Развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 14:42, дипломная работа
Описание работы
Целью работы является комплексный анализ семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей так и их системы в целом. В соответствие с поставленной целью, мы выделили следующие задачи: Изучить исторические аспекты развития института опеки и попечительства и семейные формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; Просмотреть форму опеку и попечительство как распространенную семейную форму жизнеустройства ребенка; Рассмотреть комплексный анализ работы отдела Опеки и попечительства Окружной администрации г. Якутска;
Содержание работы
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы семейного устройства 1.1.История развития опеки и попечительства в России 7 1.2. Семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей 15 1.3. Опека и попечительство как распространенная форма устройства в семью детей на воспитание 27 Глава 2.Усыновление как семейная форма жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей (на примере города Якутска) 34 2.1. Работа отдела опеки и попечительства Окружной Администрации города Якутска 35 2.2. Социологическое исследование отношения населения города Якутска к усыновлению 39 2.3. Пути решения проблем усыновления в городе Якутске 52 Заключение 56 Литература
В современном законодательстве
так же указаны лица которые, не могут
быть опекунами (попечителями) детей, к
их числу относятся:
несовершеннолетние недееспособные
граждане (п.1 ст. 146 СК РФ); -лица, лишенные
родительских прав (п.1 ст. 146 СК РФ); -ограниченные
в родительских правах (п.З ст. 146 СК РФ);
-лица, страдающие хроническим алкоголизмом
или наркоманией (п.З ст. 146 СК РФ);
лица, отстраненные от выполнения
обязанностей опекунов или попечителей
(п. 3 ст. 146 СК РФ);
бывшие усыновители, если усыновление
отменено по их вине (п. 3 ст. 146 СК РФ);
лица, не способные по состоянию
здоровья осуществлять обязанности по
воспитанию ребенка (п. 3 ст. 146 СК РФ).
Современное законодательство
об ограничении лиц не способных осуществлять
исполнение обязательств по опеке и попечительстве
можно назвать эволюцией института опеки
и попечительства, где общим требованием
является то, что опекун должен быть дееспособным.
В крестьянской среде опека
устанавливалась, как правило, по решению
сельского общества или схода, а иногда
- сельским старостой, волостным старшиной,
волостным правлением и волостным судом.
Это зависело от практики, которая
имела место в той или иной губернии. В
русском обычном праве был заложен принцип,
по которому мать-вдова считалась опекуншей
своих детей до вступления в новый брак.
Данный принцип закреплялся еще в «Русской
Правде» [19].
Опека над крестьянскими детьми,
как правило, осуществлялась одним опекуном,
но в некоторых местностях их могло быть
до трех, в том числе мать или отец ребенка.
Опекуны же при этом свои обязанности
выполняли до достижения детьми 10-летнего
возраста, а затем опекуном оставался
только один из родителей.
Опекун должен был заботиться
о физическом, нравственном и умственном
воспитании малолетнего и подготовке
его к жизни согласно общественному положению
его сословия. При решении вопросов воспитания
и образования ребенка опекун действовал
по своему усмотрению, но, во избежание
злоупотребления правами, опекуны обязаны
были представлять отчеты опекунским
учреждениям о содержании и воспитании
малолетнего (ст. 286, 287 СЗГ).
Более жесткие требования предъявлялись
к опекуну по управлению и распоряжению
имуществом подопечного. Вся деятельность
его в этом направлении контролировалась
опекунскими учреждениями. Даже право
самостоятельного распоряжения денежными
средствами малолетнего ограничивалось
предписаниями опекунских учреждений
– расходовать эти средства только по
целевому назначению.
За исполнение обязанностей
опекуну выплачивалось вознаграждение
в размере 5 % от чистого дохода подопечного
(ст. 284 СЗГ).
По окончании каждого года на
опекунов возлагалась обязанность представлять
отчет о доходах, расходах, содержании
и воспитании малолетних, а после прекращения
опеки – общий отчет.
Крестьянские опекуны, как правило,
подобных отчетов не представляли, т. к.
деньги, полученные за малоценное имущество,
хранились в волостных опекунских управлениях,
а родственники, взявшие сирот в свою семью,
распоряжались имуществом без каких-либо
отчетов.
Опекун, недобросовестно выполнявший
свои обязанности, нес ответственность.
Отчеты, им представленные, тщательно
проверялись. В случае, когда подопечный
имел убытки вследствие умысла или халатности
опекуна, последнему приходилось отвечать
своим имуществом, и он освобождался от
своих обязанностей. Основаниями для прекращения
опеки являлись смерть ребенка, достижение
им 17 лет, смерть опекуна, безвестное его
отсутствие (ст. 220 СЗГ).
С достижением подопечным 17-летнего
возраста над ним устанавливалось попечительство.
