Значимых расхождений между
мужчинами и женщинами по этим вопросам
нет, хотя женщины обращают несколько
большее внимание на необходимость психолого–педагогической
помощи.
Прослеживаются и некоторые
возрастные различия. Так, 75.3% людей старше
50 лет поставили на первое место необходимость
денежной помощи, среди людей до 30 лет
таковых несколько меньше – 67.6%. Что касается
психолого–педагогической помощи, то
здесь ситуация меняется: на ее необходимость
обратили внимание 45.6% молодых людей и
35.8% людей более старшего возраста. Видимо,
для молодых менее свойственны установки
социального иждивенчества, ожиданий
от государства, и эти установки они проецируют
и на рассматриваемую группу реальных
и потенциальных приемных родителей или
воспитателей.
Та же тенденция проявляется
при распределении вариантов ответа по
группам, различающимся по уровню образования:
чем выше данный уровень, тем большее внимание
обращается на необходимость психолого–педагогической
помощи, а представление о первоочередности
денежной помощи уходит на второй план.
Распределение ответов на вопрос
"Необходима ли государственная поддержка
семьям после усыновления?» в корреляции
с уровнем образования (в % )
Варианты ответа |
неполное среднее |
общее среднее |
среднее специ–альное |
незаконченное высшее |
высшее |
ученая степень |
Денежная помощь |
83.3 |
77.1 |
75.6 |
60.0 |
65.2 |
57.7 |
Улучшение жилищных условий |
55.6 |
70.8 |
56.3 |
50.0 |
55.4 |
50.0 |
Помощь педагогов, психологов,
юристов |
33.3 |
22.9 |
36.1 |
40.0 |
41.8 |
46.2 |
Предоставление льгот и привилегий |
27.8 |
47.9 |
21.0 |
30.0 |
31.0 |
26.9 |
Никакая поддержка не нужна |
11.1 |
2.1 |
9.2 |
6.7 |
10.9 |
3.8 |
По другим параметрам значимых
различий между группами респондентов
нет.
Распределение ответов на вопрос
«Считаете ли Вы необходимым соблюдать
тайну усыновления?»
Варианты ответа |
% |
Да |
26 |
Нет |
58 |
Затрудняюсь ответить |
16 |
В данном вопросе респонденты
разделились на два противоположных мнения.
Большая часть респондентов (58 %) считает,
что необходимость в тайне усыновления
не имеет значительного характера. Уверенно
согласились с тем, что тайна усыновления
необходима 26% респондентов.
Таким образом, мы выяснили,
что большая часть населения города Якутска
положительно относится к усыновлению.
Около 53% респондентов рассматривают возможность
усыновить ребенка, и они отмечают материальную
проблему, как основное препятствие к
усыновлению. Основной проблемой выступает
то, что государство после усыновления
не оказывает никакой поддержки. Большинство
респондентов предлагает государству
выделить денежную помощь лицам усыновивших
ребенка. За это предложение выступили
более 70 % опрошенного населения. Также
были затронуты такие проблемы как: тайна
усыновления (около 60 % высказались против
этого), проблема устройства детей-сирот
с ослабленным здоровьем, оценка работы
государства по работе с детьми-сиротами
и детьми, оставшихся без попечения родителей
и т.д.
2.3 Пути решения проблем
усыновления в городе Якутске
Первоочередной задачей является
предупреждение сиротства как социального
явления. Реализация данного направления
требует планирования и организации на
регулярной основе работы по профилактике
социального сиротства,а также по информированию
населения о возможностях семейного устройства
детей, оставшихся без попечения родителей.
Ознакомившись с полученными
результатами социологического опроса
населения города Якутска о мнении респондентов
по теме усыновления, мы могли бы рекомендовать
следующие действия:
- Донести до общественности,
что не только родители ответственны за
отсутствие ответственности за ребенка,
но и семейные и межличностные отношения,
которые они вынесли из своих родительских
семей, т.е. о важности принятия семейных
ценностей и межличностного теплого общения
родителей с ребенком;
- Увеличить эфирное время для передач, направленных на
повышение значимости родительской заботы,
особенно отцовской, а также для фильмов для семейного просмотра, фильмов о людях, которые смогли преодолеть
трудности , несмотря ни на что, смогли найти в себе силы;
- Информацию целесообразно размещать
там, где она доступна практически каждому:
на телевидении и радио (как в виде роликов
социальной рекламы, так и в специализированных
программах, посвященных вопросам защиты
прав детей, оставшихся без попечения
родителей); в сети Интернет; в печатных
средствах массовой информации; в буклетах,
брошюрах, распространяемых бесплатно,
в том числе через почтовые отделения; в общественных местах, в государственных,
муниципальных и негосударственных учреждениях,
организациях, предприятиях (на улицах,
в транспортных средствах общего пользования,
в лечебно-профилактических учреждениях,
организациях культуры и досуга (кинотеатрах,
театрах, библиотеках), зданиях местных администраций,
организациях жилищно-коммунального хозяйства,
в почтовых отделениях, отделениях Сберегательного
банка Российской Федерации, организациях
торговли и общественного питания и т.д.),
в том числе в виде объявлений, наружной
рекламы (плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения)
Размещаемая информация должна
содержать, в том числе, сведения о различных
формах семейного устройства детей; об
органах и учреждениях, в которые следует
обращаться гражданам, желающим принять
ребенка на воспитание в семью (адреса,
контактные телефоны, время приема и т.д.);
о предъявляемых требованиях к кандидатам
в усыновители, опекуны (попечители), приемные
родители; о законодательных и нормативных
правовых актах, регулирующих вопросы
передачи детей, оставшихся без попечения
родителей, на воспитание в семью; о детях,
которые могут быть устроены на воспитание
в семьи граждан.
При создании и распространении
информации о детях, оставшихся без попечения
родителей, следует руководствоваться
требованиями статьи 8 Федерального закона
«О государственном банке данных о детях,
оставшихся без попечения родителей»;
- Обеспечить бесплатную консультативную помощь: психологическую, юридическую.
Важным аспектом деятельности
по устройству детей, оставшихся
без попечения родителей, на воспитание
в семьи граждан является более
тщательная разработанная программа
психолого-педагогическая подготовки
лиц, желающих принять ребенка
в свою семью. Проработка данной
программы необходима для снижения
риска возникновения в дальнейшем
проблем, связанных с воспитанием
детей в новой семье, в том
числе жестокого обращения с
детьми, причинения вреда их жизни
и здоровью, а также возвращения
(изъятия) детей из семьи, что само
по себе является травмирующим
обстоятельством для ребенка.
- Координирование других необходимых
для семьи усыновленного услуг.
В целях защиты прав и законных
интересов детей, переданных на воспитание
в семьи граждан, необходимо обеспечить
осуществление эффективного контроля
за их адаптацией в замещающей семье, а
также психолого-педагогическое и медико-социальное
сопровождение замещающей семьи.
- Оказание социальной поддержки на территории Республики семьям в течение трех лет после усыновления ребенка (в виде материальной, бесплатной медицинской помощи, устройство ребенка в детский сад, а также льготы на проезд, оплаты ЖКХ и т.п.)
Необходимо продолжить развитие работы
«Школы приемных родителей», которая была
создана в рамках Комплексной программы
Республики Саха (Якутия) «Семья для ребенка» на 2012-2015
годы, и после ее реализации, где все желающие усыновить ребенка или
организовать приемную семью могли бы
пройти обучение, получить правовую, психологическую,
педагогическую подготовку.
Значительный объем работы
по подбору, подготовке и сопровождению
семей, принимающих детей на воспитание,
а также обеспечению контроля за условиями
жизни и воспитания детей в замещающей
семье может в установленном порядке выполняться
силами соответствующих служб учреждений
органа опеки и попечительства. В частности,
эффективной моделью организации подобных
служб является создание их на базе учреждений
для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, различной ведомственной
принадлежности, за счет перераспределения
кадровых ресурсов и изменения штатного
расписания учреждения с включением в
него специалистов необходимого профиля,
осуществляющих психолого-педагогическую,
социально-педагогическую, социально-правовую
работу с замещающей семьей (педагогов-психологов,
социальных педагогов, юристов, медицинских
работников и т.д.).
