МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ,
ПОДГОТОВКИ И РАССТАНОВКИ КАДРОВ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ЯКУТСКИЙ
КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА ТРАДИЦИОННЫХПРОМЫСЛОВ
НАРОДОВ ЯКУТИИ»
Допустить к защите
Директор ГБОУ РС (Я) «ЯКТиДТПНЯ»
_______________ Е.Г. Яковлева
«___» ____________ 201__ г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ
РАБОТА
на тему: Развитие
семейных форм устройства детей, оставшихся
без попечения родителей
Студент Попова
А.В.
(Ф.И.О.)
Группа СР-12
Научный руководитель: Оконосова И.М.
(Ф.И.О.)
Рецензент:
(Ф.И.О., ученая степень, должность)
Якутск, 2014 г.
Содержание
Введение
3
Глава 1. Теоретические
основы семейного устройства
1.1.История развития
опеки и попечительства в России
7
1.2. Семейные формы
устройства детей, оставшихся без попечения
родителей
15
1.3. Опека и попечительство
как распространенная форма устройства
в семью детей на воспитание
27
Глава 2.Усыновление
как семейная форма жизнеустройства детей,
оставшихся без попечения родителей (на
примере города Якутска)
34
2.1. Работа отдела
опеки и попечительства Окружной Администрации
города Якутска
35
2.2. Социологическое
исследование отношения населения города
Якутска к усыновлению
39
2.3. Пути решения
проблем усыновления в городе Якутске
52
Заключение
56
Литература
Приложения
Введение
Сиротство остается одной из
сложнейших общемировых социальных и
научных проблем. «Поддержка семьи
- это сегодня главный приоритет государственной
политики, ребенок имеет право и должен
расти и воспитываться в семье. Никакой,
даже самый лучший детский дом, не сможет
заменить семью, и эта семья должна быть
благополучной», - подчеркнул Павел Астахов. Основанием для научных и практических
разработок в области защиты детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей,
выступают гуманистические идеи, заложенные
в Конвенции ООН о правах ребенка. Большинство
стран мира, утвердив Конвенцию, согласились,
что неотъемлемым правом ребенка выступает
его право жить и воспитываться в семье.
Именно семья признается во всех странах
естественной и наиболее благоприятной
средой защиты, развития и воспитания
ребенка. При нарушении развивающей среды
биологической семьи ребенок на защиту
и воспитание в семье замещающей. Жизнеустройство
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, является одним из основных
вызовов нашего времени. Пути социализации,
вхождения таких детей в полноценную жизнь
нелегки и весьма противоречивы. Международный,
в том числе и российский, опыт демонстрируют
наличие разнообразных научных концепций
возможных путей жизнеустройства детей
данной категории, а также практических
форм создания замещающих семей [15 С. 6].
Практика реализации выработанной
на основе научных подходов социальной
политики и профессиональной поддержки
сирот показывает, что определенные успехи
наталкиваются на организационные препятствия
и несовпадение с современными тенденциями
развития самого явления сиротства. Все
это настоятельно требует объединения
усилий международного сообщества при
поиске или разработке наиболее эффективных
средств и способов помощи детям, оказавшимся
без поддержки и помощи своих родителей.
В любой стране создается, развивается
и укрепляется система социальных альтернативных
решений, касающихся воспитания и развития
детей, оставшихся без попечения родителей:
сохранение ребенка в родной семье, усыновление
внутри страны, передача на воспитание
в замещающую семью, возвращение в кровную
семью, передача в государственные воспитательные
учреждения или усыновление иностранными
гражданами. Все вышесказанное подтверждает актуальность данного
исследования.
Необходимо отметить, что монографический
анализ всех существующих форм устройства
детей, оставшихся без попечения родителей,
в нашей стране до настоящего времени
не проводился. Отдельные правовые формы
устройства детей, оставшихся без попечения
родителей, являются самостоятельными
предметами исследования в ряде научных
работ. Их анализу посвящены труды Е.М.
Белогорской, С.Н. Батурина, Г.И. Гайсиной,
А.Г. Гойхбарга, Н.М. Ершовой, А.И. Заговорского,
Н.П. Иванова, И.М. Кузнецовой, Р.Л. Мурзина,
Е.А. Чефранова и других ученых.
В работах указанных авторов
развивалось учение о правах детей, оставшихся
без попечения родителей, и формах их устройства.
Безусловно, и в настоящее время эти труды
не утратили научной ценности и представляют
значительный интерес. Однако произошедшая
в России смена политического и экономического
уклада выявила необходимость пересмотра
ряда принципиальных начал, на которых
ранее строилось регулирование отношений
по устройству детей, оставшихся без попечения
родителей.
