Развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 14:42, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является комплексный анализ семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей так и их системы в целом.
В соответствие с поставленной целью, мы выделили следующие задачи:
Изучить исторические аспекты развития института опеки и попечительства и семейные формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Просмотреть форму опеку и попечительство как распространенную семейную форму жизнеустройства ребенка;
Рассмотреть комплексный анализ работы отдела Опеки и попечительства Окружной администрации г. Якутска;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы семейного устройства
1.1.История развития опеки и попечительства в России 7
1.2. Семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей 15
1.3. Опека и попечительство как распространенная форма устройства в семью детей на воспитание 27
Глава 2.Усыновление как семейная форма жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей (на примере города Якутска) 34
2.1. Работа отдела опеки и попечительства Окружной Администрации города Якутска 35
2.2. Социологическое исследование отношения населения города Якутска к усыновлению 39
2.3. Пути решения проблем усыновления в городе Якутске 52
Заключение 56
Литература

Файлы: 1 файл

Дипломная.docx

— 105.71 Кб (Скачать файл)

 

 

Значимых расхождений между мужчинами и женщинами по этим вопросам нет, хотя женщины обращают несколько большее внимание на необходимость психолого–педагогической помощи. 

Прослеживаются и некоторые возрастные различия. Так, 75.3% людей старше 50 лет поставили на первое место необходимость денежной помощи, среди людей до 30 лет таковых несколько меньше – 67.6%. Что касается психолого–педагогической помощи, то здесь ситуация меняется: на ее необходимость обратили внимание 45.6% молодых людей и 35.8% людей более старшего возраста. Видимо, для молодых менее свойственны установки социального иждивенчества, ожиданий от государства, и эти установки они проецируют и на рассматриваемую группу реальных и потенциальных приемных родителей или воспитателей.

Та же тенденция проявляется при распределении вариантов ответа по группам, различающимся по уровню образования: чем выше данный уровень, тем большее внимание обращается на необходимость психолого–педагогической помощи, а представление о первоочередности денежной помощи уходит на второй план.

Распределение ответов на вопрос "Необходима ли государственная поддержка семьям после усыновления?» в корреляции с уровнем образования (в % )

Варианты ответа

неполное среднее

общее среднее

среднее специ–альное

незаконченное высшее

высшее

ученая степень

Денежная помощь

83.3

77.1

75.6

60.0

65.2

57.7

Улучшение жилищных условий

55.6

70.8

56.3

50.0

55.4

50.0

Помощь педагогов, психологов, юристов

33.3

22.9

36.1

40.0

41.8

46.2

Предоставление льгот и привилегий

27.8

47.9

21.0

30.0

31.0

26.9

Никакая поддержка не нужна

11.1

2.1

9.2

6.7

10.9

3.8


 

 

    

По другим параметрам значимых различий между группами респондентов нет.

Распределение ответов на вопрос «Считаете ли Вы необходимым  соблюдать тайну усыновления?»

Варианты ответа

%

Да

26

Нет

58

Затрудняюсь ответить

16


 

 

В данном вопросе респонденты разделились на два противоположных мнения. Большая часть респондентов (58 %) считает, что необходимость в тайне усыновления не имеет значительного характера. Уверенно согласились с тем, что тайна усыновления необходима 26% респондентов.

Таким образом, мы выяснили, что большая часть населения города Якутска положительно относится к усыновлению. Около 53% респондентов рассматривают возможность усыновить ребенка, и они отмечают материальную проблему, как основное препятствие к усыновлению. Основной проблемой выступает то, что государство после усыновления не оказывает никакой поддержки. Большинство респондентов предлагает государству выделить денежную помощь лицам усыновивших ребенка. За это предложение выступили более 70 % опрошенного населения. Также были затронуты такие проблемы как: тайна усыновления (около 60 % высказались против этого), проблема устройства детей-сирот с ослабленным здоровьем, оценка работы государства по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Пути решения проблем усыновления в городе Якутске

 

