Реабилитация инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - Проанализировать технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями, для дальнейшего изучения и повышения их эффективности.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
- описать содержание понятий инвалидность и реабилитация, виды реабилитаций;
- выявить проблемы в работе с детьми с ограниченными возможностями;
- рассмотреть основные методы социальной реабилитации детей-инвалидов;

Содержание работы

1. Инвалидность.
2. Определение инвалидности и её групп.
3.Основные задачи медико-социальной экспертизы.
4.Законодательство о социальной защите инвалидов.
5. Понятие реабилитации, её виды.
6. Проблемы реабилитации инвалидов.
7. Вопросы трудоустройства инвалидов.
Заключение

Файлы: 1 файл

реабилитация.docx

— 1.65 Мб (Скачать файл)
 

Учреждение образования

«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина» 
 
 
 
 

Факультет  социально-педагогический 

Кафедра ? 
 
 

Особенности реабилитации инвалидов 
 

Курсовая работа 
 
 
 
 
 

Выполнил: 

            студент 3-го курса  

группы    СМПД

Заяц А.В. 
 

Научный руководитель:

Старший преподаватель  кафедры 

Медико-социальных дисциплин

Павлик Н.Н. 
 
 

Брест 2010 
 
 
 

Введение 

1. Инвалидность.

2. Определение инвалидности  и её групп.

3.Основные задачи  медико-социальной экспертизы.

4.Законодательство  о социальной защите инвалидов.

5. Понятие реабилитации, её виды.

6. Проблемы реабилитации  инвалидов.

7. Вопросы трудоустройства  инвалидов.

Заключение 
 
 
 
 

По данным ООН, в  мире насчитывается примерно 650 миллионов человек с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты (из них около 400 миллионов детей с ограниченными возможностями). 

В настоящие время  процесс реабилитации является предметом  исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи  и другие специалисты вскрывают  различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и  стадии, факторы реабилитации. 

Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, она в гораздо большей степени  является социальной проблемой неравных возможностей. 

Однако проблемы реабилитации инвалидов, особенно детей-инвалидов  в отечественной литературе все  еще не являются предметом специального исследования, хотя проблема реабилитации детей, подростков и взрослых с нарушениями  психического и физического развития весьма актуальна, и в теоретическом, и в практическом отношении.

Актуальность темы предполагает обсуждение вопросов касающихся содержания, технологий и особенностей социальной работы с детьми с ограниченными  возможностями. 

Цель курсовой работы - Проанализировать технологии социальной работы с детьми с ограниченными  возможностями, для дальнейшего  изучения и повышения их эффективности. 

Исходя из цели, можно  выделить следующие задачи:  

- описать содержание  понятий инвалидность и реабилитация, виды реабилитаций; 

- выявить проблемы  в работе с детьми с ограниченными  возможностями; 

- рассмотреть основные  методы социальной реабилитации  детей-инвалидов; 

- изучить практический  опыт решения проблем детской  инвалидности в республике и  за рубежом;  

- комментировать  правовое обеспечение и государственную  политику по данному вопросу;  

Объектом исследования являются дети с ограниченными возможностями. 

Предмет исследования - технология социальной работы с детьми с ограниченными возможностями. 
 
 

Анализ истории  развития проблемы инвалидности свидетельствует  о том, что, пройдя путь от идей физического  уничтожения, изоляции «неполноценных»  членов общества до концепций привлечения  их к труду, человечество подошло  к пониманию необходимости реинтеграции, реабилитации лиц с физическими  дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями  в общество, создание для них безбарьерной среды. 

Иными словами, инвалидность становится проблемой не только одного человека или группы людей, а всего  общества в целом.

В Российской Федерации  официально признанными инвалидами считаются свыше 8 миллионов человек. В перспективе их численность  будет расти [34,56]. 

Вот почему так остро  на повестке дня стоят проблемы социальной реабилитации инвалидов. 

Социальная реабилитация получила в последние годы широкое  признание. Этому способствовали развивающаяся  теоретико-методологическая база, с  одной стороны, и подготовка высокопрофессиональных специалистов по социальной работе, реализующиеся  научные положения - с другой. 

В современной науке  существует значительное количество подходов к теоретическому осмыслению проблем  социальной реабилитации и адаптации  лиц с ограниченными возможностями. Разработаны также и методики решения практических задач, определяющих специфическую сущность и механизмы  этого социального феномена. 

Так анализ социальных проблем инвалидизации в целом  и социальной реабилитации в частности  осуществлялся в проблемном поле двух концептуальных социологических  подходов: с точки зрения социоцентристских  теорий и на теоретико-методологической платформе антропоцентризма. На основе социцентристских теорий развития личности К. Маркса, Э. Дюркгейма, Г. Спенсера, Т. Парсонса рассматривались социальные проблемы конкретного индивида посредством  изучения общества в целом. На основе антропоцентристского подхода Ф. Гиддингса, Ж.Пиаже, Г. Тарда, Э. Эриксона, Ю. Хабермаса, Л. С. Выготского, И.С. Кона, Г.М. Андреевой, А.В. Мудрика и других ученых раскрываются психологические аспекты повседневного  межличностного взаимодействия. 

Для осмысления проблемы анализа инвалидности как социального  феномена важной остается проблема социальной нормы, с разных сторон изучавшаяся  такими учеными, как Э. Дюркгейм, М. Вебер, Р. Мертон, П. Бергер, Т. Лукман, П. Бурдье.  