Объектом исследования являются семейные
формы устройства детей.
Предметом исследования выступают формы
устройства детей, оставшихся без попечения
родителей.
Целью работы является комплексный
анализ семейных форм устройства детей,
оставшихся без попечения родителей так
и их системы в целом.
В соответствие с поставленной
целью, мы выделили следующие задачи:
- Изучить исторические аспекты развития института опеки и попечительства и семейные формы жизнеустройства
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей;
- Просмотреть форму опеку и попечительство как
распространенную семейную форму жизнеустройства
ребенка;
- Рассмотреть комплексный анализ
работы отдела Опеки и попечительства
Окружной администрации г. Якутска;
- Проанализировать проблемы института усыновления на примере города Якутска;
- Обосновать рекомендации, направленные
на создание действенной системы работы
с детьми-сиротами в городе Якутске.
Методологическую основу исследования
составляют нормативно-правовые документы
Российской Федерации и Республики Саха
(Якутия) в области изучения семейных форм
устройства детей - сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей и посвященные
данной проблеме, работы отечественных
исследователей.
Методы исследования. Для решения поставленных задач
была использована система взаимосвязанных
и взаимодополняемых методов, адекватных
цели исследования.
На этапе теоретического исследования
применялись следующие методы: изучение
и анализ научной, методической литературы
по теме исследования и нормативно - правовые
документы; системный анализ основных
понятий исследования; теоретическое
моделирование.
На этапе опытно - экспериментальной
работы - опрос и статистические методы
обработки результатов опроса.
Практическая значимость нашего
исследования заключается в возможности
использования содержащихся в ней положений,
выводов, рекомендаций для совершенствования
семейного законодательства, в дальнейшей
научной разработке дальнейшего развития
семейных форм жизнеустройства детей,
в учебном процессе, а также в правоприменительной
практике.
Структура и объем работы продиктованы
сформулированными целью и задачами настоящего
исследования. Выпускная квалификационная
работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованной литературы
и источников.
Глава 1. Теоретические
основы семейного устройства
- . Становление и развитие
института опеки и попечительства
Институт опеки и попечительства
в российском семейном праве возник как
форма устройства детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей. Данный
институт в российском законодательстве
прошел сложный путь становления и развития.
Основная цель этого института - содержание,
воспитание, образование, защита прав
и интересов детей.
Первые сведения о законодательном
закреплении института опеки и попечительства
над несовершеннолетними детьми встречаются
в «Русской Правде», по которой, опека
устанавливалась тогда, когда малолетний
ребенок оставался без родителей или без
отца, а мать повторно вступала в брак.
Если мать в новый брак не вступала, то
воспитывала и содержала своих детей,
которые подчинялись ее воле [19 С. 38].
До 1917 г. в российском праве
существовало два способа назначения
опекунов и попечителей - по завещанию
и по назначению. Р.Л. Музрин вполне обоснованно
считает, что и в современном праве вполне
жизнеспособны, оказались бы нормы, позволяющие
родителям на случай своей смерти назначить
ребенку опекуна или попечителя, сделав
это в завещании или в заявлении, адресованном
органу опеки и попечительства [30 С.41].
Л.Ю. Михеева поддерживая данную позицию,
предлагает что, необходимо дополнить
часть третью Гражданского кодекса РФ
(далее - ГК РФ) статьей «Завещательное
назначение опекуна» [29 С. 124].
Принятие Федерального закона
от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»
(далее - ФЗ «Об опеке и попечительстве)
дает право единственному родителю определить
на случай своей смерти опекуна или попечителя
своему ребенку [4].
В Соборном Уложении 1649 г. права
опекуна и подопечного по сравнению с
предыдущим законодательством были расширены,
но само понятие опеки как правового отношения
не было регламентировано. Соборное Уложение
устанавливало предельный возраст подопечного
(15 лет), что признавалось достижением
совершеннолетия и его право обратиться
с жалобой в суд, если опекун ущемляет
его интересы [24].
Значительным шагом в законодательном
регулировании института опеки явилось
учреждение сословных учреждений для
осуществления опекунской деятельности
при Екатерине II. Так, по закону 1775 г. были
созданы дворянская опека, сиротский суд
и другие органы. Опекуны ежегодно давали
отчеты Дворянской опеке, которая подчинялась
Верховному земскому суду. По этому закону
опекун осуществлял свою обязанность
возмездно, имея право на 5 % от доходов
малолетнего, полученных в результате
хозяйственной деятельности, на него возлагался
учет приходов и расходов средств опекаемого
в специальных книгах.
