Электронную версию радиостанции
можно рассмотреть на примере «Русской службы
новостей». Радио в Интернете несет
ту же функцию, что и в офф-лайне: и здесь
радио является фоновым средством массовой
информации. Слушать свою любимую радиостанцию
либо вещание другой страны, скорее всего,
станет человек, который ищет в Интернете
какую-либо информацию, пишет письма, разговаривает
со своими знакомыми. Но и здесь он уже
не обойдется маленьким транзисторным
приемником — ему требуется компьютер.
Радиостанции стремятся в глобальную
Сеть, и не только потому, что это дань
моде. Вещание через Интернет стирает
границы: вести передачу можно из Москвы,
а слушатели будут находиться в США, Великобритании
или в любой другой стране.
В настоящее время существует
официальный сайт радиостанции в Интернете
(http://www.rusnovosti.ru). При помощи сайта слушатель
может узнать историю станции, ознакомиться
с прайс-листами на рекламу, посмотреть
сетку программ, фотографии, почитать
и послушать выпуски прошлых программ.
Большое внимание уделяется интерактивным
возможностям, общению со слушателями:
на сайте размещены блоги ведущих, форум,
на страницах передач и ведущих можно
задавать вопросы.
По словам главного редактора
радиостанции Сергея Доренко, основная
задача – предоставление оперативной,
достоверной, качественной информации
и больше внимания удивлять индикативу,
со слушателями нужно общаться, дискутировать,
обсуждать.
Кроме раздела «Новости», на
сайте есть раздел «Гости», который содержит
краткую информацию о гостях радиостанции
(политиках, бизнесменах, деятелях искусства),
а так же интервью с ними в текстовом и аудио
формате. В разделе «Блоги» находятся
интернет-журналы ведущих. Раздел «В эфире»
содержит список программ с кратким описанием,
алфавитный список ведущих и сетку вещания.
Есть форум, где можно общаться, обсуждать
различные темы. Свои пожелания, критику
и предложения можно оставить как лично
ведущим, так и руководству.
Материалы сети Интернет широко
используются Службой информации, существуют
партнерские соглашения с различными
информационными сайтами (РИА Новости,
Интерфакс, ИТАР-ТАСС), которые присылают
нам самые свежие новости и пресс-релизы.
Преимущества Интернета для
радиостанций заключены еще и в том, что:
•во-первых, Интернет делает
возможным проникать туда, куда радиосигнал
не доходит, или трансляция этого сигнала
стоит настолько дорого, что она экономически
не оправдана;
•во-вторых, Интернет позволяет
создать виртуальный клуб поклонников
радиостанции, дает возможность общаться
и обсуждать разные темы;
•в-третьих, любая радиостанция
сообщает большой объем информации, и Интернет позволяет эту информацию
делать, с одной стороны, более визуальной,
с другой — более доступной.
То есть в Интернете с равным
успехом могут действовать как самостоятельные
СМИ, так и продолжения традиционных масс-медиа.
Поскольку Интернет, как уже говорилось выше, является
самым «молодежным» СМИ, СМИ, которое объединяет
в себе возможности других СМИ, то именно
глобальная сеть и видится как основной
инструмент информирования молодежи.
Выводы
по первой главе
Анализ специфики формирования молодежных ценностей
в условиях формирующегося в России информационного
общества позволяет сделать следующие
выводы:
- молодежное сознание, будучи интегрированным
в общественное сознание в целом, обладает
определенной внутренней структурой, выражаемой посредством трех компонент: рефлективной, оценочной, практической;
- оценочная компонента молодежного создания,
ядром которой являются суждения оценочного
характера, указывает на сферу и средства
эффективной самореализации, формирует
образ желаемого будущего и оказывается в наибольшей
степени подверженной влиянию СМИ;
- современная система СМИ со свойственными
ей характеристиками (косвенный характер
контактов, регулярность и одновременность
воздействия на аудиторию, универсальность)
выступает медиатором формирующихся практик коммуникации;
- современные российские СМИ находятся
в переходном состоянии, вызванном сменой
идеологического диктата экономическим,
что существенно влияет на формирование
информационных интересов
- поиск способов интеграции молодежи в общество оказывается поиском собственной идентичности. Синдром современного состояния молодежного сознания является «парадоксальная идентичность»34. Открытость и неразрешимость проблемы идентичности преодолевается путем так называемой «циничной интеграции», провоцируемой СМИ
- наиболее репрезентативными сферами
влияния телевидения являются политика
и досуг. Отстраненность весьма значительной
части молодежи от политической жизни
России вызывает состояние политической
индифферентности
- в настоящее время в сознании молодежи имеет место «негативный
консенсус» в отношении нынешнего состояния
России и ее будущности. Это доказывает,
что СМИ, в особенности телевидение, не
создали позитивного образа России в молодежном
сознании
- при общей несформированности единого
ценностного поля современной российской
молодежи досуг включается в сферы жизни,
значимые в высокой степени. Опыт типологизации
современной молодежи по трем составляющим
социальной жизни человека: межличностное
общение, развлекательно-рекреационные
контакты и общественная деятельность, прежде всего – политическая или религиозная, может быть резюмирован следующими шестью типами: семьянин, общительный, развлекающийся, социально-активный, одухотворенный.
