Роль СМИ в социализации молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью исследования является изучение специфики влияния СМИ на молодежную аудиторию и их роли в формировании ценностей и взглядов молодежи. Для реализации обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
охарактеризовать проблемы социализации молодежи в период становления информационного общества в контексте деятельности СМИ
исследовать факторы, влияющие на молодежь в медиатизированном обществе, ее реакцию и ответ на вызовы общества
изучить особенности, характер и степень влияния на молодежь различных видов СМИ
определить место СМИ в процессе формирования ценностей современной российской молодежи
разработать предложение, нацеленное на решение проблемы взаимодействия СМИ и молодежи в рамках реализации ГМП.

Файлы: 1 файл

Diplom.doc

— 261.50 Кб (Скачать файл)

По характеру информации молодежная пресса подразделяется на универсально-тематическую, где освещаются разные сферы жизнедеятельности молодых людей, и монотематическую, материалы которой рассказывают об определенных жизненных проблемах и конкретных областях знаний27.

Учитывая реалии рыночной экономики, издатели молодежных СМИ испытывают сегодня большие трудности. Пытаясь заинтересовать как можно более широкий потребителей, они размывают границы целевой аудитории, что приводит в снижению уровня журналистских материалов, их сознательной «облегченности». Другие медиаменеджеры, стремясь создать качественный продукт, вынуждены следовать дифференцированным запросам молодежной аудитории. Однако производство информационного продукта для узкой целевой аудитории сдерживается низким уровнем платежеспособности молодежи и недостатком информации о ее истинных интересах и потребностях.

В этой ситуации отличительной чертой современных молодежных СМИ стал их сенсационно-бульварный характер, обращение к некогда запретным темам, ярко выраженный эпатажный стиль в подаче информации. По данным социологического исследования «Молодежь Москвы о средствах массовой информации»28, сами представители молодого поколения таким образом оценили молодежные средства массовой информации: каждый четвертый (25,6%) считает, что это «полная свобода творчества, отсутствие запретных тем»; примерно столько же (23,4%) участников опроса видят особенности молодежных СМИ в том, что там «в основном работают молодые сотрудники». Еще 12,7% характерной особенностью молодежной прессы, радио и телевидения считают «пошлость, примитивность материалов». Каждый десятый (10,3%) сетует на «полную безнравственность и недостоверность информации». Практически равное число участников стоят на противоположных позициях: одни (3,6%) считают свойственными для отечественных молодежных СМИ «государственность и патриотизм, а другие  (3,7%), напротив, обвиняют СМИ в «антигосударственности, ориентации на западные ценности».

Целевое назначение современных детских, подростковых, молодежных СМИ во многом определяется их владельцами, учредителями и издателями. Сегодня выпуском детской, подростковой, молодежной периодики занимаются общественные структуры, информационные агентства и издательские дома, в том числе и зарубежные, коммерческие организации и частные лица. Это делает проблему медиаобразования чрезвычайно важной и по отношению к издателям, поскольку издаваемые ими СМИ, подчас, становятся для молодежи чуть ли не единственным источником получения жизненного опыта.

Однако, при всем изобилии молодежных СМИ, их многокрасочности, внешней привлекательности и кажущейся разнообразии молодежь не очень высоко оценивает их профессиональный уровень. «Высоким» его назвали всего 10,8% опрошенных, 40,9% оценили его как «средний», а примерно каждый третий (31%) считает этот уровень «низким»29.

Пропагандируемые молодежной печатной прессой ориентиры определяются следующими факторами:

  • молодежная журналистика является особым социальным институтом и выполняет по отношению к обществу определенные функции;
  • целевая направленность молодежных изданий связана с многослойностью аудитории и определяется информационной, воспитательной, образовательной, познавательной и функцией социализации;
  • большинство изданий для молодежи вне зависимости от возрастной направленности и функционального назначения занимательны: они создаются по принципу «развлекая – поучать»;
  • молодежная пресса, подражая взрослой бульварной прессе, большое внимание уделяет «звездным новостям» и использует молодежный сленг;
  • в области потребления печатной прессы действуют следующие факторы: чем моложе издание, тем больше у него доля покупателей, чем моложе читатель, тем скорее он – покупатель, а не подписчик.

