Развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 14:42, дипломная работа
Описание работы
Целью работы является комплексный анализ семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей так и их системы в целом. В соответствие с поставленной целью, мы выделили следующие задачи: Изучить исторические аспекты развития института опеки и попечительства и семейные формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; Просмотреть форму опеку и попечительство как распространенную семейную форму жизнеустройства ребенка; Рассмотреть комплексный анализ работы отдела Опеки и попечительства Окружной администрации г. Якутска;
Содержание работы
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы семейного устройства 1.1.История развития опеки и попечительства в России 7 1.2. Семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей 15 1.3. Опека и попечительство как распространенная форма устройства в семью детей на воспитание 27 Глава 2.Усыновление как семейная форма жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей (на примере города Якутска) 34 2.1. Работа отдела опеки и попечительства Окружной Администрации города Якутска 35 2.2. Социологическое исследование отношения населения города Якутска к усыновлению 39 2.3. Пути решения проблем усыновления в городе Якутске 52 Заключение 56 Литература
В своей деятельности отдел
опеки и попечительства руководствуются
Конвенциями ООН и международными договорами,
Конституцией Российской Федерации, законодательством
Российской Федерации, законодательством
Республики Саха (Якутия), Уставом городского
округа «город Якутск», Распоряжениями,
постановлениями органа местного самоуправления
по переданным государственным полномочиям
по организации и деятельности по опеке
и попечительству.
В числе наиболее актуальных
задач, стоящих перед отделом опеки и попечительства
в сфере защиты прав детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,-
совершенствование системы социальной
адаптации выпускников учреждений для
детей- сирот, включая их социально- психологическое
сопровождение, обеспечение жильём оказание
содействия в получении профессионального
образования и трудоустройстве.
Органы опеки и попечительства
в соответствии с возложенными на них
задачами и в пределах своей компетенции
осуществляет следующие функции:
Ведение учета детей, подлежащих
усыновлению, кандидатов на усыновление.
Выбирают лиц, способных к выполнению
обязанностей опекуна или попечителя,
подготавливает материалы, необходимые
для назначения опекуна или попечителя,
а также об освобождении или отстранении опекуна или попечителя от выполнения
возложенных на него обязанностей.
Подготавливают документы для
устройства детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, на воспитание
в семьи или в соответствующие государственные
учреждения. Определяют для несовершеннолетних,
оставшихся без попечения родителей педагогически
целесообразной формы устройства: опека(попечительство),
усыновление, помещение в государственное
учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, школы-интернаты,
приемные семьи.
Проводят обследование жилищно-бытовых
условий и условий воспитания детей, оставшихся
без попечения родителей и содержание
недееспособных граждан на территории
округа.
Систематизируют контроль за
воспитанием, обучение, состоянием здоровья, материально-бытовых содержанием подопечного, за выполнения опекуном своих обязанностей.
Оказывают помощь опекунам(попечителям)
в воспитании, организации санаторно-курортного
лечения и отдыха, трудоустройстве, обучении
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей[] Федеральный закон РФ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в ред. от 10.01.2003 - № 8-ФЗ // Справочная правовая система.
Участвуют в судебных заседаниях.
Отдел опеки и попечительства
взаимодействуют с федеральными органами
государственной власти, органами государственной
власти области, органами местного самоуправления,
комиссиями по делам несовершеннолетних
и защите их прав, органами записи актов
гражданского состояния, воинскими частями,
органами внутренних дел, профессиональными
союзами, иными учреждениями и организациями.
Общая численность детей, оставшихся
без попечения родителей, за 2013
год составляет 4903 ребенка (в
2012 г. – 5852, в 2011 г. – 7674). Из них на семейных
формах воспитания находится 4 322 детей-сирот
и детей (в 2012 г.- 5357), оставшихся без попечения
родителей, в том числе на безвозмездной
форме опеки – 3861, в приёмных семьях –
461 ребенок.
