Развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 14:42, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является комплексный анализ семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей так и их системы в целом.
В соответствие с поставленной целью, мы выделили следующие задачи:
Изучить исторические аспекты развития института опеки и попечительства и семейные формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Просмотреть форму опеку и попечительство как распространенную семейную форму жизнеустройства ребенка;
Рассмотреть комплексный анализ работы отдела Опеки и попечительства Окружной администрации г. Якутска;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы семейного устройства
1.1.История развития опеки и попечительства в России 7
1.2. Семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей 15
1.3. Опека и попечительство как распространенная форма устройства в семью детей на воспитание 27
Глава 2.Усыновление как семейная форма жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей (на примере города Якутска) 34
2.1. Работа отдела опеки и попечительства Окружной Администрации города Якутска 35
2.2. Социологическое исследование отношения населения города Якутска к усыновлению 39
2.3. Пути решения проблем усыновления в городе Якутске 52
Заключение 56
Литература

Файлы: 1 файл

Дипломная.docx

— 105.71 Кб (Скачать файл)

Приемная семья пользуется следующими видами материальной государственной поддержки:

  • единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
  • ежемесячное пособие на содержание ребенка;
  • ежемесячное денежное вознаграждение родителям.

За каждого ребенка, принятого сверх одного приемного ребенка, устанавливается доплата в размере 6% от установленного размера вознаграждения. За каждого приемного ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, либо ребенка-инвалида, либо ребенка с ограниченными возможностями здоровья (имеющего недостатки в физическом и (или) психическом развитии), либо ребенка с девиантным поведением размер вознаграждения увеличивается на 8%. При наличии в приемной семье от одного до четырех приемных детей вознаграждение выплачивается одному приемному родителю, а пятерых и более приемных детей – обоим приемным родителям.

Приемной семье, имеющей трех и более детей, включая родных и приемных, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством для многодетных семей.

Таким образом, рассмотрев все виды формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует отметить, что наиболее актуальной в данное время является возмездная опека (приемная семья).

 

 

 

 

 

    1. . Опека и попечительство как приоритетная форма принятия в семью детей на воспитание

 

Заботясь о детях, которые остаются без попечения родителей, государство в нормах действующего законодательства устанавливает порядок их содержания, воспитания и образования. Согласно ст. 145 СК РФ формами такового содержания и воспитания, а также защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей являются опека и попечительство.

Опека и попечительство как правовые институты существовали и в дореволюционной России, а А.И. Загоровский писал: «Забота о малолетнем, лишившемся родителей, столь естественна и необходима, что потребность в ней сознается в самые ранние периоды человеческой общественности» [20].

В отличие от усыновления, опека и попечительство действовали и в течение всего периода советской власти. Постсоветский законодатель также не стал ломать традиции в этой области, поэтому опека и попечительство действуют и сейчас. До принятия ГК РФ 1994 г. отношения, связанные с опекой и попечительством, регулировались семейным законодательством. Однако при этом признавалось, что опека и попечительство тесно связаны с институтами гражданского законодательства о правоспособности и дееспособности граждан, в связи с чем должны рассматриваться наукой гражданского права и во всяком случае не могут быть отнесены только к семейному праву. Наибольшее распространение имела трактовка опеки и попечительства как смешанного института гражданского, семейного и в некоторой части административного права (например, в части контроля местной администрации за выполнением опекунами и попечителями своих обязанностей). Представление о комплексном характере правового регулирования отношений опеки и попечительства представляется обоснованным, оно получило отражение и в законодательстве.

Формирование нового российского гражданского законодательства в начале 1990-х г., изменившего многие институты гражданского права, тем не менее, почти не затронуло содержания норм об охране прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц.

Среди ученых - юристов стало традиционным отношение к институту опеки и попечительства как к незначительному. По сей день справедливо утверждение Н.М. Ершовой: “Специалисты по семейному праву не считают опеку и попечительство в целом своей областью, цивилисты же не разрабатывают этот институт, полагая, что он скорее касается сферы семейного права” [19 С. 46]. Между тем изменения, произошедшие в гражданском законодательстве и в цивилистической науке, обусловливают потребность в реформировании института опеки и попечительства.

В научной литературе высказываются различные соображения в отношении понятия опеки и попечительства. Обоснованной представляется точка зрения Н.М. Ершовой, которая определяет опеку и попечительство как “комплексный раздел семейного и гражданского права, включающий все виды попечения над гражданами, которые нуждаются в особых формах охраны своих прав и интересов, и имеющий целью защиту их личных и имущественных прав” [19 С. 32].

