Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 00:15, дипломная работа
Приоритетная направленность государственной политики в отношении инвалидов особенно четко отразилась в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», утвержденном Президентом Российской Федерации 24 ноября 1995 г. за № 181 –ФЗ. В нем, прежде всего, предусматривается:
- обеспечение реализации права на труд и создание для инвалидов безопасных и здоровых условий труда;
- организацию для инвалидов профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и повышения квалификации
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы и исследования профессиональной реабилитации инвалидов.
1.1. Социальная сущность профессиональной реабилитации………………...7
1.2. Профессиональная реабилитация инвалидов как функция социального учреждения………………………………………………………………………17
1.3. Нормативно-правовая база профессиональной реабилитации инвалидов..
……………………………………………………………………………….........24
Глава II. Место и роль социальных учреждений в профессиональной реабилитации инвалидов.
Диагностика профессиональной трудоспособности инвалидов…………35
Эффективность деятельности социальных учреждений по профессиональной адаптации и трудоустройству инвалидов…………...42
Социологическое исследование деятельности социальных учреждений по профессиональной реабилитации инвалидов………………………..........54
Заключение……………………………………………………………………….61
Список используемой литературы………………………………………
Трудоустройство инвалидов, находящихся
без работы осуществляют службы занятости,
где для этого имеются
Мы пришли к выводу, что профессиональная реабилитация инвалидов как функция социального учреждения, включает в себя определенные методы работы, и они осуществляются как реабилитационными учреждениями, так и на производстве, что позволяет в современных условиях изменить отношение общества к инвалидам и перейти от непонимания и неприятия к уважению прав, достоинств, полезности обществу.
1.3. Нормативно-правовая
база профессиональной
Инвалиды в Российской Федерации обладают всей полнотой социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, конституциями республик, входящих в её состав, другими законодательными актами.
Мы рассматриваем
Безработица особенно больно бьет по трудоспособным инвалидам. Ведь они нуждаются в специально созданных условиях труда, а работодатель не всегда готов идти на это.
Регулировать отношения
Созданная
к настоящему моменту правовая база
профессиональной реабилитации инвалидов
регулирует вопросы профессиональной
подготовки инвалидов в общей
системе образования и в
Эта правовая база создает условия всем гражданам независимо от расы, пола, возраста, социального положения, состояния здоровья для реализации права на труд и свободный выбор профессии, обеспечивает социальную защиту в области занятости; разграничивает компетенцию Федеральных и региональных органов власти и управления в области профессиональной реабилитации; создает условия для координации деятельности в этой области между различными министерствами и ведомствами, а также местными органами власти и управления.
Законодательством устанавливается:
Теперь мы
рассмотрим законодательные
В 1982 году Генеральная ассамблея
ООН приняла Всемирную
- услуги по восстановлению
профессиональной
В современной России высшую юридическую силу имеет Конституция Российской Федерации, которая стоит на самой вершине правовой пирамиды.
В статье № 37 говориться,
что каждому гражданину страны
предоставляется право
В законе Российской
Федерации «Основы
В Законе сказано,
что рекомендации медико-социальной
экспертизы по трудоустройству инвалидов
является обязательными для
Основным
нормативно – правовым актом,
регулирующим отношения в
В статье № 13 предусмотрены дополнительные гарантии занятости для отдельных групп населения. Они включают в себя:
- разработка и реализация целевых программ содействия занятости;
- создание дополнительных рабочих мест и специализированных организаций;
- установление квоты для приема на работу инвалидов;
- предоставление
услуг по профессиональной
- организация
обучения по специальным
Необходимо более подробно остановиться на рассмотрении закона «О социальной защите инвалидов и в Российской Федерации». Вопросы доступности образования, воспитания и обучения детей-инвалидов представлены в статьях 18 и 19 рассматриваемого закона. В них также декларируется гарантированность образования, создание государством необходимых условий для получения образования и профессиональной подготовки инвалидов. Для тех из них, кто нуждается в специальных условиях при получении профессионального образования, согласно закону, должны создаваться специальные, профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждений общего типа [42].
Также в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995), статьи 20-24, предусмотрен целый комплекс мер, направленных на повышение их конкурентоспособности на рынке труда. Одной из главных мер, как считают авторы, можно назвать: организацию обучения инвалидов новым профессиям, востребованным на рынке труда, создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов, резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, установление квот для приема на работу инвалидов и другие [4; 34].
