Профессиональная реабилитация инвалидов в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 00:15, дипломная работа

Описание работы

Приоритетная направленность государственной политики в отношении инвалидов особенно четко отразилась в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», утвержденном Президентом Российской Федерации 24 ноября 1995 г. за № 181 –ФЗ. В нем, прежде всего, предусматривается:
- обеспечение реализации права на труд и создание для инвалидов безопасных и здоровых условий труда;
- организацию для инвалидов профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и повышения квалификации

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретические основы и исследования профессиональной реабилитации инвалидов.
1.1. Социальная сущность профессиональной реабилитации………………...7
1.2. Профессиональная реабилитация инвалидов как функция социального учреждения………………………………………………………………………17
1.3. Нормативно-правовая база профессиональной реабилитации инвалидов..
……………………………………………………………………………….........24

Глава II. Место и роль социальных учреждений в профессиональной реабилитации инвалидов.
Диагностика профессиональной трудоспособности инвалидов…………35
Эффективность деятельности социальных учреждений по профессиональной адаптации и трудоустройству инвалидов…………...42
Социологическое исследование деятельности социальных учреждений по профессиональной реабилитации инвалидов………………………..........54

Заключение……………………………………………………………………….61

Список используемой литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Профессиональная реабилитация инвалидов в современной России _на.doc

— 422.50 Кб (Скачать файл)

Правительство Москвы одним из первых среди субъектов федерации приняло постановление, утвердившее Типовое положение о специализированном предприятии, применяющем труд инвалидов. Это положение не только обеспечивает правовую регламентацию создания таких предприятий в целях трудоустройства на них инвалидов, но и закрепляет за ними в качестве основных задач проведение всех видов реабилитации – медицинской, профессиональной и социальной. Таким образом, специализированным предприятиям Москвы придан правовой статус реабилитационно - производственных предприятий.

Принятие в Москве приведенного комплекса законов и нормативно-правовых актов, детально регламентирующих трудоустройство  инвалидов, позволяет существенно  повысить гарантии на обеспечение их занятости и проведение профессиональной реабилитации. Благодаря целенаправленным мерам показатель занятости инвалидов в Москве в течение последних 2 лет постоянно увеличивается. По данным статистической отчетности, в 2001 г. на предприятиях разных форм собственности создано и сохранено более 4 тыс. рабочих мест для инвалидов, трудоустроены 9 тыс. инвалидов, в счет установленных квот на предприятиях города работают около 60 тыс. инвалидов [29, С.7].

В Челябинской области для обеспечения  социальных гарантий трудоустройства  инвалидов губернатором области приняты постановления «О мерах по обеспечению занятости инвалидов» и «Об утверждении временного порядка квотирования рабочих мест для инвалидов».

С 1998 г. реализуется региональная целевая  Программа профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов. Губернатором Челябинской области ежегодно утверждается Программа создания и сохранения рабочих мест для инвалидов за счет этих средств обязательных платежей работодателей.

 В 2000 г. за счет этих  средств было создано и сохранено более 500 рабочих мест для инвалидов. Предусмотренный этими нормативными документами комплекс мер позволяет ежегодно обеспечивать работой более 1000 инвалидов.

В Новосибирской  области региональный Закон «О социальной защите инвалидов» предусматривает  систему мер, гарантирующую профессиональную реабилитацию и занятость инвалидов, постановление главы администрации области «О квотировании рабочих мест для инвалидов и молодежи» регламентирует реальные механизмы трудоустройства инвалидов, действует программа «Содействия занятости инвалидов Новосибирской области». Эти меры позволили добиться хороших результатов и трудоустроить на предприятиях области 68 % инвалидов,

обратившихся в службу занятости. Инвалиды, нуждающиеся в особых условиях труда, получают рабочие места на специализированных предприятиях общественных организаций инвалидов. Администрацией области осуществляется поддержка этих предприятий путем обеспечения их социальными заказами.

В Московской области вовлечение инвалидов  в трудовую деятельность осуществляется на основе различных мер. В 1999 г. был принят областной Закон «О квотировании рабочих мест для инвалидов и молодежи».

В Брянской области для трудоустройства  инвалидов в Законе «О занятости  населения Брянской области» предусмотрено  квотирование рабочих мест. Кроме того, действует областная и районные программы занятости населения.

