Профессиональная реабилитация инвалидов в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 00:15, дипломная работа

Описание работы

Приоритетная направленность государственной политики в отношении инвалидов особенно четко отразилась в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», утвержденном Президентом Российской Федерации 24 ноября 1995 г. за № 181 –ФЗ. В нем, прежде всего, предусматривается:
- обеспечение реализации права на труд и создание для инвалидов безопасных и здоровых условий труда;
- организацию для инвалидов профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и повышения квалификации

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретические основы и исследования профессиональной реабилитации инвалидов.
1.1. Социальная сущность профессиональной реабилитации………………...7
1.2. Профессиональная реабилитация инвалидов как функция социального учреждения………………………………………………………………………17
1.3. Нормативно-правовая база профессиональной реабилитации инвалидов..
……………………………………………………………………………….........24

Глава II. Место и роль социальных учреждений в профессиональной реабилитации инвалидов.
Диагностика профессиональной трудоспособности инвалидов…………35
Эффективность деятельности социальных учреждений по профессиональной адаптации и трудоустройству инвалидов…………...42
Социологическое исследование деятельности социальных учреждений по профессиональной реабилитации инвалидов………………………..........54

Заключение……………………………………………………………………….61

Список используемой литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Профессиональная реабилитация инвалидов в современной России _на.doc

— 422.50 Кб (Скачать файл)

Трудоустройство инвалидов, находящихся  без работы осуществляют службы занятости, где для этого имеются специализированные подразделения. Эти подразделения  помогают инвалидам найти работу на специализированных производствах, в наибольшей степени сохранившихся при всероссийских общественных организациях ВОС и ВОГ, при психиатрических больницах  и при психоневрологических интернатах (в виде лечебно-трудовых мастерских). Также авторы отмечают, что имеются специфические особенности трудоустройства инвалидов в сельской местности. Для них используются такие формы трудоустройства, как работа в составе специализированных полевых бригад, индивидуальная заготовка дикорастущей продукции, работа в подсобных производствах и на дому по изготовлению мелкой продукции [10; 34].

Мы пришли к выводу, что профессиональная реабилитация инвалидов как функция  социального учреждения, включает в  себя определенные методы работы, и  они осуществляются как реабилитационными  учреждениями, так и на производстве, что позволяет в современных  условиях изменить отношение общества к инвалидам и перейти от непонимания и неприятия к уважению прав, достоинств, полезности обществу. 

 

1.3. Нормативно-правовая  база профессиональной реабилитации  инвалидов.

 

Инвалиды в Российской Федерации  обладают всей полнотой социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, конституциями республик, входящих в её состав, другими законодательными актами.

 Мы рассматриваем  обеспечение  права человека на труд  как  одно из главных условий жизни. Трудовая деятельность определяет взаимоотношения членов общества, а в условиях рыночной экономики они заметно обостряются. А так как труд для лиц с ограниченными возможностями имеет важное психологическое и морально-этическое значение, способствуя утверждению личности, улучшению материального положения инвалидов, то трудоустройство инвалидов приобретает особую значимость в современной России.

Безработица особенно больно бьет по трудоспособным инвалидам. Ведь они  нуждаются в специально созданных  условиях труда, а работодатель не всегда готов идти на это.

Регулировать отношения государства  и общества с инвалидом, инвалида с соответствующими ведомствами, учреждениями, в целом с государством и обществом, а также инвалидов между собой  помогает нормативно - правовая база.

Созданная к настоящему моменту правовая база профессиональной реабилитации инвалидов  регулирует вопросы профессиональной подготовки инвалидов в общей  системе образования и в учебных  заведениях системы Федерального и  республиканских Министерств социальной защиты населения /теперь это Министерство здравоохранения и социальной защиты населения/; обучения и переобучение инвалидов на производстве и на курсах, создаваемых органами занятости населения; трудоустройство и применение труда инвалидов в различных организационных формах (открытом производстве, в специализированных цехах и специализированных предприятиях, в кооперативах, в работах на дому, в применении труда лиц, проживающих в домах-интернатах, индивидуальной трудовой деятельности) реабилитационной трудовой индустрии; информатики, установление налоговых льгот для предприятий, использующих труд инвалидов, а также для тех предприятий, которые заняты изготовлением для них различных технических средств и приспособлений [36].

