Роль СМИ в социализации молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью исследования является изучение специфики влияния СМИ на молодежную аудиторию и их роли в формировании ценностей и взглядов молодежи. Для реализации обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
охарактеризовать проблемы социализации молодежи в период становления информационного общества в контексте деятельности СМИ
исследовать факторы, влияющие на молодежь в медиатизированном обществе, ее реакцию и ответ на вызовы общества
изучить особенности, характер и степень влияния на молодежь различных видов СМИ
определить место СМИ в процессе формирования ценностей современной российской молодежи
разработать предложение, нацеленное на решение проблемы взаимодействия СМИ и молодежи в рамках реализации ГМП.

Файлы: 1 файл

Diplom.doc

— 261.50 Кб (Скачать файл)

Современное состояние телевидения в России характеризуют следующие пункты:

- Россия сегодня вышла в фазу свершившейся телевизионной революции: население России на 1 января 2000 года составляло 145561,1 тысяч человек, в «телевизионном возрасте» - около 140 миллионов, 97% семей имеют 1 и более телевизоров

- в эпоху коренных социальных  трансформаций российского общества телевидение остается не только главным, но и единственным для значительной части российской аудитории средством удовлетворения информационных и культурных потребностей, приобретения знаний, организации досуга

- в переходный период развития  общества актуализируются. В первую очередь, информационные и развлекательные функции телевидения

- телевидение оказывает существенное  влияние на формирование стиля  жизни современной молодежи, то  есть выступает фактором предпочтения  личностью или группой определенного типа поведения с устойчиво воспроизводимыми чертами, манерами, вкусами, склонностями. Стиль жизни выражает предпочтения, определяемые не только мировоззренческими ценностными установками, но и модой, общественным мнением, влиянием масс-медиа и другими факторами.

- поскольку современное российское  телевидение с его плюрализмом  ценностных установок, ориентацией  на зрелищность и развлекательность  является важным агентом социализации  молодежи, постольку в способах  интеграционного поведения и  в многообразии стилей жизни проявляется дифференциация нормативно-ценностных установок молодежи.

- медиа-культура стала доминирующим  агентом социализации, образы средств  массовой информации сменили  сменили семью, школу и церковь  в качестве арбитра вкусов, ценностей, мышления, предлагая новые модели идентификации, образы жизни, стили поведения и моду. Господство пропагандируемых СМИ образов демонстрирует традиционный конфликт молодежной субкультуры с официальной культурой. Результатом такого конфликта оказывается то, что одни группы молодежи интегрируются в обновленные структуры общества, а другие дифференцируются, расслаиваются, маргинализируются

- СМИ пропагандируют две крайние  модели интеграционного поведения  молодежи – конформное (предполагающее  интеграционную направленность поведения на основе солидарного отношения к целям общества и законным средствам их достижения) и девиантное (отклоняющееся от общепринятого, противоречащее нормам конкретной общности).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • 3. Интернет. Функции социализации, информирования, адаптации.

  • Наиболее динамично развивающимся средством массовой коммуникации представляется Интернет. Более всего он популярен в молодежной среде, для которой виртуальный мир стал сначала предметом исследовательского интереса, затем – развлечением, потом – сферой общения, далее – источником информации, и, наконец, площадкой для создания собственного контента. Неоспоримым является тот факт, что Интернет – инструмент молодых.

    Интернет привлекателен тем, что управление сетевыми ресурсами здесь абсолютно децентрализовано – на своем сервере или сайте каждый волен представлять любую информацию в любо порядке при условии, что она технически совместима с поддерживаемой системой. Единственными органами управления в сети являются компании, выдающие условные электронные адреса.

    Без какого-либо преувеличения Интернет можно рассматривать как некое глобальное средство массовой информации. Выход в Интернет – это возможность познакомить молодежную аудиторию с местным радиовещанием, до которого они не доходят. К тому же опыт некоторых радиостанций показывает, что, как только радиостанция выходит в Интернет, происходит резкое омоложение состава ее слушателей.

    Интернет предоставляет не только огромное количество информации, но и возможность общения в реальном времени, используя специальные программы. Плюсы подобной электронной коммуникации – уничтожение расстояний, возможность отсроченного ответа, создание сообществ по интересам, а также, при желании, полная анонимность и создание легенды, т.е. возможность «существовать» в другой физической и моральной оболочке. Для молодого человека, чья личностная траектория еще только определяется, эта возможность попробовать себя в разных социальных ролях, представляется интересной, хотя и не бесспорной.

    Преимущественная включенность молодежи в среду Интернета представляет интерес для всех специалистов, изучающих молодежь и виды ее активности. «Среда Интернета, нередко именуемая «киберпространством», «социальной виртуальной реальностью» представляет собой комплексное экологическое пространство, в котором проявляют активность десятки и сотни миллионов людей. Человеческая активность в Интернете подчинена удовлетворению трех основных потребностей:

    - коммуникативной

    - познавательной

    - игровой.