А в статье 23 Закона предусматривается, что всем инвалидам, занятым на предприятиях, в учреждениях и организациях, должны быть созданы необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
Так же государство подтвердило то обстоятельство, что как следует из Федерального закона № 122 – ФЗ, оно берет на себя ответственность по обеспечению профессиональной ориентации инвалидов, их профессиональному обучению, переобучению и повышению квалификации [9].
Рекомендации по квотированию рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите, утверждены постановлением Министерства труда РФ № 9 от 6 февраля 1995 года [18].
В соответствии с Указом Президента РФ от 25 марта 1993 года «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» обучение инвалидов первую очередь осуществляется по приоритетным профессиям и специальностям, овладение которыми дает право инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда. Перечень таких приоритетных профессий был утвержден постановлением Министерства труда РФ от 8 августа 1993 года [6; 28].
В Постановление Министерства труда Российской Федерации от 8 сентября 1993 г. № 150 «О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих» говориться, что овладение этими профессиями дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда [21].
Федеральная служба занятости в 1995 году утвердила «Временное положение о порядке и условиях выделения финансовых средств для частичной компенсации расходов работодателей по оплате труда инвалидов». Речь в нем идет об организациях, которые приняли инвалида по рекомендации органа службы занятости. С такой организацией заключается договор. В нем оговаривается срок, в течение которого инвалид будет трудоустроен. Со своей стороны орган службы занятости обязуется в течение определенного времени выплачивать работодателю компенсацию. Это компенсация составляет половину от фактически начисленных работнику сумм, выплачивается она в течение 6 месяцев. В исключительных случаях договор можно продлить ещё на полгода [18].
Документы, принятые субъектами федерации по вопросам обеспечения занятости инвалидов, разнообразны.
Рассматривая распоряжение главы администрации Ивановской области «О защите трудовых прав инвалидов», Постановление правительства Республики Ингушетия «О состоянии и совершенствовании работы по обеспечению прав инвалидов на трудоустройство», постановление правительства Липецкой области «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» и другие, приходишь к выводу, что преобладающее большинство региональных правовых актов в этой сфере определяет правовые, экономические и организационные основы дополнительных гарантий занятости инвалидов в виде квотирования рабочих мест. В этих законах инвалиды стоят на первом месте в перечне лиц, нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Размер квоты, установленный в регионах, варьирует от 1 (Хабаровский край) до 5 % (Республика Бурятия), распространяется он, как правило, на все организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Исключение в Липецкой, Воронежской областях, Хабаровском крае, Москве сделано для региональных органов власти и органов местного самоуправления.
Создание специальных рабочих мест для инвалидов, которое предусмотрено Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» регламентировано в нормативных документах не всех субъектов федерации. Оно предусмотрено в Липецкой области, Москве, Краснодарском крае, республиках Коми, Бурятии, особое внимание ему уделено в законе Алтайского края [15, С.25].
Наиболее полная, правовая база для
профессиональной реабилитации и трудоустройства
инвалидов создана в Москве. Постановлениями
правительства Москвы «О комплексной
программе профессиональной реабилитации
и обеспечения занятости» и Медико-социальная
реабилитация и занятость инвалидов Москвы»
было предусмотрено выделение средств
организациям на сохранение рабочих мест
для инвалидов. В рамках программ были
созданы профессионально-
В 1997 году принят Закон «О квотировании рабочих мест в городе Москве». Законом регламентирован финансовый источник квотирования рабочих мест – это средства работодателей для трудоустройства инвалидов в счет квоты и целевые средства, полученные в виде обязательной платы и штрафов от организаций, не выполняющих условия квотирования, для трудоустройства инвалидов сверх установленных квот, а также для создания специальных рабочих мест для инвалидов. Установлен размер платы за каждого нетрудоспособного в рамках квот инвалида, указаны органы, осуществляющие его реализацию, а также органы, осуществляющие контроль.
В исполнении рассмотренного Закона правительством Москвы издано постановление «О порядке квотирования рабочих мест в организациях города Москвы», в котором механизм реализации Закона изложен очень подробно.
Координация деятельности по квотированию рабочих мест возложена на Комитет труда и занятости правительства Москвы, а также на специально созданные городскую и территориальные комиссии по квотированию рабочих мест. Постановление подробнейшим образом регламентирует порядок и условия квотирования рабочих мест, оформляемую при этом документацию, ведущуюся статистическую отчетность, порядок осуществления контроля за исполнением Закона.
Информация о работе Профессиональная реабилитация инвалидов в современной России