Эта правовая база создает условия всем гражданам независимо от расы, пола, возраста, социального положения, состояния здоровья для реализации права на труд и свободный выбор профессии, обеспечивает социальную защиту в области занятости; разграничивает компетенцию Федеральных и региональных органов власти и управления в области профессиональной реабилитации; создает условия для координации деятельности в этой области между различными министерствами и ведомствами, а также местными органами власти и управления.

Законодательством устанавливается:

    • равенство возможностей инвалидов во всех сферах жизни общества;
    • разработка и обязательность индивидуальных целевых программ реабилитации инвалидов для всех предприятий и учреждений, связанных с реализацией таких программ;
    • льготная финансово-кредитная политика в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, а также предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов;
    • квоты для приема на работу инвалидов и минимальное количество специализированных рабочих мест для инвалидов;
    • резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящих для трудоустройства инвалидов;
    • стимулирование создания предприятиями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
    • создание для инвалидов условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
    • создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
    • организация обучения инвалидов новым профессиям;
    • ответственность работодателей за обеспечение занятости инвалидов;
    • порядок и условия признания инвалидов безработными;
    • государственное стимулирование участия предприятий и организаций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов и другое [13, С.75].   

 Теперь мы  рассмотрим законодательные акты, где все эти положения присутствуют, и на какие нормативно-правовые документы должны опираться социальные учреждения в своей работе.

В 1982 году Генеральная ассамблея  ООН приняла Всемирную программу  действий в отношении инвалидов,  которой были определены виды деятельности необходимые для реабилитации инвалидов:

- услуги по восстановлению  профессиональной трудоспособности (включает профессиональную ориентацию, профессионально-техническую подготовку, трудоустройство)[39].                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

В современной России высшую юридическую силу имеет Конституция  Российской Федерации, которая стоит  на самой вершине правовой пирамиды.

 В статье № 37 говориться, что каждому гражданину страны  предоставляется право свободно  распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию [1].

 В законе Российской  Федерации «Основы законодательства  Российской Федерации об охране  здоровья граждан», который был  принят в 1993 году, в статье №  50 говориться о медико-социальной  экспертизе. Дается определение, какими учреждениями осуществляется.

В Законе сказано, что рекомендации медико-социальной экспертизы по трудоустройству инвалидов  является обязательными для администрации  предприятий, учреждений и организаций  независимо от форм собственности [3; 10]. 

 Основным  нормативно – правовым актом,  регулирующим отношения в сфере  занятости населения, является  Закон Российской Федерации «О  занятости населения в Российской  Федерации» (1991г.), который в настоящее  время действует в редакции  Федеральный Закон от 20.04.96г. и 21.07.98г., №175 ФЗ.

В статье № 13 предусмотрены  дополнительные гарантии занятости  для  отдельных групп населения. Они включают в себя:

- разработка  и реализация целевых программ  содействия занятости;

- создание дополнительных  рабочих мест и специализированных организаций;

- установление  квоты  для приема на работу  инвалидов;

- предоставление  услуг по профессиональной ориентации;

- организация  обучения по специальным программам [2; 22].

Необходимо  более подробно остановиться на рассмотрении закона «О социальной защите инвалидов и в Российской Федерации». Вопросы доступности образования, воспитания и обучения детей-инвалидов представлены в статьях 18 и 19 рассматриваемого закона. В них также декларируется гарантированность образования, создание государством необходимых условий для получения образования и профессиональной подготовки инвалидов. Для тех из них, кто нуждается в специальных условиях при получении профессионального образования, согласно закону, должны создаваться специальные, профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждений общего типа [42].   

Также в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995), статьи 20-24, предусмотрен целый комплекс мер, направленных на повышение их конкурентоспособности на рынке труда. Одной из главных мер, как считают авторы, можно назвать: организацию обучения инвалидов новым профессиям, востребованным на рынке труда, создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов, резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, установление квот для приема на работу инвалидов и другие [4; 34].

А  в статье 23 Закона предусматривается, что всем инвалидам, занятым на предприятиях, в учреждениях и организациях, должны быть созданы необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Так же государство  подтвердило то обстоятельство, что  как следует из Федерального закона № 122 – ФЗ, оно берет на себя ответственность по обеспечению профессиональной ориентации инвалидов, их профессиональному обучению, переобучению и повышению квалификации [9].