Современное отечественное
законодательство так же предусматривает
возмездное исполнение обязанностей по
опеке и попечительству (ст. 16 ФЗ «Об опеке
и попечительстве»). Как известно, опекун
(попечитель) ребенка осуществляет свои
обязанности безвозмездно. Плата за выполнение
им своих функций в Семейном кодексе РФ,
так же как и ранее, не предусматривается.
С принятием ФЗ «Об опеке и попечительстве»
будущему опекуну предлагается выбор
осуществлять опеку безвозмездно или
возмездно [4]. Так, по мнению А.М. Нечаевой
осуществление опеки (попечительства)
за вознаграждение по договору, является
намереньем законодателя перевести семейно-правовые
отношения по семейному устройству несовершеннолетних
в гражданско-правовую сферу. Критикуя
данную позицию, она полагает что, в гражданско-правовых
отношениях осуществление опеки (попечительства)
за вознаграждение над совершеннолетними
лицами вполне уместно. Что же касается
опеки (попечительства) над несовершеннолетними,
то здесь стремление заменить родителей
никогда не было связано с меркантильными
соображениями.
На наш взгляд, заслуживает
одобрения и поддержки признание законодателем
возмездной основы осуществления опеки
(попечительства). Представляется допустимым
рассматривать осуществление опеки (попечительства)
как оказание специальных услуг. Облечение
отношений опеки и попечительства в договорную
форму дает возможность более четко установить
права и обязанности, а также ответственность
субъектов опеки и попечительства.
В начале XX в. Г.Ф. Шершеневич
отмечал, что отличие опеки и попечительства
состоит в объеме дееспособности подопечных
[35], а В.И. Синайский указывал на то, что
«... идея попечительства, несомненно, уже
идеи опеки» [33 С. 538]. Налицо значительное
сходство правил об опеке и попечительстве
над несовершеннолетними по действующему
ГК РФ с положениями российского законодательства
конца XIX - начала XX в. с одной только разницей
- в начале XX в. лицо находилось под опекой
до 17, а не до 14 лет.
До 1775 г. в отечественном
праве долгое время существовала только
опека, под которой понималось «установление
искусственной власти над семьей, если
в ней остаются малолетние члены, взамен
власти родителя, отца». В то же время по
римскому праву различалась tutela (опека)
и cura (попечительство) [14 С. 43]. Попечительство
длилось от совершеннолетия лица до достижения
им 25 лет. Как отмечал В. Хвостов, различия
между статусом опекуна и попечителя по
римскому праву были невелики - главное
различие между ними формальное, сводилось
к разным способам участия в совершении
сделок от имени подопечного [34].
Со времен Петра I на основании
Указа о единонаследии 1714 г. и инструкции
1724 г. устанавливалась единая законная
опека, которая принадлежала наследнику
в недвижимом имуществе и осуществлялась
государством.
Третий способ устанавливания
опеки над несовершеннолетним состоял
в назначении опекуна компетентными органами.
Опекунами могли быть как родственники,
так и посторонние люди. В юридической
литературе конца XIX - начала XX в. нет единого
мнения по вопросу преимущества определенной
категории лиц, назначаемых опекунами.
Д.И. Мейер высказывал определенную позицию
по порядку установлении опеки: «…опекунские
ведомства…прежде всего обращаются к
духовному завещанию умершего родителя-завещателя:
когда же нет никакого его распоряжения
на счет лица-опекуна, к родителю, оставшемуся
в живых, и затем уж к тому или другому
лицу по своему усмотрению» [30 С. 43], - но
не высказывался о преимущественном праве
родственников совершеннолетнего при
назначении опекуна.
Действующее в тот период законодательство
не предусматривало отказа от опекунства.
Следует согласиться с мнением К.П. Победоносцева,
который считал, что опекунство - это не
право, а обязанность [32 С. 219].
Единственными, кто мог отказаться
от опекунской обязанности были мать или
отец несовершеннолетнего. В этом случае
опека определялась правительством или
императором (ст. 231, 261 СЗГ). Если и в этом
случае лицо отказывалось от исполнения
обязанностей опекуна, то только тогда
опека устанавливалась опекунскими учреждениями.
К назначенным опекунам предъявлялись
определенные требования. Прежде всего,
он должен быть человеком, проявляющим
заботу о здоровье, содержании и воспитании
ребенка. Не мог быть назначен опекуном
человек, который являлся расточителем,
имеющий явные пороки, лишенный прав состояния
по суду, имевший ссору с родителями ребенка,
отличившийся суровыми поступками (ст.
256 СЗГ).