Данный правовой институт охватывает широкий круг вопросов, связанных, как уже замечалось, и с семейным, и с гражданским законодательством. Опека и попечительство тесно связаны друг с другом. В обоих случаях речь идет о лицах недееспособных или ограниченно дееспособных. Нормы, регулирующие опеку и попечительство, излагаются в одних и тех же законодательных актах, занимаются их решением одни и те же государственные органы - органы опеки и попечительства. Общим также является и порядок выбора и назначения опекунов, их обязанность защищать права своих подопечных.

Государство через органы опеки и попечительства осуществляет свою заботу о детях-сиротах и детях, оставшихся по различным причинам без родительского попечения.

Основное различие понятий опеки и попечительства состоит в объеме прав и обязанностей опекунов и попечителей который определяется степенью дееспособности их подопечных.

В соответствии со ст. 2 ФЗ от 21.04.2008 года № 48 «Об опеке и попечительстве» опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 ГК Российской Федерации;

В подтверждение вышеизложенного можно привести мнение Е.А. Чефрановой: “Что касается опеки и попечительства, то это не только способ устройства в семью детей, оставшихся в силу различных причин без попечения родителей, но в первую очередь институт, имеющий целью защиту имущественных и личных неимущественных прав как несовершеннолетних, так и других недееспособных и не полностью дееспособных лиц” [36 С. 31.].

Цели опеки и попечительства, таким образом, состоят, во-первых, в восполнении недостающей дееспособности подопечного лица («дополнение его незрелой воли волей опекуна»), а, во-вторых (и это характеризует опеку и попечительство именно как форму замещающей семьи) – в обеспечении интересов несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей (прежде всего, интереса в воспитании). Таким образом, особая задача опеки (попечительства) над несовершеннолетними состоит в обеспечении семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в тех случаях, когда отсутствует возможность передачи ребенка на усыновление.

Указанное обусловливает выделение среди функций опекуна (попечителя) следующее:

  • забота о физическом состоянии подопечного (уход, питание, лечение);
  • контроль за действиями подопечного, недопущение причинения ему вреда;
  • представление и защита интересов подопечного вовне;
  • забота об обучении и воспитании несовершеннолетнего, а также совместное с ним проживание.

Требования, предъявляемые к опекунам (попечителям):

1. Совершеннолетие лица, т. е. достижение им 18 лет.

2. Полная гражданская  дееспособность лица, т. е. в данном  случае отсутствие вступивших  в силу решений суда о признании  гражданина недееспособным или  об ограничении дееспособности.

3.Отсутствие в отношении  кандидата вступившего в законную  силу решения суда о лишении  его родительских прав (независимо  от времени его вынесения).

Также, стоить отметить, что, опекунами или попечителями не назначаются граждане:

1. Лишенные родительских  прав.

2. Больные хроническим  алкоголизмом или наркоманией.

3. Отстраненные от выполнения  обязанностей опекунов (попечителей).

4. Ограниченные в родительских  правах.

5. Бывшие усыновители, если  усыновление отменено по их  вине.

6. Не имеющие возможности  по состоянию здоровья осуществлять  обязанности по воспитанию ребенка [4].

При выборе опекуна или попечителя должны учитываться и его личные качества, способность выполнения им данных обязанностей, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве. Для соблюдения последнего правила по возможности стараются учитывать желание самого подопечного. Согласие подопечного с кандидатурой попечителя обязательно и при установлении патронажа. Особую роль личные качества опекуна играют при установлении опеки над душевно больными. Совместное проживание с человеком психически нездоровым создает множество житейских проблем, хлопотно в бытовом отношении и далеко не всегда бывает вполне безопасным. Кроме того, нужен известный навык в обращении с больным человеком, опыт применения психотропных лекарств и знание симптомов заболевания, требующих своевременного врачебного вмешательства. Естественно, что легче и лучше с проблемами ухода справляются ближайшие родственники больного, привыкшие к нему за время совместного проживания [23]. Тем более что на их стороне бывают и личные симпатии подопечного, значительно облегчающие уход за ним. В случаях, когда столь близких родственников из числа возможных кандидатов на опекунство нет, предпочтительнее выбирать опекуна из числа социально положительных людей, имеющих определенный медицинский опыт и изъявивших желание взять на себя подобные обязанности.

