Роль СМИ в социализации молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью исследования является изучение специфики влияния СМИ на молодежную аудиторию и их роли в формировании ценностей и взглядов молодежи. Для реализации обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
охарактеризовать проблемы социализации молодежи в период становления информационного общества в контексте деятельности СМИ
исследовать факторы, влияющие на молодежь в медиатизированном обществе, ее реакцию и ответ на вызовы общества
изучить особенности, характер и степень влияния на молодежь различных видов СМИ
определить место СМИ в процессе формирования ценностей современной российской молодежи
разработать предложение, нацеленное на решение проблемы взаимодействия СМИ и молодежи в рамках реализации ГМП.

Файлы: 1 файл

Diplom.doc

— 261.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы обусловлена системным кризисом российского общества, в результате которого поколение современной молодежи формируется в условиях глубокой трансформации политических, социально-экономических, мировоззренческих и духовных основ человеческой жизнедеятельности.

Самые различные общественные силы выражают сегодня обеспокоенность проблемами формирования личности молодого человека, его идеалов и ценностей.

Молодое поколение, как наиболее мобильное и восприимчивое ко всякого рода новациям, более других подвержено ценностным и мировозренческим перестройкам.

Современный подросток, молодежь оказываются включенными в новую как для него, так и для общества реальность, которую он осваивает спонтанно, часто без целенаправленной помощи наставников. Эту роль «наставников» в медиатизированном обществе берут на себя различного рода посредники в виде средств массовой коммуникации: прессы, телевидения, радио, Интернета. Они становятся сегодня для молодежи единственной средой обитания и имеют большое значение в социализации личности.

Далеко не все, что предлагают СМИ, благотворно влияет на подрастающее поколение. Коммерциализация средств массовой информации вытеснила молодежную аудиторию с ее интересами на периферию медиарынка. СМИ в значительной степени утратили свою воспитательную функцию, сменив ее на функции развлечения и удовлетворения потребительских интересов.

Объектом исследования являются проблемы и особенности социализации современной молодежи. Предметом исследования является роль СМИ в становленни ценностей личности и их влияние на социализацию индивида.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является изучение специфики влияния СМИ на молодежную аудиторию и их роли в формировании ценностей и взглядов молодежи. Для реализации обозначенной цели были поставлены следующие задачи:

  • охарактеризовать проблемы социализации молодежи в период становления информационного общества в контексте деятельности СМИ
  • исследовать факторы, влияющие на молодежь в медиатизированном обществе, ее реакцию и ответ на вызовы общества
  • изучить особенности, характер и степень влияния на молодежь различных видов СМИ
  • определить место СМИ в процессе формирования ценностей современной российской молодежи
  • разработать предложение, нацеленное на решение проблемы взаимодействия СМИ и молодежи в рамках реализации ГМП.

В качестве методов исследования выбраны контент-анализ и социологический опрос, как наиболее соответствующие задачам.

Гипотеза исследования: СМИ не удовлетворяет потребности молодежи в информации и, как следствие, не может оказывать должного положительного влияния.

Степень разработанности проблемы. Недостаточно работ, где исследовалась бы молодежь, как аудитория СМИ, на которую и направлена вся сила воздействия «медиамашины» (В.С. Собкин, Г.Г. Силласте, М.Е. Аникина, А.В. Шариков, С.Б. Цимбаленко). Совершенно не освоенной оказалась тема взаимодействия и взаимовлияния молодежной аудитории и средств массовой информации. Молодежная среда, как аудитория СМИ во всем многообразии ее проявлений, пока не стала предметом пристального внимания ученых-исследователей.

Теоретическая база. При разработке темы исследования использовалась теоретическая база по широкому спектру дисциплин, что обусловлено междисциплинарным характером самого предмета исследования.

В качестве методологической основы теории социализации молодежи использовались работы М. Вебера, А. Маслоу, Т. Парсонса, Э. Эриксона, П.А. Сорокина.

В отечественной науке роли молодежи как особой социально-демографической группы посвящены работы С.П. Иваненкова, С.Н. Иконниковой, И.М. Ильинского, И.С. Кона, В.Т. Лисовкого.

В 90-е годы усилился интерес российских исследователей к научному осмыслению проблем адаптации молодежи в условиях переходного периода.

Состояние духовно-культурной сферы молодежного досуга анализируются в ряде работ (О.И. Даниленко, А.С. Запесоцкий, А.Г. Здравомыслов, М.Л. Князева).