Первоочередной задачей является предупреждение сиротства как социального явления. Реализация данного направления требует планирования и организации на регулярной основе работы по профилактике социального сиротства,а также по информированию населения о возможностях семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Ознакомившись с полученными результатами социологического опроса населения города Якутска о мнении респондентов по теме усыновления, мы могли бы рекомендовать следующие действия:

  1. Донести до общественности, что не только родители ответственны за отсутствие ответственности за ребенка, но и семейные и межличностные отношения, которые они вынесли из своих родительских семей, т.е. о важности принятия семейных ценностей и межличностного теплого общения родителей с ребенком;
  2. Увеличить эфирное время для передач, направленных на повышение значимости родительской заботы, особенно отцовской, а также для фильмов для семейного просмотра, фильмов о людях, которые смогли преодолеть трудности , несмотря ни на что, смогли найти в себе силы;
  3. Информацию целесообразно размещать там, где она доступна практически каждому: на телевидении и радио (как в виде роликов социальной рекламы, так и в специализированных программах, посвященных вопросам защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей); в сети Интернет; в печатных средствах массовой информации; в буклетах, брошюрах, распространяемых бесплатно, в том числе через почтовые отделения; в общественных местах, в государственных, муниципальных и негосударственных учреждениях, организациях, предприятиях (на улицах, в транспортных средствах общего пользования, в лечебно-профилактических учреждениях, организациях культуры и досуга (кинотеатрах, театрах, библиотеках), зданиях местных администраций, организациях жилищно-коммунального хозяйства, в почтовых отделениях, отделениях Сберегательного банка Российской Федерации, организациях торговли и общественного питания и т.д.), в том числе в виде объявлений, наружной рекламы (плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения)

Размещаемая информация должна содержать, в том числе, сведения о различных формах семейного устройства детей; об органах и учреждениях, в которые следует обращаться гражданам, желающим принять ребенка на воспитание в семью (адреса, контактные телефоны, время приема и т.д.); о предъявляемых требованиях к кандидатам в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители; о законодательных и нормативных правовых актах, регулирующих вопросы передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью; о детях, которые могут быть устроены на воспитание в семьи граждан.

При создании и распространении информации о детях, оставшихся без попечения родителей, следует руководствоваться требованиями статьи 8 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»;

  1. Обеспечить бесплатную консультативную помощь: психологическую, юридическую.

 Важным аспектом деятельности  по устройству детей, оставшихся  без попечения родителей, на воспитание  в семьи граждан является более  тщательная разработанная программа  психолого-педагогическая подготовки  лиц, желающих принять ребенка  в свою семью. Проработка данной  программы необходима для снижения  риска возникновения в дальнейшем  проблем, связанных с воспитанием  детей в новой семье, в том  числе жестокого обращения с  детьми, причинения вреда их жизни  и здоровью, а также возвращения (изъятия) детей из семьи, что само  по себе является травмирующим  обстоятельством для ребенка.

  1. Координирование других необходимых для семьи усыновленного услуг.

В целях защиты прав и законных интересов детей, переданных на воспитание в семьи граждан, необходимо обеспечить осуществление эффективного контроля за их адаптацией в замещающей семье, а также психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение замещающей семьи.

  1. Оказание социальной поддержки на территории Республики семьям в течение трех лет после усыновления ребенка (в виде материальной, бесплатной медицинской помощи, устройство ребенка в детский сад, а также льготы на проезд, оплаты ЖКХ и т.п.)
  1. Необходимо продолжить развитие работы «Школы приемных родителей», которая была создана в рамках Комплексной программы Республики Саха (Якутия) «Семья для ребенка» на 2012-2015 годы, и после ее реализации, где все желающие усыновить ребенка или организовать приемную семью могли бы пройти обучение, получить правовую, психологическую, педагогическую подготовку.

