Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 11:20, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Целью исследования является изучение специфики влияния СМИ на молодежную аудиторию и их роли в формировании ценностей и взглядов молодежи. Для реализации обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
охарактеризовать проблемы социализации молодежи в период становления информационного общества в контексте деятельности СМИ
исследовать факторы, влияющие на молодежь в медиатизированном обществе, ее реакцию и ответ на вызовы общества
изучить особенности, характер и степень влияния на молодежь различных видов СМИ
определить место СМИ в процессе формирования ценностей современной российской молодежи
разработать предложение, нацеленное на решение проблемы взаимодействия СМИ и молодежи в рамках реализации ГМП.
ОБРАЗОВАНИЕ. Получение престижной профессии практически невозможно без высшего образования и профессиональной подготовки. Поэтому большинство выпускников средней школы нацелены на высшее образование и любое другое воспринимается ими как неудача, промах на старте. Поступление в вуз часто требует больших финансовых затрат, поэтому многие молодые люди отказываются от студенческой жизни, так как возможности получать образование на платной основе у них нет. При этом в сознании молодого человека сразу же закладывается идея социального неравенства.
Особую неопределенность в планы получения дальнейшего образования вносят трудности, связанные с так называемым Болонским процессом. В целом, молодежь нацелена на получение статуса специалиста, поскольку отношение к бакалавриату пока настороженное и неадекватное.
ДОСУГ. Где молодой человек проводит время вне учебы, дома и работы? Как правило, он предоставлен самому себе, и никто точно не знает, что он делает. Избыток свободного времени приводит к пьянству, наркомании, преступлениям. Молодежь нуждается в доступных центрах досуга.
Сегодня значительную часть времени молодежь проводит в Интернете. Там она удовлетворяет свои потребности в общении, отдыхе, развлечениях, получении необходимой информации.
ТРУДОУСТРОЙСТВО, МАТЕРИАЛЬНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ. Найти работу, которая станет источником основного дохода – это еще одна проблема, которую необходимо решать. Когда молодой человек ищет работу, то он пытается решить две своих проблемы: карьерный рост и материальное благосостояние. Причем, сегодня молодой человек стремится найти интересную работу, которая бы соответствовала его ожиданиям. Решение проблемы молодежной безработицы – это забота государства. Но трудоустройство не является единственным решением финансовых проблем. Доходом молодого человека может стать стипендия или другие социальные выплаты.
ИДЕАЛЫ. Молодежь сегодня не имеет тех четких ориентиров в жизни, которые были у их отцов и матерей. Нет глобальной цели, которая формируется на государственном уровне. Современная молодежь получает картину мира из СМИ, продуктов массовой культуры и своего жизненного опыта. А поскольку мы живем в обществе, в котором ничто еще не устоялось, не определилось, и средства массовой информации не в состоянии помочь молодежи в поиске своего предназначения, то значительная часть молодых людей просто потеряла интерес к социальной жизни и жизни государства. Другие, накопив в себе достаточно агрессии, объединяются под радикальными, националистическими лозунгами. Третьи самоопределяются как субкультуры.
Истоки возникновения молодежной субкультуры следует искать в переходе общественной системы от статичного общества к динамичному, что сопровождается изменением статуса молодых людей. Если в статичных обществах социокультурные изменения практически не зафиксированы на протяжении одного поколения, то в динамичных сообществах они существенны, и как следствие – влекут за собой множество трудностей и проблем в различных социально-демографических группах, становятся благодатной почвой для развития молодежной субкультуры в различных ее формах.
Одной из самых «уязвимых» сторон социализации для воздействия СМИ является формирование ценностных ориентаций. Выдающийся советский психолог А.Н. Леонтьев определял ценности следующим образом: «это ведущий мотив - цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом... такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни». Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности.
Система ценностных ориентаций современной российской молодежи, как и все российское общество находится в процессе преобразования, происходящее под влиянием ценностных ориентиров западного общества, насаждаемых средствами массовой информации. Однако значительная часть молодежи все еще сохраняет ценностные ориентиры, присущие российской социокультурной традиции.
Такие безусловные с точки зрения старшего поколения ценности как семья, любовь, традиционные отношения мужчины и женщины в браке также сегодня подвергаются переоценке. Гражданские браки, однополые связи, разрушение приватности личной жизни – все это ведет к тому, что молодой человек оказывается неготовым к проживанию традиционных социальных ролей.
Современная молодежь отторгнута от высоких образцов культуры и искусства в силу того, что настоящее искусство стоит дорого, а то, что предлагают продюсеры массовой культуры, формирует у подрастающего поколения эстетическую непритязательность, дурной вкус и часто безнравственность.
Таким образом, современная российская молодежь глубоко втянута в состояние «безнормности» и воспроизводит саморазрушительное поведение, чему в немалой степени способствует кризис институтов социализации: семьи, школы, культуры, и, в частности, средств массовой информации.
С развитием информатизации российского общества СМИ, в частности телевидение, начинают оказывать все более ощутимое воздействие на различные сферы жизни социума. Это связано с некоторыми специфическими признаками, характерными для системы средств массовой информации. Важнейшие из них:
- косвенный характер контактов общающихся сторон;
- своеобразие обратной связи;
- одновременность воздействия
на различные группы аудитории,
которые рассредоточены в
- высокая степень частоты и
регулярности передачи
- универсальность содержания сообщений;
- использование разнообразных технических средств.
С учетом перечисленных особенностей необходим регулярный анализ воздействия СМИ на общественное сознание, общественное мнение, массовое поведение людей, особенно молодежи. Если до информационного бума «в ходе исторического развития сохранялись и закреплялись те стереотипы воздействия человека на природное и социальное окружение, которые порждали формы, представляющие для него ценность как наиболее эффективные каналы реализации внутренних потенций и способностей», то в информационном обществе такие стереотипы формируются и зачастую навязываются СМИ вопреки направленности самореализации личности. Тем самым СМИ ориентируют сформированный в обществе «социальный характер» как «совокупность черт, общую для большинства»7 на непродуктивную жизненную ориентацию. Если учесть, что главная функция социального характера заключается в том, чтобы «направлять активность членов общества по такому руслу, когда их поведение не является результатом сознательного обдуманного решения – следовать или не следовать социальному эталону, а является следствием желания действовать так, как они должны действовать, получая в то же время удовлетворение от того, что их поведение соответствует требованиям общества». Тем самым СМИ играют двойственную роль: обладая высоким статусом, они утверждают и закрепляют социальные функции.
Информатизация общества с ее набором новых техник симуляции порождает новые модели восприятия, лежащие пределами привычного чувственного опыта, которым присущи глобальность, относительность, интерактивность, виртуальность. Такие модели приходят в противоречие с ценностно-нормативными устойчивыми характеристиками сознания, образующими доминанты национальной культуры. Указанные модели вступают в противоречие в первую очередь в молодежном сознании, поскольку именно молодежь активнее всего подвергается воздействию современных масс-медиа. «Манипулирование сознанием, постоянная ложь и обман, навязывание американского образа жизни в голливудском исполнении, растлевающее воздействие СМИ, особенно телевидения, превратившегося в ряде программ в «средства массового изнасилования», навязывание культа жестокости и насилия, рваческо-потребительской психологии, превращение воров в национальных героев8» - вот неполный перечень разрушительного воздействия масс-медиа на ценностное самоопределение современной молодежи России. Следствием такого конфликта становится проникновение контркультурных элементов в молодежную субкультуру.
Досуг воспринимается как основная сфера жизнедеятельности, в которой реализуется молодежь. Тип досуга и отношение к свободному времени характеризует принадлежность к определенному социальному слою, включая дифференциацию населения по уровню материальной обеспеченности и образования. В молодежной среде потребительские ориентации досуговых предпочтений превалируют над креативнми. Экономические (зарабатывание денег) и досуговые потребности закрепляются в формирующихся под влиянием образцов массовой культуры ценностных стереотипов в неформальных группах общения. «Молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений, ценностей»9, она порождает феномен «парадоксальной идентичности молодого поколения как объекта воздействия СМИ.
Понятие информации является общенаучным и означает «передачу сообщения между передающей и принимающей системами, что ведет к изменению разнообразия состояний последней». Ценность информации определяется ее влиянием на уверенность субъекта, который информацию получает. Тем самым информация опосредует процесс коммуникации. Определенную сложность создает многозначность самого термина «коммуникация».
Непосредственная, прямая коммуникация дублируется, передается, распространяется, усиливается и искажается искусственными «посредниками» - телефоном, радио, телевидением, компьютером и т.д.
Сближение тематики СМИ с потребностями аудитории вызывает значительный рост популярности художественных теле- и радио передач и снижение популярности художественных изданий, меняется значимость влияния и сила воздействия. В этой связи следующий параграф будет посвящен рассмотрению специфики воздействия на формирование ценностей молодежи различных типов СМИ.
Психологи отмечают, что в некоторые периоды своей истории и в некоторых фазах своего жизненного цикла человек нуждается в новой идеологической ориентации, информационном сопровождении, так же остро, как в воздухе и пище. «Молодость – как раз тот период и цикл, который наиболее привлекателен для информационно-психологических воздействий»10. Одним из самых мощных механизмов воздействия в нашем медиатизированном мире являются средства массовой информации.
Далее мы рассмотрим молодежь в качестве аудитории средств массовой информации и роль СМИ в процессе ее формирования.
Парадоксальность современной ситуации заключается в том, что при всей включенности молодого человека в медиасреду, в его отношениях со СМи наблюдается глубинный конфликт. Отчуждение российских СМИ от аудитории, особенно молодежной – факт, многократно доказанный в различных исследованиях. Результаты социологического опроса, проведенного в 2005 году группой ученых (С.Б. Цымбаленко, А.В. шариков, С.Н. Щеглова)11 подтверждают, что средства массовой информации в молодежной среде России теряют свою значимость как источник полной, достоверной и качественной информации, в том числе по наиболее острым и сложным социальным проблемам.
По данным исследования, проведенного в 2006 году Томским институтом информационных технологий на тему «Влияние СМИ на молодежь»12, 27% молодых людей в качестве основного требования к современным средствам массовой информации отметили «достоверность» сведений, что еще примерно 15 лет назад, когда СМИ считались истиной в последней инстанции, было в принципе невозможно.
Причины отчуждения кроются, очевидно, в тех процессах, которые происходят в российских СМИ, так и в особенностях аудитории.
В последние десятилетия в молодежной аудитории возникает целый комплекс проблем, связанных с тем, что существенно меняются медийные приоритеты подрастающего поколения. Сегодня молодежь все более тяготеет к медиатекстам в электронном формате. Произошла смена модели традиционного чтения. На вопрос «Что ты делал вчера?» российские подростки назвали просмотр телепередач (68,8) и видеофильмов (20%), компьютерные игры (33%), слушание музыки (27%). И только 17% отметили чтение книг и периодики13.
Изменение приоритетов в пользу аудиовизуального текста и приводит к изменению качественных характеристик молодежной аудитории. По данным исследования «Информационное пространство российского подростка в постсоветский период»14 Интернет-подростки оказались активнее: они чаще ходят в кино, театры, музеи, на концерты, больше общаются со взрослыми. Среди них больше тех, кто в свободное время общается с противоположным полом (35,1 против 20,9%): можно предположить, что это связано, прежде всего, с более высоким уровнем достатка в семье и, как следствие, расширением их коммуникативных возможностей – общением с помощью электронной почты и других форм интернет-связи, по телефону (51,9 против 36,2%). Однако они меньше гуляют (44% респондентов среди заядлых интернет-пользователей против 56% среди «обычной» молодежи), занимаются творчеством – пишут стихи, рассказы, сочиняют музыку, рисуют (18% против 26%. Непопулярным становится клубно-дискотечный досуг – ему отдают предпочтение лишь 14% «интернетчиков», в чем есть свои плюсы и минусы, и всего 5% признаются, что играют в азартные игры15.
Что касается средств массовой информации, то стремительный процесс модернизации и коммерциализации, который мы наблюдали в российских СМИ за последние два десятка лет, в отличие от западных медиа, где эти же процессы развивались эволюционным путем, спровоцировал глубинные профессиональные деформации.
На нынешнем этапе российские СМИ активно культивирую роль транслятора политики власти, финансовых корпораций или крупных рекламодателей. Сегодня российские средства массовой информации представляют собой весьма деформированные организационные структуры, в которых уже не действуют вертикально интегрированные механизмы управления и не сложились эффективные экономические.