Отдельные нормы, регулирующие попечительство,
отсутствовали в российском законодательстве,
а поэтому применялись общие нормы об
опеке. Нельзя было не считаться с тем,
что попечительство существенно расширяло
права несовершеннолетнего. С этого возраста
у него появлялось право самостоятельно
управлять имуществом, т.е. право на совершение
сделок, связанных с управлением. Следует
иметь в виду, что эти сделки несовершеннолетний
может осуществлять только с согласия
попечителя (ст. 220 СЗГ). Поскольку права
попечителя не формулировались в отдельных
нормах, что создавало неясность, неполноту
правил попечительства и вызывало необходимость,
прежде всего, научного разрешения этой
проблемы. В частности, была высказана
рекомендация о сохранении опеки «до достижения
полного совершеннолетия и чтобы расширение
прав несовершеннолетних до этого времени
было бы не общим правилом, а вопросом
отдельного случая, надлежащего обсуждению
опекунских властей на основании данных
законом указаний [19].
Понятие «совершеннолетие»
среди крестьянского населения не имело
четкого определения. Детей приучали к
работе с малолетства, поэтому подростка
в 15 лет вполне могли считать взрослым
работником. Если сирота – несовершеннолетний,
но вполне способен самостоятельно вести
хозяйство, то опека вообще могла не назначаться.
Правила об опеке, установленные
законом, далеко не всегда применялись
в крестьянском быту, тем более что имущество
крестьян, в основном, состояло из средств
производства, постоянно находящихся
в эксплуатации и ежедневно теряющих свою
ценность, которую невозможно было сохранить
во все время опеки.
Процесс становления института
опеки и попечительства в России фактически
завершился в XIX в. Основания и порядок
устройства детей, оставшихся без попечения
родителей, оставались неизменными вплоть
до 1917 г. Очередная и последняя попытка
реформирования опекунского права была
предпринята в 1915 г. Межведомственным
совещанием под председательством министра
юстиции И.Е. Ильяшенко, которая закончилась
разработкой нового проекта опекунского
устава. По проекту высшими опекунскими
начальниками становились участковые
мировые суды, а в качестве высших опекунских
установлений - съезды мировых судей.
Новацией проекта явилось осуществление
опеки над малолетними до достижения ими
совершеннолетия (21 г.), а также отобрание
детей от порочных родителей для помещения
их на воспитание в добропорядочную семью,
приют или иное соответствующее учреждение.
Проект принят не был, а, следовательно,
он не оказал влияния на формирование
института опеки и попечительства над
несовершеннолетними в России.
Таким образом, в дореволюционной
России долгое время существовала только
опека, под которой понималось «установление
искусственной власти над семьей, если
в ней остаются малолетние члены, взамен
власти родителя, отца».Значительным шагом
в законодательном регулировании института
опеки явилось учреждение сословных учреждений
для осуществления опекунской деятельности
при Екатерине II.
. Формы и методы устройства детей, оставшихся
без попечения родителей
В Российской Федерации существует
3 вида форм семейного устройства детей,
оставшихся без попечения родителей, установленные
СК РФ, а именно: усыновление (удочерение),
безвозмездная опека (попечительство)
и возмездная опека (приемная семья).
Усыновление
Под усыновлением или удочерением
понимается юридический акт, в результате
которого между усыновителями и его родственниками,
с одной стороны, и усыновленным - с другой,
возникают такие же права и обязанности,
как между родителями и детьми, а также
их родственниками по происхождению [12
С.12].
Усыновление является одним
из самых древних правовых институтов
и существует во всех современных правовых
системах как оптимальная форма устройства
детей, оставшихся без попечения родителей.
В России в разные исторические периоды
отношение к институту усыновления было
неоднозначным, что выражалось в законодательном
установлении ограничений и препятствий
различного характера (например, в запрете
усыновления чужих детей при наличии собственных
детей и т.п.). В 1918 г. он был отменен вообще,
что объяснялось существовавшим тогда
отрицательным отношением к семейным
формам воспитания детей-сирот в целом.
Однако спустя восемь лет Декретом ВЦИК
и СНК РСФСР от 1 марта 1926 г. институт усыновления
был восстановлен и функционирует с соответствующими
изменениями до настоящего времени.
В Российской Федерации усыновление
является одной из основных и достаточно
широко распространенных форм устройства
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей.
В законодательстве стран СНГ
и Балтии указывается на приоритет семейного
воспитания детей. В большинстве государств
прямо провозглашена цель усыновления
- интересы несовершеннолетнего (Беларусь,
Украина, Таджикистан, Эстония, Казахстан).
Например, в Семейном кодексе Молдовы
в качестве принципов семейного законодательства
Республики названы приоритет воспитания
детей в семье, проявление заботы о воспитании
и содержании несовершеннолетних, защита
их прав и интересов[24].
В СК РФ подробно регламентируются
условия, порядок и правовые последствия
усыновления, а также основания и порядок
прекращения усыновления. Это позволяет
обеспечить права и интересы как ребенка,
так и лиц, желающих его усыновить. С этой
же целью СК устанавливается судебный
порядок усыновления ребенка вместо ранее
действовавшего в соответствии со ст.