В Тамбовской области  основные направления обеспечения  занятости инвалидов регламентированы постановлением администрации «Об  установлении квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест» [14, С.27].

Однако в  Российской Федерации отсутствует  юридическое закрепление принципа равноправия инвалидов и других людей, как и запрет на дискриминацию  человека по причине инвалидности. Это затрудняет реализацию людьми с ограниченными возможностями ряда установленных для них законодательством прав.

Например, большинство  инвалидов из-за того, что государство  не создало условий для передвижения в общественном транспорте, въезда  и выезда в жилые и учебные строения инвалидных колясок, не могут обучаться на равных со здоровыми гражданами в учреждениях общего образования. А также потому, что нет специальных программ обучения, учебные места не оборудованы. По этим и многим другим причинам не в полной мере реализованы и иные права и профессиональные возможность инвалидов [42].

Хотя право  на образование гарантировано и  Конституцией РФ, и Законом РФ «Об  образовании».

В статье № 5 Закона говориться о том, что  гражданам  Российской Федерации гарантируется  возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям) возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости  [5].

Также в части 3 статье № 16 этого закона закреплено правило, согласно которому после успешной сдачи вступительных экзаменов  вне конкурса принимаются в государственные  и муниципальные учебные заведения среднего и высшего, профессионального образования инвалиды I и II групп, если обучение им не противопоказано по заключению БМСЭ [7]. 

  Итак, рассмотрев нормативно-правовую  базу профессиональной реабилитации, как на основе основных законов  Российской Федерации, так и местного законодательства можно сделать вывод о том, что на местах регулирование и трудоустройство инвалидов происходит в соответствии со всеми принятыми законами и постановлениями, преимущественно за счет квотирования рабочих мест. Но между тем, не все инвалиды охвачены трудоустройством. Также и финансовые ресурсы ряда регионов не способны обеспечить полноценную работу законов и постановлений.

 

Глава II.  Место и роль социальных учреждений в профессиональной реабилитации инвалидов.

 

2.1. Диагностика профессиональной трудоспособности инвалидов.

 

В третьем  тысячелетии население планеты  должно осознать наличие инвалидов  и необходимость создать для  них нормальные условия жизни. Примерно одна семья из четырех человек  имеет в своем составе человека с ограниченными возможностями. Среди нынешних инвалидов очень много молодых людей и детей. В обществе вызывает озабоченность увеличение числа инвалидов среди лиц трудоспособного возраста.

В современной  России на сегодняшний день в системе  пенсионного обеспечения ещё много нерешенных проблем, обусловленных непоследовательностью принимаемых решений, алогичностью многих правовых норм, неоправданным неоднократным их изменений и т.д. Серьёзные трудности в работе связаны и с тем, что организационная структура пенсионных служб органов социальной защиты пришла в противоречие с существующими формами финансового обеспечения выплаты пенсий [36].

Поэтому одной  из эффективных мер профессиональной реабилитации инвалидов является их трудовая занятость.

В связи с этим необходимо, прежде всего, определить, что такое профессиональная трудоспособность. В научной литературе существует следующее определение: « профессиональная трудоспособность – способность человека к выполнению определённого объёма и качества работы по конкретной профессии» [16, С.99].

           В связи с этими обстоятельствами, диагностика профессиональной трудоспособности  инвалидов выступает главным критерием для организации трудовой деятельности инвалида, которая способствовала бы успешной  интеграции инвалида в общество.

Диагностикой  профессиональной трудоспособности инвалидов  стали заниматься ещё в первые годы Советской власти и создали  «рациональную» классификацию инвалидности по шести группам и закрепили  Постановлением СНК от 8 декабря 1921 года.

В данной квалификации было четко прописано, какой профессиональной деятельностью может заниматься инвалид, имеющий ту или иную группу инвалидности.

I группа: инвалид не только не способен ни к какой профессиональной работе, но и нуждается в посторонней помощи.

II группа: инвалид не способен ни к какой профессиональной работе, но может обходиться без посторонней помощи.

III группа: инвалид не способен ни к какой регулярной профессиональной работе, но может в некоторой степени добывать себе средства к существованию случайными и легкими работами.

IV группа: инвалид не в состоянии продолжать свою прежнюю профессиональную деятельность, но может перейти на новую профессию, требующую более низкой квалификации.

 V группа: инвалид должен отказаться от прежней профессии, но может найти новую с такой же квалификацией.