Анализу функция СМИ, которые связаны с необходимостью воздействия на сознание и поведение людей, посвящены теоретические работы Б.А. Грушина и Е.П. Прохорова.

Теоретическая база для анализа российских СМИ и их взаимодействии с молодежной аудиторией сформирована в работах Я.Н. Засурского, А.А. Тертычного, Л.Н. Федотовой.

Научная новизна исследования, во-первых, заключается в рассмотрении СМИ не как инструмента манипуляции, формирования общественного мнения, а как агент социализации, а во-вторых, в определении роли СМИ в процессе формирования общественного сознания молодежи, которое складывается в условиях общественной аномии, чреватой ослаблением институтов направленной социализации и разрывом связи между поколениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I

  • 1. Проблемы социализации современной российской молодежи

  • Социальный статус молодежи во всех конкретных обществах и во все времена в главном одинаков: молодежь одновременно объект и субъект социализации. В этом своем отличительном социальном качестве молодежь характеризуется способностью молодой генерации наследовать и производить сложившуюся на момент его становления социальную структуру общественных отношений, участвовать в ее активном совершенствовании и преобразовании.

    Учитывая относительную самостоятельность молодежи, нельзя не видеть, что это – развивающийся субъект общественной жизни, у которого происходит становление специфических возрастных, социально-психологических, физиологических и прочих потребностей и интересов. Облик молодежи социально обусловлен особенностями процесса социализации в конкретных общественных условиях и может быть конкретно интерпретирован лишь в более широком общественном контексте.

    Два последних десятилетия российского государства радикальным образом изменили молодое поколение, родившееся в период перестройки. Оно сформировалось в условиях нестабильного времени, переходности, отсутствия внятной, принимаемой населением идеологии. Молодежь сегодня имеет свои жизненные ценности, которые, как правило, непонятны более старшему поколению. И это не традиционная «борьба отцов и детей», которая характерна для любого исторического периода. Это рассогласованность эпох, мировоззрения, расхождения на уровне ментальности.

    На этом фоне возникает насущная потребность, с одной стороны, восстановить преемственность поколений, с другой, найти механизмы воспроизводства новых социокультурных ценностей, соответствующих эпохе постмодернизма.

    Социализация молодежи, особенно в период слома мировоззрений, не может проявляться лишь в пассивном отражении, воспроизводстве действительности, быть зеркалом социальных условий и общественных воздействий. Такое понимание роли молодежи было бы упрощенным, так как задача воспитания сводилась бы к выработке конформизма, исполнительного послушания, повторения в каждом новом поколении одних и тех же свойств. А это исключало бы прогресс, движение вперед. Именно поэтому столь важно развивать в молодом человеке чувство нового, инициативу, творчество, потребность к самовоспитанию как альтернативе воспитанию, которая актуализируется медиаобразованием. Это своеобразный процесс общественного омоложения, противодействующий косности, инерции, застою. Известный болгарский социолог П. Митев назвал его «ЮВЕНТИЗАЦИЕЙ». Это понятие «описывает перемены, вносимые молодежью в общественные отношения. По своему содержанию ювентизация является специфическим видом творчества, порожденного новым доступом молодежи к социально-политической ценности и ценностной системе общества»1.

    По мнению С.П. Иваненкова, в отечественных гуманитарных науках проблемы социализации молодежи скорее намечены, чем глубоко проанализированы. И если раньше это было связано «с эмпирической неизученностью этих проблем, то сегодня это обусловлено в первую очередь недостаточностью концептуальных наработок2.

    Одним из важнейших объективных обстоятельств, сдерживавших длительное время у нас в стране исследование проблем социализации молодежи, явилось то, что пока имелся простор для экстенсивного экономического развития, социализирующие процессы протекали, в основном, бескризисно, поскольку, поскольку было обеспечено сравнительно стабильное и неизменное воспроизводство общественной жизни.

    В исследовании процесса социализации новых поколений акцент акцент все еще ставится на целенапрвленном одностороннем воздействии на молодежь со стороны институций, на разработке методических указаний по воспитанию молодежи, без учета реальных условий новой общественной среды, влияние которой сегодня сильно изменилось, приобрело новые формы, наполнилось новым содержанием.

    «Социализация – общенаучный термин, обозначающий процесс приобщения индивида к социуму, включения его в общественную жизнь, обучения поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению социальных ролей. Слово «социализация» по смыслу близко к русскому слову «воспитание», но воспитание подразумевает прежде всего направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация, наряду с воспитанием и обучением, включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным и полноценным членом общества»3.