    Таким образом, среда Интернета в отношении молодого человека выполняет социализирующую и адаптирующую функции. Механизм социальной адаптации представляет собой систему взаимодействия индивида с социальной средой на микро или макро уровнях. При этом социальная адаптация как «объективно необходимый процесс вхождения индивида 9группы) в новую социальную среду и ее освоения, своим результатом имеет создание условий не только для осуществления личностью ее потребностей и жизненных целей, но и для прогрессивного изменения самой адаптирующей среды. Это утверждение напрямую связано со спецификой среды Интернет, которую составляют не только и не столько взаимосвязанные компьютеры, сколько взаимосвязанные, активно действующие в этой среде люди. Основное достоинство «киберпространства» - это его интерактивность, способность среды Интернета реагировать, откликаться на человеческие действия тем или иным образом, меняться в зависимости от тех или иных поступков. Эта особенность среды Интернет делает адаптацию к ней добровольной, если ведущими являются мотивы, указанные выше – познавательный, коммуникационный, игровой. В то же время «широко пропагандируемый телевизионными системами всего мира и рекламный образ здорового агрессивного человека, и невозможность достичь этого «идеала» порождает чувство депрессии. Люди стараются уйти от реальности в другие виртуальные миры, которые создаются с помощью наркотиков, виртуального пространства, религиозных сект и т.д.». В таком случае адаптация к среде Интернета будет вынужденной.

    Психологи сегодня активно разрабатывают проблематику так называемой компьютерной зависимости, в том числе зависимости от Интернета – Интренет-аддикции.

    «Интернет выступает в роли катализатора информационных процессов в современном обществе и становится еще одним каналом прямого или косвенного влияния на рядового обывателя».

    Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что электронные цифровые технологии в сочетании с Интернетом определяют будущее коммуникаций. Преимущественно линейные модели коммуникации, как односторонний процесс, благодаря интерактивности новых медиа, должны уступить место конвергентным моделям и двустороннему процессу информационного обмена.

    Однако, несмотря на то, что коммуникации предполагают диалогичность общения, обратную связь, многообразие суждений, современные СМИ по-прежнему остаются мощнейшим инструментом воздействия на молодежную аудиторию в соответствии с определенными установками. В многочисленных политологических и социологических исследованиях подтверждается факт того, что СМИ являются «манипуляторами сознания».

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

  • 4. Реализация важнейшей функции СМИ – информирования – в сети Интернет.

  • Ключевая функция средств массовой информации по определению заключается в информировании аудитории, то есть распространении информации по каналам связи. Именно на этой функции мы остановимся в данном параграфе и рассмотрим ее реализацию в Интернете, как наиболее перспективном, динамичном и «молодежном» СМИ.

    Интернет доминирует в большинстве опросов, как приоритетное средство массовой информации. «Традиционные СМИ — печатные и даже электронные — в современном мире уже не могут играть той роли, которая принадлежала им десяток лет назад.

    Интернет становится одним из ключевых факторов эволюции общества», — так считают многие исследователи Сети33. Сегодня во всемирной паутине можно получить самую свежую и оперативную информацию, получить совет, пообщаться с другими людьми, поделиться своими мыслями, обсудить любой интересующий молодого человека вопрос. Поскольку молодежь более других социальных групп вовлечена в глобальную информатизацию и технический прогресс, то именно Интернет должен стать основным инструментом информирования молодежи.

    Сегодня практически все СМИ: будь то телеканалы, радиостации, газеты и журналы – имеют свои страницы в интернете, именуемые сайтами.

    Современная журналистика стоит на пороге возникновения нового вида сетевой — онлайновой — журналистики.

    Интернет отвечает всем требованиям, которые предъявляются СМИ информационным обществом, на пороге которого находится сейчас Россия:

    - массовость,

    - тиражируемость,

    - периодичность,

    использование постоянно пополняемых информационных ресурсов,

    выполнение СМИ функций создания первичной информации, применение современных информационных технологий и средств телекоммуникаций.

    Безусловно у распространении информации через Интернет есть свои недостатки, такие как больше издержки на приобретение компьютера, изолированность сельских районов страны от «всемирной паутины», скорость чтения снижается по сравнению с печатным текстом. Но специфические свойства Интернета в какой-то мере их компенсируют. Приведем некоторые из них:

    • актуальность и избирательность;
    • большой объем памяти и возможность архивирования;
    • интерактивность;
    • мультимедийность;
    • возможность быстрого производства и распространения.

    Онлайн-издания печатных СМИ и вообще онлайн-журналистика предполагают постоянное обновление — информация при этом может меняться ежечасно и даже поминутно. При этом может идти речь об оперативном освещении уже не конкретного дня, а конкретных событий.

    Существуют три возможности такой актуализации:

    • произвольное обновление: по мере подготовки материала;
    • обновление с установленной периодичностью: сайт обновляется, например, ежедневно или еженедельно;
    • перманентное обновление: новости и сообщения размещаются на сайте сразу по мере поступления.