- специфика молодежи, по-разному заполняющей
свой досуг, прослеживается и на более глубоком, мировоззренчески-ценностном
уровне. Судя по основным ожиданиям, жизненным
целям и планам, идеалам и приоритетам,
следует вести речь не просто о молодежи
как однородной демографической группе,
а о принципиально различных типах современной российской молодежи внутри
одного поколения
- порождаемая информационными технологиями
«социальная виртуальная реальность» двояко воздействует на формирование ценностной системы молодежи
1. С одной стороны, складывается
принципиально иная система ценностей, в центре которой – свободно
самореализующийся индивид, способный
к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности
на основе коммуникации позитивного типа
и принципа социальной ответственности
2. С другой стороны, наблюдается
рост негативных социально-психологических последствий
трансформации социальных сетей, либерализации
и глобализации экономических обменов,
виртуализации отношений в виде компьютерной
зависимости
- новый тип коммуникации становится своеобразным
эквивалентом урбанизации и позволяет
уподобить компьютерные сети социальным
сетям больших городов. Гипотеза «гипергорода»
виртуальных сообществ позволяет индивиду
внутри виртуального мира, превращаться
в объект репрезентации, в одно и то же
время оставаясь субъектом и деятелем.
- общественная, групповая и индивидуальная потребность
в коммуникациях, в обмене информацией
удовлетворяется посредством телевидения,
которое расширяет развиваемую печатной
прессой ценностную палитру
- интернет – самое «молодежное» и перспективное
СМИ.
Заключение
Сегодня как никогда много факторов оказывают
влияние молодого человека, формирование
его взглядов, установок, мнений. Все большую
роль в становлении личности играют вненинституциональные
субъекты социализации, такие как СМИ.
Не всегда влияние оказывается положительным,
часто даже наоборот.
Молодежное сознание, будучи интегрированным
в общественное сознание в целом, обладает
определенной внутренней структурой,
выражаемой посредством трех компонент:
рефлективной, оценочной, практической. Оценочная компонента молодежного
создания, ядром которой являются суждения
оценочного характера, указывает на сферу
и средства эффективной самореализации,
формирует образ желаемого будущего и
оказывается в наибольшей степени подверженной
влиянию СМИ.
В настоящее время в сознании молодежи
имеет место «негативный консенсус» в
отношении нынешнего состояния России
и ее будущности. Это доказывает, что СМИ,
в особенности телевидение, не создали
позитивного образа России в молодежном
сознании, именно на решение этой проблемы нацелена программа
«Информационный поток», реализуемая
в рамках Года молодежи в России.
- Гипотеза исследования полностью подтвердилась,
так как в результате исследования, сопоставив
результаты контент-анализа, который отражает
картину трансляции СМИ ценностей и проблемных вопросов
молодежи, и социологического опроса,
результаты которого описывают отношение
молодежи к современным СМИ, мы пришли
к выводу, что потребности и ожидания молодежи
СМИ не оправдывают, как качественно, так
и количественно. При этом, стоит отметить, что современная
молодежь отдает предпочтение Интернету,
а порождаемая информационными технологиями
«социальная виртуальная реальность»
двояко воздействует на формирование
ценностной системы молодежи:
1. С одной стороны, складывается принципиально иная система
ценностей, в центре которой – свободно
самореализующийся индивид, способный
к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности
на основе коммуникации позитивного типа
и принципа социальной ответственности.
2. С другой стороны, наблюдается рост негативных социально-психологических
последствий трансформации социальных
сетей, либерализации и глобализации экономических
обменов, виртуализации отношений в виде
компьютерной зависимости.
Одной из важнейших функций СМИ является
коммуникационная. Общественная, групповая
и индивидуальная потребность в коммуникациях,
в обмене информацией удовлетворяется
посредством телевидения, которое расширяет
развиваемую печатной прессой ценностную
палитру. В то же время, пресса теряет свои
позиции, среди молодежи этот вид СМИ наименее
популярен.
