Профессиональная реабилитация инвалидов в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 00:15, дипломная работа

Описание работы

Приоритетная направленность государственной политики в отношении инвалидов особенно четко отразилась в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», утвержденном Президентом Российской Федерации 24 ноября 1995 г. за № 181 –ФЗ. В нем, прежде всего, предусматривается:
- обеспечение реализации права на труд и создание для инвалидов безопасных и здоровых условий труда;
- организацию для инвалидов профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и повышения квалификации

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретические основы и исследования профессиональной реабилитации инвалидов.
1.1. Социальная сущность профессиональной реабилитации………………...7
1.2. Профессиональная реабилитация инвалидов как функция социального учреждения………………………………………………………………………17
1.3. Нормативно-правовая база профессиональной реабилитации инвалидов..
……………………………………………………………………………….........24

Глава II. Место и роль социальных учреждений в профессиональной реабилитации инвалидов.
Диагностика профессиональной трудоспособности инвалидов…………35
Эффективность деятельности социальных учреждений по профессиональной адаптации и трудоустройству инвалидов…………...42
Социологическое исследование деятельности социальных учреждений по профессиональной реабилитации инвалидов………………………..........54

Заключение……………………………………………………………………….61

Список используемой литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Профессиональная реабилитация инвалидов в современной России _на.doc

— 422.50 Кб (Скачать файл)

биологический – работоспособность, отражающая анатомо-функциональный потенциал свойств и качеств, необходимых для трудовой деятельности;

социальный  – результат общественных, экономических, трудовых и некоторых других отношений;

психологический – отношение к труду человека и общества, наличие привычки к труду и последствия ее разрушения, психологические резервы трудоспособности в зависимости от индивидуальных особенностей (специальности, квалификации, образования, трудовых навыков) инвалида» [16, С.20].

Также для оценки уровня трудоспособности пользуются «медицинскими, социальными, психологическими критериями.

Медицинский критерий включает своевременно и точно установленный диагноз заболевания. Чаще ошибочные решения БМСЭ связаны с неправильным определением функционального диагноза.

Давая объективную оценку характеру нарушенных функций, учитывают то, что нередко не морфологические, а функциональные нарушения определяют снижение трудоспособности инвалидов.

Социальный  критерий включает характер работы инвалида и конкретные условия его труда. Эксперт выясняет, преобладает ли в работе инвалида физическое или нервно-психическое напряжение и уточняет степень его выраженности.

Психологический критерий выступает в виде нервно-психического напряжения, имеющего три степени выраженности.

А. Значительное – работы, которые связаны с большим объёмом производственной деятельности, длительным напряжением внимания, предусматривающие выполнение сложных и ответственных заданий (руководитель крупного предприятия, главный бухгалтер, главный инженер), а также работы, требующие восприятия большого потока информации и немедленной точной реакции на неё (диспетчер аэродрома, машинист, пилот, водитель транспорта).

Б.  Умеренное – виды труда, связанные с выполнением задачей средней сложности с ответственностью за определенные операции (бухгалтер, инженер-конструктор, экономист, врач, юрист).

В.  Незначительное – характеризуется небольшим объёмом, при котором внимание сосредоточено на одном или немногих объектах с малоизменяющейся ситуацией (счетно-канцелярский труд, работа табельщика, учетчика)» [16, С.20-22].

На основе степеней утраты профессиональной трудоспособности и  медицинских, социальных и психологических  критериев специалисты бюро медико-социальной экспертизы разрабатывают трудовые рекомендации для каждого инвалида в отдельности. Они должны быть полными и включать описание всех факторов и элементов предстоящей трудовой деятельности. Трудовые рекомендации служат базой для выбора дальнейших мер профессиональной реабилитации.

Исходя из трудовых рекомендаций, в карте индивидуальной программы реабилитации указываются формы приобретения новой профессии или переквалификации. В их число входят обучение на рабочем месте, получение профессии на краткосрочных курсах, обучение в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования, а в отдельных случаях и высшего, профессионального образования. И учитывают, требуется ли обучение в специализированных учебных заведениях (или в специализированных для использования труда инвалидов производствах) или инвалид способен получить профессию в заведениях общего типа.

