Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 11:20, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Целью исследования является изучение специфики влияния СМИ на молодежную аудиторию и их роли в формировании ценностей и взглядов молодежи. Для реализации обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
охарактеризовать проблемы социализации молодежи в период становления информационного общества в контексте деятельности СМИ
исследовать факторы, влияющие на молодежь в медиатизированном обществе, ее реакцию и ответ на вызовы общества
изучить особенности, характер и степень влияния на молодежь различных видов СМИ
определить место СМИ в процессе формирования ценностей современной российской молодежи
разработать предложение, нацеленное на решение проблемы взаимодействия СМИ и молодежи в рамках реализации ГМП.
Современное состояние телевидения в России характеризуют следующие пункты:
- Россия сегодня вышла в фазу свершившейся телевизионной революции: население России на 1 января 2000 года составляло 145561,1 тысяч человек, в «телевизионном возрасте» - около 140 миллионов, 97% семей имеют 1 и более телевизоров
- в эпоху коренных социальных трансформаций российского общества телевидение остается не только главным, но и единственным для значительной части российской аудитории средством удовлетворения информационных и культурных потребностей, приобретения знаний, организации досуга
- в переходный период развития общества актуализируются. В первую очередь, информационные и развлекательные функции телевидения
- телевидение оказывает
- поскольку современное
- медиа-культура стала
- СМИ пропагандируют две
Наиболее динамично развивающимся средством массовой коммуникации представляется Интернет. Более всего он популярен в молодежной среде, для которой виртуальный мир стал сначала предметом исследовательского интереса, затем – развлечением, потом – сферой общения, далее – источником информации, и, наконец, площадкой для создания собственного контента. Неоспоримым является тот факт, что Интернет – инструмент молодых.
Интернет привлекателен тем, что управление сетевыми ресурсами здесь абсолютно децентрализовано – на своем сервере или сайте каждый волен представлять любую информацию в любо порядке при условии, что она технически совместима с поддерживаемой системой. Единственными органами управления в сети являются компании, выдающие условные электронные адреса.
Без какого-либо преувеличения Интернет можно рассматривать как некое глобальное средство массовой информации. Выход в Интернет – это возможность познакомить молодежную аудиторию с местным радиовещанием, до которого они не доходят. К тому же опыт некоторых радиостанций показывает, что, как только радиостанция выходит в Интернет, происходит резкое омоложение состава ее слушателей.
Интернет предоставляет не только огромное количество информации, но и возможность общения в реальном времени, используя специальные программы. Плюсы подобной электронной коммуникации – уничтожение расстояний, возможность отсроченного ответа, создание сообществ по интересам, а также, при желании, полная анонимность и создание легенды, т.е. возможность «существовать» в другой физической и моральной оболочке. Для молодого человека, чья личностная траектория еще только определяется, эта возможность попробовать себя в разных социальных ролях, представляется интересной, хотя и не бесспорной.
Преимущественная включенность молодежи в среду Интернета представляет интерес для всех специалистов, изучающих молодежь и виды ее активности. «Среда Интернета, нередко именуемая «киберпространством», «социальной виртуальной реальностью» представляет собой комплексное экологическое пространство, в котором проявляют активность десятки и сотни миллионов людей. Человеческая активность в Интернете подчинена удовлетворению трех основных потребностей:
- коммуникативной
- познавательной
- игровой.
Таким образом, среда Интернета в отношении молодого человека выполняет социализирующую и адаптирующую функции. Механизм социальной адаптации представляет собой систему взаимодействия индивида с социальной средой на микро или макро уровнях. При этом социальная адаптация как «объективно необходимый процесс вхождения индивида 9группы) в новую социальную среду и ее освоения, своим результатом имеет создание условий не только для осуществления личностью ее потребностей и жизненных целей, но и для прогрессивного изменения самой адаптирующей среды. Это утверждение напрямую связано со спецификой среды Интернет, которую составляют не только и не столько взаимосвязанные компьютеры, сколько взаимосвязанные, активно действующие в этой среде люди. Основное достоинство «киберпространства» - это его интерактивность, способность среды Интернета реагировать, откликаться на человеческие действия тем или иным образом, меняться в зависимости от тех или иных поступков. Эта особенность среды Интернет делает адаптацию к ней добровольной, если ведущими являются мотивы, указанные выше – познавательный, коммуникационный, игровой. В то же время «широко пропагандируемый телевизионными системами всего мира и рекламный образ здорового агрессивного человека, и невозможность достичь этого «идеала» порождает чувство депрессии. Люди стараются уйти от реальности в другие виртуальные миры, которые создаются с помощью наркотиков, виртуального пространства, религиозных сект и т.д.». В таком случае адаптация к среде Интернета будет вынужденной.
Психологи сегодня активно разрабатывают проблематику так называемой компьютерной зависимости, в том числе зависимости от Интернета – Интренет-аддикции.