Подводя итоги представленной
работы, у меня возникли предложения по
усовершенствованию законодательства
в сфере усыновления (удочерения) детей,
оставшихся без попечения родителей.
Возраст усыновителя должен
быть таким, который позволил бы ему по
своему состоянию здоровья, определенному
социальному статусу, а также психологически,
физиологически быть подготовленным к
выполнению функций по воспитанию усыновленного
ребенка, поэтому разница в возрасте между
усыновителем, не состоящим в браке, и
усыновляемым ребенком должна быть не
менее восемнадцати лет. По причинам, признанным
судом уважительными, разница в возрасте
может быть сокращена.
Ограничить передачу детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей
на воспитание лицам имеющим 2 категорию
инвалидности в связи с их маломобильностью.
Следует проводить более тщательную проверку
состояния здоровья таких граждан. Все
это обуславливается тем, что лица данной
категории в дальнейшем, после усыновления
ребенка, могут не справиться с возложенными
на них обязанностями, как в физическом,
так и моральном плане.
Шаг за шагом, осуществляя
перечисленные задачи, государство будет
способствовать развитию института усыновления,
что в свою очередь поможет защитить детское
население страны от губительного воздействия
социального неблагополучия.
Формы воспитания детей, оставшихся
без попечения родителей, требуют доработок
и изменений в законодательном плане.
Заключение
На основании полученных выводов,
можно отметить, что в данной работе дан
комплексный анализ семейных форм устройства
детей, оставшихся без попечения родителей.
Был представлен исторический аспект
развития института опеки и попечительства
в России, а также были рассмотрены формы
семейного устройства детей. Следует отметить,
что наиболее актуальной в данное время
по России является возмездная опека (приемная
семья).
Кроме того, в данной работе
был проведен социологический опрос, проанализировано
мнение общественности к проблемам и перспективам
развития института усыновления детей-сирот.
Основными проблемами развития института
усыновления являются: серьезные причины
невозможности усыновления детей-сирот
российскими гражданами (низкий уровень
дохода, жилищная проблема), отсутствие
системности в управленческих механизмах: недостаточные
поддержка государства и PR технологии.
Уже после установления усыновления могут
выявляться внутрисемейные проблемы.
Эти проблемы связаны со сложностью и
масштабностью института усыновления.
Но у Якутска есть немалый опыт решения
проблемы сиротства, и есть все возможности
сделать из сирот полноценных граждан.
Перспективы развития института
усыновления очевидно существуют. Среди
них можно выделить такие положительные
явления как: создание общественных организаций
по социальной поддержке детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей,
рост числа усыновлений; значительное
повышение пособия по усыновлению в Российской
Федерации, а также использование ресурса
средств массовой информации для решения
данной проблемы.
Таковы основные положения, связанные
с проблемами усыновления (удочерения)
на современном этапе.
Нами также предложен ряд практических
рекомендаций, для улучшения системы работы
института усыновления.
Для наиболее эффективного
решения проблемы усыновления (удочерения)
предлагаем следующие решения:
- Так как большинство жителей
Якутска мало проинформированы об усыновлении
в Российской Федерации в целом, то предлагается периодически проводить ряд мероприятий направленные на информатизацию населения;
- Обеспечить бесплатную консультативную
помощь семьям, которые желают усыновить ребенка и семьям, которые уже стали усыновителями: психологическую, юридическую;
- Обеспечить информирование граждан, желающих принять ребенка (детей) на воспитание в семью, о формах семейного устройства,
а также возможности и целесообразности
прохождения программы подготовки к приему
в семью ребенка (детей) и организовать
прохождение ими такой программы в качестве этапа процедуры
усыновления;
- Оказать социальную поддержку
семьям в течение трех лет после усыновления
ребенка (в виде материальной, бесплатной
медицинской помощи, устройство ребенка
в детский сад, а также льготы на проезд,
оплаты ЖКХ и т.п.).
В завершение сказанного, хотелось
бы еще отметить, что в настоящее время
в России накоплен значительный опыт развития
семейных форм жизнеустройства детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей,
требующий анализа и осмысления. На федеральном
и региональном уровне проводят научные
исследования, и реализуется ряд практических
мероприятий по деинституализации системы
защиты детей данной категории.