Рекомендации  по квотированию рабочих мест для  лиц, особо нуждающихся в социальной защите, утверждены постановлением Министерства труда РФ № 9 от 6 февраля 1995 года [18].

В соответствии с Указом Президента РФ от 25 марта 1993 года «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости  инвалидов» обучение инвалидов  первую очередь осуществляется по приоритетным профессиям и специальностям, овладение которыми дает право инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда. Перечень таких приоритетных профессий был утвержден постановлением Министерства труда РФ от 8 августа 1993 года [6; 28].

В Постановление  Министерства труда Российской Федерации  от 8 сентября 1993 г. № 150 «О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих»  говориться, что овладение этими  профессиями дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда [21].

Федеральная служба занятости в 1995 году утвердила «Временное положение о порядке и условиях выделения финансовых средств для  частичной компенсации расходов работодателей по оплате труда инвалидов». Речь в нем идет об организациях, которые приняли инвалида по рекомендации органа службы занятости. С такой организацией заключается договор. В нем оговаривается срок, в течение которого инвалид будет трудоустроен. Со своей стороны орган службы занятости обязуется в течение определенного времени выплачивать работодателю компенсацию. Это компенсация составляет половину от фактически начисленных работнику сумм, выплачивается она в течение 6 месяцев. В исключительных случаях договор можно продлить ещё на полгода [18].

Документы, принятые субъектами федерации по вопросам обеспечения  занятости инвалидов, разнообразны.

Рассматривая распоряжение главы  администрации Ивановской области  «О защите трудовых прав инвалидов», Постановление правительства Республики Ингушетия «О состоянии и совершенствовании работы по обеспечению прав инвалидов на трудоустройство», постановление правительства Липецкой области «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» и другие, приходишь к выводу, что преобладающее большинство региональных правовых актов в этой сфере определяет правовые, экономические и организационные основы дополнительных гарантий занятости инвалидов в виде квотирования рабочих мест. В этих законах инвалиды стоят на первом месте в перечне лиц, нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Размер квоты, установленный в  регионах, варьирует от 1 (Хабаровский  край) до 5 % (Республика Бурятия), распространяется он, как правило, на все организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Исключение в Липецкой, Воронежской областях, Хабаровском крае, Москве сделано для региональных органов власти и органов местного самоуправления.

Создание специальных рабочих мест для инвалидов, которое предусмотрено Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» регламентировано в нормативных документах не всех субъектов федерации. Оно предусмотрено в Липецкой области, Москве, Краснодарском крае, республиках Коми, Бурятии, особое внимание ему уделено в законе Алтайского края [15, С.25].

Наиболее полная, правовая база для  профессиональной реабилитации и трудоустройства  инвалидов создана в Москве. Постановлениями  правительства Москвы «О комплексной программе профессиональной реабилитации и обеспечения занятости» и Медико-социальная реабилитация и занятость инвалидов Москвы» было предусмотрено выделение средств организациям на сохранение рабочих мест для инвалидов. В рамках программ были созданы профессионально-производственные предприятия с применением компьютерных технологий по подготовке незрячих специалистов, реализованы мероприятия по профессиональной реабилитации и трудоустройству инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

В 1997 году принят Закон «О квотировании рабочих мест в городе Москве». Законом регламентирован  финансовый источник квотирования рабочих  мест – это средства работодателей  для трудоустройства инвалидов  в счет квоты и целевые средства, полученные в виде обязательной платы и штрафов от организаций, не выполняющих условия квотирования, для трудоустройства инвалидов сверх установленных квот, а также для создания специальных рабочих мест для инвалидов. Установлен размер платы за каждого нетрудоспособного в рамках квот инвалида, указаны органы, осуществляющие его реализацию, а также органы, осуществляющие контроль.

В исполнении рассмотренного Закона правительством Москвы издано постановление  «О порядке квотирования рабочих  мест в организациях города Москвы», в котором механизм реализации Закона изложен очень подробно.

Координация деятельности по квотированию рабочих мест возложена  на Комитет труда и занятости  правительства Москвы, а также  на специально созданные городскую  и территориальные комиссии по квотированию рабочих мест. Постановление подробнейшим образом регламентирует порядок и условия квотирования рабочих мест, оформляемую при этом документацию, ведущуюся статистическую отчетность, порядок осуществления контроля за исполнением Закона.

Информация о работе Профессиональная реабилитация инвалидов в современной России