    В процессе социализации всегда взаимодействуют две стороны: объект социализации – это индивид, отдельные люди или группы людей, на кого направлен этот процесс, и субъект социализации, осуществляющий этот процесс.

    Центральный философский вопрос теории социализации – рассматривать ли ее как субьектно-объектны или субьектно-субьектный двусторонний процесс взаимодействия, в ходе которого индивид не просто усваивает культурные коды и социальные ценности, но и изменяет их, реализуя таким образом собственную субъективность.

    Фундаментальная особенность современного общества заключается в том, что от линейных вертикальных форм передачи информации человечество переходит к горизонтальным связям, к многообразным коммуникациям и диалогу культур.

    П. Бергер и Т. Лукман выделяют две основные формы социализации: первичную и вторичную, при этом решающее значение для судьбы индивида и общества имеет первичная социализация, «При первичной социализации нет никаких проблем с идентификацией, поскольку нет выбора значимых других… Родителей не выбирают. Ребенок интернализирует мир своих значимых других не как один из многих возможных миров, а как единственно существующий и единственно мыслимый… Именно поэтому мир, интернализируемый в процессе первичной социализации, гораздо прочнее укоренен в созанании, чем миры, интернализируемые в процессе вторичной социализации»4.

    Вторичные формы социализации осуществляются целым рядом социальных институтов и неформальных сообществ – СМИ, школа, армия, церковь, учреждения культуры, окружающая среда. И в этом смысле культурным человеком не рождаются, а становятся в результате социализации, включающей процессы социально организованного и контролируемого воздействия на личность со стороны общества и его структур, стихийно складывающихся воздействий со стороны социального окружения индивида, а также самостоятельной работы его внутреннего я.

    Согласно данным исследования, проведенного на кафедре истории философии Оренбургского государственного университета под руководством С.П. Иваненкова5, молодые люди, определяя круг, в котором они удовлетворяют свои культурные потребности, и причины по которым они это делают, констатировали, что, общаясь со своими друзьями, они удовлетворяют главную для них потребность – быть со своими сверстниками – 21% опрошенных. И поддерживают они эту связь потому что, сверстник – второй человек(36,2%) после матери (44,9%), к кому можно обратиться в трудную минуту.

    Отвечая на вопрос, на кого Вам хочется быть похожим больше всего, молодые люди ответили следующим образом: 23.1% - ни на кого, 13,6% - на знаменитого человека, 13.1% - на мать, 11.5% - на героя фильма, книги, 11,35 – на отца, 8,1% - на брата, сестру, 5.55% - на взрослого знакомого, 2,95 – на своего приятеля сверстника, 2,4% - на деда, бабушку, 0,5% - на своего учителя, 9,45 – еще не знаю.

    В приведенных данных просматривается тенденция: право на свою индивидуальность провозглашается высшей формой отношения молодежи к действительности, В перечне образцов для подражания чередуются знаменитости, родители, герои фильмов. Такая картина наглядно демонстрирует, что в переходную эпоху семья все-таки остается основным институтом первичной социализации, но она испытывает мощную конкуренцию со стороны средств массовой информации как института вторичной социализации (24,4 и 25,1% соответственно). А вот третий, традиционно упоминаемый в наборе институтов вторичной социализации – школа (учитель) оказывается на последнем месте и практически не значимым (в субъективном плане) фактором6.

    Как парадоксально прозвучало на одном из форумов в Интернете, «проблема современной молодежи в том, что она современная». Сегодня ее опыт принципиально отличается от опыта более старшего поколения в соответствующем возрасте. Однако, несмотря на стремительную смену эпох, основные проблемы, которые волнуют молодое поколение, остались неизменными. Перечислим лишь некоторые.

    ЖИЛЬЕ. Независимость и самостоятельность, к которым так стремится молодежь, очень сложно получить без собственного жилья. Квартирный вопрос имеет несколько аспектов. Молодежь всегда и везде не является обеспеченной частью общества, она пользуется ресурсами родителей. В России практически нет среднего класса, поэтому в большинстве случаев родители не в состоянии помочь своим детям с приобретением квартиры. При решении жилищного вопроса молодое поколение не может рассчитывать и не государственную поддержку. Кроме того, молодому человеку важно понять, где жить: в своем родном городе, селе, в столице, а может и в другой стране.

    Информация о работе Роль СМИ в социализации молодежи