Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 00:15, дипломная работа
Приоритетная направленность государственной политики в отношении инвалидов особенно четко отразилась в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», утвержденном Президентом Российской Федерации 24 ноября 1995 г. за № 181 –ФЗ. В нем, прежде всего, предусматривается:
- обеспечение реализации права на труд и создание для инвалидов безопасных и здоровых условий труда;
- организацию для инвалидов профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и повышения квалификации
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы и исследования профессиональной реабилитации инвалидов.
1.1. Социальная сущность профессиональной реабилитации………………...7
1.2. Профессиональная реабилитация инвалидов как функция социального учреждения………………………………………………………………………17
1.3. Нормативно-правовая база профессиональной реабилитации инвалидов..
……………………………………………………………………………….........24
Глава II. Место и роль социальных учреждений в профессиональной реабилитации инвалидов.
Диагностика профессиональной трудоспособности инвалидов…………35
Эффективность деятельности социальных учреждений по профессиональной адаптации и трудоустройству инвалидов…………...42
Социологическое исследование деятельности социальных учреждений по профессиональной реабилитации инвалидов………………………..........54
Заключение……………………………………………………………………….61
Список используемой литературы………………………………………
Правительство Москвы одним из первых среди субъектов федерации приняло постановление, утвердившее Типовое положение о специализированном предприятии, применяющем труд инвалидов. Это положение не только обеспечивает правовую регламентацию создания таких предприятий в целях трудоустройства на них инвалидов, но и закрепляет за ними в качестве основных задач проведение всех видов реабилитации – медицинской, профессиональной и социальной. Таким образом, специализированным предприятиям Москвы придан правовой статус реабилитационно - производственных предприятий.
Принятие в Москве приведенного
комплекса законов и
В Челябинской области для
С 1998 г. реализуется региональная целевая Программа профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов. Губернатором Челябинской области ежегодно утверждается Программа создания и сохранения рабочих мест для инвалидов за счет этих средств обязательных платежей работодателей.
В 2000 г. за счет этих
средств было создано и
В Новосибирской области региональный Закон «О социальной защите инвалидов» предусматривает систему мер, гарантирующую профессиональную реабилитацию и занятость инвалидов, постановление главы администрации области «О квотировании рабочих мест для инвалидов и молодежи» регламентирует реальные механизмы трудоустройства инвалидов, действует программа «Содействия занятости инвалидов Новосибирской области». Эти меры позволили добиться хороших результатов и трудоустроить на предприятиях области 68 % инвалидов,
обратившихся в службу занятости. Инвалиды, нуждающиеся в особых условиях труда, получают рабочие места на специализированных предприятиях общественных организаций инвалидов. Администрацией области осуществляется поддержка этих предприятий путем обеспечения их социальными заказами.
В Московской области вовлечение инвалидов в трудовую деятельность осуществляется на основе различных мер. В 1999 г. был принят областной Закон «О квотировании рабочих мест для инвалидов и молодежи».
В Брянской области для трудоустройства инвалидов в Законе «О занятости населения Брянской области» предусмотрено квотирование рабочих мест. Кроме того, действует областная и районные программы занятости населения.
В Тамбовской области
основные направления обеспечения
занятости инвалидов
Однако в
Российской Федерации отсутствует
юридическое закрепление
Например, большинство
инвалидов из-за того, что государство
не создало условий для
Хотя право на образование гарантировано и Конституцией РФ, и Законом РФ «Об образовании».
В статье № 5 Закона говориться о том, что гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям) возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости [5].
Также в части
3 статье № 16 этого закона закреплено
правило, согласно которому после успешной
сдачи вступительных экзаменов
вне конкурса принимаются в государственные
и муниципальные учебные
Итак, рассмотрев нормативно-
Глава II. Место и роль социальных учреждений в профессиональной реабилитации инвалидов.
2.1. Диагностика профессиональной трудоспособности инвалидов.
В третьем тысячелетии население планеты должно осознать наличие инвалидов и необходимость создать для них нормальные условия жизни. Примерно одна семья из четырех человек имеет в своем составе человека с ограниченными возможностями. Среди нынешних инвалидов очень много молодых людей и детей. В обществе вызывает озабоченность увеличение числа инвалидов среди лиц трудоспособного возраста.
