантность и гибкость  форм, методов и средств подготовки;

-введение дифференцированного  подхода к обучению различных  групп инвалидов с учетом характера  и степени нарушений;

-мобильность и разнообразие  организационных структур, обеспечивающих профессиональное обучение;

-единство процесса профессионального  образования и социализации личности, возможности ее реинтеграции  в общество;

-социальная защищенность инвалида  в период профессиональной подготовки.[16]

Профессионально-производственная адаптация – это «система и процесс определения оптимального уровня производственных нагрузок, связанных с исполнением требований рекомендуемой профессиональной деятельности в условиях конкретного производства, с приспособлением к ним инвалидов» [33, С.10].

Профессиональная адаптация инвалидов  на первый план ставит удовлетворенность  той профессией, которой они обучаются. Это обусловлено тем, что желание  получить профессию и работать именно в этой профессии у инвалидов, особенно в самом начале пребывания на инвалидности, неустойчиво, оно может исчезнуть при неблагоприятном воздействии извне. Таким образом, учитывается, что в профессиональной адаптации инвалидов субъективный фактор приобретает особо важную роль. Профессиональная адаптация инвалидов понимается как некоторое психологически комфортное состояние их в процессе овладения профессией и последующем труде [39].

Производственная адаптация зависит  от уровня подготовки инвалида к профессиональному  труду и включает «три аспекта:

1.Социально-психологическая  адаптация инвалида в производственном коллективе, уровень которой определяется социальной средой – трудовым коллективом, его ценностями, нормами поведения на работе, межличностными отношениями, организационной структурой, систем руководства и лидерства.

2.Личностная адаптация – активность позиции самого инвалида на производстве, его способности, система ценностных ориентаций, поведенческие характеристики, стиль поведения, общения, жизненная позиция.

3.Биофизиологическая  адаптация – возможности организма больного приспособиться к профессиональной трудовой деятельности. Для успешного проведения биофизиологической адаптации большое значение имеет нормирование параметров и производственной среды, трудового процесса и функционального состояния организма физиологическими методами» [16, С.310-311].  

Рациональное трудоустройство  – это «система и процесс организации и правовой регламентации трудовой деятельности инвалидов, направленные на обеспечение условий для эффективной реализации их профессиональных способностей.

Рациональное трудоустройство  означает адекватность условий и  содержания труда психофизическим  особенностям инвалида и социально-экономическую  равноценность рекомендуемой ему  профессиональной деятельности ранее  исполняемой (в случае ее смены), либо исполняемой здоровым работником аналогичной работы (в случае первоначального выхода на рынок труда).

В современной России государство  гарантирует инвалидам равные возможности  для занятия производственной и  приносящей доход трудовой деятельностью на рынке труда. Включение инвалидов в свободный рынок труда возможно достичь путем:

-установление стимулирующих квот;

-резервирования и целевого создания  рабочих мест для инвалидов;

-предоставление ссуд или субсидий  мелким предприятиям;

-предоставление налоговых льгот;

-оказание предприятиям, нанимающих  рабочих-инвалидов, технической  и финансовой помощи;

-создание инвалидам условий  труда в соответствии с индивидуальными  программами реабилитации;

-создание условий для предпринимательской  деятельности инвалидов» [33, С.10].

Все это реализуется в соответствующих  реабилитационных учреждениях и  на производстве.

В частности, медико-социальными экспертными  комиссиями, реабилитационными центрами и службами занятости осуществляется профессиональная ориентация. Ими определяется физиологические и психологические возможности инвалида, оформляются результаты в виде трудовых рекомендаций и рекомендаций в ИПР; предоставляется информация о наличии вакантных рабочих мест для инвалидов; осуществляются консультации и даются первые знания о существующих профессиях.

Профессиональное обучение проводиться  в обычных или специализированных заведениях по подготовке специалистов разного профиля, а также в  системе производственно-технического обучения на предприятиях. Это могут быть и краткосрочные курсы, специализированные учреждения системы социальной защиты населения (бывшие профессионально-технические училища ля инвалидов – 29 училищ на территории России), учреждения среднего специального образования (13 бывших техникумов для инвалидов на территории России).

При получении высшего, профессионального  образования перспективным для  инвалидов принято считать системы  дистанционного обучения.

Информация о работе Профессиональная реабилитация инвалидов в современной России