Говоря о молодежных СМИ, нельзя не отметить новый журналистский стиль, который установился в этих средствах массовой информации. Увеличение темпа жизни и скорости передачи информации обусловили подчеркнутую краткость, скороговорку, незавершенность речевых форм. Погоня за сверхоригинальностью, желание выделиться из потока информационных сообщений приводит к сознательному искажению слов, намеренным ошибкам, что неизбежно откладывается в сознании молодого человека, чье языковое чутье еще только формируется. Жаргонизмы, молодежный сленг, нецензурная лексика  – все это с избытком присутствует в молодежных СМИ.

Распространенности такого явления способствовала либерализация взглядов на общество как на мультикультурное образование. Если раньше экспансией жаргонов социального дна, грубого просторечия, развитие языка вражды, многочисленные проявления языка агрессии. Второе, не менее пагубное проявление экспансии низменного – снижение, опошление, выхолащивание базовых духовных категорий.

Огромное влияние на языковое сознание молодежи оказывают звучащие средства массовой информации. «СМИ становятся все более «раскованными»: и ведущие, и выступающие предпочитают свободное говорение. К сожалению, это порой, способствует проникновению разговорной лексики даже в информационные жанры».

Таким образом, у читателей, зрителей и слушателей стираются грани в понимании того, что хорошо, а что плохо, что подлежит осуждению, а что поощрению, стимулированию. Утрачивается понимание правил приличия, целесообразности, соразмерности, уместности употребления тех или иных образцов лексики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • 2. Телевидение как агент социализации  и фактор ценностной дифференциации  современной российской молодежи

  • Наиболее массовым, а, следовательно, демократичным и самым влиятельным СМИ на сегодняшний день является телевидение. Телевизор стал неотъемлемым атрибутом жизненного пространства современного человека, а телевидение превратилось в мощный общественный институт, оказывающий влияние на общественные процессы, их структуру, динамику.

    За последние 15 лет в системе отечественного телевещания произошли существенные изменения. Телекомпании были разделены по типу деятельности (на вещательные и программопроизводящие), появились новые формы собственности (коммерческое, общественное телевидение), выросло число региональных и местных вещателей.

    На наших глазах меняются функции телевидения: на первый план выходят информационная и рекреационная, что характерно, как мы уже говорили для всех СМИ, появляются новые, такие как электоральная (управление общественным мнением), сегодня мы также можем говорить о проявлении медиаобразовательного подхода к рекреационной деятельности на телевидении30.

    Исторически сложилось так, что телевидение, более других СМИ, служит политическим, социальным и экономическим интересам тех, кто сегодня ими владеет. Но одновременно, используя весь свой арсенал интеллектуальных, творческих, организационных, экономических, технических, технологических средств, оно воздействует на общественное сознание, формируя общественное мнение, определенные идеи, ценности, нормы и образцы поведения. При этом телевидение обладает большими преимуществами: оно доступно, привлекает внимание наличием звука, видеоизображения, оперативностью, массовостью.

    Эта двойственность, которая порождает проблемы взаимоотношений телевидения и аудитории, с вхождением СМИ в рынок стала носить конфликтный характер. Расхождение общественных интересов и интересов крупных медиахолдингов обостряет актуальные вопросы влияния телевидения на аудиторию и, в особенности, на молодежь.

    Молодежь сегодня становится одной из наиболее привлекательных для рекламодателей телеаудиторий. По возрасту, она делится на три подгруппы – школьники (14-17 лет), студенчество (17-25 лет), работающие (25-30 лет).

    Если телесмотрение работающей молодежи в целом схоже с телесмотрением зрелой аудитории, то школьники и студенчество, ввиду иного образа жизни, смотрят телевизор в другое время, чем взрослые. И предпочитаемые телеканалы тоже иные, чем у взрослых.

    После перехода телевизионных каналов на круглосуточное вещание, конкурентная борьба за молодежную аудиторию развернулась и в ночном эфире.

    Современные центральные телеканалы предлагают молодому зрителю передачи, предназначенные специально для него. Их особенно много на музыкальных и развлекательных каналах. Это программы о жизни «звезд» шоу-бизнеса, игры, реалиты-шоу. Рассчитанные на примитивные потребности зрителя, они часто формируют у молодежи асоциальные модели поведения, установки на легкий успех, культивируют алчность, терпимость к насилию. Подобное содержание позволяет организаторам медиабизнеса быстро, с небольшими затратами повысить рейтинг программ и их рекламную привлекательность.