В процессе диагностики  профессиональной трудоспособности инвалида важно знать не только основную профессию, но и те, которые освоены инвалидом  в течение его жизни (профессиональный маршрут). Эти сведения дают основание  судить о социальной ориентированности инвалида, его психологической устойчивости и умении адаптироваться к окружающим условиям. Источником получения сведений о профессиональном маршруте служит трудовая книжка, но записи в ней могут неадекватно отражать ту деятельность, которой инвалид фактически занимался. В этих случаях необходимо обратить внимание на объяснения самого инвалида.

И нельзя не согласиться  с Блинковым Ю.А., Ткаченко В.С., Клушиной Н.П., что в подборе профессий  для инвалидов большое значение имеют профессиограммы разностороннее описание профессий и профессиональной деятельности, с выделением их социально-экономического значения, перспектив роста, психических и физических нагрузок, возможностей обучения, совершенствования, продвижения по службе, медицинских и других ограничений, требований к профессионально значимым качествам работника.

Эти же авторы утверждают, что для диагностики профессиональных трудоспособностей инвалида требуется  применение специально адаптированных методик. Напрямую инвалиду задавать вопрос невозможно, да и ответ будет не тот, который можно использовать для анализа. В психологии и социологии четких методик, применимых к условиям медико-социальной экспертизы, также нет. Вероятно, они не могут быть универсальными (в виде стандартных опросников или тестов), пригодными для инвалидов всех патологий и возрастов. Поэтому практика складывается так, что каждому специалисту-эксперту (будь то психолог, реабилитолог или специалист социальной работы) необходимо накапливать свой опыт построения диагностики. Не исключено, что целесообразно каждому специалисту в составе бюро давать свои оценки по методикам, применяемым в их отрасли знаний, а затем при коллективном обсуждении вырабатывать единое мнение [10].

Рассмотрев диагностику  профессиональной трудоспособности инвалида, можно сделать вывод, что она является первым этапом к трудоустройству и проходит в рамках разработки индивидуальной программы реабилитации. Деятельность медико-социальной экспертизы в этом процессе определяет профессиональную направленность инвалида с помощью трудовых рекомендаций в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности, которые на данном отрезке времени помогут правильно определиться инвалиду в профессии и трудоустройстве.      

 

2.2.  Эффективность  деятельности социальных учреждений по профессиональной адаптации и трудоустройству инвалидов.

 

На рынке  труда лица с ограниченными возможностями  заняты, как правило, на малопривлекательных, полуквалифицированных, рутинных и  малооплачиваемых работах, от которых здоровое большинство отказывается. Инвалидами чаще всего комплектуются группы вторичного рынка труда – временно занятых, работающих не полное рабочее время, и, чтобы улучшить коренным образом социально-экономическое положение лиц с ограниченными возможностями, должна присутствовать эффективность и результативность социальной работы в профессионально-производственной реабилитации инвалидов [35].

Для этого необходимо учитывать специфики социального  положения, потребностей и интересов  инвалидов, которые должны использоваться органами социальной защиты, социальными службами в своей работе.

Следует также  помнить, что у инвалида весьма ограничены возможности для исправления  ошибок в выборе профессии. Те физические, психические, материальные, иные усилия, которые прилагает инвалид для получения специальности и последующего трудоустройства, должны иметь для него минимальные, негативные последствия.

Для этого все  специалисты, которые занимаются содействием  занятости инвалидов, должны с особой щепетильностью решать эту проблем. Стремится учитывать многочисленные детали организации профобразования, трудоустройства инвалида, его взаимоотношений в микро- и макро-коллективах (в семье, на работе, в образовательных учреждения, обществе в целом).

И как уже  отмечалось выше, в период от централизованной к рыночной экономике резко обострилась проблема трудового устройства и поддержания занятости инвалидов. В условиях рыночной экономики статус личности в значительной мере определяется материальной независимостью и возможностью самообеспечения человека. Исходя из этих позиций, очевидно, что трудовая деятельность становиться во главу взаимоотношений членов общества. В этой связи представляется целесообразным сформировать такую систему трудового устройства инвалидов, когда на паритетных началах будут учтены интересы общества и инвалидов, и работодатели не смогут отвергать работников из числа инвалидов. Это становиться возможным при сочетании таких «факторов как:

    • социально-психологическая положительная ориентация на трудовую деятельность, как со стороны самих инвалидов, так и со стороны здоровых членов общества;
    • нормативное регулирование взаимоотношений МСЭ, органов социальной защиты и здравоохранения, учебных заведений по профессиональной подготовке инвалидов, бирж труда, предприятий, иных работодателей» [39, С.84].