Анализ социальных проблем инвалидизации в целом  и социальной реабилитации инвалидов  в частности осуществляется в  плоскости социологических концепций  более общего уровня обобщения сущности этого социально явления - концепция  социализации. 

Социальная реабилитация инвалидов важна не только сама по себе. Она важна как средство интеграции лиц с ограниченными возможностями  в социум, как механизм создания равных возможностей инвалидам, для  того, чтобы быть социально востребованными. 

Важными в разработке теории социальной реабилитации являются подходы к понятию инвалидности, предложенные Н.В. Васильевой, рассмотревшей  восемь социологических концепций  инвалидизации. 

В структурно функциональном подходе (К.Девис, Р.Мертон, Т.Парсонс) рассмотрены  проблемы инвалидности как специфического социального состояния индивида (модель роли больного Т. Парсонса), социальной реабилитации, социальной интеграции, социальной политики государства по отношению к инвалидам, конкретизируемой в деятельности социальных служб  по поддержке семей, имеющих детей-инвалидов. Предложены понятия «дети с ограниченными  возможностями», «инвалиды». В отечественных  исследованиях в рамках структурно-функционального  анализа проблему инвалидизации  исследовали Т.А. Добровольская, И.П. Каткова, Н.С. Морова, Н.Б. Шабалина и  др.  

В рамках социально-антропологического подхода стандартизированные и  институциональные формы социальных отношений (социальная норма и девиация), социальные институты, механизмы социального  контроля. Использована терминология для обозначения детей-инвалидов: нетипичные дети, дети с ограниченными  возможностями. В отечественных трудах данный подход предложили А.Н. Суворов, Н.В. Шапкина и др.

ЗРБ 11 ноября 1991г  №1224-XII "О социальной защите инвалидов  в РБ"

ЗРБ 23 июля 2008г №422-3 "О предупреждении инвалидности и реабилитаци инвалидов"

ЗРБ 14 июня 2007г №239-3 "О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для  отдельных категорий граждан"

ЗРБ 20 июня 2008г №363-3 "О внесении изменений и дополнений в закон РБ"О здравоохранении"" 

Постановление министерства Здравоохранения РБ 11 декабря 2006г. №112 "О внесении изменений в Постановление  министерства Здравоохранения РБ от 31 мая 2006г. №38" 
 
 

     Зарегистрировано  в Национальном реестре правовых  актов

      Республики  Беларусь 17 сентября 2002 г. N 8/8563

      --------------------------------------------------------------------

                   ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

                               РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

                             12 августа 2002 г. N 61

  

                  ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО  ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГРУППЫ

                    ИНВАЛИДНОСТИ И ИНСТРУКЦИИ ПО  ОПРЕДЕЛЕНИЮ

                              ПРИЧИНЫ ИНВАЛИДНОСТИ 

           В соответствии  со  статьей  49  Закона  Республики Беларусь "О

      здравоохранении" (Ведомости Верховного Совета  Республики  Беларусь,

      1993  г., N  24,  ст. 290)  и  во  исполнение  постановления  Совета

      Министров   Республики  Беларусь  от  5  июля  2002  года  N  903  "О

      делегировании    полномочий    Правительства   Республики   Беларусь

      Министерству  здравоохранения  на  принятие  (издание)   нормативных

      правовых  актов"  (Национальный  реестр  правовых  актов  Республики

      Беларусь,  2002 г.,  N  78,  5/10734)  Министерство  здравоохранения

      Республики  Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

           1. Утвердить прилагаемые:

           1.1. Инструкцию по определению  группы инвалидности;

           1.2. Инструкцию по определению  причины инвалидности.

           2. Контроль  за  исполнением настоящего  постановления возложить

      на  заместителя Министра Колбанова  В.В. 

      Министр                                                Л.А.ПОСТОЯЛКО 
 
 
 
 

                                                УТВЕРЖДЕНО

                                                Постановление Министерства

                                                здравоохранения

                                                Республики Беларусь

                                                12.08.2002 N 61 

                                   ИНСТРУКЦИЯ

                       ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГРУППЫ ИНВАЛИДНОСТИ 

                                     Глава 1

                     ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ТЕРМИНЫ И  ОПРЕДЕЛЕНИЯ 

           1. В настоящей Инструкции используются  следующие понятия:

           инвалид    -    лицо,    которое    в   связи   с   ограничением

      жизнедеятельности   вследствие  наличия  физических  или   умственных

      недостатков  нуждается в социальной помощи  и защите;

           инвалидность    -  социальная  недостаточность,   обусловленная

      нарушением  здоровья (заболеванием, травмой, анатомическим  дефектом)

      со  стойким расстройством функций  организма, приводящим к ограничению

      жизнедеятельности  и необходимости социальной защиты;

           жизнедеятельность  -  повседневная  деятельность,   способность

      организма  осуществлять деятельность способом  и в рамках, обычных для

      человека;

           ограничение    жизнедеятельности   -  невозможность   выполнять

      повседневную  деятельность способом и в  объеме, обычном для человека,

      что   воздвигает  барьеры  в среде  его обитания и ставит в  невыгодное

      положение   по  сравнению  со  здоровыми   и  приводит  к   социальной

      недостаточности;

           социальная   недостаточность  (дезадаптация)  -   неспособность

Информация о работе Реабилитация инвалидов