VI группа: возможно продолжение прежней профессиональной работы, но только при пониженной производительности труда.

Данная квалификация инвалидности получила наименование «рациональной», потому что вводила определение  трудоспособности, исходя из возможности  инвалида – в зависимости от состояния  здоровья – выполнять какую-либо профессиональную работу или же трудиться по своей прежней профессии. Таким образом, утверждался принцип определять тяжесть нарушения функций у больного и сопоставить их с требованиями профессионального труда, предъявляемыми к организму работающего. «Рациональность» данной системы из шести групп состояла в том, что, определяя инвалидность даже у лиц с незначительным снижением трудоспособности (VI, V и отчасти IV группы), она давала, при существовавшей тогда безработице, возможность получить работу и пользоваться определенными льготами, предоставляемыми государством инвалидам.

В дальнейшем отношение  государства к инвалидам сложилось  так, что в 1923 году была введена новая  квалификация – вместо шести групп  стали выделять три:

  1. К I группе относились лица, утратившие трудоспособность полностью и нуждающиеся в постоянном уходе.
  2. Ко II группе причислялись полностью утратившие способность к профессиональному труду как своей, так и по какой бы то ни было другой профессии.
  3. К III группе принадлежали не способные к систематическому труду по своей профессии в обычных для нее рабочих условиях, но могущие использовать свою остаточную трудоспособность: либо на нерегулярной работе, либо при сокращенном рабочем дне, либо по другой профессии со значительным снижением квалификации.

Замена квалификации по шести группам проводилась не механически – как ликвидация IV, V, VI групп, а благодаря существенному изменению в формулировках групп инвалидности. Это касалось в первую очередь Ш группы, в которую фактически были включены критерии ликвидированной  IV группы: возможность работать «по другой профессии со значительным снижением квалификации» [42].

В дореформенный период происходило деление на группы «трудоспособные» и «нетрудоспособные», при которых  считалось, что наличие инвалидности 3 –й группы не дает право на оставление работы в общественном производстве (инвалид с 3-й группой инвалидности был обязан трудиться). Нормы, применяемые сейчас при медико-социальной экспертизе, не дают оснований для такого жесткого деления; они предполагают индивидуальную оценку трудоспособности инвалида наряду с другими ограничениями жизнедеятельности, так что инвалид даже 1 –й группы вполне может получить трудовые рекомендации [10].

Диагностика профессиональной трудоспособности инвалида определяется в бюро медико-социальной экспертизы, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Так как в программе разрабатывается комплекс мероприятий, включающих в себя виды, формы, объёмы, сроки и порядок реализации профессиональных мер и способностей инвалида к выполнению определённых видов деятельности.

Данные, полученные при  освидетельствовании инвалидов  в учреждениях службы медико-социальной экспертизы, показали, что в профессиональной реабилитации нуждаются свыше 62 % от общего числа инвалидов, в том  числе:

- потребность в профессиональной ориентации отмечена у 10 % инвалидов;

- в профессиональном  образовании нуждается от 5 до 15 % инвалидов в зависимости от  возраста и характера патологии;

- потребность в обеспечении  занятости (профессиональное консультирование, профессиональный подбор, содействие в трудоустройстве) имеется у 54 % инвалидов;

-   в профессионально-производственной  адаптации нуждается от 30 до 90 % инвалидов  [28, С.145-146].

В своей работе специалисты  бюро медико-социальной экспертизы для  диагностики профессиональной трудоспособности учитывают «степени выраженности ограничений жизнедеятельности:

1. Ограничение  способности к обучению:

    • 1-я степень – способность к обучению в учебных заведениях общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса и  (или) с использованием вспомогательных средств, с помощью других лиц (кроме обучаемого персонала).
    • 2-я степень – способность к обучению только в специализированных учебных заведениях или по специальным программам в домашних условиях.
    • 3-я степень – неспособность к обучению.
  1. Ограничение способности к трудовой деятельности.
    • 1-я степень – способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объёма производственной деятельности, невозможности выполнения работы по своей профессии.
    • 2-я степень – способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств, и (или) специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц.
    • 3-я степень – неспособность к трудовой деятельности» [16, С.77-78].

Но наряду со степенями  утраты профессиональной трудоспособности, специалисты рассматривают и  то, что в основе трудоспособности лежат «три неразрывно связанных  компонента:

Информация о работе Профессиональная реабилитация инвалидов в современной России