Социальные  проблемы инвалидов являются межведомственными, государства и общества, поэтому  они требуют для своего разрешения скоординированных усилий государственных  и негосударственных структур, как  на федеральном, так и на региональном уровне. К ним относятся:

    1. Государственная система:
    • Министерство здравоохранения и социального развития;
    • Департаменты по делам семьи женщин и детей;
    • Комитеты социальной защиты населения;
    • Реабилитационные центры;
    • Интернатные учебные учреждения для инвалидов.
    1. Негосударственная система:

А. Общественные объединения (в том числе международные и зарубежные):

    • фонды;
    • центры;
    • советы;
    • ассоциации;
    • клубы;
    • отряды.

Б.  Частная система:

    • учебные заведения;
    • реабилитационные центры;
    • индивидуальные лица (в том числе и иностранцы) [12, С.93].

И как мы видим, социальных учреждений, участвующих в профессиональной реабилитации инвалидов, в современной  России достаточно, и здесь нельзя ограничиться сферой деятельности каким-то одним учреждением.

Для оперативного и квалифицированного решения социальных проблем, связанных с занятостью инвалидов, как отмечает Холостова Е.И., может быть предусмотрено:

- прямое финансирование  и льготное кредитование потенциальных  работодателей; 

- оказание активного  содействия специализированным предприятиям,  использующих труд инвалидов;

- ежегодное  определение для инвалидов перечня  профессий и специальностей, пользующихся  устойчивым спросом и конкурентоспособностью;

          - развертывание системы переобучения  лиц с ограниченными 

возможностями более конкурентоспособным специальностям;

- для детей  инвалидов создание сети спецшкол  первичной трудовой адаптации;

Также одним  из условий, обеспечивающих результативность социальной работы с инвалидами, является разработка и внедрение технологий социальной работы, с помощью которых обеспечивается достижение определенных целей социальной работы с инвалидами по профессиональной реабилитации [37].

В своем исследовании Рожков В.В. отметил, что при том, как трудовая деятельность доступна около 2/3 всех инвалидов, работает не более 11 % из них, основная же масса инвалидов, которым доступна трудовая деятельность, все-таки не работают. Ответ состоит в доминирующей ориентации на получение льгот и пособий вместо труда и указывает на достаточно посредственный уровень притязаний этой социальной группы и её специфическое место в социальной структуре общества [26, С.69].

Но неужели  осознание и желание своей  нужности и полезности другим людям  можно осуществить, будучи огражденным  системой льгот, удобств, специализированными учреждениями.

Поэтому социальные учреждения должны принимать большее  участие в решении профессиональной реабилитации инвалидов, преследуя  цель – помочь людям с ограниченными  возможностями преодолеть проблемы, с которыми они сталкиваются. А  для их эффективного решения необходимо, прежде всего, чтобы диалог между инвалидами и социальными учреждениями проходил на равных.

Так как в  сознании многих закрепился стереотип, что инвалиды - это люди в оборванной одежде на колясках или тележках, просящих милостыню у метро или назойливо стучащиеся в окно машины на перекрёстке, и беда в том, что мы такое отношение переносим на всех инвалидов. А большинство из них способны и хотят трудиться, и отсутствие постоянной работы инвалиды переживают очень болезненно. И не только из-за того, что государство платит пособие, на которое не очень то разживешься: денег хватает лишь на самое необходимое, да и то со скрипом.

Дело даже в  другом – именно работа помогает людям  с ограниченными возможностями  чувствовать себя полноправными гражданами, приносящими пользу обществу. Причем для них это не громкие слова многие инвалиды весьма болезненно переживают тот факт, что вынуждены быть иждивенцами. Кстати, это подтверждают опросы: более 65 % инвалидов хотят работать [24, С.60-62].

Информация о работе Профессиональная реабилитация инвалидов в современной России