«Интернет выступает в роли катализатора информационных процессов в современном обществе и становится еще одним каналом прямого или косвенного влияния на рядового обывателя».
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что электронные цифровые технологии в сочетании с Интернетом определяют будущее коммуникаций. Преимущественно линейные модели коммуникации, как односторонний процесс, благодаря интерактивности новых медиа, должны уступить место конвергентным моделям и двустороннему процессу информационного обмена.
Однако, несмотря на то, что коммуникации предполагают диалогичность общения, обратную связь, многообразие суждений, современные СМИ по-прежнему остаются мощнейшим инструментом воздействия на молодежную аудиторию в соответствии с определенными установками. В многочисленных политологических и социологических исследованиях подтверждается факт того, что СМИ являются «манипуляторами сознания».
Ключевая функция средств массовой информации по определению заключается в информировании аудитории, то есть распространении информации по каналам связи. Именно на этой функции мы остановимся в данном параграфе и рассмотрим ее реализацию в Интернете, как наиболее перспективном, динамичном и «молодежном» СМИ.
Интернет доминирует в большинстве опросов, как приоритетное средство массовой информации. «Традиционные СМИ — печатные и даже электронные — в современном мире уже не могут играть той роли, которая принадлежала им десяток лет назад.
Интернет становится одним из ключевых факторов эволюции общества», — так считают многие исследователи Сети33. Сегодня во всемирной паутине можно получить самую свежую и оперативную информацию, получить совет, пообщаться с другими людьми, поделиться своими мыслями, обсудить любой интересующий молодого человека вопрос. Поскольку молодежь более других социальных групп вовлечена в глобальную информатизацию и технический прогресс, то именно Интернет должен стать основным инструментом информирования молодежи.
Сегодня практически все СМИ: будь то телеканалы, радиостации, газеты и журналы – имеют свои страницы в интернете, именуемые сайтами.
Современная журналистика стоит на пороге возникновения нового вида сетевой — онлайновой — журналистики.
Интернет отвечает всем требованиям, которые предъявляются СМИ информационным обществом, на пороге которого находится сейчас Россия:
- массовость,
- тиражируемость,
- периодичность,
использование постоянно пополняемых информационных ресурсов,
выполнение СМИ функций создания первичной информации, применение современных информационных технологий и средств телекоммуникаций.
Безусловно у распространении информации через Интернет есть свои недостатки, такие как больше издержки на приобретение компьютера, изолированность сельских районов страны от «всемирной паутины», скорость чтения снижается по сравнению с печатным текстом. Но специфические свойства Интернета в какой-то мере их компенсируют. Приведем некоторые из них:
Онлайн-издания печатных СМИ и вообще онлайн-журналистика предполагают постоянное обновление — информация при этом может меняться ежечасно и даже поминутно. При этом может идти речь об оперативном освещении уже не конкретного дня, а конкретных событий.
Существуют три возможности такой актуализации:
Некоторые онлайн-издания объединяют все три варианта актуализации — например, некоторые рубрики сайтов месяцами остаются неизменными, другие обновляют свои блоки со строгой периодичностью, а отделы новостей — постоянно.
При употреблении понятия «интерактивность» в области СМИ — и в особенности, онлайн-СМИ — чаще всего основываются либо на технических, либо на социальных параметрах. Под техническими подразумеваются в основном взаимодействия между пользователем и техническими средствами (человек — компьютер), под социальными — между пользователями, но посредством опять же технических средств (человек — компьютер — человек).
Обычно мультимедиа определяют как сплав всех существующих текстовых, иллюстративных, аудио- и видеотехнологий. То есть мультимедиа являются посредником в передаче информации через внедрение во все существующие технические средства и характеризуются стиранием границ между массовым и индивидуальным общением.
СМИ, представляя себя в онлайн, не всегда способны использовать весь спектр мультимедийности, ибо при этом значительно увеличилось бы время ожидания и уменьшилась мощность передачи данных. Наличие слишком подробного графического материала ведет к долгой загрузке страниц.
В распоряжении журналистики имеются следующие формы передачи информации:
Как пример сетевого издания можно рассмотреть интернет-газету «Полит.Ру», которая зарегистрирована в Министерстве печати РФ.
«Полит. Ру» — это молодой редакционный коллектив, который рассказывает о политике для молодых. Те, кто пишут, звонят, придумывают, редактируют, создают технологический механизм. Отличие состоит в том, что «Полит.Ру» — это еще и сообщество. Читатели часто становятся авторами или корреспондентами, а редакция в свою очередь — их адептом или критиком.
Авторы не утверждают, что их информация объективна, так как, по мнению редакции, объективность — это придуманный способ обмана, которому мы пытаемся противопоставить собственную заинтересованность в событиях и персонажах. Поэтому политику газеты определяет фраза — мы рассказываем новости такими, какими сами их видим, а ваш выбор — принять или отвергнуть наше видение.
Структура «Полит.Ру»