Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:15, курсовая работа
Целью работы является изучение современной политики и практики управления системой социальной защиты населения, а также теоретических положений и практических рекомендаций по обеспечению её функционирования.
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы управления системой социальной защиты
1.1 Сфера социальной защиты населения региона как объект управления
1.2. Управление развитием социальной сферы
Глава 2. Управление развитием сферы социальной защиты населения
2.1. Социальная политика
2.2. Функции органов управления развитием сферы социальной защиты населения
2.3. Инструменты и методы управления развитием социальной сферы региона
Глава 3. Управление сферой социальной защиты населения региона (на примере Саратовской области)
3.1. Управление социальной защиты населения в Заринске
3.2. Оценка эффективности управления сферой социальной защиты населения на примере деятельности социальных служб
Заключение
Список литературы
Приложение
Мы пришли к пониманию того, что современная политика государства должна быть направлена на поиск оптимальной модели организации социальной защиты населения, опираясь на мировой опыт и научные исследования зарубежных и отечественных ученых, но с учетом национальных исторических традиций и сложившегося социально-экономического положения России. Возможно, что построенная в будущем модель социальной защиты населения России в чистом виде не будет похожа ни на одну из ранее существовавших, но может содержать их отдельные элементы.
Построение новой модели
управления системой социальной защиты
населения в современной России
является одной из первоочередных задач
государственного управления на ближайшую
перспективу. Очень важно в настоящее
время выстроить систему
Новый механизм должен строиться
на принципиально иной качественной
основе. Оценку эффективности управления
системой социальной защиты населения
в этом случае следует определять
исходя не из минимизации расходов
государства на социальные функции
при заданных параметрах результативности,
а из максимизации социального эффекта
при использовании
Формирование нового организационно-экономического механизма управления системой социальной защиты населения необходимо направить не на изменение структуры и поэлементного состава, а на изменение характера отношений, взаимодействий между структурными элементами механизма и их роли в процессе управления системой. Построение данного механизма должно предусматривать изменение роли органов государственной власти и местного самоуправления как основного субъекта управления системой социальной защиты населения региона. Новый механизм управления системой социальной защитой населения на уровне региона предусматривает значительное развитие процессов саморегулирования и самоуправления на основе активизации деятельности институтов гражданского общества и стимулирования личной инициативы граждан.
Эффективность деятельности
социальной службы требует контекстуального
анализа и обусловливается
Организационная структура
и внутриорганизационные
Анализируя опыт работы саратовского центра помощи, мы можем сделать вывод, что сотрудники данного Центра в своей деятельности пытаются соблюсти баланс между двумя, к сожалению, противоречащими друг другу целями: оказание поддержки попавшим в трудную жизненную ситуацию людям и обеспечение стабильного функционирования центра. Причем, в условиях проблемного, противоречивого функционирования и ограниченных ресурсов на первый план выдвигается вторая цель, в ущерб первой. Это рождает необходимость в оказании поддержки клиенту следовать установке «что мы можем сделать», а не установке «что мы должны сделать». В результате работа строится по принципу «что будем делать», а не по принципу «чего мы должны достичь». Такая ситуация вызывает у специалистов неудовлетворенность своей работой и потерю её значимости.
Четкость в постановке цели и её осознаваемость сотрудниками важна, как ни в какой другой организации, так как от этого зависит судьба тех людей, которые обращаются сюда за помощью. От того, что специалисты считают благом для своего клиента, зависит, что и как они будут делать, помогая ему преодолеть кризис. Как следует из анализа интервью с сотрудниками социальных служб, цель своей личной деятельности и деятельности организации в целом каждый сотрудник определяет по-своему, исходя из своих собственных взглядов, установок, предпочтений. Если же, работники кризисного центра не имеют общей единой цели, то они не могут обеспечивать клиентам действенную поддержку, а значит, их работа не имеет смысла.
Принципы активизации
жизненной позиции клиента и
партнерских отношений
Профессионализм и компетентность
специалистов по социальной работе являются
основополагающим фактором эффективной
деятельности социальных служб. Но социальные
службы поставлены в условия выживания,
а не эффективной деятельности, а
значит, на первый план выдвигаются
проблемы обеспечения собственного
функционирования. То есть приоритетным
является решение проблем ресурсного
обеспечения, распределения обязанностей,
регламентации действий специалистов,
разделения власти и ответственности,
отчетности и контроля. Сотрудники
центра недостаточно мотивированы на
инициативную совместную работу по оказанию
помощи клиентам – нет привычки
сотрудничества, партнерства. Принцип
партнерства между
Стабильность и оптимальное развитие, а, значит, и эффективность деятельности социальных служб во многом зависят от установок задаваемых вышестоящими организациями. На сегодняшний же день, внешний контроль ориентирован на увеличение количественных показателей что и определяет наличие лишь количественных показателей в оценке эффективности деятельности службы. Например, важен такой показатель, как «количество услуг». Необходимость увеличения количественных показателей приводит к стремлению все направления работы с клиентом оформить как услуги, которые можно подсчитать. В этих условиях главным становится количество оказанных услуг, а не качественное изменение ситуации клиента. Направления работы, не отвечающие критериям «услуги» не получают развития. Кроме того, наличие в социальных службах отчетной практики оценки деятельности обусловливает в немалой степени выбор приоритетных форм взаимодействия с клиентами: социальные службы ориентированы на развитие групповых методов работы с клиентами. Получают развитие бюрократизация и рутинизация работы.
Для достижения большей объективности
в оценке эффективности, мы можем
предложить следующие аспекты изучения
эффективности деятельности социальных
служб: как качественной характеристики
организационного строения и организационных
процессов; как качественной характеристики
результатов организационной
Учитывая многоаспектность
понятия эффективности, мы можем
рекомендовать следующие
- оценка результатов
- оценка степени
- оценка влияния оказываемого
социальной службой на то
Деятельность социальных служб нуждается в объективной комплексной оценке, которую можно осуществить только при условии наличия критериев и стандартов социальной поддержки людям оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации. При отсутствии стандартов невозможно установить, выполняется ли работа персоналом в полном объеме. Если нет стандарта, то любое измерение деятельности будет необоснованным и спорным. Однако, даже в условиях отсутствия стандартов социального обслуживания, может быть оценена эффективность деятельности социальной службы, то есть может быть оценен реальный эффект, результат деятельности социальной службы.
Оценка эффективности деятельности социальной службы может осуществляться по разным методологическим и контекстуальным основаниям. Оценка эффективности – это, прежде всего, исследовательский проект, включающий в себя программу с описанием концептуальных оснований оценки, инструментарий, методологию, исполнителей, форму изложения результатов. В каждом конкретном случае оценки эффективности деятельности социальной службы требуется разработка индивидуального проекта, в зависимости от специфики социальной службы, ожидаемых результатов и целей. Однако, в случае государственных социальных служб подобный проект должен быть инициирован надведомстенными организациями, но осуществляться независимыми экспертами.
На сегодняшний момент, мы можем выделить следующие препятствия для инициирования подобного рода исследовательских проектов:
- существующая ориентация на оказание услуг, а не на решение проблемы клиента и сообщества;
- недооценка возможностей социальной службы как агента социальных изменений в жизни сообщества;
- существующая традиция
планово-отчетной системы
- отсутствие влияния сообщества
на формирование направлений
деятельности государственных
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения. М.: РАГС, 2007.
Алексеева Л.С. Ведение документации на клиента //Российский журнал социальной работы. 1996. № 2. С. 57-62.
Боденко Б.Н. Проблема оценки эффективности практической социальной работы (к построению теории социальной работы) // Работник социальной службы . 1997. №2. С. 14-19.
Вильямский В. Основы организации деятельности социальных систем. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
Волков Ю.Г. Социология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
Гвишиани Д.М. Организация и управление. М.: Изд-во МГТУ им.Н.Э. Баумана, 1998.
Гидденс Э. Социология. М.: Едиториал УРСС, 2005.
Зайцев Д.В., Зайцева О.Б. Разгосударствление социальной сферы в России: социально-правовой аспект // Общественные науки и современность. 2007. № 3. С. 174-176.
Иванов В.Н. Основы социального управления. М., 2001.
Киблицкая М.В., Масалков И.К. Методология и дизайн исследования в стиле кейс стади. М.: Издательство Международного университета бизнеса и управления, 2003.
Константинов И.Б. Совершенствование управления социальной защитой населения на основе системного подхода // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2006. №11.
Корнеев И.М, Корнеев М.И. Гаврилова С.Н. Проблемы управления и инвестирования социальной сферы. Екатеринбург, 1998.
Кравченко А.И. Основы социологии и политологии. М.: Академический проект, Фонд "Мир", 2004.
Луков В.А. Социальное проектирование. М.: Изд-во Моск. гуманит.- социал. академии, Изд-во «Флинта» , 2003.
Миронова Т.К. Право и социальная защита. М.: Права человека, 2006.
Нагайчук А.Ф. Конфликт интересов в сфере социальной политики // Социологические исследования. 2006. № 3. С. 48-53.
Обозов Н.Н. , Щекин Т.В. Психология работы с людьми. Киев, 1990.
Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспент Пресс, 1997.
Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления: опыт лучших компаний. М.: Прогресс, 1986.
Пригожин А.И. Организация: системы и люди. М.: Наука, 1983.
Пригожин А.И. Современная социология организации. М.: Интерпракс, 1995.
Романов П.В. Стратегия кейс-стади в исследовании социальных служб // Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова. М.: ИНИОН РАН, 2002.
Романов П.В. Формальные организации и неформальные отношения: Кейс-стади практик управления в Современной России. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000.
Савинов А.Н., Зарембо Т. Ф. Организация работы органов социальной защиты. М.: Академия, 2004.
Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998.
Социальная стратификация российского общества / отв. ред. З.Т.Голенкова. М.: Летний сад, 2003.
Хеллевик О. Социологический метод/ пер. с норв. М.: Издательство «Весь Мир», 2002.
Хижный Э. Государственная система социальной защиты граждан. М.: ИНИОН РАН, 2006.
Щукина Н.П. Проблема клиента в деятельности социальных служб.// Российский журнал социальной работы. 1996. №1. С. 45-56.
ПРИЛОЖЕНИЕ
КАТЕГОРИИ ГРАЖДАН, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ОБЪЕКТАМИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РЕГИОНАХ
• Пенсионеры
Информация о работе Сфера социальной защиты населения региона