С 2008 года по Республике Саха
(Якутия) широкое распространение получила
такая форма семейного устройства как
приемная семья. На начало 2014 года количество
приёмных семей составило 167 (в 2012 году
– 137), в них проживает 461 ребёнок (в 2012 –
359). В настоящее время по городу Якутску
количество приемных семей составляет
21, в них – 85 детей.
Приоритетной формой семейного
воспитания детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, бесспорно, является
усыновление ребенка. За прошедший 2013
год в Республике Саха (Якутия) было усыновлено
около 581 детей. По городу Якутску было
усыновлено 117 детей(48 – впервые усыновленные
дети гражданами, 69 – усыновленные отчимом
и (или) мачехой).
В последние годы отмечается
позитивная динамика возвратов детей
в кровные семьи. Усилена работа специалистов
по работе с неблагополучными семьями.
Ведется работа по сохранению семьи в
целях недопущения лишениями родительских
прав. В 2013 году 117 ребенка из числа вновь
выявленных возвращены родителям.
По – прежнему самой распространенной
формой семейного устройства ребенка
является опека. В 2013 году на безвозмездной
опеке находилось 3861 детей, 2012 - 3877 детей,
в 2011 – 3993 детей. По городу Якутску за 2013
год на безвозмездную опеку были устроены
134 ребенка.
В республике Саха (Якутия) 428
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, воспитываются в 9 детских домах
и 2 специальных (коррекционных) школах
- интернатах 8 вида (в 2011 – 585, в 2012 – 492). Ежегодно в данные
организации помещаются 130-150 вновь выявленных
детей. Все детские дома функционируют
по семейному типу и создают условия, приближенные
к домашним.
Благодаря проводимой работе
по профилактике социального сиротства,
количество ежегодно выявляемых детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей,
уменьшилось до 1 107 (2012 год – 1 512, 2011 год
– 1 509).
Благодаря принятым мерам, направленным
на поддержку института семьи в сфере
защиты прав детей, оставшихся без попечения
родителей, обозначился ряд позитивных
тенденций:
на 30% уменьшилась общая численность детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
более чем на 30% увеличилось количество приемных
детей в республике;
более чем на 25% уменьшилось количество воспитанников образовательных учреждений для детей - сирот;
частично ликвидирована очередность
лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми
помещениями.
Таким образом, вся работа по
организации опеки и попечительства в
муниципальном образовании ГО «город
Якутск», профилактике социального сиротства
и государственной поддержки детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей,
а также лиц данной категории в возрасте
от 18 до 23 лет направлена на выявление
и устройство категории детей – сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей
в семьи: усыновление, опека и попечительство,
приемные семьи и детские государственные
учреждения, профилактике социального
сиротства и по защите прав детей и лиц
данной категории на территории г. Якутска.
Социологическое исследование отношения
населения города Якутска к усыновлению
В ходе работы было решено провести
социологическое исследование, направленное
на выяснения отношения населения города
Якутска к усыновлению.
Описание исследуемой
проблемы
Сиротство на протяжении исторического
развития Российской Федерации всегда
являлось одной из острейших социально
– психологических проблем. Оптимизация
деятельности социальных служб в этом
направлении предполагает изучение мнения
якутян по вопросам об усыновления и практических
путях решения этих проблем. Основной
проблемой данного исследования является
выяснение того, как население Якутска
относится к семейным формам жизнеустройства
детей, оставшихся без родительского попечения.
Цели и задачи исследования
Данное исследование направлено
на сбор и анализ информации, касающейся
отношения населения г. Якутска к явлению
социального сиротства и оценки им перспектив
семейных форм воспитания детей–сирот.
Указанная цель реализуется
через решение следующих задач:
анализ мнения населения об усыновлении;
выяснение того, как население
оценивает работу государства РФ по решению
сиротства;
анализ личных позиций опрашиваемых
по проблемам сиротства;
выявление и типологизация
отношения респондентов к семьям, воспитывающим усыновленных детей;
Содержание исследования
Решение указанных
задач предполагает организацию
и проведение массового опроса
жителей г. Якутска методом опроса
с использованием элементов стандартизованного
интервью (см. приложение 2) по квотной
выборке. Объем выборки – 215 чел.