    Телевидение сегодня  - одно из наиболее современных средств отражения реальной действительности, жизни общества во всех ее проявлениях и одновременно – богатейший источник информации, отражающий животрепещущие проблемы современности и оказывающий существенное влияние на формирование определенных потребностей и ценностных ориентаций. В современной России телевидение превращается в социальную технологию, на сегодняшний день оно функционирует как машина потребления, потому что оно есть медиум стиля жизни.

    Стиль жизни – категория политологии, проливающая свет на интересующий нас процесс социализации и ценностной дифференциации, и означающая определенный тип поведения личности или группы, в котором фиксируются устойчиво воспроизводимые черты, манеры, вкусы, склонность. Понятие стиля жизни близко к понятию образа жизни, хотя они не тождественны. Образ жизни объективен и не зависит от личностных качеств индивида, его содержание определяется существующей системой общественных отношений. В то время как стиль жизни, конкретизируя понятие образа жизни, акцентирует внимание на индивидуальных социально-психологических особенностях поведения и общения людей. «Стиль жизни» выступает как существенный признак индивидуальности, проявление ее относительной самостоятельности, ее способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной «интересной» в духовном, нравственном и физическом отношении жизни.

    Категорией, объединяющей в себе стиль и образ жизни, является ценностные ориентации личности. Ценностные ориентации характеризуют субъективную сторону образа жизни, его внутреннее содержание, мотивирующее поведение личности и определяющее ее направленность. А стиль жизни выражает предпочтения, определяемые не только мировоззренческими ценностными установками, но и модой, общественным мнением, влиянием масс-медиа и другими факторами.

    «Для современной молодежи России характерно многообразие стилей жизни, связанное с процессами социальной трансформации, тенденциями увеличивающейся социальной дифференциации и растущей открытостью социальной системы». К факторам, влияющим на формирование стиля жизни молодежи относятся воспитание, образование, микросреда общения и мода. Воспитание и образование являются частями более общего процесса социализации. Все перечисленные факторы испытывают определенное влияние СМИ. Если в системе воспитания существуют определенные нормы не подверженные или почти не подверженные влиянию времени, если образование предполагает почти всегда определенный набор навыков и умений, то мода по своей сущности не может иметь таких констант, в ней возможна лишь периодическая повторяемость тех или иных образов. С появлением телевидения медиа-культура стала главной силой современной культуры, средством социализации и содержанием социальной жизни.

    На сегодняшний день власть образа является доминирующей. Она заменила все формы высокой культуры, стала центром внимания и оказывает огромное влияние на огромное число людей. Медиа-культура стала доминирующим агентом социализации, образы средств массовой информации и знаменитости сменили семью, школу и церковь в качестве арбитра вкусов, ценностей, мышления, предлагая новые модели идентификации, образы стиля, моды и поведения.

    Нельзя не отметить тот факт, что нынешнюю молодежь совершенно не интересует общественно-политическая жизнь общества.

    Духовно-практическое освоение молодежью сфер политики и общественной идеологии оформляется в различных видах социального настроения, объединяющего опыт непосредственного восприятия мира, мировоззренческие убеждения, личностные оценки.

    Одной из важнейших причин падения интереса к политике это виртуализация политик, невозможность ее обнаружить практически нигде, кроме как в «телевизоре», где политика и политики также предстают далеко не в лучшем виде. Это раздражение чувствуется в отношениях к понятиям, которые так или иначе связаны и с избирательными кампаниями, и с тем, как оно отражаются в СМИ.

    Роль телевидения в процессе политической социализации молодежи можно обобщить следующим образом:

    - телевизионное вещание – самое  массовое и изначально самое  демократичное из СМИ – оказывает  существенное воздействие на  формирование отдельных потребностей  и ценностных ориентаций общества в целом. А в отношении молодежи телевидение выступает фактором внеинституциональной социализации.

    - противоречивость оценок роли  телевидения в жизни общества  выражается в двух противоположных  трактовках го природы и назначения. Оптимистический взгляд (М. Маклюэн) на характер влияния телевидения усматривает в нем фактор сплочения массового общества, поскольку это единственный вид деятельности, в котором участвуют все социальные и возрастные классы31. А пессимистический взгляд (А. Крокер, Д. Кук) указывает на то, что телевидение с его серийностью, зрелищностью и развлекательностью подменило реальность и трансформировало психологические установки аудитории32.

    Информация о работе Роль СМИ в социализации молодежи