Перед современной молодежью стоит множество
выборов, вызовов, вопросов и для того
чтобы принять правильное решение, молодому
человеку нужна объективная, правдивая
информация. Поэтому одним из направлений государственной
молодежной политики должно стать создание
благоприятного информационного поля
для молодежи, чему будет способствовать
реализация предложенного проекта.
Литература:
- Абрамейцева В.В. Средства массовой информации
в процессе формирования общественного мнения в современной России: Дис... кандидата социологических наук. - Саратов, 2006. -139 c.
- Акопов А. И. Периодические издания: учебное
пособие. – Ростов-на-Дону: Книга, 1999. –
126 с.
- Аникина М.Е. Lifestyle Интернет-завсегдатая (Штрихи к портрету молодого Интернет-пользователя)
// Журналистика в 2005 году: трансформация
моделей СМИ в постсоветском информационном
пространстве. Сборник материалов научно-практической
конференции. – М.: Первая образцовая типография,
2006. – 600 с.
- Аникина М.Е. Молодежные издания // Типология периодической
печати: учебное пособие для студентов
вузов / М.Е. Аникина, В.В. Баранов, О.А. Воронова
и др., под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской.
– М.: Аспект Пресс, 2007. – 236 с.
- Аникина М.Е. Молодые и недоверчивые // Теория и социология СМИ / Отв. ред и сост.
И.Д. Фомичева. – М.: Издательство «ВК»,
2006. – 322 с.
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование
реальности. – М.: Медиум, 1995. - 323 с.
- Богомолова Н.Н. Социальная психология
печати, радио и телевидения. - М.: МГУ, 1991. - 126 с.
- Бориснев С.В. Социология коммуникации.
- М.: Юнити - Дана, 2003. – 200 с.
- Вебер М. Избранное. Образ общества. –
М.: Юрист, 1994. – 704 с.
- Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание
ребенка. - СПб.: Речь, 2004. – 268 с.
- Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и
проблемы исследования. – М.: Политиздат,
1987. – 367 с.
- Даниленко О.И. Индивидуальность в контексте
культуры: психология душевного здоровья
: учебное пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского
ун-та, 2008. – 190 с.
- Жилавская И.В. Влияние СМИ на молодежь. Социологическое
исследование // Медиаобразование: от теории
к практике: сборник материалов I Всероссийской
научно-практической конференции «Медиаобразование
в развитии науки, культуры, образования
и средств массовой коммуникации». – Томск: НОУ ВПО ТИИТ, 2007. –
270 с.
- Жилавская И.В. Оптимизация взаимодействия
СМИ и молодежной аудитории на основе
медиаобразовательных стратегий и технологий
: Диссертация... кандидата филологических
наук. – М., 2008. - 232 с.
- Запесоцкий А.С. Молодежь в современном мире: Проблемы
индивидуализации и соц.-культур. интеграции.
- СПб.: Изд-во С.-Петерб. гуманитар. ун-та
профсоюзов, 1996. – 350 с.
- Засурский Я. Н. Средства массовой информации
в постсоветской России. – М.: Аспект пресс,
2005. – 236 с.
- Засурский Я.Н. Искушение свободой. Российская
журналистика: 1990 – 2007. – М.: Изд-во Московского
университета, 2007. – 557 с.
- Захарова Е.М. Формирование гражданственности
молодежи России // Молодежь: тенденции
социальных изменений. — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. — c. 136-149.
- Здравомыслов А.Г. Социология : теория,
история, практика. – М.: Наука, 2008. – 381
с.
- Зобов Р.А. Ценностные ориентации молодежи:
истинные и ложные // Молодежь: тенденции
социальных изменений. — СПб. : Изд-во С.-Петерб.
ун-та, 2000. — c. 65-80.
- Иваненков С.П. Актуальные проблемы социализации
молодежи. // Credo, 1997, №3
- Иваненков С.П. Проблемы социализации
современной молодёжи. - Оренбург: ДИМУР,
1999. – 188 с.
- Иваненков С.П. Социализация молодежи
в современных условиях : Автореферат дис... доктора философских наук.
- Москва, 1999. - 42 с.
- Иконникова С.Н. Молодежь вступает в жизнь.
– Л: Знание, 1969. – 40с.
- Ильинский И.М. О молодежной политике
российского политического центризма.
– М.: 1999. – 101с.
- Ильинский И.М. Образование, молодежь, человек : статьи, интервью,
выступления. – М.: Изд-во Московского
гуманитарного ун-та, 2006. – 557 с.
- Кириллова Н.Б. Медиасреда российской
модернизации. – М.: Академический проспект,
2005. – 400 с.
- Кихтан В. В. Информационные технологии
в журналистике. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 160 с.
- Князева М.Л. Ключ к самосозиданию. –
М.: Молодая гвардия, 1990.– 253 с.
- Ковригина О.В. Роль СМИ в формировании
социокультурных и духовных факторов
развития федеративных отношений в России:
Дис... канд. социол. наук. – М., 2001.
- Кон И.С. НТР и проблемы социализации
молодежи. – М.: Знание, 1988. – 63 с.
- Копрай, Н. Молодой и вместе с тем взрослый.
Ситуация молодых взрослых перед лицом
кризиса будущего // Новые социальные движения
и социокультурные эксперименты. - М., 1989. – 224 с.
- Кроукер А., Кук Д. Телевидение и торжество
культуры // Комментарии, №11. - М., 1997. –
268 с.
- Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные
ориентации молодежи России: Учебное пособие
для студентов вузов. – СПб.: СПбГУП, 2000.
- 508 с.
- Лисовский В.Т. Социология молодежи. Учебник.
– СПб.: Изд-во С.-Петербургского Университета,
1996. – 300 с.
- Лупанов, В.Н. Интернет как объект социологического
исследования // Интернет и современное
общество.- СПб., 2000. - c. 54-57
- Маклюэн М., Понимание медиа: внешние расширения человека. - М.: Канон-Пресс,
2003. – 464 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.:
Евразия, 2001. – 352 с.
- Парсонс Т. Система современных обществ.
- М.: Аспект-Пресс, 1997. – 269с.
- Митев П. Социология лицом к лицу с проблемами
молодежи. – София, 1983. – 123 с.
- Молодежная культура и СМИ // Научное
издание. – М.: Серебряные нити, 2006. – 200
с.
- Обухова А. А. Трансформация политических
ценностей современной российской молодежи
под влиянием СМИ: Дис... кандидата политических
наук. - Владивосток, 2004. - 181 с.
- Потятынык Б.В. Социально-психологические
аспекты влияния СМИ на аудиторию: Автореферат
дис... кандидата филологических наук.
– Киев, 1991. - 16 с.
- Проневская И.В. Образ семьи в средствах
массовой информации. - М.: Эксмо, 2006. –
109 с.
- Прохоров Е.П. Свобода СМИ и журналистской
деятельности на демократических принципах:
Учебное пособие. – М.: Пульс, 2001. – 38 с.
- Прохоров Е.П., Г. М. Пшеничный, В. М. Хруль.
Правовые и этические нормы в журналистике.
- М. : Аспект Пресс, 2004. – 221 с.
- Самыгин П.С. Влияние СМИ на правовое сознание
российской молодежи // Изменяющаяся правовая
система России в условиях современного
социально-экономического развития. Материалы
международной научно-практической конференции
профессорско-преподавательского состава. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГЭУ, 2006. - c. 161-163
- Сергеев В.К. Молодежная культура и СМИ.
– М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2002. – 84 с.
- Силласте Г.Г. Средства массовой информации
как фактор воспитания учащейся молодежи
// Методология и методика воспитательной
работы в условиях непрерывного образования.
- Харьков, 2005. - с.262-271
- Силласте Г.Г. Экономическая социология.
- М.: Гардарики, 2005. – 336 c.
- Скачко О.В. Государственная информационная
политика России в сфере СМИ: теоретические
аспекты и современная практика: Дисс... кандидата политических наук.
- Санкт-Петербург, 2006. - 183 с.
- Собкин В.С. Подросток: виртуальность
и социальная реальность. - М.: ЦСО РАО,
2001. – 156 с.
- Суслов. Е.В. Инструментальная роль СМИ
при формировании общественного мнения
в процессе становления гражданского общества: учебное
пособие. – Йошкар-Ола: Марийский гос.
ун-т, 2004. – 200 с.
- Тертычный А.А. Логическая культура журналистов.
- М.: «ВК», 2005. – 403 с.
- Тертычный А.А. Психология публицистического
убеждения : Учеб.-метод. пособие для студентов факульетов и отделенийний журналистики
гос. ун-тов. – М.: Изд-во МГУ, 1989. - 63 с.
- Федотова Л.Н. Социология массовых коммуникаций.
– СПб.: Питер, 2003. – 400 с.
- Фомичева И.Д. Социология интернет-СМИ.
– М.: Изд-во МГУ, 2005. – 79 с.
- Фролова А.В. Социальная журналистика и ее роль в общественном
диалоге: учебное пособие. – М.: Пульс,
2003. – 44 с.
- Э. Фромм. Человек для себя. — М.: АСТ, 2006. – 349 с.
- Цымбаленко С.Б., Шариков А.В., Щеглова
С.Н. Информационное пространство российского
подростка в поссоветский период. - М.: НИИ школьных технологий,
2006. – 128 с.
- Чудинова В.П., Голубева Е. И. Михайлова
А.И. Дети и библиотеки в меняющемся мире.
М.: Школьная библиотека, 2004. – 170 с.
- Шариков А.В. 12 «зол» телевидения и задачи
медиаобразования. // Медиаобразование. – 2005. №6
- Шариков А.В. Социальная ответственность
телевидения в России. // Телефорум. – 2005.
№1, №2
- Шерковин Ю. Психологические проблемы
массовых информационных процессов. -
М., 2003. – 215 с.
- Шкондин М.В. Система средств массовой
информации как фактор общественного диалога. – М.: Пульс,
2002. – 23 с.
- Шостак М.И. Репортер: профессионализм
и этика. - М.: РИП-Холдинг, 2001. – 163 с.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис:
учебное пособие. – М: Флинта, 2006. – 352 с.
- Сайт Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям http://fapmc.ru/
http://fapmc.ru/document/other/item158.html
1
Митев П. Социология лицом к лицу с проблемами
молодежи. – София, 1983.
2
Иваненков С.П. Актуальные проблемы социализации
молодежи. // Credo, 1997, №3
3
Интернет-энциклопедия «Кругосвет». http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/psihologiya_i_pedagogika/SOTSIALIZATSIYA.html
4
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование
реальности. – М.: Медиум, 1995, С. 219.
5
Иваненков С.П. Проблемы социализации
современной молодёжи. - Оренбург: ДИМУР,
1999, С. 22 – 24.
6
Иваненков С.П. Проблемы социализации
современной молодёжи. - Оренбург: ДИМУР,
1999, С. 22 – 24.
7
Фромм. Э. Человек для себя. — М.: АСТ, 2006.
8
Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные
ориентации молодежи России. – СПб.: СПбГУП,
2000. – С. 213.
9
Лисовский В.Т. Социология молодежи. Учебник.
– СПб.: Изд-во С.-Петербургского Университета,
1996. – С. 213.
10
Кириллова Н.Б. Медиасреда российской
модернизации. – М.: Академический проспект,
2005. – С. 340.
11
Цымбаленко С.Б., Шариков А.В., Щеглова С.Н.
Информационное пространство российского
подростка в поссоветский период. - М.:
НИИ школьных технологий, 2006.
12
Жилавская И.В. Влияние СМИ на молодежь.
Социологическое исследование // Медиаобразование:
от теории к практике: сборник материалов
I Всероссийской научно-практической конференции
«Медиаобразование в развитии науки, культуры,
образования и средств массовой коммуникации».
– Томск: НОУ ВПО ТИИТ, 2007.
13
Чудинова В.П., Голубева Е. И. Михайлова
А.И. Дети и библиотеки в меняющемся мире.
М.: Школьная библиотека, 2004.
14 Цымбаленко С.Б., Шариков А.В., Щеглова
С.Н. Информационное пространство российского
подростка в постсоветский период. - М.:
НИИ школьных технологий, 2006.
15
Аникина М.Е. Lifestyle Интернет-завсегдатая
(Штрихи к портрету молодого Интернет-пользователя)
// Журналистика в 2005 году: трансформация
моделей СМИ в постсоветском информационном
пространстве. Сборник материалов научно-практической
конференции. – М.: Первая образцовая типография,
2006. С. 147.
16
Доклад ФАПМК «Российский рынок периодической
печати – состояние, тенденции, перспективы
развития*», май 2006 года.
17
Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения
и проблемы исследования. – М.: Политиздат,
1987
18 Прохоров Е.П. Свобода СМИ и журналистской
деятельности на демократических принципах:
Учебное пособие. – М.: Пульс, 2001.
19 Фомичева И.Д. Социология интернет-СМИ.
– М.: Изд-во МГУ, 2005.
20
Федотова Л.Н. Социология массовых коммуникаций.
– СПб.: Питер, 2003.
21 Шкондин М.В. Система средств массовой
информации как фактор общественного
диалога. – М.: Пульс, 2002. – С. 12.
22
Аникина М.Е. Молодые и недоверчивые //
Теория и социология СМИ / Отв. ред и сост.
И.Д. Фомичева. – М.: Издательство «ВК»,
2006. – С. 29.