В современной России на сегодняшний день в системе пенсионного обеспечения ещё много нерешенных проблем, обусловленных непоследовательностью принимаемых решений, алогичностью многих правовых норм, неоправданным неоднократным их изменений и т.д. Серьёзные трудности в работе связаны и с тем, что организационная структура пенсионных служб органов социальной защиты пришла в противоречие с существующими формами финансового обеспечения выплаты пенсий [36].
Поэтому одной
из эффективных мер
В связи с этим необходимо, прежде всего, определить, что такое профессиональная трудоспособность. В научной литературе существует следующее определение: « профессиональная трудоспособность – способность человека к выполнению определённого объёма и качества работы по конкретной профессии» [16, С.99].
В связи с этими
Диагностикой профессиональной трудоспособности инвалидов стали заниматься ещё в первые годы Советской власти и создали «рациональную» классификацию инвалидности по шести группам и закрепили Постановлением СНК от 8 декабря 1921 года.
В данной квалификации было четко прописано, какой профессиональной деятельностью может заниматься инвалид, имеющий ту или иную группу инвалидности.
I группа: инвалид не только не способен ни к какой профессиональной работе, но и нуждается в посторонней помощи.
II группа: инвалид не способен ни к какой профессиональной работе, но может обходиться без посторонней помощи.
III группа: инвалид не способен ни к какой регулярной профессиональной работе, но может в некоторой степени добывать себе средства к существованию случайными и легкими работами.
VI группа: возможно продолжение прежней профессиональной работы, но только при пониженной производительности труда.
Данная квалификация инвалидности получила наименование «рациональной», потому что вводила определение трудоспособности, исходя из возможности инвалида – в зависимости от состояния здоровья – выполнять какую-либо профессиональную работу или же трудиться по своей прежней профессии. Таким образом, утверждался принцип определять тяжесть нарушения функций у больного и сопоставить их с требованиями профессионального труда, предъявляемыми к организму работающего. «Рациональность» данной системы из шести групп состояла в том, что, определяя инвалидность даже у лиц с незначительным снижением трудоспособности (VI, V и отчасти IV группы), она давала, при существовавшей тогда безработице, возможность получить работу и пользоваться определенными льготами, предоставляемыми государством инвалидам.
В дальнейшем отношение
государства к инвалидам
Замена квалификации по шести группам проводилась не механически – как ликвидация IV, V, VI групп, а благодаря существенному изменению в формулировках групп инвалидности. Это касалось в первую очередь Ш группы, в которую фактически были включены критерии ликвидированной IV группы: возможность работать «по другой профессии со значительным снижением квалификации» [42].
В дореформенный период происходило деление на группы «трудоспособные» и «нетрудоспособные», при которых считалось, что наличие инвалидности 3 –й группы не дает право на оставление работы в общественном производстве (инвалид с 3-й группой инвалидности был обязан трудиться). Нормы, применяемые сейчас при медико-социальной экспертизе, не дают оснований для такого жесткого деления; они предполагают индивидуальную оценку трудоспособности инвалида наряду с другими ограничениями жизнедеятельности, так что инвалид даже 1 –й группы вполне может получить трудовые рекомендации [10].
Диагностика профессиональной трудоспособности инвалида определяется в бюро медико-социальной экспертизы, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Так как в программе разрабатывается комплекс мероприятий, включающих в себя виды, формы, объёмы, сроки и порядок реализации профессиональных мер и способностей инвалида к выполнению определённых видов деятельности.
Данные, полученные при освидетельствовании инвалидов в учреждениях службы медико-социальной экспертизы, показали, что в профессиональной реабилитации нуждаются свыше 62 % от общего числа инвалидов, в том числе:
- потребность в профессиональной ориентации отмечена у 10 % инвалидов;
- в профессиональном
образовании нуждается от 5 до 15 %
инвалидов в зависимости от
возраста и характера
- потребность в обеспечении
занятости (профессиональное
- в профессионально-
В своей работе специалисты бюро медико-социальной экспертизы для диагностики профессиональной трудоспособности учитывают «степени выраженности ограничений жизнедеятельности:
1. Ограничение способности к обучению:
Но наряду со степенями утраты профессиональной трудоспособности, специалисты рассматривают и то, что в основе трудоспособности лежат «три неразрывно связанных компонента:
Информация о работе Профессиональная реабилитация инвалидов в современной России