Значительный объем работы по подбору, подготовке и сопровождению семей, принимающих детей на воспитание, а также обеспечению контроля за условиями жизни и воспитания детей в замещающей семье может в установленном порядке выполняться силами соответствующих служб учреждений органа опеки и попечительства. В частности, эффективной моделью организации подобных служб является создание их на базе учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, различной ведомственной принадлежности, за счет перераспределения кадровых ресурсов и изменения штатного расписания учреждения с включением в него специалистов необходимого профиля, осуществляющих психолого-педагогическую, социально-педагогическую, социально-правовую работу с замещающей семьей (педагогов-психологов, социальных педагогов, юристов, медицинских работников и т.д.).

Подводя итоги представленной работы, у меня возникли предложения по усовершенствованию законодательства в сфере усыновления (удочерения) детей, оставшихся без попечения родителей.

Возраст усыновителя должен быть таким, который позволил бы ему по своему состоянию здоровья, определенному социальному статусу, а также психологически, физиологически быть подготовленным к выполнению функций по воспитанию усыновленного ребенка, поэтому разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть не менее восемнадцати лет. По причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена.

Ограничить передачу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание лицам имеющим 2 категорию инвалидности в связи с их маломобильностью. Следует проводить более тщательную проверку состояния здоровья таких граждан. Все это обуславливается тем, что лица данной категории в дальнейшем, после усыновления ребенка, могут не справиться с возложенными на них обязанностями, как в физическом, так и моральном плане.

Шаг за шагом, осуществляя перечисленные задачи, государство будет способствовать развитию института усыновления, что в свою очередь поможет защитить детское население страны от губительного воздействия социального неблагополучия.

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, требуют доработок и изменений в законодательном плане.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На основании полученных выводов, можно отметить, что в данной работе дан комплексный анализ семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Был представлен исторический аспект развития института опеки и попечительства в России, а также были рассмотрены формы семейного устройства детей. Следует отметить, что наиболее актуальной в данное время по России является возмездная опека (приемная семья).

Кроме того, в данной работе был проведен социологический опрос, проанализировано мнение общественности к проблемам и перспективам развития института усыновления детей-сирот. Основными проблемами развития института усыновления являются: серьезные причины невозможности усыновления детей-сирот российскими гражданами (низкий уровень дохода, жилищная проблема), отсутствие системности в управленческих механизмах: недостаточные поддержка государства и PR технологии. Уже после установления усыновления могут выявляться внутрисемейные проблемы. Эти проблемы связаны со сложностью и масштабностью института усыновления. Но у Якутска есть немалый опыт решения проблемы сиротства, и есть все возможности сделать из сирот полноценных граждан.

Перспективы развития института усыновления очевидно существуют. Среди них можно выделить такие положительные явления как: создание общественных организаций по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рост числа усыновлений; значительное повышение пособия по усыновлению в Российской Федерации, а также использование ресурса средств массовой информации для решения данной проблемы.

Таковы основные положения, связанные   с   проблемами   усыновления (удочерения) на современном этапе.

Нами также предложен ряд практических рекомендаций, для улучшения системы работы института усыновления.

Для наиболее эффективного решения проблемы усыновления (удочерения) предлагаем следующие решения:

  1. Так как большинство жителей Якутска мало проинформированы об усыновлении в Российской Федерации в целом, то предлагается периодически проводить ряд мероприятий направленные на информатизацию населения;
  2. Обеспечить бесплатную консультативную помощь семьям, которые желают усыновить ребенка и семьям, которые уже стали усыновителями: психологическую, юридическую;
  3. Обеспечить информирование граждан, желающих принять ребенка (детей) на воспитание в семью, о формах семейного устройства, а также возможности и целесообразности прохождения программы подготовки к приему в семью ребенка (детей) и организовать прохождение ими такой программы в качестве этапа процедуры усыновления;
  4. Оказать социальную поддержку семьям в течение трех лет после усыновления ребенка (в виде материальной, бесплатной медицинской помощи, устройство ребенка в детский сад, а также льготы на проезд, оплаты ЖКХ и т.п.).

В завершение сказанного, хотелось бы еще отметить, что в настоящее время в России накоплен значительный опыт развития семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требующий анализа и осмысления. На федеральном и региональном уровне проводят научные исследования, и реализуется ряд практических мероприятий по деинституализации системы защиты детей данной категории.

Информация о работе Развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей