Роль СМИ в социализации молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью исследования является изучение специфики влияния СМИ на молодежную аудиторию и их роли в формировании ценностей и взглядов молодежи. Для реализации обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
охарактеризовать проблемы социализации молодежи в период становления информационного общества в контексте деятельности СМИ
исследовать факторы, влияющие на молодежь в медиатизированном обществе, ее реакцию и ответ на вызовы общества
изучить особенности, характер и степень влияния на молодежь различных видов СМИ
определить место СМИ в процессе формирования ценностей современной российской молодежи
разработать предложение, нацеленное на решение проблемы взаимодействия СМИ и молодежи в рамках реализации ГМП.

Файлы: 1 файл

Diplom.doc

— 261.50 Кб (Скачать файл)

Значительное число СМИ, особенно региональных, существуют исключительно как средство реализации интересов власти, коммерческих корпораций. Порочная практика спонсорства или прямых вливаний от власти, бизнеса в обмен на лояльность не позволяют в полной мере заработать механизмам конкуренции, рекламы, спроса и предложения. Распространенная система копирайтинга и имиджмейкерства приводит к тому, что, во-первых, из СМИ вымываются журналистские материалы и, во-вторых, редакции практически прекращают изучать и учитывать истинные интересы читателя-зрителя-слушателя.

Поэтому не должен удивлять количественный рост изданий. Появляются новые инвесторы, формируются крупные медиахолдинги, в арсенале которых разнообразные СМИ – пресса, интернет-ресурсы, телевизионные и радиоканалы. Эти холдинги уже не испытывают серьезных проблем при продвижении новых проектов, даже если инвестиции измеряются десятками миллионов долларов. Постоянный и быстрый рост рекламного рынка позволяет инвесторам в медиа рассчитывать на относительно быстрый возврат вложений. Рентабельность некоторых медиахолдингов в России достигает 20-25%, по отдельным СМИ – 40% и выше.

Однако это не приводит к повышению роли СМИ в обществе. Можно констатировать слабую обратную связь с аудиторией, а порой и полное отсутствие контакта с ней. В Докладе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Российский рынок периодической печати – состояние, тенденции, перспективы развития16» подтверждается тот факт, что количественный рост печатных СМИ в России давно не сопровождается ростом их тиражей, а число читателей в целом по стране сокращается даже у самых известных газет и журналистов. Если в 2000 году их численность составляла 4,2 миллиона, то в 2005 снизилась до 3,4 миллионов. Годовые тиражи ежедневных общероссийских газет сократились с 25,9 до 0,7 миллиардов экземпляров, разовые тиражи – с 81,5 до 3,5 миллиардов экземпляров. И хотя в последнее время эта тенденция приостановилась и по оценкам Всемирной газетной ассоциации ираж российских газет в 2006 году превысил 8 миллиардов экземпляров, отношение молодежной аудитории к печатным СМИ не изменилось. Как утверждает вице-президент Гильдии издателей периодической печати Евгений Абов, в России в этом плане похвастать нечем, «читательская аудитория не увеличивается, не растет охват, не появляются новые читатели, аудитория стареет».

В теоретико-журналистских работах 70-х и 80-х годов выделялись функции СМИ, которые так или иначе были связны с необходимостью воздействия на сознание и поведение людей. А частности, Б.А. Грушин17 в те годы полагал, что функции средств массовой информации сводятся к следующим пяти «элементарным»:

  • информирования (увеличению объема и/или изменению состава знаний аудитории);
  • воспитанию (формированию или изменению системы нравственных представлений);
  • организации поведения (прекращению, изменению или инспирированию каких-либо действий);
  • созданию определенного эмоционально-психологического тонуса;
  • коммуникации (усилению, поддержанию, ослаблению связей между представителями аудитории, между органами управления аудиторией).

В работах Е.П. Прохорова18 выделялись, в частности, такие функции средств массовой информации, как: непосредственно-организаторские, идеологические (социально-ориентирующие), культурно-рекреативные.

В 90-е годы вышли работы И.Д. Фомичевой и Л.Л. Реснянской, Л.Г. Свитич, которые выделили функции СМИ, связанные с обеспечением позавательной, ценностно-ориентирующей, коммуникативной деятельностью. Так, например, И.Д. Фомичева19 отмечает, что в процессе реализации коммуникативной функции СМИ ложится задача предоставлять свои технические возможности, а также использовать свои технические средства для связи между гражданами и организациями, для обмена информацией.

Продолжением коммуникативной функции является функция форума, которая осуществляется через дискуссии, общественные обсуждения, дебаты. СМИ в этом случае выступает как уникальный социальный институт, способный не только предоставить площадку для обсуждения социальных проблем, но и руководить эти обсуждением, привлекать экспертов и способствовать выработке консолидированных решений.

С формированием «повестки дня» связана информационно-познавательная функция. Она также предполагает привлечение аудитории к участию в изучении действительности. Для этого необходимо обеспечить ее всесторонней и объективной информацией, необходимой для осознанного, социально ответственного принятия решений. Особое значение для молодежной аудитории имеет ценностно-ориентирующая функция. Она включает в себя выработку единой ценностно-нормативной базы по отношению к происходящим в обществе процессам. Публикация различных мнений, убеждающих суждений представителей общества во всем их многообразии выводит СМИ из позиции монопольного навязывания единой точки зрения, идеологического управления.

И, наконец, социально-организаторская функция СМИ. Ее суть – формирование субъекта гражданского общества путем включения личности в систему социальных взаимоотношений через сопоставление интересов, взглядов, ценностей своей группы с другими. На этой основе могут формироваться группы по интересам, солидарности, идентичности.

Причем, Л.Н. Федотова20, И.Д. Фомичева и некоторые другие авторы предпочитают говорить о функциях не журналистики, а средств массовой информации (коммуникации), что, на наш взгляд, представляется правомерным, поскольку понятие СМИ и журналистики не идентичны и первое значительно шире второго.

Сегодня чаще других выделяются такие функции СМИ, как информационная, коммуникативная, социально-ориентирующая, рекреативная, а также функции выражения и формирования общественного мнения, теснейшим образом связанные друг с другом. Иногда к этому перечню добавляют социально-организаторскую функцию, являющуюся разновидностью управленческой деятельности и выражающуюся в мобилизации аудитории на определенные действия. В связи с переосмыслением роли СМИ в обществе социально-организаторская функция средств массовой информации сегодня становится все более востребованной.

В последнее десятилетие существенные изменения претерпевает характер реализации информационной функции СМИ. «Наблюдается все большее дистанцирование СМИ от первоисточника информации. В массовых информационных потоках доминируют опосредованные факты, добытые в процессе опосредованных контактов (при участии пресс-служб, пиар-структур, использовании дайджестовых технологий). В этой связи обозначился дефицит «сенсорной» информации, факта, добытого автором не только благодаря интеллекту, но и чувствам».

Существенно более значительную, чем в прошлые годы, начинает играть функция развлечения. СМИ, рассчитанные на молодежь, становятся частью массовой поп-культуры. Резко возрастет количество соответствующих изданий и телепередач.

В последние годы россияне настойчиво стали требовать введения «моральной» или «социальной» цензуры в СМИ. Так, по данным ВЦИОМ, полученным во всероссийском реперзентативном опросе в июне 2005 года, 82% россиян считают, что на телевидении нужна социальная цензура. Причем число сторонников цензуры резко увеличивается.

Харакетеризуя современные СМИ с точки зрения их взаимоотношений с молодежной аудиторией, кратко остановимся на специфике некоторых видов средств массовой информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • 1. Периодическая печать. Влияние рыночной  экономики на транслируемые ценности.

  • Одним из ведущих коммуникаторов в системе СМИ по-прежнему остается периодическая печать. «Общественная потребность в печати диктуется тем, что она неизменно остается главным собирателем, носителем и распространителем массовой информации для многочисленных российских общностей»21.

    Сложная трансформация, затронувшая российские СМИ в целом, касается и печатной прессы. Сегодня группа традиционных изданий для молодежной аудитории представлена различными видами переодики.

    Важнейшими функциями таких изданий являются информационная, воспитательная, образовательная, познавательная и функция социализации. Информационно-публицистические молодежные издания своей целью имеют сообщения об окружающем мире, влияние на сознательный выбор средств решения проблем. Научно-популярные и учебно-методические издания выполняют функцию распространения знаний, расширяют кругозор. Художественные издания участвуют в эстетическом воспитании. В развлекательных изданиях доминируют гедонистическая и рекреативная функции. Особо необходимо выделить специальную функцию общения, целью  которой является создание особого информационного пространства для обмена мнениями между представителями молодежной аудитории.

    Многие эксперты сходятся во мнении, что чтение выступает одним из основных способов формирования личности, получения необходимой информации, расширения кругозора, проведения досуга. Однако за последние десятилетия картина чтения в России сильно изменилась. Сегодня реальность такова, что чтение все чаще выступает как утилитарный механизм, становится средством получения данных, а еще чаще – попросту источником развлечения. Как отмечает исследователь молодежных СМИ и аудитории М.Е. Аникина, «в результате общество все меньше и все поверхностнее читает. Мы сталкиваемся с заметным упрощением текстов, с ростом значимости для аудитории «легкого чтения». Причем до конца так и не ясно, что же первично – спрос на массовую литературу или предложение материала далеко не самого высокого уровня»22.

    Снижение интереса к чтению – это общемировая тенденция, обусловленная бурным развитием электронных СМИ и индустрии развлечений, которые теснят чтение как источник получения информации и как интеллектуальную форму досуга. Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением. Мы переживаем системный кризис читательской культуры. Особую обеспокоенность вызывает молодежная аудитория. По данным ЮНЕСКО, «доля систематически читающей молодежи в России снизилась с 48% (1991 г.) до 28% (2005 г.). В 1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня – только в 7%»23.

    Одна из причин, объясняющая отсутствие у молодежи потребности в современной общественно-политической прессе, заключается в том, что ее интересы на страницах газет представлены неадекватно, либо не представлены вовсе.

    Интересное исследование по этому поводу было проведено на основе трех общероссийских газет – «Труд», «Известия», «Российская газета». Контент-анализ содержания изданий показал, что в период с 1995 по 2001 годы СМИ уделяли одной из острейших проблем молодежи – проблеме занятости – минимум внимания. За это время было опубликовано всего 30 страниц на эту тему, слово самим героям в них предоставлялось всего в шести случаях (один раз в год). Тогда как по данным опроса «Влияние СМИ на молодежь»24, собственные молодежные проблемы интересуют в СМИ 52,8% молодежи.

    Отсутствие соответствующей тематики, устаревшие формы подачи материалов, жанровое однообразие традиционных СМИ – все это обуславливает отток молодежной аудитории.

    Впрочем, можно констатировать, что в последнее десятилетие молодежь стала проявлять некоторый интерес к журналам, которые. Как отмечает М.И. Шостак, в системе СМИ представляют собой оплот «внеоперативной» информации, сформировавшийся еще до возникновения электронных СМИ и повлекший за этим перераспределение функций всех частей системы25. Когда быстрый сбор и распространение новых сведений стали, по преимуществу, делом радио и ТВ, а газеты сосредоточились на актуализации фактов, журналы еще более укрепились на своей позиции, умея давать «вневременной» материал, ценный своей познавательностью, и развернутую панораму событий, углубленную анализом или образно расцвеченную.

    В отличие от газеты, журнал тематически и аудиторно более сосредоточен. Аудиторный фактор для него определяющий. В частности. Молодежные журналы – это журналы с особым адресатом. В последние годы вслед за рекламодателями издатели журналов обращают особое внимание на подростковую аудиторию Ведущие западные издательские дома, представленные в России своими дочерними структурами, начали активно выводить на наш рынок издания, ориентированные на подростков и молодежь 13-18 лет. Причиной стало изменение стратегии крупных рекламодателей, пришедших к выводу, что эта возрастная группа оказывает очень сильное влияние на формирование семейных бюджетов и приоритетов потребления.

    Как следствие, на современном российском рынке детско-юношеской журнальной периодики доминирует развлекательная пресса западного стандарта, это 75% от тиража всех юношеских изданий, выходящих в стране.

    Подростковая и молодежная пресса – это сформировавшийся тип общей системы массовой коммуникации. «Она призвана приобщить подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, является важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно средством коммуникации, позволяющим общаться друг с другом. С помощью молодежных СМИ аудитория познает мир»26.

    Специфика этого вида СМИ определяется возрастом аудитории, особенностями социального положения и психологическими свойствами целевой аудитории.

    В связи с этим в них используются специфические приемы отражения действительности, особый язык, другие выразительные средства, способы контакта с аудиторией. Возрастные особенности молодежной аудитории и своеобразие работы с каждой из возрастных групп определили возникновение трех типов изданий: для младших школьников, подростков и молодежи. Каждой из этих возрастных групп присуще свое содержание, которое обусловлено психологическими характеристиками восприятия.

    Информация о работе Роль СМИ в социализации молодежи