    Некоторые онлайн-издания объединяют все три варианта актуализации — например, некоторые рубрики сайтов месяцами остаются неизменными, другие обновляют свои блоки со строгой периодичностью, а отделы новостей — постоянно.

    При употреблении понятия «интерактивность» в области СМИ — и в особенности, онлайн-СМИ — чаще всего основываются либо на технических, либо на социальных параметрах. Под техническими подразумеваются в основном взаимодействия между пользователем и техническими средствами (человек — компьютер), под социальными — между пользователями, но посредством опять же технических средств (человек — компьютер — человек).

    Обычно мультимедиа определяют как сплав всех существующих текстовых, иллюстративных, аудио- и видеотехнологий. То есть мультимедиа являются посредником в передаче информации через внедрение во все существующие технические средства и характеризуются стиранием границ между массовым и индивидуальным общением.

    СМИ, представляя себя в онлайн, не всегда способны использовать весь спектр мультимедийности, ибо при этом значительно увеличилось бы время ожидания и уменьшилась мощность передачи данных. Наличие слишком подробного графического материала ведет к долгой загрузке страниц.

    В распоряжении журналистики имеются следующие формы передачи информации:

    • текст — единовременно передает не очень много информации, но использует силу других элементов (схемы, звуки и др.);
    • фото — представляет запечатленные детали событий, наглядно их фиксируя;
    • звук — воздействуя эмоционально, усиливает влияние текстов, фото или видеосюжетов;
    • видеосюжеты — темы, освещаемые в фоторяде, могут быть представлены в видеороликах;
    • анимация — эрзац-видео, при загрузке требуется большая мощность.
    • Интернет СМИ можно разделить на собственно сетевые издания, которые занимаются исключительно интернет-деятельностью и интернет-версии других видоов СМИ.

    Как пример сетевого издания можно рассмотреть интернет-газету «Полит.Ру», которая зарегистрирована в Министерстве печати РФ.

    «Полит. Ру» — это молодой редакционный коллектив, который рассказывает о политике для молодых. Те, кто пишут, звонят, придумывают, редактируют, создают технологический механизм. Отличие состоит в том, что «Полит.Ру» — это еще и сообщество. Читатели часто становятся авторами или корреспондентами, а редакция в свою очередь — их адептом или критиком.

    Авторы не утверждают, что их информация объективна, так как, по мнению редакции, объективность — это придуманный способ обмана, которому мы пытаемся противопоставить собственную заинтересованность в событиях и персонажах. Поэтому политику газеты определяет фраза — мы рассказываем новости такими, какими сами их видим, а ваш выбор — принять или отвергнуть наше видение.

    Структура «Полит.Ру»

    • Все новости. Лента новостей содержит преимущественно российские новости текущего дня. Обновляется с 9.00 до 21.00. Переход к странице осуществляется нажатием либо на заголовок календаря, либо на логотип «ПОЛИТ.РУ» вверху страницы.
    • English. Англоязычная версия основных новостей и выбранных статей.
    • Обстоятельства. Справки и комментарии к тематическим новостям, подоплека событий, горячие отзывы специалистов и политических ньюсмейкеров.
    • Сюжеты. Тематический подбор материалов: жизнь в разрезе, самые острые темы политической жизни в их развитии.
    • Статьи. Раздел содержит разнообразные статьи по текущим политическим и экономическим проблемам, стратегические и идеологические материалы, а также статьи постоянных рубрик.
    • Интервью. Интервью и комментарии ведущих политиков, экономистов и бизнесменов ( Б. Немцова, В. Рыжкова, Б. Федорова, А. Шохина, А. Чубайса, С. Ястржембского и др.).
    • Монитор. Обзоры СМИ и информационных агентств (четыре выпуска ежедневно по будням), а также еженедельные информационные итоги недели и анонсы событий следующей недели, перепечатка избранных интервью и статей из ведущих мировых СМИ, касающихся русской политической жизни.
    • Заграница. Ежедневные новости планеты, ее странностей и безумств с фотографиями и ссылками на сайты.
    • Ресурсы. Раздел содержит рубрицированные ссылки, обнаруженные «Полит.Ру» за время своей деятельности либо поставленные самими читателями.
    • Подписка. Рассылка новостей текущего дня (в win или koi форматах). Новости отправляются в 21.00.
    • Дискуссия. Место встречи читателей.
    • Елкин. Авторский раздел Сергея Елкина с политическими карикатурами.
    • ВЦИОМ. Совместный проект со Всероссийским центром общественного мнения.
    • Лукоморье ((ПОЛИТFICTION). Обзоры и рецензии на новые книги общественно-политической тематики.
    • Панорама. Совместный проект с информационно-экспертной группой «Панорама». Экспертно-аналитические материалы об институтах и реалиях политической жизни России последнего десятилетия.
    • «Индекс-досье». Совместный проект с журналом «Индекс-досье» способствует решению задач по защите информационной среды человека.

    Информация о работе Роль СМИ в социализации молодежи