Объект исследования
Таковым являются жители г.
Якутска, в возрасте от 18 лет, занятые в
производственной сфере, в коммерческом
секторе, в бюджетной сфере (образование,
культура, медицина и т.п.), усыновители
и кандидаты на усыновление.
Метод и методика
исследования
Исследование проводилось методом
анкетного опроса, с использованием элементов
стандартизованного интервью по квотной
выборке. Результаты обрабатывались на
ПЭВМ в пакете EXCEL.
Социально–демографические
характеристики респондентов
В ходе проведенного исследования
было опрошено 215 жителей города Якутска.
Выборка квотная, строилась по организационному
принципу, опрашивались рабочие и служащие
различных предприятий и организаций,
работники вузов, школ, лечебных учреждений.
Были опрошены работники АНО РГ «Якутск
Вечерний», ИЗФиР СВФУ, ООО "ТБМ",
СОШ № 2 и медицинских учреждений города
(Поликлиника №1), люди, обращавшиеся в
отдел опеки и попечительства ОА г. Якутска
Распределение респондентов
по полу
Пол
%
Женщины
57.24
Мужчины
42.76
Распределение респондентов
по возрастным категориям
Возраст
%
До 30 лет
32.07
31–50 лет
48.69
Старше 50 лет
19.24
Распределение респондентов
по уровню образования
Уровень образования
%
Неполное среднее
4.51
Общее среднее
11.16
Среднее специальное
28.03
Незаконченное высшее
6.89
Высшее
43.47
Ученая степень
5.94
Распределение респондентов
по должностному статусу
Статус
%
Руководитель организации,
отдела
5.46
Заместитель руководителя,
главный, Ведущий специалист
13.78
Специалист, служащий,
ИТР
35.87
Рабочий, служащий
без высшего образования
28.50
Другое
16.38
Распределение респондентов
по уровню дохода
Доход
%
Менее 5000 руб.
5.70
От 5000 до 10000 руб.
16.63
От 10000 до 20000 руб.
34.44
От 20000 до 30000 руб.
27.08
От 30000 до 40000 руб.
10.21
Более 40000 руб.
5.94
Оценка населения
деятельности государственных властей
по организации усыновления в Российской
Федерации
Распределение ответов на вопрос
"Считаете ли Вы, что работа Российской
Федерации по решению проблемы сиротства
осуществляется на должном уровне?"
Варианты ответа
%
Да
7.8
Отдельные меры предпринимаются,
но этого недостаточно
29.9
Скорее, говорят, но не делают
22.3
Ничего не делают
29.7
Затрудняюсь ответить
10.2
Как видно из таблицы, количество
людей, позитивно оценивающих деятельность
государства по работе, относительно невелико,
и среди них заметно преобладают женщины
в возрасте 31–50 лет. Нужно отметить, что
люди с высшим образованием более склонны
к позитивной оценке властей, среди респондентов,
отметивших позицию "Да, делают все,
что могут" они составили 48.5%.
Большинство (52%) придерживается
однозначно негативной оценки ("скорее
говорят, чем делают" и "ничего не
делают"), и здесь значимых расхождений
по полу, возрасту и другим параметрам
не наблюдается. Думается, что причин такого
негативизма несколько. Но в немалой степени
существование такого мнения объясняется
слабой информированностью населения
о деятельности в этой области социальных
служб, воспитательных учреждений, городской
администрации. Наконец, в такой оценке
проявляется общее негативно–настороженное
отношение к власти вообще, которое распространяется
и на городскую администрацию. Возможно,
общей, "фоновой" причиной здесь являются
характерные для россиян патерналистские
настроения, ожидания, что именно государство
и власть должны решать все социальные
проблемы, сами же граждане привычно занимают
пассивную позицию.
Анализ личных позиций
респондентов по проблемам сиротства
Распределение ответов на вопрос
"Беспокоят ли Вас судьбы детей, оставшихся
без попечения родителей?"