98 Кодекса о браке и семье (далее - КоБС)
административного порядка усыновления[2
Cт.1086]. Порядок передачи детей на усыновление,
а также осуществления контроля за условиями
жизни и воспитания детей в семьях усыновителей
на территории РФ определен Постановлением
Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275
"Об утверждении Правил передачи детей
на усыновление (удочерение) и осуществления
контроля за условиями их жизни и воспитания
в семьях усыновителей на территории РФ
и Правил постановки на учет консульскими
учреждениями РФ детей, являющихся гражданами
РФ и усыновленных иностранными гражданами
или лицами без гражданства" (в ред.
от 4 апреля 2002 г. и от 11 апреля 2006 г.) [9 Ст.
1748].
Усыновление допускается только
в отношении несовершеннолетних детей,
утративших родительское попечение, и
только в их интересах. Эта принципиальная
норма, соответствующая требованиям ст.
21 Конвенции о правах ребенка[10], была предусмотрена
и в ст. 98 КоБС. Лица, достигшие совершеннолетия
(восемнадцати лет), не могут быть усыновлены.
Основной социальной целью
усыновления является создание детям,
лишившимся попечения родителей, наиболее
благоприятных условий для жизни и воспитания
в условиях семьи. Не случайно СК РФ установил
приоритетный характер усыновления по
сравнению с иными формами устройства
детей, оставшихся без попечения родителей.
Усыновление происходит также и в интересах
усыновителей (хотя прямо об этом в законе
не говорится), так как оно предоставляет,
в частности, возможность лицам, не имеющим
детей, удовлетворить чувство родительской
любви, потребность в отцовстве и материнстве.
Однако на первое место при усыновлении
должны быть поставлены интересы ребенка.
Поскольку при усыновлении ребенок в правовом
отношении полностью приравнивается к
родным детям усыновителя, приобретает
в лице усыновителей родителей и родную
семью, следует исходить из общей посылки,
что усыновление соответствует интересам
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей. Под интересами детей при усыновлении
следует понимать создание для них благоприятных
условий (как материального, так и морального
характера) для воспитания и всестороннего
развития (в физическом, психическом, духовном
и ином отношении), максимально приближенных,
если это необходимо и возможно, к обстановке,
привычной для ребенка в утраченной им
семье [7]. Поэтому при усыновлении ребенка
должны учитываться его этническое происхождение,
принадлежность к определенной религии
и культуре, родной язык, возможность обеспечения
преемственности в воспитании и образовании,
а также возможность обеспечить усыновляемым
детям полноценное физическое, психическое,
духовное и нравственное развитие.
К интересам ребенка, которые
обязательно должны быть соблюдены при
усыновлении, могут быть отнесены самые
разнообразные обстоятельства, влияющие
на соблюдение его законных прав и интересов.
В частности, при подаче заявления об усыновлении
ребенка одинокой женщиной (одиноким мужчиной)
целесообразно установить, соответствует
ли интересам ребенка передача его в неполную
семью, сможет ли заявительница (заявитель)
по своему возрасту, состоянию здоровья,
материальному положению осуществлять
должное содержание и воспитание ребенка
до достижения им совершеннолетия.
Именно в интересах детей закреплено
правило, согласно которому усыновление
братьев и сестер разными лицами не допускается
(так как при усыновлении прекращаются
правоотношения ребенка не только с родителями,
но и с другими родственниками), за исключением
отдельных случаев, когда такое усыновление
в силу тех или иных причин отвечает интересам
детей. На практике данное правило применяется
с учетом ряда обстоятельств. Так, не рекомендуется
разобщать братьев (сестер), которые воспитывались
в одном учреждении или проживали совместно
до их устройства в воспитательные учреждения,
а также осведомленных друг о друге и о
своем родстве. Разобщение детей в этих
случаях может допускаться только в их
интересах и в ситуациях, когда усыновители
не настаивают на сохранении тайны усыновления
и обязуются не препятствовать общению
усыновленных детей с братьями и сестрами.
Возможно разъединение братьев и сестер
при усыновлении, если кто-либо из них
подлежит содержанию в специальном лечебно-воспитательном
учреждении, а также, в порядке исключения,
в тех случаях, когда дети, состоящие в
родстве, одновременно передаются на усыновление,
но в разные семьи, где они приобретают
родителей и семью. Нередко дети, имеющие
одну мать (или отца), совместно не воспитывались
в семье, находятся в разных детских учреждениях,
значатся под разными фамилиями и об их
родственных связях знает лишь их мать
(отец), длительное время не проявляющая
о них заботы. С учетом изложенных обстоятельств
допускается в порядке исключения передача
детей на усыновление в разные семьи.
Тщательное выяснение обстоятельств
дела при решении вопроса о допустимости
усыновления подростка - залог предотвращения
усыновления его недобросовестными лицами
в целях возложения на него спустя непродолжительное
время обязанностей по собственному содержанию
или получения тех или иных льгот, предусмотренных
законом. Необходимо установить, с какой
целью производится усыновление подростка:
заменить ему родную семью или получить,
например, право пользоваться жилым помещением
усыновленного, право получить пособие,
пенсию, наследство, причитающиеся усыновленному,
и т.п.