Опекуны являются представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечением, не вправе совершать самостоятельно. Обязанности по опеке (попечительству) исполняются безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством РФ на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг и предоставляются льготы, установленные Правительством. При этом опекун обязан предоставлять в органы опеки отчет о потраченных средствах [16 C. 52]. В некоторых случаях утраты попечения родителей (болезнь, длительное отсутствие) опекун может быть назначен параллельно с ними, приходить в семью, забирать ребенка к себе. Опекун обязан воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье. Он вправе требовать по суду возврата ребенка от любых лиц, включая близких родственников, если они удерживают его незаконно. Однако он не имеет права препятствовать общению ребенка с его родными и близкими. Закон предусматривает защиту детей от возможных злоупотреблений со стороны опекунов, в частности, устанавливает ограничение их полномочий и самостоятельности при распоряжении имуществом подопечного. Обычно опекунами становятся близкие родственники подопечного.

Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим 16 лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства.

Правоотношения между ребенком и опекуном (попечителем) прекращаются при достижении подопечным совершеннолетия.

Ребенок, находящийся под опекой (попечительством) сохранят право на получение алиментов от родителей, а в случае их смерти — пенсии по потери кормильца. Также ребенок сохраняет свой юридический статус (ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей), т.е. он сохраняет право на все дополнительные права и льготы, предоставляемые государством лицам с данным юридическим статусом [6].

Опекунами и попечителями могут быть не только граждане, но и юридические лица: образовательные и лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения, некоторые другие аналогичные учреждения, а также сами органы опеки и попечительства.

Государство должно осуществлять постоянный надзор за условиями жизни подопечного, за выполнением опекуном своих обязанностей, оказывать помощь опекунам [6].

Особенности опеки (попечительства): 

1. Опека устанавливается  решением главы местного самоуправления. Оформляется быстрее, чем усыновление, т.к. не требуется проведение суда. 

2. На опекаемого ребёнка  выплачивается средства на его  содержание, органы опеки оказывают  содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого. 

3. Менее жёсткие требования к кандидату в опекуны в части дохода, жилищных условий. 

4. Ребёнок имеет статус  воспитуемого и в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье опекуна. 

5. Нет тайны передачи  ребёнка под опеку и контакты с кровными родственниками ребёнка возможны. 

6. Постоянный контроль  и отчётность перед органами опеки за воспитание и расходование средств.

Таким образом, с помощью института опеки и попечительства государство защищает как личные, так и имущественные права и интересы граждан, которые сами сделать это не могут, а для несовершеннолетних опека (попечительство) - еще и способ их устройства на воспитание в семью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Усыновление, как семейная форма жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей (на примере города Якутска)

 

Несовершеннолетние дети могут оказаться лишенными родительского попечения в результате различных обстоятельств: в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, осуждения родителей к лишению свободы, тяжелой болезни или длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от выполнения своих родительских обязанностей, отказа родителей взять своих детей из родильных и иных учреждений.

В большинстве ситуаций, если родители временно не могут осуществлять заботу о своих детях, они принимают меры к устройству их к родственникам или иным лицам, а в некоторых случаях и в государственные учреждения. Однако в случае внезапной смерти, болезни или несчастного случая с родителями дети могут оказаться в угрожающем положении.

Еще большую опасность для детей представляют уклонение родителей от выполнения своих обязанностей, внезапное оставление родителями своих детей и другие подобные ситуации. Усиление нестабильности в стране, рост числа беженцев, лиц, не имеющих определенного места жительства, рост преступности привели к увеличению числа детей, внезапно оставшихся без попечения родителей или находящихся в угрожающей ситуации в результате злоупотребления родителями своими родительскими правами и нуждающихся в немедленной помощи. В связи с этим своевременное обнаружение детей, оставшихся без родительского попечения, и принятие мер к их защите весьма актуальны

Решение этих проблем возложено на систему органов опеки и попечительства.

 

 

 

 

2.1. Работа отдела опеки и попечительства Окружной Администрации города Якутска

 

Отдел опеки и попечительства города Якутска был создан для проведения государственной политики по выявлению и устройству, по защите прав и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся баз попечения родителей, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, поддержке граждан, совершеннолетних недееспособны граждан, которые по состоянию здоровья и неспособности не смогут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности.

Информация о работе Развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей